Приложение 8 к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа - интернат» Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" I - IV класс с. Белый Яр, 2018 г .Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ "Белоярская ШИ", утвержденным приказом МКОУ "Белоярская ШИ" от 20.05.2016г. № 275 - 1 Организация - разработчик: МКОУ "Белоярская ШИ" Разработчики: Кравцова Е. А, Кузнецова Н.М, Кузнецова С.В, Осипова Л.В. Пояснительная записка. Общие цели: формирование первоначальных знаний о живой и неживой природе, понимание простейших взаимосвязей, существующих между миром природы и человека. - закрепление представлений, систематизирование знаний и накапливание опыта взаимодействия с предметами в различных видах деятельности (игровой, коммуникативной, учебной). - взаимодействие с предметами познания, по возможности в натуральном виде и естественных условиях или в виде макетов в специально созданных учебных ситуациях. Общая характеристика предмета. Предмет "Мир природы и человека" является начальным звеном формирования естествоведческих знаний, пропедевтическим этапом формирования у обучающихся с (интеллектуальными нарушениями) умений наблюдать, анализировать, взаимодействовать с окружающим миром. Описание места предмета в учебном плане. В обязательной части учебного плана МКОУ "Белоярская ШИ" предмет "Мир природы и человека" входит в состав предметной области "Естествознание". Личностные результаты: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; - формирование адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; - сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; - проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты. 1 класс Минимальный уровень: -узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях и фотографиях; - называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; - знание основных правил личной гигиены; -составление повествовательного или описательного рассказа из 2-4 предложений об изученных объектах по предложенному плану; Достаточный уровень: - узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; - знание отличительных существенных признаков групп объектов; - ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения или наблюдения; -соблюдение элементарных санитарно - гигиенических норм; 2 класс Минимальный уровень: - отнесение изученных объектов к определенным группам (видо -родовые понятия); - знание основных правил личной гигиены и выполнение их в повседневной жизни; - составление повествовательного или описательного рассказа из 3-5 предложений об изученных объектах по предложенному плану; Достаточный уровень: - отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации; - ответы на вопросы и постановка вопросов по содержанию изученного, проявление желания рассказать о предмете изучения, заинтересовавшем объекте; -знание некоторых правил безопасного поведения в природе и обществе с учетом возрастных особенностей; -адекватное взаимодействие с объектами окружающего мира; 3 класс Минимальный уровень: - представление о назначении объектов изучения; - знание требований к режиму дня школьника и понимание необходимости его выполнения; - ухаживание за комнатными растениями, кормление зимующих птиц; - адекватное взаимодействие с изученными объектами окружающего мира в учебных ситуациях; Достаточный уровень: - представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - знание правил гигиены органов чувств; - проявление активности в организации совместной деятельности и ситуативном общении с детьми; - готовность к использованию полученных знаний при решении учебных, учебно-бытовых, учебно-трудовых задач; 4 класс Минимальный уровень: - представление о назначении объектов изучения; - представление об элементарных правилах безопасного поведения в природе и обществе; - адекватное поведение в классе, в школе, на улице в условиях реальной или смоделированной учителем ситуации; Достаточный уровень: - представление о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; - развернутая характеристика своего отношения к изученным объектам; - выполнение доступных природоохранительных действий; - готовность к использованию сформированных умений при решении учебных, учебно-бытовых, учебно-трудовых задач в объеме программы. Содержание предмета. Сезонные изменения. Временные изменения. День, вечер, ночь, утро. Сутки, время суток. Время суток и солнце (по результатам наблюдений). Времена года: Осень. Зима. Весна. Лето. Основные признаки каждого времени года (изменения в неживой природе, жизни растений, животных и человека).