рабочая программа изобразительное искуство 1-4 класс

Приложение 15
к Адаптированной основной
общеобразовательной программе обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)(1 вариант)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Белоярская школа - интернат»

Рабочая программа
по изобразительному искусству
I-IV класс

с. Белый Яр, 2018г.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе
МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» 20.05.2016 г. № 275-1.
Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ»
Разработчик: Саватеева Т.Е.

Пояснительная записка
Общие цели: развитие у обучающегося с интеллектуальными нарушениями умения пользоваться полученными практическими
навыками в повседневной жизни.
 воспитание интереса к изобразительному искусству;
воспитание в детях эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира;
 формирование элементарных представлений о видах изобразительного искусства искусства;
 развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего
мнения о них;
 обучение изобразительным техникам и приёмам с использованием различных материалов, инструментов и приспособлений;
 обучение разным видам изобразительной деятельности (рисованию, аппликации, лепке);
 формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и
воображению;
 развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
 воспитание у учащихся умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для
получения результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Коррекция недостатков психического и физического развития обучающихся данной категории на уроках изобразительного
искусства заключается в следующем:
― коррекции познавательной деятельности учащихся путем систематического и целенаправленного воспитания и
совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения
находить в изображаемом объекте существенные признаки, устанавливать сходство и различие между предметами;
― развитии аналитических способностей, умений сравнивать, обобщать; формирование умения ориентироваться в задании,
планировать художественные работы, последовательно выполнять рисунок, аппликацию, лепку предмета; контролировать свои действия;
― коррекции ручной моторики; улучшения зрительно-двигательной координации путем использования вариативных и многократно
повторяющихся действий с применением разнообразных технических приемов рисования, лепки и выполнения аппликации;
― развитие зрительной памяти, внимания, наблюдательности, образного мышления, представления и воображения.
Общая характеристика предмета:
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки
изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную
и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, воспитанию у него положительных навыков
и привычек.
Описание места предмета в учебном плане.
В обязательной части учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в состав
предметной области «Искусство».
Личностные результаты:

Оознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
1 класс:
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений
-знание элементарных правил передачи формы предмета;
-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
-рисование по образцу предметов несложной формы и конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
-ориентировка в пространстве листа;
-адекватная передача цвета изображаемого объекта;
-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
-знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», «объем» и др.;

-следование при выполнении работы инструкциям учителя;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво).
2 класс:
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их назначения;
-знание элементарных правил передачи формы предмета и др.;
-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя;
-рациональная организация своей изобразительной деятельности;
-владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
-рисование по образцу, с натуры предметов несложной формы и конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
-ориентировка в пространстве листа;
-адекватная передача цвета изображаемого объекта;
-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
-знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», «объем» и др.;
-знание правил построения орнамента;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
-знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
- -следование при выполнении работы инструкциям учителя;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно)
-различение жанров изобразительного искусства: натюрморт.
3 класс:
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения,
обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-знание элементарных правил композиции, передачи формы предмета и др.;
-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «точка», «линия», «штриховка», «пятно», «цвет»;
-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;

-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель;
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя;
-рациональная организация своей изобразительной деятельности;
-планирование работы;
-осуществление контроля выполняемых практических действий;
-владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
-рисование по образцу,с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
-применение приемов работы карандашом, акварельными красками;
-ориентировка в пространстве листа, размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета;
-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт);
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Хохлома и др.);
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
-знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», «объем» и др.;
-знание правил светотени, построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
-знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
-нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных
источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
-использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
-применение разных способов лепки;
-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
-различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
-различение произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства;

-различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт.
4 класс:
Минимальный уровень:
-знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения,
обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
-знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
-знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия»,
«штриховка», «пятно», «цвет»;
-пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
-знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец,
Каргополь и др.;
-организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя;
-рациональная организация своей изобразительной деятельности;
-планирование работы;
-осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической
работы;
-владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
-рисование по образцу,с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции;
-передача в рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
-применение приемов работы карандашом, гуашью,акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
-ориентировка в пространстве листа, размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
-адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых
оттенков цвета;
-узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
-знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
-знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
-знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;
-знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», «объем» и др.;
-знание правил цветоведения, светотени, перспективы, построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;

- знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
-знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
-нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
-следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных
источниках;
- оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
-использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
-применение разных способов лепки;
-рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта,
рисование по воображению;
-различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
-различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
-различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Содержание предмета.
Содержание программы отражено в пяти разделах:
«Подготовительный период обучения»;
«Обучение композиционной деятельности»;
«Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»;
«Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»,
«Обучение восприятию произведений искусства».
Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на
свободную и заданную тему; декоративное рисование;
― лепка объемного и плоскостного изображения (барельеф на картоне) с натуры или по образцу, по памяти, воображению; лепка на
тему; лепка декоративной композиции;
― выполнение плоскостной и полуобъемной аппликации (без фиксации деталей на изобразительной поверхности («подвижная
аппликация») и с фиксацией деталей на изобразительной плоскости с помощью пластилина и клея) с натуры, по образцу, представлению,
воображению; выполнение предметной, сюжетной и декоративной аппликации;
― проведение беседы о содержании рассматриваемых репродукций с картины художников, книжной иллюстрации, картинки,
произведения народного и декоративно-прикладного искусства.
Введение

Человек и изобразительное искусство; урок изобразительного искусства; правила поведения и работы на уроках изобразительного
искусства; правила организации рабочего места; материалы и инструменты, используемые в процессе изобразительной деятельности;
правила их хранения.
Подготовительный период обучения.
Формирование организационных умений: правильно сидеть, правильно держать и пользоваться инструментами (карандашами,
кистью, красками), правильно располагать изобразительную поверхность на столе.
Сенсорное воспитание: различение формы предметов при помощи зрения, осязания и обводящих движений руки; узнавание и показ
основных геометрических фигур и тел (круг, квадрат, прямоугольник, шар, куб); узнавание, называние и отражение в аппликации и
рисунке цветов спектра; ориентировка на плоскости листа бумаги.
Развитие моторики рук: формирование правильного удержания карандаша и кисточки; формирование умения владеть карандашом;
формирование навыка произвольной регуляции нажима; произвольного темпа движения (его замедление и ускорение); прекращения
движения в нужной точке; направления движения.
Обучение приемам работы в изобразительной деятельности (лепке, выполнении аппликации, рисовании):
приемы лепки:
― отщипывание кусков от целого куска пластилина и разминание;
― размазывание по картону;
― скатывание, раскатывание, сплющивание;
―примазывание частей при составлении целого объемного изображения.
Приемы работы с «подвижной аппликацией» для развития целостного восприятия объекта при подготовке детей к рисованию:
― складывание целого изображения из его деталей без фиксации на плоскости листа;
― совмещение аппликационного изображения объекта с контурным рисунком геометрической фигуры без фиксации на плоскости
листа;
― расположение деталей предметных изображений или силуэтов на листе бумаги в соответствующих пространственных
положениях;
― составление по образцу композиции из нескольких объектов без фиксации на плоскости листа.
Приемы выполнения аппликации из бумаги:
― приемы работы ножницами;
― раскладывание деталей аппликации на плоскости листа относительно друг друга в соответствии с пространственными
отношениями: внизу, наверху, над, под, справа от …, слева от …, посередине;
― приемы соединения деталей аппликации с изобразительной поверхностью с помощью пластилина;
― приемы наклеивания деталей аппликации на изобразительную поверхность с помощью клея.
Приемы рисования твердыми материалами (карандашом, фломастером, ручкой):
― рисование с использованием точки (рисование точкой; рисование по заранее расставленным точкам предметов несложной формы
по образцу);

