Приложение 18 к Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа-интернат» Рабочая программа по профильному труду (столярное дело) V - IХ класс c. Белый Яр 2016г. Рабочая программа по предмету «Профильный труд» (столярное дело) разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» 20.05.2016г. №275-1 Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ» Разработчик Додонков П.Н. Майнагашев А.М. Пояснительная записка. Общие цели: ― развитие социально ценных качеств личности (потребности в труде, трудолюбия, уважения к людям труда, общественной активности и т.д.); ― обучение обязательному общественно полезному, производительному труду; подготовка учащихся к выполнению необходимых и доступных видов труда дома, в семье и по месту жительства; ― расширение знаний о материалах и их свойствах, технологиях использования; ― ознакомление с массовыми рабочими профессиями, формирование устойчивых интересов к определенным видам труда, побуждение к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профильной трудовой подготовки; ― формирование представлений о производстве, структуре производственного процесса, деятельности производственного предприятия, содержании и условиях труда по массовым профессиям и т. п., с которыми связаны профили трудового обучения в школе; ― формирование знаний о научной организации труда и рабочего места, планировании трудовой деятельности; ― совершенствование практических умений и навыков использования различных материалов в предметно-преобразующей деятельности; ― коррекция и развитие познавательных психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи); ― коррекция и развитие сенсомоторных процессов в процессе формирование практических умений; ― развитие регулятивной функции деятельности (включающей целеполагание, планирование, контроль и оценку действий и результатов деятельности в соответствии с поставленной целью); ― формирование информационной грамотности, умения работать с различными источниками информации; Общая характеристика предмета. Изучение этого учебного предмета в V-IX-х классах способствует получению обучающимися с интеллектуальной нарушениями первоначальной профильной трудовой подготовки, предусматривающей формирование в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых умений и навыков; развитие мотивов, знаний и умений правильного выбора профиля и профессии с учетом личных интересов, склонностей, физических возможностей и состояния здоровья. Описание места предмета в учебном плане. В обязательной части учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «Профильный труд» входит в состав предметной области «Технология». Личностные результаты: Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты 5 класс Минимальный уровень: -знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; -отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; -представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; -представления о разных видах профильного труда -заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; -выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); -организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; -осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; -выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них; -проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; -выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; Достаточный уровень: -определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; -планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; -понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. 6 класс Минимальный уровень: -знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; -знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; -отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; -представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины и др.); -представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; -чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; -представления о разных видах профильного труда (деревообработка, швейное дело) -заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; -выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); -выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; Достаточный уровень: -определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; -планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; -понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. 7 класс Минимальный уровень: -знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; представления об основных свойствах используемых материалов; -знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; -отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; -представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины и др.); -представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; -владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, пиление, строгание и т. д.); -чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; -представления о разных видах профильного труда (деревообработка, швейное дело) -заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; -понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; -выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); -организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; -осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; -проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; -выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; Достаточный уровень: -определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; -планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; -знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; -понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. 