Значение солнечного тепла и света. Сезонные изменения в неживой природе. Изменения, происходящие в природе в разное время года, с постепенным нарастанием подробности описания качественных изменений: температура воздуха (тепло – холодно, мороз, жара); осадки (снег – дождь); ветер (холодный -теплый); солнце ( греет, светит), облака (тучи), состояние водоемов (ручьи, лужи, ледоход, теплая - холодная вода). Растения и животные в разное время года Жизнь растений и животных (звери, птицы, рыбы, насекомые) в разные сезоны года. Ознакомление с названиями растений и животных. Домашние и дикие животные в разное время года. Одежда людей, игры детей. Одежда людей в разное время года. Одевание на прогулку. Учет времени года, погоды, предполагаемых занятий (игры, наблюдения, спортивные занятия). Игры детей в разные сезоны года. Неживая природа. Солнце, облака, луна, звезды, планета Земля. Узнавание и называние объектов неживой природы. Простейшие признаки объектов неживой природы по основным параметрам: внешний вид, наиболее существенные и заметные свойства(выделяемые при наблюдении ребенком), место в природе, значение. Элементарные сведения о Земле, как планете, и Солнце вокруг которого двигается Земля. Живая природа. Растения. Овощи. Фрукты. Внешний вид, использование. Употребление в пищу. Название. Внешнее строение (корень, стебель, лист, цветок). Деревья, кустарники, травы, цветы, семена, плоды Животные. Животные домашние. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: части тела. Условия обитания, чем кормятся сами животные, чем кормят их люди. Место в жизни человека (для чего содержат животное), забота и уход за животным. Животные дикие. Звери. Птицы. Названия. Внешнее строение: названия частей тела. Место обитания, питание, образ жизни. Роль в природе. Помощь птицам зимой (подкормка, изготовление кормушек) и весной. Охрана природы: наблюдения за жизнью живой природы, ознакомление с правилами ухода за домашними животными, подкормка птиц зимой. Человек. Мальчик и девочка, мужчина, женщина. Возрастные группы (молодой, взрослый, пожилой). Строение тела человека (голова, туловище, ноги и руки (конечности).Осанка. Скелет и мышцы человека. Ориентировка в схеме тела на картинке и на себе. Лицо человека: глаза, нос, рот, уши. Покровы тела: кожа, ногти, волосы. Гигиена ногтей, кожи, волос (обстригание, мытье, расчесывание).Зубы. Гигиена полости рта(чистка зубов, полоскание). Гигиена рук (мытье). Органы чувств человека( глаза, нос, уши, рот, кожа). Значение в жизни человека. Гигиена органов чувств. Здоровый образ жизни: личная гигиена(умывание), прогулки. Человек – член общества: член семьи, ученик, одноклассник, друг. Личные вещи ребенка: гигиенические принадлежности, игрушки, учебные вещи, одежда, обувь. Безопасное поведение. Профилактика простудных заболеваний. Простейшие действия при получении травмы: обращение за помощью к учителю, правила первой помощи при порезах и ожогах. Безопасное поведение в природе. Правила поведения человека при контакте с домашним животным. Правила поведения человека с диким животным в природе. Правила поведения в лесу, на воде, в грозу. Правила поведения с незнакомыми людьми. Правила поведения на улице. Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход, правила нахождения ребенка на улице ( переход улицы по пешеходному переходу). Тематическое планирование 1 класс. № урока п/п 1 2 3 4 Объекты живой и неживой природы. Земля и солнце. Значение солнца для жизни растений. День и ночь. Небо днем и ночью. Занятие людей в течение суток. 1 1 1 1 5 Осень. 1 6 7 8 9 Признаки осени. 2 Занятия и одежда детей осенью. "Осень". Наблюдения за погодой. 