― рисование разнохарактерных линий (упражнения в рисовании по клеткам прямых, вертикальных, горизонтальных, наклонных,
зигзагообразных линий; рисование дугообразных, спиралеобразных линии; линий замкнутого контура (круг, овал). Рисование по клеткам
предметов несложной формы с использованием этих линий (по образцу);
― рисование без отрыва руки с постоянной силой нажима и изменением силы нажима на карандаш. Упражнения в рисовании
линий. Рисование предметов несложных форм (по образцу);
― штрихование внутри контурного изображения; правила штрихования; приемы штрихования (беспорядочная штриховка и
упорядоченная штриховка в виде сеточки);
― рисование карандашом линий и предметов несложной формы двумя руками.
Приемы работы красками:
― приемы рисования руками: точечное рисование пальцами; линейное рисование пальцами; рисование ладонью, кулаком, ребром
ладони;
― приемы трафаретной печати: печать тампоном, карандашной резинкой, смятой бумагой, трубочкой и т.п.;
приемы кистевого письма: примакивание кистью; наращивание массы; рисование сухой кистью; рисование по мокрому листу и т.д.
Обучение действиям с шаблонами и трафаретами:
― правила обведения шаблонов;
― обведение шаблонов геометрических фигур, реальных предметов несложных форм, букв, цифр.
Обучение композиционной деятельности:
Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию.
Формирование понятий: «предмет», «форма», «фигура», «силуэт», «деталь», «часть», «элемент», «объем», «пропорции»,
«конструкция», «узор», «орнамент», «скульптура», «барельеф», «симметрия», «аппликация» и т.п.
Разнообразие форм предметного мира. Сходство и контраст форм. Геометрические фигуры. Природные формы. Трансформация
форм. Передача разнообразных предметов на плоскости и в пространстве и т.п.
Обследование предметов, выделение их признаков и свойств, необходимых для передачи в рисунке, аппликации, лепке предмета.
Соотнесение формы предметов с геометрическими фигурами (метод обобщения).
Передача пропорций предметов. Строение тела человека, животных и др.
Передача движения различных одушевленных и неодушевленных предметов.
Приемы и способы передачи формы предметов: лепка предметов из отдельных деталей и целого куска пластилина; составление
целого изображения из деталей, вырезанных из бумаги; вырезание или обрывание силуэта предмета из бумаги по контурной линии;
рисование по опорным точкам, дорисовывание, обведение шаблонов, рисование по клеткам, самостоятельное рисование формы объекта и
т.п.
Сходство и различие орнамента и узора. Виды орнаментов по форме: в полосе, замкнутый, сетчатый, по содержанию:
геометрический, растительный, зооморфный, геральдический и т.д. Принципы построения орнамента в полосе, квадрате, круге,
треугольнике (повторение одного элемента на протяжении всего орнамента; чередование элементов по форме, цвету; расположение
элементов по краю, углам, в центре и т.п.).