8 класс Минимальный уровень: -знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; -представления об основных свойствах используемых материалов; -знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; -отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; -представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка и др.); -представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; -владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (пиление, строгание и т. д.); -чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; -представления о разных видах профильного труда (деревообработка, швейное дело) -заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; -понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; -выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); -организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; -осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; -выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них; -проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; -выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; -посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды. Достаточный уровень: -определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; -экономное расходование материалов; -планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; -знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей. 9 класс Минимальный уровень: -знание названий некоторых материалов; изделий, которые из них изготавливаются и применяются в быту, игре, учебе, отдыхе; представления об основных свойствах используемых материалов; -знание правил хранения материалов; санитарно-гигиенических требований при работе с производственными материалами; -отбор (с помощью учителя) материалов и инструментов, необходимых для работы; -представления о принципах действия, общем устройстве машины и ее основных частей (на примере изучения любой современной машины: металлорежущего станка, швейной машины и др.); -представления о правилах безопасной работы с инструментами и оборудованием, санитарно-гигиенических требованиях при выполнении работы; -владение базовыми умениями, лежащими в основе наиболее распространенных производственных технологических процессов (шитье, пиление, строгание и т. д.); -чтение (с помощью учителя) технологической карты, используемой в процессе изготовления изделия; -представления о разных видах профильного труда (деревообработка, швейное дело) -понимание значения и ценности труда; -понимание красоты труда и его результатов; -заботливое и бережное отношение к общественному достоянию и родной природе; -понимание значимости организации школьного рабочего места, обеспечивающего внутреннюю дисциплину; -выражение отношения к результатам собственной и чужой творческой деятельности («нравится»/«не нравится»); -организация (под руководством учителя) совместной работы в группе; -осознание необходимости соблюдения в процессе выполнения трудовых заданий порядка и аккуратности; -выслушивание предложений и мнений товарищей, адекватное реагирование на них; -комментирование и оценка в доброжелательной форме достижения товарищей, высказывание своих предложений и пожеланий; -проявление заинтересованного отношения к деятельности своих товарищей и результатам их работы; -выполнение общественных поручений по уборке мастерской после уроков трудового обучения; -посильное участие в благоустройстве и озеленении территорий; охране природы и окружающей среды. Достаточный уровень: -определение (с помощью учителя) возможностей различных материалов, их целенаправленный выбор (с помощью учителя) в соответствии с физическими, декоративно-художественными и конструктивными свойствам в зависимости от задач предметно-практической деятельности; -экономное расходование материалов; -планирование (с помощью учителя) предстоящей практической работы; -знание оптимальных и доступных технологических приемов ручной и машинной обработки материалов в зависимости от свойств материалов и поставленных целей; -осуществление текущего самоконтроля выполняемых практических действий и корректировка хода практической работы; понимание общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности. Личностные результаты: -осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину; -воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; -сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении; -овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; -овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни; -владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; -способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей; -принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности; -сформированность навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; -воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств; -развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей; -сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям; -проявление готовности к самостоятельной жизни. Содержание предмета. 5 класс Теоретические сведения. Понятие плоская поверхность. Правила техники безопасности. Виды измерительных инструментов. Основные части дерева. Шило- назначение, пользование, правила безопасной работы. Виды пиломатериалов. Понятие сквозное и несквозное отверстие. Сверла: виды, назначения. Электровыжигатель: устройство, действия, правила безопасности при выжигании. Шурупы, отвертка: назначение, использование, правила безопасной работы. Древесины для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Рубанок: основные части, правила безопасного пользования, подготовка к работе. Стамеска: устройство, применение, размеры, правила безопасной работы. Практические работы. Применение измерительных инструментов на практике. Работа шилом. Работа сверлом. Работа выжигателем. Перевод рисунка на изделие с помощью копировальной бумаги. Работа с отверткой и шурупами. Работа рубанком. Работа стамеской. 