1 1 10 11 12 Растения. Строение и сходство растений. 2 Различия растений. 1 13 Разнообразие цветов. 1 14 Семена. 1 15 16 17 Плоды растений (овощи и фрукты). 2 1 18 19 Приспособление растений к сезонным изменениям в природе. Приспособление растений к разным условиям жизни. Растения(обобщающий урок). 20 Зима. 1 Количество часов Тема 1 1 Основные виды деятельности обучающихся Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с сюжетными картинками, составление предложений. Работа с иллюстрациями, сюжетными картинками. Работа с учебником, предметными иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с учебником, предметными картинками. Работа с картинами природы, ответы на вопросы Работа с карточками, учебником. Работа с иллюстративным материалом, ответы на вопросы. Работа с иллюстративным материалом, ответы на вопросы. Работа с природным материалом, учебником, ответы на вопросы. Работа с муляжами, иллюстрациями, ответы на вопросы Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с дополнительным материалом, иллюстрациями, составление предложений. Работа с календарем природы, сюжетными картинками. 21 22 23 24 Признаки зимы. 2 Одежда и занятия детей зимой. "Зима". Наблюдения за погодой. 1 1 25 26 Животный мир. Строение и сходство животных. 1 1 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 Различие животных. 2 Детеныши животных. Домашние животные. 1 2 Дикие животные. 2 Приспособление животных к условиям жизни. Приспособление животных к временам года. Животные. 1 1 1 37 Человек 1 38 39 40 41 42 Части тела человека. 2 Гигиенические навыки. 2 Весна. 1 43 44 45 46 Признаки весны. 2 Одежда и занятия детей весной. "Весна". Наблюдения за погодой. 1 1 47 Лицо человека. 1 Работа с учебником, дополнительным материалом, составление предложений. Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с картинами природы, ответы на вопросы. Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с предметными картинками, учебником, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с таблицами, карточками. Работа с сюжетными картинками, составление предложений. Работа с сюжетными картинками, составление предложений. Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с дополнительным материалом, иллюстрациями, составление предложений. Работа с сюжетными картинками, ответы на вопросы. Работа с карточками, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с календарем природы, сюжетными картинками, составление предложений. Работа с учебником, дополнительным материалом, ответы на вопросы. Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с картинами природы, составление предложений. Работа с предметными картинками, карточками 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 Глаза. 2 Уши. 2 Нос. 2 Рот. 2 Кожа. 2 Осанка. Скелет и мышцы человека. 2 Лето. 1 61 62 63 64 Признаки лета. 2 Одежда и занятия детей летом. "Лето"(обобщение). Наблюдения за погодой. 1 1 65 66 Обобщение и закрепление знаний. 2 по теме. Работа с дополнительным материалом, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с дополнительным материалом, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с дополнительным материалом, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с дополнительным материалом, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с дополнительным материалом, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с дополнительным материалом, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с сюжетными картинками, календарем природы, составление предложений. Работа с учебником, дополнительным материалом, ответы на вопросы. Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с картинами природы, составление предложений. Работа с иллюстрациями, карточками, ответы на вопросы. Тематическое планирование 2 класс № № урока п/п Тема Количество часов Основные виды деятельности обучающихся Раздел "Осень" 1 Влияние солнца на смену времен года. 2 3 4 Осень. Признаки осени. 5 Овощи. 6 Фрукты. 7 Животные. 8 Занятия людей осенью. 9 Сутки. 10 Жизнь растений. 1 11 Комнатные растения. 