Практическое применение приемов и способов передачи графических образов в лепке, аппликации, рисунке.
Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в рисунке с помощью красок.
Понятия: «цвет», «спектр», «краски», «акварель», «гуашь», «живопись» и т.д.
Цвета солнечного спектра (основные, составные, дополнительные). Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Практическое
овладение основами цветоведения.
Различение и обозначение словом некоторых ясно различимых оттенков цветов.
Работа кистью и красками, получение новых цветов и оттенков путем смешения на палитре основных цветов, отражение
светлотности цвета (светло-зеленый, темно-зеленый и т.д.).
Эмоциональное восприятие цвета. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния (радость,
грусть). Роль белых и черных красок в эмоциональном звучании и выразительность образа. Подбор цветовых сочетаний при создании
сказочных образов: добрые, злые образы.
Приемы работы акварельными красками: кистевое письмо ― примакивание кистью; рисование сухой кистью; рисование по
мокрому листу (алла прима), послойная живопись (лессировка) и т.д.
Практическое применение цвета для передачи графических образов в рисовании с натуры или по образцу, тематическом и
декоративном рисовании, аппликации.
Обучение восприятию произведений искусства
Примерные темы бесед:
«Изобразительное искусство в повседневной жизни человека». Работа художников, скульпторов, мастеров народных промыслов,
дизайнеров.
«Виды изобразительного искусства». Рисунок, живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн.
«Как и о чем создаются картины» Пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетная картина. Какие материалы использует художник (краски,
карандаши и др.). Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи и графики.
Художники создали произведения живописи и графики: И. Билибин, В. Васнецов, Ю. Васнецов, В. Канашевич, А. Куинджи, А Саврасов,
И .Остроухова, А. Пластов, В. Поленов, И Левитан, К. Юон, М. Сарьян, П. Сезан, И. Шишкин и т.д.
«Как и о чем создаются скульптуры». Скульптурные изображения (статуя, бюст, статуэтка, группа из нескольких фигур). Какие
материалы использует скульптор (мрамор, гранит, глина, пластилин и т.д.). Объем – основа языка скульптуры. Красота человека,
животных, выраженная средствами скульптуры. Скульпторы создали произведения скульптуры: В. Ватагин, А. Опекушина, В. Мухина и
т.д.
«Как и для чего создаются произведения декоративно-прикладного искусства». Истоки этого искусства и его роль в жизни человека
(украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюмы). Какие материалы используют художники-декораторы. Разнообразие форм
в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные
узоры на стеклах). Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Ознакомление с произведениями
народных художественных промыслов в России с учетом местных условий. Произведения мастеров расписных промыслов (хохломская,
городецкая, гжельская, жостовская роспись и т.д.).

Тематическое планирование
Кол- во
часов

№ урока
Тема
Основные виды деятельности обучающихся
п/п
1 класс
Раздел «Подготовительный период обучения»
1.
Рисование линий
1
Практическая работа
2.
Рисование замкнутых линий
1
Практическая работа
Рисование по шаблону квадрата, круга,
Практическая работа
3.
1
прямоугольника, треугольника
Раздел «Обучение композиционной деятельности»
4.
Аппликация «Закладка для книги»
1
Практическая работа
5.
Аппликация «Узор в полосе»
1
Практическая работа
6.
Лепка «Елка»
1
Практическая работа
7.
Рисование «Геометрический орнамент»
1
Практическая работа
8.
Аппликация «Грузовик»
1
Практическая работа
9.
Аппликация «Многоэтажный дом»
1
Практическая работа
10.
Аппликация «Ракета»
1
Практическая работа
Раздел «Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
11.
Аппликация «Праздничные шарики»
1
Практическая работа
12.
Рисование «Большие и маленькие мячи»
1
Практическая работа
13.
Лепка «Фрукты»
1
Практическая работа
14.
Лепка «Овощи»
1
Практическая работа
15.
Рисование «Грибы»
1
Практическая работа
16.
Рисование «Кораблик»
1
Практическая работа
17.
Рисование «Бусы»
1
Практическая работа
18.
Рисование «Елочные игрушки»
1
Практическая работа
19.
Рисование «Ветка ели с игрушками»
1
Практическая работа
20.
Рисование «Снеговик»
1
Практическая работа
21.
Аппликация «Светофор»
1
Практическая работа
22.
Рисование «Башенка»
1
Практическая работа
23.
Рисование «Узор в круге»
1
Практическая работа
24.
Рисование «Геометрический узор»
1
Практическая работа
25.
Рисование «Праздничный флажок»
1
Практическая работа

26.
Рисование «Узор из растительных элементов»
1
Практическая работа
Раздел «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»
27.
Рисование «Фрукты и овощи»
1
Практическая работа
28.
Рисование «Мыльные пузыри»
1
Практическая работа
29.
Рисование «Весенняя веточка»
1
Практическая работа
30.
Рисование «Открытка к 8 Марта»
1
Практическая работа
31.
Рисование «Ветка в вазе»
1
Практическая работа
Раздел «Обучение восприятию произведений искусства»
Рисование «Колобок»
1
Рассматривание иллюстраций, чтение
32.
отрывка сказки, практическая работа.
1
Рассматривание иллюстраций, чтение
33.
Аппликация «Три медведя»
отрывка сказки, практическая работа.
Тематическое планирование
2 класс
№
урока п/п

