рабочая программа мир истории 6 класс

Приложение 12
к Адаптированной основной
общеобразовательной программе обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Белоярская школа-интернат»

Рабочая программа
по Мир истории
VI класс

с. Белый Яр, 2016 г.

Рабочая программа по предмету «Мир истории» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская
ШИ», утверждённым приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016 г. №275-1
Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ».
Разработчик: Русскова Н.А.

Пояснительная записка.
Цель: подготовка обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к усвоению курса

«История Отечества» в VII-XI классах. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
― формирование первоначальных представлений об особенностях жизни, быта, труда человека на различных исторических
этапах его развития;
― формирование первоначальных исторических представлений о «историческом времени» и «историческом
пространстве»;
― формирование исторических понятий: «век», «эпоха», «община» и некоторых других;
― формирование умения работать с «лентой времени»;
― формирование умения анализировать и сопоставлять исторические факты; делать простейшие выводы и обобщения;
― воспитание интереса к изучению истории..
Общая характеристика предмета.
Предмет «Мир истории» занимает важное место в формировании личностных результатов, и навыков социализации обучающихся с легкой

умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В обязательной части учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «Мир истории» входит в состав предметной области
«Мир истории».
Личностные результаты

Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
6 класс

Минимальный уровень:
понимание доступных исторических фактов;
использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
адекватное реагирование на оценку учебных действий.
Достаточный уровень:
знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
участие в беседах по основным темам программы;
высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;
владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
владение элементами оценки и самооценки;
проявление интереса к изучению истории.
Содержание предмета

Введение
Представление о себе и окружающем мире
Твое имя, отчество, фамилия. История имени. Возникновение и значение имен. Отчество в имени человека. Происхождение
фамилий. Семья: близкие и дальние родственники. Поколения, предки, потомки, родословная. Даты жизни. Понятие о биографии.
Твоя биография.

Дом, в котором ты живешь. Место нахождения твоего дома (регион, город, поселок, село), кто и когда его построил. Твои
соседи.
Пословицы и поговорки о доме, семье, соседях.
История улицы. Названия улиц, их происхождение. Улица твоего дома, твоей школы.
Местность, где мы живем (город, село). Происхождение названия местности. Край (область, республика), в котором мы
живем; главный город края, национальный состав, основные занятия жителей края, города.
Россия ― страна, в которой мы живем: ее столица, население, национальный состав. Республики в составе Российской
Федерации. Государственные символы РФ. Руководитель страны (президент РФ).
Большая и малая родина.
Другие страны мира (обзорно, с примерами). Планета, на которой мы живем.
Представления о времени в истории
Представление о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра. Меры времени.
Измерение времени. Календарь (происхождение, виды).
Представление об историческом времени: век, (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление).
«Лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь).
Части века: начало века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век,
тысячелетие. Основные события ХХ века (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (XXI век).
Начальные представления об истории
История
наука о прошлом (о жизни и деятельности людей в прошлом). Значение исторических знаний для людей.
Историческая память России.
Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др.
(элементарные представления на конкретных примерах).
Источники исторических знаний: вещественные (предметы быта; памятники зодчества, строительства и архитектуры;
живопись и т.д.), устные (фольклор), письменные (летописи, старинные книги, надписи и рисунки и т.д.). Архивы и музеи (виды
музеев). Библиотеки.
Историческое пространство. Историческая карта.
История Древнего мира
Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.
Время появления первобытных людей, их внешний вид, среда обитания, отличие от современных людей.
Стадный образ жизни древних людей. Занятия. Древние орудия труда. Каменный века.

Постепенные изменения во внешнем облике. Зарождение речи. Совершенствование орудий труда и занятий. Защита от
опасностей. Образ жизни и виды деятельности. Причины зарождения религиозных верований. Язычество.
Изменение климата Земли, наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий:
борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека.
Конец ледникового периода и расселение людей по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во
внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый
образ жизни. Коллективы древних людей: семья, община, род, племя.
Возникновение имущественного и социального неравенства, выделение знати.
Зарождение обмена, появление денег. Первые города Создание человеком искусственной среды обитания. Возникновение
древнейших цивилизаций.
История освоения человеком огня, энергии
Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком. Очаг. Причины сохранения огня древним человеком,
культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.
Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.
Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.
Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как
новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при
получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых (угля, торфа, газа), лесов. Роль энергетических ресурсов Земли
для жизни человечества.
История использования человеком воды
Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.
Причины поселения древнего человека на берегах рек, озер, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде.
Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).
Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, в истории
человечества.
Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при
добыче полезных ископаемых.
Профессии людей, связанные с освоением энергии и водных ресурсов.
История жилища человека
Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаш, земляные укрытия. Сборноразборные жилища. Материалы, используемые для строительства жилья у разных народов (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.).

История совершенствования жилища. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий.
Архитектурные памятники в строительстве, их значение для изучения истории.
История появления мебели
Назначение и виды мебели, материалы для ее изготовления.
История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели.
Изготовление мебели как искусство. Современная мебель. Профессии людей, связанные с изготовлением мебели.
История питания человека
Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные
периоды развития общества.
Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы добывания: собирательство, бортничество,
рыболовство, охота, земледелие, скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни
человека.
История хлеба и хлебопечения.
Способы хранения и накопления продуктов питания.
Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление пищи как необходимое
условие сохранения здоровья и жизни человека.
История появления посуды
Посуда, ее назначение. Материалы для изготовления посуды. История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное
ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды.
Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, ее виды. Преимущества деревянной по суды
для хранения продуктов, народные традиции ее изготовления.
Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.
Профессии людей, связанные с изготовлением посуды.
История появления одежды и обуви
Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в
мужской и женской одежде.
Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего
человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и
скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на

изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды. Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и
обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).
История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные
исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.
Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви.
История человеческого общества
Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель,
изменение представлений о мире.
Истоки возникновения мировых религий: иудаизм, христианство, буддизм, ислам. Значение религии для духовной жизни
человечества.
Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения.
Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.
Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения
письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо. Латинский и славянский алфавит. История книги
и книгопечатания.
Культура и человек как носитель культуры. Искусство как особая сфера человеческой деятельности.
Виды и направления искусства.
Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия,
диктатура, демократическая республика. Политика государства, гражданские свободы, государственные законы.
Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Государства богатые и бедные.
Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.
Практические работы:
заполнение анкет;
рисование на темы: «Моя семья», «Мой дом», «Моя улица» и т. д.;
составление устных рассказов о себе, членах семьи, родственниках, друзьях;
составление автобиографии и биографий членов семьи (под руководством учителя);
составление родословного дерева (рисунок);
рисование Государственного флага, прослушивание Государственного гимна;
изображение схем сменяемости времен года;
составление календаря на неделю, месяц: изображение «ленты времени» одного столетия, одного тысячелетия;
ориентировка на «ленте времени»;

объяснение смысла пословиц и поговорок о времени, временах года, о человеке и времени и др.
чтение и пересказы адаптированных текстов по изучаемым темам;
рассматривание и анализ иллюстраций, альбомов с изображениями гербов, монет, археологических находок, архитектурных сооружений, относящихся к различным историческим эпохам.

Тематическое планирование
№
п/п

Название темы

Количество
часов
1
5

Вид деятельности
Интерактивная игра «Путешествие во времени»
Просмотр видеопрезентации.
Заполнение таблицы в тетради

1
2-6

Что такое история?
Представление о себе и окружающем мире

7-11

Представления о времени в истории

5

Работа с макетами часов
Просмотр видеопрезентации

12-13

Счет лет в истории

2

14-18
19-25

Начальные представления об истории
История Древнего мира

5
7

26-30

История освоения человеком огня, энергии

5

31-35

История использования человеком воды

5

36-40

История жилища человека

5

41-45

История появления мебели

5

46-50

История появления питания

5

51-54

История появления посуды

4

Практикум «Счет времени в истории»
Просмотр видеопрезентации
Просмотр видеопрезентации
Составление чёткого и связного рассказа по предложенным
вопросам
Просмотр видеопрезентации
Рисование орудий труда эпохи Древнего мира
Работа с исторической картой
Просмотр видеопрезентации
Ролевая игра
Просмотр видеопрезентации
Ролевая игра
Работы с исторической картой, анализ, и сравнение по
предложенным вопросам, изученного раздела
Просмотр видеопрезентации
Ролевая игра
Просмотр видеопрезентации
Рисование прототипов мебели
Составление опорного конспекта по теме
Ролевая игра
Просмотр видеопрезентации
Просмотр видеопрезентации

Рисование прототипов посуды
55-58

История появления одежды и обуви

4

Просмотр видеопрезентации
Ролевая игра

59-60

История человеческого общества

2

60-64

Уроки контроля и систематизации знаний

4

Просмотр видеопрезентации
Ролевая игра
Заполнение сравнительно-обобщающей таблицы

Материально-техническое обеспечение.
Учебные пособия:
1. Вспомогательные исторические дисциплины, под. ред. Г.А. Леонтьева, П.А. Шорина, В.Б. Кобрина, М.: ВЛАДОС, 2000 г.
2. История, обществоведческие дисциплины, составитель Н.С. Кочетов, Волгоград 2005 г.

Приложение.
Контрольно – измерительные материалы
№1
«История вещей и дел человека»
Выбирая правильный ответ, поставьте около правильного ответа знак +
Выберите особые приёмы добычи огня древним человеком:
а) зажигание спичек
б) трение сухих кусков дерева друг о друга
в) лесные пожары
Человек, работающий с глиной, называется:
а) плотник
б) кузнец
в) гончар
№2
Когда древние люди начали применять металлы в своей деятельности?
а) 3 тысячи лет назад до н.э.
б) 100 тысяч лет назад
в) 300 тысяч лет назад
Бронза – это сплав
а) олова и железа
б) олова и меди
в) олова и кремния
Мастер по ковке изделий из металла:
а) плотник
б) гончар
в) кузнец

№3
Брёвна, скреплённые в несколько рядов для устойчивого плавания на воде:
а) лодка
б) корабль
в) плот
Полив земли и растений:
а) рыхление
б) орошение
в) подкармливание
Наука и искусство строить жильё или другие сооружения, необходимые человеку:
а) архитектура
б) археология
в) анатомия
№4
Распределите соответственно:
Искусственные материалы Природные материалы
Глина стекло железо бетон бронза
Напишите простые инструменты для изготовления деревянной посуды:
__________________________________________________________________
Приспособление для пряжи:
а) спицы
б) прялка
в) крючок
Известное растение, из которого выделывали ткань:
а) клевер
б) тростник
в) лён
Соедини соответственно:
Лёгкая, долго носится, сохраняет тепло, впитывает влагу шёлк
Ткань, характерная для нарядной, праздничной одежде хлопчатобумажная

Небесное тело – это:
а) облака
б) космос
в) планета
Спутник Земли:
а) Солнце
б) Луна
в) Марс
Самые близкие к Земле планеты:
а) Юпитер и Сатурн
б) Меркурий и Уран
в) Венера и Марс
Весь окружающий мир на Земле и в космосе:
а) Космос
б) Вселенная
в) Страна
Продолжите поговорки, пословицы:
Делу время, потехе - ____________
Минута _________ бережёт
Время за нами , время перед нами, время ___________
____________ за деньги не купишь


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».