1 12 Подготовка животных к зиме. 1 13 Рыбы. Растения осенью. Части растений. Раздел "Зима" 14 Зима. Признаки зимы. 15 Долгота дня зимой. 16 Растения и животные зимой. 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 Работа с иллюстрациями, сюжетными картинками, ответы на вопросы. Работа с календарем природы, иллюстрациями, сюжетными картинками, составление предложений. Работа с предметными картинками, иллюстрациями. Работа с муляжами, предметными картинками, учебником, ответы на вопросы. Работа с муляжами, предметными картинками, учебником, ответы на вопросы. Работа с предметными картинками, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с предметными иллюстрациями, сюжетными картинками, составление предложений. Работа с иллюстрациями, составление предложений. Работа с иллюстрациями, учебником, ответы на вопросы. Работа с учебником, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с предметными картинками, учебником, ответы на вопросы. Работа с предметными картинками, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с учебником, календарем природы, составление предложений. Работа с учебником, иллюстрациями, ответы на 17 Занятия людей зимой. Раздел "Человек" 18 Гигиена тела человека. 1 1 19 Человек. Органы пищеварения. 1 20 21 Питание. 2 22 Вода. Значение воды. 1 23 Вода в природе. 1 Раздел "Весна" 24 Весна. Признаки весны. 25 26 Растения и животные весной. 27 Занятия людей весной. Раздел "Лето" 28 Лето. Признаки лета. 29 Долгота дня летом. 2 1 1 вопросы. Работа с сюжетными картинками, предметными иллюстрациями, составление предложений. Работа с иллюстрациями, учебником, ответы на вопросы. Работа с предметными картинками, иллюстрациями, учебником, ответы на вопросы. Работа с сюжетными картинками, предметными иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с учебником, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с карточками, предметными иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с учебником, календарем природы, составление предложений. Работа с учебником, предметными картинками, ответы на вопросы. Работа с предметными картинками, иллюстрациями, учебником, ответы на вопросы. 30 Растения летом. 1 Работа с сюжетными картинками, предметными иллюстрациями, составление предложений. Работа с предметными иллюстрациями, учебником, ответы на вопросы. 31 Животные летом. 1 Работа с предметными картинками, учебником, ответы на вопросы. 32 Занятия людей весной. 1 2 Работа с сюжетными картинками, учебником, составление предложений. Урок контроля и систематизации Знаний. 33 34 Работа с карточками, предметными картинками, ответы на вопросы. 2 Тематическое планирование 3 класс № урока п/п Раздел «Осень». 1 Тема Осень. Признаки осени. Месяцы осени. 2 Растения осенью. 3 Животные осенью. 4 Занятия людей осенью. 5 Растения сада. 6 Плоды и семена. 7 Грибы. Травы. Раздел «Неживая природа». Солнце в разные времена года. Восход и 8 закат солнца Воздух. 9 Значение воздуха. 10 Ветер. Направление ветра 11 Термометр. Календарь. Раздел «Животные». 12 Дикие животные. 13 Домашние животные 14 Птицы. 15 Раздел «Зима» 16 Зима. Признаки зимы. Месяцы зимы. 17 Растения зимой. 18 Животные зимой. Кол-во часов 1 1 1 1 1 1 1 Основные виды деятельности обучающихся Работа по учебнику с иллюстрациями, работа с календарем. Работа по учебнику с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа по учебнику с иллюстрациями, ответы на вопросы Работа по учебнику с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. 1 1 Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. 1 1 Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. 2 1 1 1 Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. 19 Занятия людей зимой. Раздел «Человек». 20 Дыхание человека. Профилактика простудных заболеваний. 21 Окружающая среда и здоровье человека. 22 Питание человека. 23 Кровь. Сердце. Пульс. Раздел «Весна». 24 Весна. Признаки весны. Месяцы весны. 25 Растения весной. 26 Сравнение растений. Части растений. 27 Животные весной. 28 Занятия людей весной. 29 Лето. Признаки лета. Месяцы лета. 30 Растения и животные летом. 31 Урок контроля и систематизации знаний 32 33 34 1 Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. 