Тема

Раздел «Обучение композиционной деятельности»
1.
Рисование «Узор из листьев и ягод»
2.
Рисование «Узор в полосе»
3.
Рисование «Узор в квадрате»
4.
Рисование «Орнамент для коврика»
5.
Аппликация «Орнамент в прямоугольнике»
6.
Рисование «Школьные принадлежности»
7.
Лепка «Деревья осенью»
8.
Рисование «Узор из веточек ели»
9.
Рисование «Узор из снежинок для шарфа»
10.
Рисование «Аквариум»
11.
Рисование «Узор для косынки»
12.
Аппликация «Расписная тарелка»
13.
Аппликация «Ракета летит»

Коли
чество
часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Основные виды деятельности
обучающихся
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

14.
Узор в полосе
1
Практическая работа
15.
Аппликация «Чередующийся узор в полосе»
1
Практическая работа
Раздел «Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
16.
Лепка «Ветка ели»
1
Практическая работа
17.
Аппликация «Снеговик»
1
Практическая работа
18.
Аппликация «Рамка для картины»
1
Практическая работа
19.
Рисование «Портфель»
1
Практическая работа
20.
Рисование дорожного знака «Впереди опасность!»
1
Практическая работа
21.
Рисование «Рыбка»
1
Практическая работа
22.
Лепка «Весеннее дерево»
1
Практическая работа
Раздел «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»
23.
Рисование «Фрукты, овощи»
1
Практическая работа
24.
Рисование «Грибы»
1
Практическая работа
25.
Рисование «Праздничные флажки»
1
Практическая работа
26.
Рисование «Ветка с елочными игрушками»
1
Практическая работа
27.
Аппликация «Открытка к Дню защитника отечества»
1
Практическая работа
28.
Рисование «Весеннее дерево»
1
Практическая работа
29.
Весенние цветы
1
Практическая работа
30.
Башенка
1
Практическая работа
31.
Праздничный флажок с шариками
1
Практическая работа
Раздел «Обучение восприятию произведений искусства».
Рассматривание иллюстраций, чтение
32.
Маша и медведь
1
отрывка сказки, практическая работа.
33
Урок контроля и систематизации знаний
2
Практическая работа
34
Тематическое планирование
№
урока п/п

Тема

3 класс
Раздел «Обучение композиционной деятельности»
1.
Осенние листья

Коли
чество
часов

1

Основные виды деятельности
обучающихся

Практическая работа

2.
Узор в полосе из веток с листочками
1
Практическая работа
3.
Шахматный узор в квадрате
1
Практическая работа
4.
Узор в полосе из снежинок и веток ели
1
Практическая работа
5.
Геометрический орнамент в квадрате
1
Практическая работа
6.
Узор на рукавичке
1
Практическая работа
7.
Симметричный узор
1
Практическая работа
8.
Орнамент из растительных форм в полосе
1
Практическая работа
Раздел «Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
9.
Ветка дерева
1
Практическая работа
10.
Яблоко
1
Практическая работа
11.
Огурец
1
Практическая работа
12.
Игрушечный домик
1
Практическая работа
13.
Будильник
1
Практическая работа
14.
Двухцветный мяч
1
Практическая работа
15.
Молоток
1
Практическая работа
16.
Детская лопатка
1
Практическая работа
17.
Теннисная ракетка
1
Практическая работа
18.
Игрушка
1
Практическая работа
19.
Весенняя веточка
1
Практическая работа
Раздел «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»
20.
Парк осенью
1
Практическая работа
21.
Чудесные цветы
1
Практическая работа
22.
Елка зимой в лесу
1
Практическая работа
23.
Плакат 8 марта
1
Практическая работа
Весна
24.
1
Практическая работа
25.
Деревья весной
1
Практическая работа
26.
Весенние цветы
1
Практическая работа
27.
Праздничный салют
1
Практическая работа
28.
Куст земляники
1
Практическая работа
Раздел «Обучение восприятию произведений искусства».
29.
Картины о весне
Рассматривание репродукций, беседа
Рассматривание иллюстраций, чтение
30.
Зайку бросила хозяйка
1
стихотворения, практическая работа.

