Приложение 9 к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа - интернат» Рабочая программа по природоведению V, VI класс с. Белый Яр, 2016г. Рабочая программа по предмету «Природоведение» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016г. № 275-1. Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ» Разработчик И.В.Масалова Пояснительная записка. Общие цели:- расширение кругозора и подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к усвоению систематических биологических и географических знаний; - формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе. Общая характеристика предмета. Изучение природоведения в V-VI классах направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний. Описание места предмета в учебном плане. В обязательной части учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «Природоведение» входит в состав предметной области «Естествознание». Личностные результаты: Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты 5 класс Минимальный уровень: узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса); называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека; соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого) Достаточный уровень: узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом); выделение существенных признаков групп объектов; знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями. 6 класс Минимальный уровень: узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях; представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире; называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые); выполнение несложных заданий под контролем учителя; адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога. Достаточный уровень: узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога; представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире; называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения; выделение существенных признаков групп объектов; участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте; выполнение задания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы; совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений; выполнение доступных возрасту природоохранительных действий; Содержание предмета. Программа по природоведению состоит из шести разделов: «Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек». При изучении раздела «Вселенная» обучающиеся с легкой умственной отсталостью знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий. В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов. Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит обучающихся с легкой умственной отсталостью к усвоению курса географии. Обучающиеся с легкой умственной отсталостью знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от обучающихся с легкой умственной отсталостью географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте. При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Представители флоры и фауны разных климатических поясов. Знакомство с домашними животными, комнатными и декоративными растениями. Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Пропаганда здорового образа жизни. Введение Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы. Вселенная Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды. Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования. Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе. Наш дом — Земля Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера. Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле. Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха. Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты. Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе. Поверхность суши. Почва Равнины, горы, холмы, овраги. Почва — верхний слой земли. Ее образование. Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух. Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы. Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам. Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве. Эрозия почв. Охрана почв. Полезные ископаемые Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи. Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина. Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование. Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы. Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту. Полезные ископаемые, используемые для получения металлов. Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна. Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр. Местные полезные ископаемые. Добыча и использование. Вода Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Экономия питьевой воды. Вода в природе: осадки, воды суши. Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте. Охрана воды. Есть на Земле страна — Россия Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны. Растительный мир Земли Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек. Разнообразие растительного мира на нашей планете. Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов). Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы. Деревья. Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания). Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания). Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания). Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания. Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания. Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование. Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение. Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.). Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны. Растения своей местности: дикорастущие и культурные. Красная книга России и своей области (края). Животный мир Земли Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края. Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края. Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края. Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания. Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области ( края). Человек Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы. Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов. Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.). Осанка (гигиена, костно-мышечная система). Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены. Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины. Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены. Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью. Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей. Обобщающие уроки Наш город (посёлок, село, деревня). Рельеф и водоёмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края. Тематическое планирование 5 класс № Тема урока п/п 1 Что изучает природоведение? Раздел «Вселенная» 2 Небесные тела: планеты, звезды 3 Солнце. Солнечная система. 4 Исследования космоса 5 Планета Земля Раздел «Наш дом – Земля» 6 Воздух 7 Значение воздуха для жизни на Земле 8 Поверхность суши. Равнины, холмы, овраги 9 Поверхность суши. Горы 10 Почва 11 Полезные ископаемые. 12 Полезные ископаемые: нефть, каменный уголь, газ, торф 13 Свойства воды 14 Вода в природе. 15 Воды суши: ручьи, реки 16 Воды суши: озера, болота, пруды. Сезонные изменения 17 Моря и океаны. Использование и охрана воды Раздел «Растительный мир Земли» 18 Разнообразие растительного мира 19 Среда обитания растений 20 Части растения 21 Деревья, кустарники, травы 22 Лиственные деревья 23 Хвойные деревья 24 Дикорастущие и культурные кустарники 25 Травы 26 Декоративные растения Количество часов Основные виды деятельности обучающихся 1 Работа с учебником 1 1 1 1 Работа с учебником, работа с интерактивной доской Работа с учебником, Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником, работа с интерактивной доской Работа с учебником, Работа с учебником, Работа с учебником, Работа с учебником, Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 27 Лекарственные растения 28 Комнатные растения 29 Охрана растений 30 Растительный мир Земли Раздел «Животный мир Земли» 31 Разнообразие животного мира. 32 Среда обитания животных. Животные суши и водоемов. 33 Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери. 34 Насекомые. 35 Рыбы. 36 Аквариумные рыбки 37 Птицы. 38 Звери. 39 Домашние животные в городе и в деревне 40 Уход за животными в живом уголке 41 Певчие птицы. Птицы живого уголка. 42 Собаки. 43 Домашние кошки 44 Охрана животных. Заповедники и заказники. 45 Животный мир Земли Раздел «Человек» 46 Как устроен наш организм 47 Как работает наш организм 48 Здоровье человека 49 Осанка 50 Органы чувств 51 Здоровое питание 52 Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены. 53 Оказание первой медицинской помощи Раздел «Россия - Родина моя» 54 Россия – Родина моя 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, работа с интерактивной доской 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 Работа с учебником 55 Население и народы России 1 Работа с учебником 56 57 58 59 60 Москва – столица России Санкт - Петербург Города России. Нижний Новгород, Казань, Волгоград Города России. Новосибирск, Владивосток Золотое кольцо России. Сергиев Посад, ПереславльЗалесский, Ростов Золотое кольцо России. Ярославль, Кострома, Суздаль, Владимир Животный мир России. Растительный мир России.Охрана природы Наш город (посёлок, село, деревня). 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 Работа с учебником 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Урок контроля и систематизации знаний 4 Работа с карточками 61 62 63 64 65-68 Тематическое планирование 6 класс № Тема урока п/п 1 Неживая и живая природа. 2 Твердые тела, жидкости и газы. 3 Для чего изучают природу? Раздел «Вода» 4 Вода в природе. 5 Вода –жидкость. 6 Температура воды и ее измерение. 7 Изменение уровня воды при нагревании и охлаждении. 8 Изменение состояния воды при замерзании. 9 Лед – твердое тело. 10 Превращение воды в пар. Кипение воды. 11 Три состояния воды в природе. 12 Вода – растворитель. 13 Водные растворы и их использование. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником Водные растворы в природе. Нерастворимые в воде вещества. Чистая и мутная вода. Питьевая вода. Использование воды в быту, промышленности и в сельском хозяйстве. Охрана воды 19 Что мы узнали о воде Раздел «Воздух» 20 Воздух в природе. 21 Воздух занимает место. Воздух сжимаем и упруг. 22 Воздух – плохой проводник тепла 23 Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. 24 Тёплый воздух легче холодного 25 Движение воздуха в природе. 26 Состав воздуха 27 Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. 28 Углекислый газ. 29 Применение углекислого газа 30 Значение воздуха. 31 Чистый и загрязнённый воздух. 32 Охрана воздуха. Что мы узнали о воздухе Раздел «Полезные ископаемые» 33 Что такое полезные ископаемые. 34 Полезные ископаемые, используемые в строительстве 35 Гранит. 36 Известняки. 37 Песок и глина 38 Горючие полезные ископаемые. 39 Торф 40 Каменный уголь 41 Нефть. 14 15 16 17 18 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 Работа с учебником 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником, Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Природный газ. Полезные ископаемые из которых получают минеральные удобрения 44 Калийная соль. 45 Фосфориты и получаемые из них фосфорные удобрения 46 Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов 47 Железные руды 48 Чёрные металлы. Чугун. 