1 Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. 1 1 1 Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. 1 1 1 1 1 1 1 4 Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, ответы на вопросы Тематическое планирование 4 класс . № Темы урока п/п Раздел "Осень" 1 Сезонные изменения в природе осенью. 2 3 Растения осенью. Животные осенью. Количество часов 1 1 1 Основные виды деятельности обучающихся Работа с календарем природы, иллюстрациями, учебником, составление предложений. Работа с учебником, ответы на вопросы. Работа с учебником, предметными картинками, ответы на вопросы. 4 5 6 Растения огорода, сада, леса, поля. 2 Растения культурные и дикорастущие. 1 7 Лекарственные растения. 1 8 Труд людей осенью. 1 9 Почвы. 1 10 Рельеф. 1 Работа с предметными картинками, учебником, ответы на вопросы. Работа с предметными картинками, дополнительным материалом, учебником, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, дополнительным материалом, учебником, ответы на вопросы. Работа с сюжетными картинками, учебником, составление предложений. Работа с предметными иллюстрациями, учебником, ответы на вопросы. Работа с дополнительным материалом, учебником, ответы на вопросы. Раздел "Зима" 11 Сезонные изменения в природе зимой. 1 Работа с календарем природы, иллюстрациями, учебником, ответы на вопросы. 12 Растения и животные зимой. 1 13 Птицы. 1 14 Домашние животные. 1 Работа с предметными картинками, учебником, ответы на вопросы. Работа с учебником, предметными картинками, ответы на вопросы. Работа с учебником, предметными картинками, ответы на вопросы. 15 Труд людей зимой. 1 Работа с сюжетными картинками, дополнительным материалом, составление предложений. 1 Работа с дополнительным материалом, учебником, ответы на вопросы. Работа с учебником, сюжетными картинками, составление предложений. Работа с дополнительным материалом, предметными иллюстрациями, ответы на вопросы. Ответы на вопросы учебника, работа с иллюстрациями. Раздел "Человек" 16 Человек. Мозг человека. 17 Режим дня. 1 18 Охрана природы. 2 19 Безопасное поведение дома, в школе. 1 Правила дорожного движения. Дорога. 1 21 Транспорт. Мы пассажиры. Раздел "Весна" 22 Сезонные изменения в природе весной. 1 20 1 23 Растения весной. 1 24 Животные весной. 1 25 26 Насекомые. Труд людей весной. 1 1 Раздел "Лето" 27 Сезонные изменения в природе летом. 1 28 Растения летом. 1 29 Животные летом. 1 30 Труд людей летом. 1 31-34 Урок контроля и систематизации знаний. 4 Работа с предметными иллюстрациями, учебником, ответы на вопросы. Работа с дополнительным материалом, учебником. Работа с календарем природы, дополнительным материалом, составление предложений. Работа с учебником, предметными картинками, ответы на вопросы. Работа с предметными картинками, учебником, ответы на вопросы. Работа с иллюстрациями, учебником, ответы на вопросы. Работа с сюжетными картинками, составление рассказа по серии картинок. Работа с календарем природы, иллюстрациями, составление предложений. Работа с предметными картинками, учебником, ответы на вопросы. Работа с предметными картинками, иллюстрациями, ответы на вопросы. Работа с предметными картинками, составление рассказа по серии картинок. Работа с карточками, ответы на вопросы. Материально - техническое обеспечение Учебники и методические пособия 1. Мир природы и человека. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы. В 2ч. /Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др./ - М.:Просвещение, 2017 2. Мир природы и человека. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.программы. В 2ч. /Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др./ - М.:Просвещение, 2018. 3. Мир природы и человека. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы. В 2ч. /Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др./ - М.:Просвещение 4. Мир природы и человека. 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.основные общеобразоват.