6 класс Теоретические сведения. Правила безопасной работы при выполнении работ в столярной мастерской. Материал для ручки лопаты, швабры, граблей. Столярный рейсмус. Лицевая сторона бруска. Резьба по дереву, геометрические узоры и рисунки. Возможный брак при выполнении резьбы. Отделка морилкой. Шип: назначение, размеры (длина, ширина, толщина), элементы (боковые грани, заплечики). Солярный клей. Условия прочного склеивания деталей. Сверлильный станок. Диаметр. Обозначение диаметра отверстия на чертеже. Пила выкружная (для криволинейного пиления). Напильник драчевый. Стальная щетка для очистки напильника. Выпуклые и вогнутые кромки детали. Радиус. Обозначение радиуса на чертеже. Скругление угла. Гнездо как элемент столярного соединения. Столярное долото. Приемы долбления. Хвойные, лиственные породы. Соединения УС-3. Применение соединения УК-1. Учет лицевых сторон деталей при разметке и сборке изделия. Условия прочности соединения. Чертеж и образец соединения УК-1. Названия элементов стамески и долота. Угол заточки (заострения). Виды абразивных материалов. Способы определения качества заточки. Клей: назначение, виды, сравнение. Склеивание в хомутовых струбцинах и механических ваймах. Брак при долблении: виды предупреждения. Установка рейсмуса для разметки гнезда. Линия невидимого контура чертежа. Зависимость прочности соединения от плотности подгонки деталей. Пилы для выполнения шиповых соединений. Значение лицевых сторон деталей при сборке изделия. Правила безопасности при обработке шипа и сборке соединения. Практические работы. Выпиливание заготовки по заданным размерам. Выстрагивание бруска квадратного сечения. Разметка центра на торце заготовки. Сострагивание ребер восьмигранника (скругление). Обработка напильником и шлифование. Проверка готовой продукции. Измерение заготовки, определение припусков на обработку. Выбор лицевой стороны. Вырезание геометрического орнамента. Строгание лицевой пласти и лицевой кромки. Контроль выполнения работы линейкой и угольником. Установка рейсмуса. Разметка толщины бруска и строгание до риски. Отпиливание бруска в размер по длине. Разметка и выпиливание шипов. Подгонка соединения. Нанесение клея на детали. Проверка прямоугольности соединений, прессование (установка соединения в зажимах). Разметка криволинейной детали по шаблону. Подготовка выкружной пилы к работе. Пиление по кривым линиям. Контроль прямоугольности пропила в направлении толщины доски. Строгание выпуклых кромок. Обработка кромок стамеской, напильником и шкуркой. Разметка несквозного (глухого) и сквозного гнезда. Крепление детали при долблении. Долбление сквозного гнезда. Подчистка гнезда стамеской. Подбор материала. Черновая разметка. Крой заготовок. Выполнение чистовых заготовок. Разметка деталей. Выполнение соединений. Сборка «насухо». Подгонка и сборка на клею. Изготовление чистовых заготовок. Разметка проушины с кромок и торца. Запиливание проушины внутрь от линий разметки. Разметка шипа. Запиливание шипа слева и справа от риски. Долбление проушины с двух сторон. Подгонка соединения и обозначение деталей. Проверка качества работы. Заточка стамески и долота на бруске. Правка лезвия. Проверка правильности заточки. 7 класс Теоретические сведения. Правила безопасности работы при выполнении работ в столярной мастерской. Фугование. Устройство фуганка и полуфуганка. Резьба по дереву. Геометрический орнамент. Понятие шероховатость обработанной поверхности. Неровность поверхности. Шерхебель. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила. Соединения УК-4. Чертеж детали в прямоугольных проекциях. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Шпатлевание. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Токарный станок по дереву. Лиственные твердые породы дерева. Резец столярного инструмента. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков. Инструменты для строгания профильной поверхности. Зензубель, фальцгобель. Бревна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Угловые ящичное соединение. Виды: соединение на шип прямой открытый УЯ-1, соединение на шип «ласточкин хвост» открытый УЯ-2. Шпунтубель. Малка и транспортир. Основные механические свойства, технологические свойства древесины. Выпуклая и вогнутая поверхности. Гнездо, паз, проушина, сквозное и несквозное отверстия. Сверло. Зенкеры простой и комбинированный. Заточка спирального сверла. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Практическая работа: Работа фуганком с двойным ножом. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-4. Анализ чертежа. Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек. Работа зензубелем, фальцгобелем. Выполнение соединения УК-2. Выполнение гнезда, паза, проушины, сквозного и несквозного отверстий. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения. 8 класс Теоретические сведения. Дефекты и пороки древесины. Дефекты обработки и хранения. Шпатлевка. Станок одношпиндельный сверлильный. Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками. Устройство для крепления сверла. Организация рабочего места для сверления. Сверление сквозных и глухих отверстий. Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд с предварительным сверлением. Пиломатериалы: виды, характеристика основных видов. Мебель. Ознакомление с производственным изготовлением мебели. Содержание сборочного чертежа. Разметочный инструмент. Ярунок. Токарный станок. Штангенциркуль. Устройство штангенциркуля. Инструмент для ручного строгания плоскости. Материал для изготовления. Расположение годичных колец на торцах колодки. Резец. Виды резания в зависимости от направления движения резца относительно волокон древесины. Влияние на процесс резания изменения основных углов резца. Технология изготовления сборочных единиц. Способы соединения в сборочных зажимах и приспособлениях. Износ мебели. Ремонт мебели. Значение техники безопасности. Действия при пожаре. Гвоздь. Шуруп. Болт, винт, стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля. Практические работы. Выявление дефектов, требующих заделки. Определение формы дефекта. Выполнение разметки под заделку. Высверливание, долбление отверстия. Изготовление заделки. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки. Распознавание видов пиломатериалов, определение вида пиломатериала на рисунке и по образцу. Чтение технической документации. Изготовление рамок, коробок, подвижных и неподвижных элементов мебели. Подбор материала для изделия. Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы. Изготовление инструмента. Проверка изготовленного угольника контрольным угольником и на доске с отфугованной кромкой. Установка малки по транспортиру. Проверка ярунка. Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Сверление с использованием задней бабки. Проверка размеров изделия кронциркулем и штангенциркулем. Подбор заготовки для колодки строгального инструмента. Фугование заготовки для колодки. Разметка и обработка колодки. Подгонка «постели» по ножу. Обработка и подгонка клина. Проверка выполненного изделия. Подбор материала для изделия. Организация рабочего места. Изготовление деталей и сборочных единиц. Сборка и отделка изделия. Организация пооперационной работы. Проверка изделий. Учет и коллективное обсуждение производительности труда. Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей. Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры, определение названий крепежных изделий и мебельной фурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз. 9 класс Эстетические требования к изделию. Материал для маркетри. Цвет, текстура разных древесных пород. Окрашивание ножевой фанеры. Перевод рисунка на фанеру. Инструменты для художественной отделки изделия: косяк, циркуль-резак, рейсмус-резак. Правила пожарной безопасности, в столярной мастерской. Причины возникновения пожара. Меры предупреждения пожара. Правила пользования электронагревательными приборами. Правила поведения при пожаре. Использование первичных средств для пожаротушения. Разметка штапиков и геометрического рисунка. Нарезание прямых полос. Нарезание штапиков. Нарезание геометрических фигур. Набор на бумагу геометрического орнамента. Наклеивание набора на изделие. Виды мебели: по назначению.Эстетические и технико-экономические требования к мебели. Элементы деталей столярного изделия: брусок, обкладка, штапик, филенка, фаска, смягчение, закругление, галтель, калевка, фальц (четверть), платик, свес, гребень, паз. Назначение облицовки столярного изделия. Шпон: виды . Свойства видов, производство. Технология облицовки поверхности шпоном. Применяемые клеи. Виды наборов шпона («в елку», «в конверт», «в шашку»). Облицовочные пленочный и листовой материалы: виды, свойства. Облицовка пленками. Фурнитура для подвижного соединения сборочных единиц (петли, направляющие). Виды петель. Фурнитура для неподвижного соединения сборочных единиц (стяжки, крепежные изделия, замки, задвижки, защелки, кронштейны, держатели, остановы). Фурнитура для открывания дверей и выдвигания ящиков. Дефект столярно-строительного изделия: виды, приемы выявления и устранения. Правила безопасности при выявлении и устранении дефектов. Ремонт столярных соединений: замена деталей с отщепами, сколами, трещинами, покоробленностью; заделка трещин. Ремонт оконной рамы, двери, столярной перегородки, встроенной мебели: исправление ослабленных соединений, установка дополнительных креплений, ремонт и замена деталей. Виды теплоизоляционного материала: вата минеральная и теплоизоляционные плиты из нее, пакля/войлок. Плиты из пенопласта, мягкие древесноволокнистые плиты, применение. Гидроизоляционная пленка, виды, применение. Смазочный материал: назначение, виды, свойства. Масло для консервирования металлических изделий: виды, антисептирующие и огнезащитные материалы. Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии. Изготовление мебели на крупных и мелких фабриках. Сравнение механизированного и ручного труда по производительности и качеству работы. Механизация и автоматизация столярных работ. Универсальные электроинструменты. Станки с программным управлением. Механизация облицовочных, сборочных и транспортных работ. Механическое оборудование для сборки столярных изделий. Значение повышения производительности труда для снижения себестоимости продукции. Секционная мебель: преимущества, конструктивные элементы, основные узлы и детали (корпус, дверь, ящик, полуящик, фурнитура). Установка и соединение стенок секции. Двери распашные, раздвижные и откидные. Фурнитура для навески, фиксации и запирания дверей. Изготовление фанеры, ее виды, размеры и применение. Свойства фанеры, ее отношение к влаге. Сорта и пороки фанеры. Древесностружечные и древесноволокнистые плиты. Их виды, изготовление, применение, размеры и дефекты, особенности в обработки. № урока п\ п Тема Тематическое планирование 5 класс Количество часов Раздел «Промышленная заготовка древесины» 1-2 Правила ТБ. Дерево: основные части. 3-4 Выбор материала для изделия П\р №1 5-6 Древесина: использование, заготовка транспортировка. 7-8 Пиломатериал: виды, использование 9 Виды измерительных инструментов П\р №2 10 Составление плана работы по изготовлению модели гусеничного трактора П\р №3 11-14 Выпиливание кузова для модели гусеничного трактора П\р №3 15-16 Разметка и выпиливание гусениц П\р №3 17-20 Крепление гусениц к кузову П\р №3 21-22 Отделка модели гусеничного трактора П\р №3 23-24 Составление плана работы по изготовлению модели самолета П\р №3 25-28 Изготовление фюзеляжа П\р №3 29-31 Изготовление крыльев самолета П\р №3 32-33 Крепление фюзеляжа и крыльев П\р №3 34 Отделка модели самолетаП\р №3 Раздел «Пиление столярной ножовкой» 35 Столярная ножовка: основные понятия. 36-37 Столярные инструменты и приспособления. 