49 Сталь. 50 Медная и алюминиевая руды. 51 Алюминий. 52 Медь и олово 53 Что мы узнали о полезных ископаемых Раздел «Почва» 54 Что называют почвой. 55 Состав почвы. Перегной – органическая часть почвы. 56 Песок и глина – минеральная часть почвы. 57 Минеральные соли в почве. 58 Различие почв по их составу. 59 Как проходит вода в разные почвы. 60 Испарение воды из почвы. 61 Весенняя (предпосевная) обработка почвы. 62 Осенняя (основная) обработка почвы. 63 Охрана почв. 64 Что мы знали о почве 65-68 Урок контроля и систематизации знаний 42 43 1 1 Работа с учебником 1 1 1 Работа с учебником, Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником, Работа с учебником Работа с учебником, Работа с учебником, Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Работа с учебником Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, работа с карточками Материально – техническое обеспечение Учебники и учебные пособия: 1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида. под редакцией В.В.Воронковой, 2011г. 2. Т.М. Лифанова, Е.Н. Соломина. Природоведение. 5 класс. – М.: Просвещение, 2015 3. А.И.Никишов. Биология. Неживая природа. М.: Просвещение, 2011 г. Учебно – методическое обеспечение Плакаты «Многообразие растительного мира», «Строение растения» Коллекции полезных ископаемых Коллекции минеральных и органических удобрений Приложение Контрольно – оценочные материалы 5 класс Раздел «Вселенная» 1. Ближайшая к нам звезда. 2. Небесное тело, которое не светит и не греет 3. Аппарат, который, находясь в космосе, помогает осуществлять связь с Землёй. 4. Планета Солнечной системы, на которой есть жизнь. 5. Безграничное пространство, которое ещё называют космосом. 6. Раскалённый небесный шар. 7. Человек, совершающий полёт в космическое пространство. Раздел «наш дом земля» 1. Верхний слой земли, на котором растут растения ____________________ 2. Горючие полезные ископаемые ______________________________ ______________________________ ______________________________ ______________________________ 3. Свойства воды __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 4. Три состояния воды _______________________________________ _______________________________________ _______________________________________ 5. Естественные водоёмы ______________________________________________ ___________________________________________________________________ Искусственный водоём ______________________________________________ Раздел «Растительный мир земли» Задание №1. Дополни предложения: Растения, которые выросли самостоятельно, без ухода за ними называются _______________________ Растения, которые человек выращивает специально, для своих нужд называются _____________________ Лес, в котором растут хвойные деревья, называется ______________________________________________ Лес, в котором растут лиственные деревья, называется ___________________________________________ Лес, в котором растут и хвойные и лиственные деревья, называется ________________________________ Место, где человек выращивает плодовые деревья: яблони, груши, сливы, абрикосы называется ________ Место, где человек выращивает овощи для своей семьи, называется ________________________________ Задание №2. Нарисуй цветковое растение и подпиши его части. Задание №3. Нарисуй дерево, кустарник и траву. Раздел «Животный мир Земли» 1. Самое большое животное, которое живет на суше __________________ 2. Самое большое животное, которое живет в океане _____________________ 3. Животное, которое носит детеныша в сумке _________________________ 4. Сколько ног у насекомых? _________________________ 5. Где можно встретить насекомых? _______________________________________________________________ 6. Тело рыбы покрыто _____________________________________ 7. Рыбы дышат _________________________________________ 8. Тело птиц покрыто _____________________________________ 9. Животные, которые вскармливают детенышей молоком, называют _______________________________________ 10. Перечисли домашних животных ____________________________________________________________________ 11. Перечисли животных и птиц, которых содержат в живом уголке _________________________________________ 12. Каких аквариумных рыб ты знаешь? _________________________________________________________________ 13. Как люди охраняют животных?_________________________________________________________________________ Раздел «Человек» 1. Мотор нашего организма – это ____________________________________ 2. Фильтр нашего организма – это ___________________________________ 3. Раскрась -синий – лёгкие -красный – сердце -коричневый – печень -оранжевый – желудок -зелёный – кишечник 4. Соедини линиями: Глаза орган осязания Уши Нос Кожа Язык 5. орган вкуса орган зрения орган обоняния орган слуха Подчеркни полезные продукты РЫБА ПЕПСИ КЕФИР МОРКОВЬ ЧИПСЫ ФРУКТЫ КАПУСТА ПОДСОЛНЕЧНОЕ МАСЛО ТОРТЫ ШОКОЛАДНЫЕ КОНФЕТЫ ГЕРКУЛЕС ЛУК СНИКЕРС Раздел «Есть на Земле страна Россия» 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Как называется наша страна? _________________________________________ На каком языке принято говорить в России? ____________________________ Как называется столица России? ______________________________________ Кем был основан город Москва? _____________________________________ Какой самый крупный город России называют северной столицей? ____________________ Как называется столица республики Хакасия? __________________________ Какие крупные города России ты знаешь? ____________________________________________ _________________________________________________________________________________ 6 класс Раздел «Вода» 1. Что относится к неживой природе? _____________________________________________ 2. Как люди