программы. В 2ч. /Н. Б. Матвеева, И. А. Ярочкина, М. А. Попова и др./ - М.:Просвещение Учебно - методическое обеспечение: Предметные иллюстрации: 1. Человек; 2. Занятия людей; 3. Сюжетные картинки; 4. Природа; 5. Грибы; 6. Овощи; 7. Фрукты; 8. Цветы; 9. Домашние, дикие животные; 10. Птицы; 11. Рыбы; 12. Насекомые; 13. Школьные принадлежности, игрушки; 14. Игрушки; 15. Посуда; 16. Одежда; 17. Строения, мебель; 18. Транспорт; 19. Предметы. 1. Времена года: - лето - весна 2. Безопасность: - Дорожная безопасность; - Пожарная безопасность. Наглядно - дидактические пособия: 1. Млекопитающие; 2. Птицы России; 3. Птицы; 4. Домашние животные и птицы; 5. Насекомые; 6. Животный мир леса; 7. Обитатели морей и океанов; 8. Животные Арктики и Антарктики; 9. Мамы и детки; 10. Овощи и фрукты; 11. Грибы и ягоды; 12. Деревья; 13. Времена года(природные явления); 14. Инструменты; 15. Одежда; 16. Цифры и фигуры; 17. Эмоции; "Что такое хорошо и что такое плохо"; 18. Безопасность дома и на улице; 19. Правила дорожного движения; Приложение. Контрольно - оценочные материалы. 2 класс Тема: "Человек" 1. Зачеркни "лишнее" слово. Спорт, режим дня, закалка, лень, витамины, зарядка, физкультура. 2. Ответь устно на вопрос. Что нужно делать, чтобы стать сильным, бодрым, здоровым? 3. Рот, пищевод, желудок, кишечник - органы ____________________________. 4. Выбери полезные продукты, подчеркни одной чертой. Творог, чипсы, молоко, мясо, конфеты, газированные напитки, рыба, яблоки, капуста, жевательная резинка. 5. Выбери правильные утверждения, которые относятся к правилам питания : - Есть быстро, не тщательно пережёвывать пищу. - Во время еды нужно сидеть спокойно, пережевывать пищу не спеша. - Надо есть понемногу. Нельзя есть все подряд. Желудку трудно переваривать большое количество пищи. - Нельзя торопиться во время еды, проглатывать большие куски пищи. - Можно употреблять в пищу большое количество жареной, острой, соленой пищи в любое время суток. - Нужно есть поменьше сладостей, булочек, а также соленой, острой, жареной пищи. Не нужно есть поздно вечером, перед сном. 6. Ответь устно на вопросы. Для чего нужна вода? Как человек использует воду? 7. Подчеркни одной чертой. Какая бывает вода? Прозрачная, с запахом, текучая, вода не имеет запаха, горячая, теплая, сыпучая. 8. Снег и лед это замерзшая ___________________. Тема: "Лето". 1. Найди и зачеркни лишний предмет. 2. Выбери признаки лета. Похолодание, цветут цветы, жара, птицы вьют гнезда, бегут ручьи, листопад, заморозки, бывают грозы и теплые ливни, деревья, кустарники, травы зеленые. 3. Поставь месяца лета по порядку: август, июнь, июль 4. Разложи картинки по группам. Что растет в лесу, а что растет в саду? 5. Назови детенышей животных: У белки - ________________________ У лисы - ________________________ У ежихи - _______________________ 6. Выбери занятия детей летом? 3 класс Контрольно – оценочные материалы. Раздел «Осень». 1. Назови признаки осени. 2. Назови осенние месяцы по порядку (октябрь, сентябрь, ноябрь). 3. Какие изменения происходят с растениями осенью? 4. При каких заболеваниях принимают отвар шиповника 5. Как изменения происходят с животными осенью? 6. Какие животные осенью впадают в спячку? 7. Как называются птицы, которые на зиму улетают в теплые страны? Назови несколько птиц. 8. Как называются птицы, которые остаются зимовать? Назови несколько птиц. 9. Что делают люди осенью в саду и огороде? 10. Назови фрукты, которые растут в саду. 11. Что образуется у деревьев после цветения? 12. Расскажи, как правильно собирать грибы. 13. Какие ядовитые грибы ты помнишь? 14. Где растет больше травы, в городе или в поле? Объясни. 15. Какие ядовитые травы ты помнишь? Раздел «Животные». 1. Какие животные называются дикими? 2. О ком говорится в тексте: «Это самое крупное животное леса. Тело его покрыто густой шерстью. У самцов растут рога. Для жизни он выбирает низкие места – побережья лесных рек и озёр, болотистые топи. Питается он молодой хвоей, листвой, корой деревьев и кустарников. Он очень сильный, может далеко и высоко прыгать. Даже волки его боятся» 3. О ком говорится в тексте: «Это сильный зверь. Он очень быстро двигается. У него короткие ноги, сильное тело, покрытое шерстью. Он плохо видит. При опасности он поднимает нос кверху и нюхает воздух, настораживает уши. Чаще днём они отдыхают в укромном месте, а ночью кормятся. Едят они разную пищу: корни растений, траву, личинки насекомых, мелких животных. Их называют всеядными. Разъяренный и испуганный он может напасть на человека». 