38-41 Пиление столярной ножовкой П\р №4 42-45 Применение измерительных столярных инструментов П\р №5 46-47 Электровыжигатель: устройство, действие. Основные виды деятельности обучающихся 2 2 2 2 1 1 Работа с учебником Практическая работа Работа с учебником Работа с учебником 4 Практическая работа 2 4 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 4 3 2 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 2 4 4 Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Практическая работа 2 Работа с учебником Работа с учебником Правила ТБ при работе электровыжигателем. Выжигание простых узоров П\р №6 Выжигание орнамента П\р №6 Выжигание на изделии модель гусеничного трактора П\р №6 66-67 Отделка модели гусеничного трактора лаком П\р №6 68-71 Выжигание на изделии модель самолета окон П\р №6 72-73 Выжигание на крыльях модели самолета П\р №6 74-75 Выжигание на изделии модель самолета шасси П\р №6 76-77 Отделка модели самолета лаком П\р №6 78-79 Настольный сверлильный станок 80-81 Правила ТБ при работе на сверлильном станке 82-83 Работа на сверлильном станке П\р№7 84-85 Сверление отверстий разного диаметра П\р№8 86-87 Изготовление игрушки «рыбка», составление плана работы П\р №9 88-89 Изготовление игрушки «рыбка» П\р №9 90-91 Отделка игрушки «рыбка» П\р №9 Раздел «Пиление» 92-93 Пиление. 94-95 Лучковая пила. 96-97 Брак при пилении. 98 Правила ТБ при работе пилой. 99 Изготовление игрушки «кошка», составление плана работы П\р №10 100 Изготовление игрушки «кошка» П\р №10 101Отделка игрушки «кошка» П\р №10 102 103Рубанок 104 Строение древесины. 105Правила ТБ при работе рубанком. 48 49-53 54-59 60-65 1 5 6 6 Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 2 2 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Практическая работа 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 Работа с учебником 2 2 Работа с учебником Практическая работа 106 107Изготовление настенной полочки, составление плана 108 работы П\р №11 109Выпиливание заготовок для боковых стенок полочки 110 П\р №11 111Выстрагивание заготовок для боковых стенок 114 настенной полочки П\р №11 115Шлифование боковых стенок для настенной полочки 116 П\р №11 117Выпиливание полок для настенной полочки 118 П\р №11 119Выстрагивание полок для настенной полочки П\р №11 122 123Шлифование полок для настенной полочки П\р №11 124 Раздел «Соединение деталей с помощью шурупов» 125 Шило, буравчик. 126 Шуруп. 127Дрель ручная. 128 129Правила ТБ при работе шилом, ручной дрелью. 130 131Работа шилом П\р №12 134 135Работа с шурупами П\р №13 136 137Работа дрелью П\р №14 138 139Применение на практике ручной дрели П\р №15 140 141Сборка настенной полочки насухо П\р №16 142 2 Практическая работа 2 Практическая работа 4 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 4 Практическая работа 2 Практическая работа 1 1 2 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 2 Практическая работа 4 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 143144 145146 147148 149151 152153 154 155 156157 158159 160161 162163 164166 167169 170 171173 174177 178- Изготовление и сборка настенной полочки П\р №16 2 Практическая работа Скрепление полочки шурупами П\р №16 2 Практическая работа Отделка настенной полочки 2 Практическая работа Правила ТБ. План работы на четверть. Древесина для изготовления кухонных инструментов и приспособлений. Отличия чертежа от технического рисунка. 3 Работа с учебником 2 Работа с учебником Изготовление разделочной доски, составление плана работы П\р №17 Подбор материла для разделочной доски П\р №17 Выпиливание заготовки для разделочной доски П\р №17 Выстрагивание разделочной доски П\р №17 1 Практическая работа 1 2 Практическая работа Практическая работа 2 Практическая работа Шлифование разделочной доски П\р №17 2 Практическая работа Нанесение рисунка на доску П\р №17 2 Практическая работа Выжигание на изделии разделочная доска П\р №17 3 Практическая работа Кухонная лопатка П\р №17 3 Практическая работа Подбор материала П\р №17 Выпиливание кухонной лопатки П\р №17 1 3 Практическая работа Практическая работа Выстрагивание кухонной лопатки П\р №17 4 Практическая работа Шлифование кухонной лопатки П\р №17 3 Практическая работа 180 181183 184185 186 187 188189 190191 192193 194196 197198 199200 201202 № урока п\ п Отделка изделия кухонная лопаточка П\р №17 3 Практическая работа Стамеска. 2 Практическая работа Правила ТБ при работе со стамеской. Виды, назначение столярных инструментов Способы соединения деталей деревянных конструкций 1 1 2 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Врезка как способ соединения деталей. 2 Работа с учебником Соединение деталей с помощью врезки П\р №18 2 Практическая работа Изготовление подставки из реек для цветов П\р №18 3 Практическая работа Отделка подставки из реек для цветов П\р №18 2 Практическая работа Административная контрольная работа 2 Практическая работа Контрольная работа 2 Практическая работа Название темы Тематическое планирование 6 класс Количество часов Раздел «Изготовление изделия из деталей круглого сечения» 1-2 Знакомство с изделием (ручка для лопаты, граблей или швабры) 3-4 Последовательность изготовления изделия П/р №1 Основные виды деятельности обучающихся 2 Работа с учебником 2 Практическая работа 5-6 7-8 9-10 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31-32 33-34 35-36 37-38 39-41 42-47 Выпиливание заготовки П/р №1 Выстрагивание бруска квадратного сечения П/р №1 Разметка центра на торце заготовки П/р №1 Округление углов заготовки П/р №1 Отделка изделия П/р №1 Столярный рейсмус: виды, устройство, назначение Последовательность изготовления заготовки П/р №2 Разметка и выпиливание заготовки П/р №2 Строгание лицевой пласти и лицевой кромки П/р №2 Разметка толщины заготовки П/р №2 Строгание пласти бруска до риски П/р №2 Отпиливание бруска в размер по длине П/р №2 Резьба по дереву Нанесение рисунка на поверхность заготовки П/р №3 Приемы выполнения геометрической резьбы (на отходах материалов) П/р №3 Вырезание геометрического орнамента П/р №3 Отделка изделия П/р №3 Изготовление детской лопатки Изготовление набора досок для резки