31
32
33
34

Урок контроля и систематизации знаний

4

Практическая работа

Тематическое планирование
№
Колич
Основные виды деятельности
Тема
урока п/п
ество часов
обучающихся
4 класс
Раздел «Обучение композиционной деятельности»
1.
Узор в квадрате
1
Практическая работа
2.
Геометрический орнамент в квадрате
1
Практическая работа
3.
Расписная тарелка
1
Практическая работа
4.
Расписное блюдо
1
Практическая работа
5.
Космический корабль в космосе
1
Практическая работа
Узор в квадрате из стилизованных природных
Практическая работа
6.
1
форм
7.
Узор в круге из растительных элементов
1
Практическая работа
Раздел «Развитие умения воспринимать и изображать форму предметов, пропорции, конструкцию»
Практическая работа
Ветка рябины
8.
1
9.
Сказочная избушка
1
Практическая работа
10.
Моя любимая игрушка
1
Практическая работа
11.
Транспорт
1
Практическая работа
12.
Раскладная пирамидка
1
Практическая работа
13.
Пластиковый стаканчик
1
Практическая работа
14.
Грузовик
1
Практическая работа
15.
Домик для птиц
1
Практическая работа
16.
Мост
1
Практическая работа
17.
Столярные инструменты
1
Практическая работа
18.
Зонт
1
Практическая работа
19.
Настольная лампа
1
Практическая работа
Практическая работа
Настенные часы
20.
1
Практическая работа
Мой дом
21.
1

Раздел «Развитие восприятия цвета предметов и формирование умения передавать его в живописи»
22.
Фрукты
1
Практическая работа
23.
Овощи
1
Практическая работа
24.
Осенний лист
1
Практическая работа
25.
Снежинки
1
Практическая работа
26.
Пришла весна
1
Практическая работа
27.
Лист календаря к 8 марта
1
Практическая работа
Практическая работа
28.
Весенние цветы
1
Раздел «Обучение восприятию произведений искусства».
29.
Золотая хохлома
1
Беседа, практическая работа
30.
Богородская игрушка
1
Беседа, практическая работа
31
32
Рассматривание произведений ДПИ,
Вышивка, кружево, керамика
4
33
практическая работа
34
Материально-техническое обеспечение
Учебники и учебное пособие :
1.
Изобразительное искусство 1 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
общеобразовательные программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова – М.: просвещение, 2017. -111с.: ил. - ISBN 978-5-09-047220-3
2.
Изобразительное искусство 2 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
общеобразовательные программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова – М.: просвещение, 2018. -111с.: ил. - ISBN 978-5-09-051063-9
3.
Изобразительное искусство 3 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
общеобразовательные программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова – М.: просвещение, 2018. -98с.: ил. - ISBN 978-5-09-051064-6
4.
Изобразительное искусство 4 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные
общеобразовательные программы /М.Ю. Рау, М.А. Зыкова – М.: просвещение, 2018. -95с.: ил. - ISBN 978-5-09-051065-3
Учебно-методическое обеспечение:
1.
Образцы рисунков.
2.
Учимся рисовать, Н.Г. Соломина, изд. «Вентанаграф», 2005.
3.
Учимся рисовать, С. Вохринцева, изд. «Страна фантазий», 2008.
4.
Путешествие в мир живописи, В.А. Панжинская, изд. «Детство пресс», 2008.

Приложение
Контрольно-оценочные материалы
2 класс
3 четверть - Аппликация «Расписная тарелка»
Практическая работа.
Инструкционная карта:
1.
Продумать композиционное расположение геометрических фигур на тарелке.
2.
Распределить детали аппликации на картонной тарелочке.
3.
Приклеить детали к основе.