4. О ком говорится в тексте: «он небольшой, у него длинные уши, которые помогают ему быстро узнавать о приближающейся опасности. Он быстро бегает. У него сильные задние лапы. Тело его покрыто мехом. Зимой мех белый, летом серый. Питается он травой, корой молодых деревьев». 5. Какие животные называются домашними? 6. О ком говорится в тексте: «Одно из первых животных, которых приручил человек. Это крупное животное. У неё большое тело, высокие ноги, на голове рога. Она питается травой. Летом ее пасут на пастбище, а зимой человека кормит ее сеном. Она дает людям молоко и мясо». 7. О ком говорится в тексте: «Домашнее животное. Очень похожа на кабана. Тело порыто редкими волосками – щетинками. Нос круглый, называется «пятачком». Своим носом она может выкапывать из земли корм. Питается она самыми разнообразными кормами, пищевыми отходами. У нее острое обоняние и слух. Глаза маленькие, зрение не очень хорошее. По запаху они определяют качество корма, находят вкусную пищу. Это очень чистоплотное животное. Она ложится в грязь, чтобы очистить или защитить свою кожу от насекомых. Она любит купаться, хорошо плавает». 8. О ком говорится в тексте: «По окраске они бывают разные: чёрные, белые, серые, пятнистые. Люди заботятся о них. Кормят их травой, капустой, морковью. Человек использует их мех и мясо» 9. Продолжи предложение. Все птицы похожи. У них одинаково устроено тело, есть крылья, лапы, …,….,….. 10. Чем отличаются перелётные птицы от других? 11. Чем отличаются зимующие птицы от других? 12. Чем отличаются хищные птицы от других? 13. Чем отличаются певчие птицы от других? Раздел «Человек» 1. Чем мы дышим? 2. Какой газ необходим всем живым существам? 3. Где он находится? 4. Назови болезни органов дыхания, которые помнишь. 5. Расскажи, что нужно делать, если ты заболел? 6. Расскажи, как нужно выбирать одежду по погоде? 7. Вспомни и расскажи, как надо беречь природу. 8. О каких продуктах говорится в тексте: «Эти продукты очень полезны для человека, особенно для ребёнка. Они дают человеку необходимые питательные вещества. Они легко портятся, тогда их нельзя употреблять в пищу. Запомни, что из нужно хранить в холодильнике». 9. О каких продуктах говорится в тексте: «Эти продукты делают из мяса домашних животных. Эти продукты нужны детскому организму. Они помогают ему расти и становиться здоровым и сильным. Эти продукты тоже быстро портятся. Их нужно тоже хранить в холодильнике». 10. О каких продуктах говорится в тексте: «Эти продукты могут храниться долго. Для их хранения не нужен холодильник. Эти продукты можно держать в сухих и прохладных местах. Можно положить на полку в кухне или поставить в специальных шкаф. Они не любят жары и сырости». Раздел «Весна» 1. Назови признаки весны. 2. Назови весенние месяцы по порядку (март, апрель, май). 3. Какие изменения происходят с растениями весной? 4. Назови растения, которые расцветают, сразу после таяния снега. 5. Как изменения происходят с животными весной? 6. Для чего птицы весной вьют гнёзда? 7. Какие животные просыпаются после зимней спячки? 8. Что делают люди весной в саду и огороде? 9. Назови части растений. 10. Какие ядовитые грибы ты помнишь? 11. Где растет больше травы, в городе или в поле? Объясни. 12. Какие ядовитые травы ты помнишь? 4 класс Тема: "Осень " 1. В каждом ряду зачеркни картинку, которая не относится к временам года. 2. Какие признаки осени появляются в сентябре, октябре, ноябре? 3. К каким группам относятся перечисленные ниже растения. Соедините линиями. хвойные деревья клен осина лиственные деревья сосна береза ель дуб 4. Что происходит с насекомыми осенью? 5. Как готовятся животные к зиме? 6. Какие растения называются дикорастущие, культурные, лекарственные? 7. Почему перед применением лекарственных растений нужно посоветоваться с врачом? Где можно купить лекарственные растения? 