продуктов с элементами геометрической резьбы П\р № 4 Раздел « Угловое концевое соединение брусков вполдерева» 48-49 Угловое концевое соединение брусков вполдерева 50 Последовательность выполнения углового концевого соединения вполдерева П\р № 5 51 Выполнение углового концевого соединения брусков вполдерева П\р № 6 52 Свойства столярного клея. Склеивание деталей П\р № 7 53 Знакомство с изделием П\р № 8 54 Последовательность изготовления изделия П\р № 8 55 Заготовка брусков. Разметка шипов П\р № 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 2 3 6 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 1 Практическая работа Практическая работа 1 Практическая работа 1 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Выпиливание шипов (изучение и первичное закрепление новых П\р № 8 57 Подгонка соединения и разметка для склеивания П\р № 8 58 Склеивание подрамника П\р № 8 59 Выстрагивание сторон и кромок подрамника П\р № 8 60-61 Зачистка поверхности изделия П\р № 8 62 Устройство сверлильного станка 63 Правила безопасной работы при сверлении 64 Диаметр отверстия 65 Назначение и устройство зажимного патрона 66 Элементы спирального сверла 67 Инструменты для выполнения больших отверстий 68 Работа на сверлильном станке П\р № 9 69 Криволинейное пиление Выкружная пила 70 71 Знакомство с изделием (кронштейн для ампельных растений) П\р №10 72 Последовательность изготовления изделия П\р №10 73 Разметка деталей изделия П\р №10 74 Выпиливание деталей изделия П\р №10 75 Обработка криволинейных кромок П\р №10 76 Строгание выпуклых кромок П\р №10 77 Обработка криволинейных кромок стамеской П\р №10 78 Обработка криволинейных кромок напильником П\р №10 79 Зачистка кромок шлифовальной шкуркой П\р №10 80 Изготовление изделия «Новогодняя игрушка» П\р №11 Раздел Долбление сквозного и несквозного гнезда Гнездо как элемент столярного соединения 81 56 82 83 84 Столярное долото Разметка несквозного и сквозного гнезда Последовательность долбления сквозного гнезда 1 Практическая работа 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Практическая работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 Практическая работа 1 1 1 Практическая работа Практическая работа 85 86 87 88 89-90 91-92 93-94 95 96 97 98 99-100 101-102 103-104 105-106 107-108 109-110 111-112 113-114 115-116 117-118 119-128 129-132 133-134 135 136 137 138 Приемы работы долотом Знакомство с изделием (средник для лучковой пилы) П\р №12 Разметка гнезд П\р №12 Долбление сквозных гнезд П\р №12 Отделка изделия П\р №12 Свойства древесины основных пород Определение древесных пород по образцам древесины П\р №13 Угловое серединное соединение на шип одинарный Изготовление образца соединения УС-3 (из отходов материала) П\р №14 Знакомство с изделием (скамейка) П\р №14 Последовательность изготовления изделия П\р №14 Выпиливание заготовок П\р №14 Выстрагивание деталей П\р №14 Выполнение чистовыхзаготовок П\р №14 Изготовление шипов П\р №14 Выдалбливание гнезд П\р №14 Подгонка шипов к гнездам П\р №14 Изготовление сиденья П\р №14 Сверление отверстий в брусках сиденья П\р №14 Прикрепление брусков к подставкам ножек П\р №14 1 1 1 1 2 2 2 Практическая работа 1 1 Практическая работа Практическая работа 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Отделка изделия Сборка скамейки П\р №14 Изготовление скамейки П\р №15 Изготовление изделия с прорезной резьбой П\р №16 Угловое концевое соединение УК 1 Последовательность выполнения соединения УК-1 Выполнение образца соединения УК-1 (из отходов материала) П\р №17 Знакомство с изделием (рамка для табурета) Изготовление заготовок П\р №18 2 10 4 2 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 Практическая работа Практическая работа Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Практическая работа 139 140-141 142-143 144-145 146-147 148-149 150 151 152 152-153 154-155 156 157 158-165 166-167 168-169 Чистовая разметка деталей и отпиливание П\р №18 2 Изготовление проушин П\р №18 2 Изготовление шипов П\р №18 2 Подгонка соединения П\р №18 2 Сборка изделия П\р №18 2 Отделка изделия П\р №18 2 Угол заточки лезвия у стамески и долота П\р №19 1 Материалы и приспособления для затачивания инструментов 1 Приемы затачивания долота и стамески П\р №19 1 Виды клея и их свойства 2 Определение вида клея по внешнему виду и запаху 2 Выбор клея для склеивания изделия 1 Склеивание деталей изделия П\р №20 1 Изготовление изделия (рамка для табурета) П\р №21 8 Административная контрольная работа 2 Контрольная работа 2 Тематическое планирование 7 класс № Название темы урока п\ п Раздел Фугование 1 Фугование: назначение операции и инструменты для ее выполнения 2 Подготовка полуфуганка к работе. Правила безопасной работы с полуфуганком 3 Приемы работы полу фуганком 4 Знакомство с изделием (подкладная доска) 5 Последовательность изготовления изделия 6 Заготовка делянок 7 Фугование кромок делянок 8 Склеивание щита в приспособлении Количество часов Практическая работа Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Основные виды деятельности обучающихся 1 Работа с учебником 1 Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 9 10 11 12 13 14 15 16-17 18 19 20 21 22 23 24-25 26-37 38-43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55-56 Строгание лицевой пласти щита Строгание лицевой кромки щита Разметка длины щита и отпиливание припуска Торцевание кромок и скругление углов Отделка изделия Способы хранения древесины Естественная и камерная сушка древесины Хранение древесины Резьба по дереву Геометрический орнамент для резьбы по дереву Нанесение рисунка Выполнение геометрической резьбы (на отходах материалов) Разметка геометрического орнамента' на поверхности разделочной доски Вырезание узора Отделка изделия Изготовление и украшение разделочной доски Самостоятельная работа (по выбору учителя) Шероховатость обработанной поверхности Шерхебель: назначение, устройство Последовательность строгания