4 четверть – Рисование «Весенние цветы»
Практическая работа.
Инструкционная карта:
3класс
1 четверть - Шахматный узор в квадрате
Практическая работа.
Инструкционная карта:
1. Обвести шаблон квадрата по контуру.
2. Поделить квадрат пополам с верху вниз и с лева на право.
3. Получились квадратики, которые в свою очередь необходимо поделить пополам.
4. Раскрасить в шахматном порядке как на образце.

2 четверть - Узор в полосе из снежинок и веток ели
Практическая работа.
Инструкционная карта:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.
3 четверть - Рисование «Игрушка»
Практическая работа.
Инструкционная карта

10.

4 четверть - Рисование «Разноцветные краски лета»
Практическая работа.
Инструкционная карта:
1.
Закрыть глаза и вспомнить лето.
2.
Выбрать цвета красок или карандашей.
3.
Сделать набросок сюжетной картинки карандашом.
4.
Раскрасить.

4класс
1 четверть – Рисование «Сказочная избушка»
Практическая работа.
Инструкционная карта:

2 четверть – Рисование панно «Снежинки»
Практическая работа.
Инструкционная карта:
1Сначала рисуем один арифметический знак – знак сложения.
2. Затем другой – знак умножения.
3. На каждом луче от центра откладываем отрезки одинаковой величины и ставим точку.
4.Затем эти точки соединяем между собой и получаем отрезки.

5. На основных лучах рисуем короткие лучики или « галки».

3 четверть - Рисование «Настенные часы»
Практическая работа.
Инструкционная карта:
1.
Нарисуйте большой круг с помощью циркуля.
2.
Рисуем еще один круг.
3.
Часы помещаем в квадрат. Чтобы правильно обозначить центр, от каждой стороны квадрата проведите прямые линии. На их
пересечении и будет центр.
4.
С помощью тех же линий, которые помогли обозначить центр, можете поставить основные временные отметки: двенадцать,
три, шесть и девять часов.
5.
Между основными проставьте на одинаковом расстоянии остальные штрихи, обозначающие время. Сотрите квадрат.
6.
Нарисовать стрелки.
7.
Часики нарисованы, осталось их раскрасить.

4 четверть - Рисование «Весенние цветы»
Практическая работа.
Инструкционная карта:
1.
нужно нарисовать два одинаковых по размерам и форме круга, так как они могут быть слегка вытянуты. Эти фигуры станут
основой будущих цветов.

2.

На этом этапе мы будем придавать форму будущему тюльпану. Поэтому нам необходимо прорисовать его контуры, точнее

контуры лепестков цветка. В нашем случае – это два лепестка

3.
4.
Теперь нам нужно сделать более правдоподобными и реалистичными бутоны тюльпанов. Чтобы получилось требуемое
изображение, сверху каждого из тюльпанов, между уже двумя существующими лепестками, мы дорисуем еще по одному, третьему. Этот
лепесток будет гораздо меньше остальных. Нарисовать его очень просто. Понадобится добавить все по две небольшие линии, как это
видно на рисунке
5.
Следующий шаг, пожалуй, самый простой из всех. Нам нужно нарисовать стебли тюльпанам. Сделать это очень легко, в чем

мы с вами можем убедиться

6.

Чтобы все детали цветов были на своих местах, давайте дорисуем на стеблях листья. Листья тюльпанов имеют характерную

форму. Мы их будем рисовать достаточно большими и удлиненными. По два для каждого отдельного цветка. |
7.
Теперь нам нужно завершить наш рисунок. Сначала, с помощью ластика, мы сотрем ненужные линии, которые мы
нарисовали в самом начале работы. Затем мы возьмем маркеры нужных цветов и обведем ими нарисованные эскизы двух тюльпанов. На
этом же этапе мы придадим рисунку законченный вид – разукрасим его. Один из тюльпанов у нас будет розовым, а второй мы сделаем

голубым, стебли и листья будут традиционного зеленого цвета


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».