используют воду? ___________________________________________________ 3. Свойства воды: _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ ___________________________________ прибор для измерения t* Самая низкая t* воды _____________________ Самая высокая t* воды ____________________ При нагревании вода _____________________________ , а при охлаждении ___________________________________________________ 8. Свойства льда _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ _____________________________ 9. Превращение воды в пар – это ______________________________ 10. Бурный переход воды в пар – это ____________________________ 11. Три состояния воды _____________________________ _____________________________ _____________________________ 12. Превращение: вода пар вода ________________________________________ 13. Вещества, которые растворяются в воде и не остаются на фильтре, называются _______________________________________ 14. Смесь веществ, в одном из которых растворено другое вещество – это _____________________________ 15. Вода, в которой растворены соль и газы, называют _________________________ 16. Вещества, которые не растворяются в воде называют ___________________________________ 17. Вода, которую мы пьем и используем для приготовления пищи, называется ________________ 18. Как очистить мутную воду? _____________________________ _____________________________ 4. 5. 6. 7. Раздел «Воздух» 1. Воздух – это ____________________________________________________________________ 2. Свойства воздуха ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ ___________________________________________ 3. Теплопроводность- ___________________________________________________ _____________________________________________________________________ 4. При нагревании воздух _________________________________ , а при охлаждении___________________________________________ 5. Теплый воздух __________________________ холодного. 6. Ветер – это ___________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 7. Ветер, который имеет такую большую силу, что срывает крыши домов, переворачивает автомобили, называется ________________________________ 8. Воздух состоит из _________________________, __________________________ и ________________________________ 9. Как получить углекислый газ? ___________________________________________ 10. Углекислый газ ________________________________ воздуха. 11. Как используют углекислый газ? ________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 12. Значение воздуха _____________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 13. Почему воздух в деревне, селе чище? _____________________________________ _____________________________________________________________________ Раздел «Полезные ископаемые» Почему полезные ископаемые так называют? ______________________________ Твердые _____________________________________________________________ Жидкие ______________________________________________________________ Газообразные _________________________________________________________ Для добычи ПИ, которые на глубине строят _______________________________ ПИ, которые близко к поверхности, добывают _____________________________ _____________________________________________________________________ 7. Из калийной руды получают ____________________________________________ 8. Из фосфорной руды получают ___________________________________________ 9. В сельском хозяйстве применяют ПИ _____________________________________ _____________________________________________________________________ 10. Из железных руд выплавляют ___________________________________________ 11. Жидкий металл _______________________________________________________ 12. Магнитом притягиваются _______________________________________ металлы 13. Магнитом не притягиваются ____________________________________ металлы 14. Металлы, которые хорошо тянутся _______________________________________ 15. Все металлы проводят _________________________________________________ _____________________________________________________________________ 16. Металлы и их сплавы необходимы для ___________________________________ _____________________________________________________________________ 17. В доме металлические предметы _________________________________________ _____________________________________________________________________ 1. 2. 3. 4. 5. 6. Раздел «Почва» (выбери правильный ответ) 1. Почва – это земля для выращивания растений верхний слой земли, в котором растут корни растений и живут мелкие животные песок и глина 2. Главное свойство почвы - это: её твёрдость урожайность цветущих растений плодородие 1. Плодородие почвы - это: способность почвы давать богатый урожай сельскохозяйственных культур выращивание овощей и фруктов состояние почвы после дождя 2. Самая плодородная почва - это: глинистая почва чернозёмная почва песчаная почва 3. В состав почвы входят: вода природный газ воздух камни песок глина мелкий известняк перегной минеральные соли 4. Главная часть почвы - это: вода перегной минеральные соли 5. Неорганическая часть почвы - это: воздух вода глина песок перегной 6. Минеральные соли образуются в почве из: песка глины перегноя 7. Почвы бывают: глинистыми каменистыми песчаными 8. Богатая перегноем почва называется: серозёмная чернозёмная бурозёмная 9. Чернозёмные почвы создают наилучшие условия для жизни растений, так как: вода с трудом проникает через чернозём вода быстро проходит через чернозём вода хорошо смачивает чернозём и не застаивается 10. Животное, обитающее в почве. * муравьед * дождевой червь * божья коровка 11. Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром. * разрушение * гниение * размытие