шерхебелем Угловое концевое соединение УК-4 Последовательность изготовления соединения УК-4 Изготовление образца соединения УК-4 (из отходов материалов) Знакомство с изделием (подставка для цветов) Последовательность изготовления изделия Разметка глухого гнезда. Долбление глухого гнезда Разметка шипа Выполнение шипа с полупотемком 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 Практическая работа 1 2 12 6 1 1 1 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Работа с учебником Практическая работа Работа с учебником Практическая работа Практическая работа 1 1 1 1 1 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 57-58 Сборка изделия без клея 59 Отделка изделия красками 60 Способы нанесения краски 61 Подготовка поверхности к окраске 62 Окраска изделия Раздел «Токарные работы» 63-64 Токарный станок по дереву: устройство и назначение 65-66 Токарные резцы 67-68 Назначение и применение кронциркуля (штангенциркуля) 69-70 Работа на токарном станке 71-72 Изготовление игрушек 73-80 Изготовление изделий для школы 81-86 Самостоятельная работа по изготовлению изделий на ТС по Д Раздел «Обработка деталей из древесины твердых пород» 87 Твердые породы древесины 88 Особенности обработки деталей из древесины твердых пород 89 Знакомство с изделием (ручка для молотка, стамески или долота) 90 Последовательность изготовления изделия 91 Подбор материала и черновая обработка заготовки 92 Строгание заготовки 93 Придание заготовке овального сечения 94 Отпиливание припуска по длине. 95 Обработка торца ручки 96 Отделка ручки 97 Насадка молотка на ручку 98 Знакомство с изделием (рамка для портрета) 99 Последовательность изготовления изделия 100 Инструмент для строгания профильной поверхности 101 Изготовление бруска с профильной поверхностью 2 1 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 2 2 2 2 8 6 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 Работа с учебником Практическая работа 1 Практическая работа 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Устройство и назначение зензубеля и фальц гобеля Приемы работы зензубелем и фальц гобелем Выполнение фальца на заготовках для рамки Угловое концевое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2 106 Изготовление соединения УК-2 (из отходов материалов) 107 Сборка изделия (рамка для портрета) 108 Соединение деталей рамки угловым концевым соединением УК-2 109 Отделка изделия 110-111 Круглые лесоматериалы 112 Защита древесины от гниения 113 Способы распиловки бревен 114-138 Изготовление табурета, рамки для портрета Раздел «Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2» 139 Угловые ящичные соединения 140 Устройство и назначение шпунтубеля 141 Малка и транспортир 142-143 Изготовление углового ящичного соединения УЯ-1 144-145 Изготовление углового ящичного соединения УЯ-2 146 Знакомство с изделием (ящик для картотеки) 147 Последовательность изготовления изделия 148-149 Строгание и торцевание заготовок 150-151 Разметка шипов и проушин 152-153 Запиливание и долбление проушин 154-155 Выполнение шипов 156-157 Вырубка паза Изготовление дна ящика 158-159 160 Сборка изделия 161 Отделка изделия Раздел «Свойства древесины» 162 Физические свойства древесины 102 103 104 105 1 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 2 1 1 24 Практическая работа Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 2 2 1 1 2 2 2 2 2 2 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 Работа с учебником 163 164 165 166 167 168 169 170 171 172 173 174-175 176-182 183-184 185-186 № урока п\ п Определение влажности древесины весовым методом 1 Работа с учебником Механические свойства древесины 1 Работа с учебником Изучение механических свойств древесины 1 Работа с учебником Технологические свойства древесины 1 Работа с учебником 1 Работа с учебником Изучение технологических свойств древесины Криволинейное пиление 1 Работа с учебником Типы сверл 1 Работа с учебником Изображение отверстий на чертеже 1 Практическая работа Разметка центров отверстий для высверливания по 1 Практическая работа контуру Выполнение отверстий разной формы и вида 1 Практическая работа Знакомство с изделием (ручка для ножовки) 1 Практическая работа Изготовление ручки для ножовки 2 Практическая работа Изготовление аптечки, ручки для ножовки 6 Практическая работа Административная контрольная работа 2 Практическая работа Контрольная работа 2 Практическая работа Тематическое планирование 8 класс Название темы Количество часов Основные виды деятельности обучающихся Раздел «Заделка пороков и дефектов древесины» 1-2 Дефекты и пороки древесины 3-4 Шпатлевка: характеристика разных видов, приемы заделки пороков древесины 5-6 Заделка пороков и дефектов древесины шпатлевкой (на отходах материалов) П/р №1 7-8 Устройство и назначение одношпиндеольного сверлильного станка 9-10 Ознакомление с многошпиндельным сверлильным и сверлильно-пазовальным станками 2 2 Работа с учебником Работа с учебником 2 Практическая работа 2 Работа с учебником 2 Практическая работа 11-12 13-14 15-16 17-18 19-20 21-22 23-24 25-26 27-28 29-30 31 32 33 33 34 35 36-37 38-39 40-41 42-43 44 45 46 47 48 49 50-51 52-53 54-55 Подготовка сверлильного станка к работе П/р №2 Сверление сквозных и глухих отверстий (на отходах материалов) П/р №3 Выдалбливание сквозных и несквозных гнезд (на отходах материалов) П/р №4 Подготовка дефектных участков к заделке П/р №5 Высверливание, долбление отверстия П/р №6 Изготовление заделки П/р №7 Вставка заделки на клею П/р №8 Застрагивание заделки П/р №9 Пиломатериалы: виды, назначение, получение Характеристика основных видов пиломатериалов Виды и назначение мебели Ознакомление с производственным процессом изготовления мебели Содержание сборочного чертежа Знакомство с изделием (табурет) Последовательность изготовления изделия П/р №10 Заготовка деталей П/р №10 Выстрагивание деталей по размерам П/р №10 Изготовление вставных шипов П/р №10 Выполнение отверстий в