8. Какую работу выполняют в саду, огороде осенью? 9. Верхний слой земли называется ________________. Перечили из чего состоит почва. ___________________________________________________________________________ 10. Напишите виды поверхности Земли. _______________________________________________________________________________________________________ Тема "Зима" 1. Подчеркните какие явления природы можно наблюдать зимой. Изморось, ледоход, гроза, радуга, мороз, снегопад, роса, гололедица, листопад, метель. 2. Запиши названия зимних месяцев по порядку. ________________________________________________________________________________________________________ 3. Какие растения зимой остаются зеленые? Запиши. ___________________________________________________________ 4. Как живется зверям зимой в лесу? Куда стараются перебраться птицы? 5. Назови забавы детей зимой? 6. Впишите времена года в которых происходят у животных изменения. 1) ____________ у животных появляется густой мех, оперенье, меняется окраска шерсти. Многие животные впадают в спячку. 2) ___________ у животных происходит линька, , меняется окраска шерсти, строят норы, гнезда, заводят потомство, возвращаются птицы из теплых стран. 3) ______________ животные выкармливают детенышей, поправляются, охотятся. 4) _____________ у животных происходит линька, меняется окраска шерсти, готовят на зиму запасы, птицы улетают на юг. 7. Выбери зимнюю одежду. Поставь знак"+". 8. Запиши названия птиц. Дикие:______________________________________________________________________________________________ Домашние: ___________________________________________________________________________________________ 9. Запиши с какими животными иногда сравнивают людей. а) Неуклюжий как ___________________________ б) Трусливый как ____________________________ в) Хитрый как _______________________________ г) Голоден как _______________________________ д) Нем как __________________________________ Тема "Человек" 1. Перечисли части тела человека. Покажи на себе. 2. Назови орган, расположенный внутри черепа? Выбери правильный ответ. а)сердце б)мозг в) желудок 3. Какую работу он выполняет в организме человека? 4. Что нужно мозгу для нормальной работы? Когда мозг отдыхает? 5. Чем занимаются дети в разное время суток? Для чего нужен режим дня? 6. Как называется прибор для измерения времени? Для чего нужны часы? 7. Почему человек должен охранять природу? Что мы можем сделать для этого? 8. Запиши о чем идет речь? ___________________________ -это охраняемая природная территория , где не разрешается строить заводы и предприятия, запрещены охота и сбор растений. Что делают люди, чтобы сохранить растения и животных в заповеднике? 9. Назови основные правила поведения дома и в школе. 10. Назовите основные правила дорожного движения. 11. Назовите основные виды транспорта. Как называются люди, которые едут в транспорте? Кто принимает плату за проезд в автобусах? Тема "Весна" 1. О каком времени года идет речь? Солнце поднимается выше, начинает пригревать. Тает снег, бегут ручьи. На деревьях распускаются почки. __________________. 2. Расставьте по порядку месяцы весны. Запишите. Май, март, апрель._________________________________________________________________________ 3. Составь пословицу из слов и запиши. осень, пирогами, весна, цветами, красна, а ____________________________________________________________________________________________________________________ 4. Почему весной в садах все растения оживают и расцветают? 5. Какие работы производят люди весной в садах и огородах? 6.Какие звери просыпаются после зимней спячки? У каких зверей меняется цвет меха? Что делают рыбы, насекомые после зимы? 7. Что бывает летом? Поставь знак "+". Весной самые короткие дни и длинные ночи. Становится жарко. Небо часто серое. Птицы прилетают с юга. Летом бывает дождь. Жара. Появляются цветы и ягоды. У детей летние забавы - купание в реке, игры на свежем воздухе Люди одевают летнюю одежду. 8. Подчеркни части тела насекомого. Усики, голова, уши, хоботок, нос, шея, грудь, брюшко, ноги, пятки, глаза, крылья, хвост, пальцы.