деталях табурета П/р №10 Склеивание боковых рамок П/р №10 Склеивание корпуса табурета П/р №10 Изготовление сиденья табурета П/р №10 Зачистка сиденья и корпуса табурета П/р №10 Соединение корпуса табурета с сиденьем П/р №10 Отделка изделия П/р №10 Оценка качества готового изделия П/р №10 Изготовление ручки для стамески Изготовление ручки П\р № 11 Насадка ручки П\р № 12 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 Практическая работа 2 2 2 2 2 2 2 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 56-57 Оценка качества готового изделия П\р № 12 Раздел «Изготовление разметочного инструмента» 58 Разметочные инструменты 59 Подготовка рубанка для строгания древесины твердой породы П\р № 13 60 Столярный угольник: материал, последовательность изготовления 61-62 Изготовление столярного угольника П\р № 14 Ярунок: назначение, применение 63-64 65-66 Последовательность изготовления ярунка 67-68 Изготовление ярунка П\р № 15 Раздел «Токарные работы» 69-70 Токарный станок: управление, уход, неисправности. Правила безопасной работы 71-72 Скоба и штангенциркуль 73-74 Приемы работы на токарном станке (на отходах материалов) П\р № 16 2 Практическая работа 1 1 Работа с учебником Практическая работа 1 Работа с учебником 2 2 2 2 Практическая работа Работа с учебником Практическая работа Практическая работа 2 Работа с учебником 2 2 Работа с учебником Практическая работа 2 Практическая работа 77-78 Знакомство с изделием (ручка для напильников, стамесок, долот) Последовательность изготовления изделия П\р № 17 2 Практическая работа 79-80 Заготовка для ручки П\р № 17 2 Практическая работа 81-82 83-84 Вытачивание цилиндра П\р № 17 Обработка поверхности ручки по заданному размеру П\р № 17 Сверление отверстия для хвостовика инструмента П\р № 17 Зачистка ручки П\р № 17 Изготовление изделия (скамейка, ярунок или солонка) П\р № 18 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 Практическая работа 2 20 Практическая работа 75-76 85-86 87-88 89-108 Раздел «Изготовление строгального инструмента» 109-110 Строгальные инструменты 111-112 Последовательность изготовления шерхебеля П\р № 20 113-114 Изготовление колодки П\р № 20 115-116 Изготовление клина П\р № 20 117-118 Изготовление рожка П\р № 20 Настройка и отделка шерхебеля П\р № 20 119-120 121-122 Элементы резца 123-124 Виды резания древесины 125-126 Влияние изменения угла резца на процесс резания 127-128 Определение формы резцов П\р № 21 Раздел «Изготовление столярно-мебельного изделия» 129-130 Знакомство с изделием (щитовой стол и табурет в масштабе 1 : 5) 131-132 Технология изготовления сборочных единиц 133-134 Способы соединения деталей и сборочных единиц 135-136 Разборные соединения в столярно-мебельных изделиях 137-138 Бригадный метод работы 139-140 Последовательность изготовления изделия. Организация работы 141-142 Изготовление деталей и сборочных единиц 143-144 Анализ выполненной работы Изготовление изделия (столярный угольник, выставочная витрина и др) П\р № 22 Раздел «Ремонт столярного изделия» 179 Эксплуатация мебели и причины ее износа 180-181 Виды ремонта мебели 182-183 Планирование работы при ремонте мебели П\р №25 184-191 Ремонт столярного изделия П\р №25 192-193 Оценка качества выполненной работы 145-178 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Работа с учебником Практическая работа Работа с учебником Практическая работа 2 Практическая работа 2 2 2 2 2 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 34 Практическая работа 1 2 2 8 2 Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 208-235 Безопасность труда во время столярных работ Предупреждение пожаров Способы соединения деталей в столярных изделиях Виды гвоздей и их использование Виды и назначение шурупов Мебельная фурнитура и крепежные изделия Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры Изготовление крепежных изделий П\р № 26 236-237 238-239 Административная контрольная работа Контрольная работа 194-195 196-197 198-199 200-201 202-203 204-205 206-207 № урока п\ п Название темы 2 2 2 2 2 2 2 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 28 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Тематическое планирование 9 класс Количество Основные виды деятельности часов обучающихся Раздел «Художественная отделка столярных изделий» 1-2 Вводное занятие. Первичный инструктаж по охране труда 3-4 Инструменты и материалы для работы в столярной мастерской 5-6 Художественная отделка столярных изделий 7-8 Материал для маркетри 9-10 Инструменты для художественной отделки изделия П\р № 1 11-12 Выбор рисунка и его перевод на изделие П\р № 1 13-14 Приемы работы инструментами для выполнения маркетри П\р № 1 15-16 Знакомство с изделием (коробка для шахмат) 17-18 Последовательность изготовления изделия П\р № 2 19-20 Изготовление коробки П\р № 2 2 Работа с учебником 2 Работа с учебником 2 2 2 Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 Практическая работа Разметка штапиков и геометрического рисунка П\р №2 23-24 Нарезание заготовок для маркетри П\р № 2 25-26 Набор на бумагу геометрического орнамента П\р №2 27-28 Наклеивание набора на изделие П\р № 2 29-30 Отделка готового изделия П\р № 2 31-32 Оценка качества готового изделия П\р № 2 33-34 Основы пожарной безопасности 35-36 Действия при пожаре 37-64 Изготовление журнального столика с художественной отделкой П\р № 2 67-84 Выполнение изделий для школы П\р № 3 Раздел «Изготовление моделей мебели» 86 Общие сведения о мебельном производстве 87 Виды мебели 88 Детали и элементы столярных изделий П\р № 4 89 Изучение чертежей изготовления деталей изделий П\р № 4 90 Изучение сборочных чертежей изделия П\р № 4 91 Выбор изделия и составление плана его изготовления П\р № 4 92 Выполнение заготовительных операций П\р № 4 93-94 Разметка и обработка деталей изделия П\р № 4 95-96 Сборка узлов изделия «насухо» П\р № 4 97-98 Сборка изделия на клею П\р № 4 99-100 Оценка качества готового изделия П\р № 4 101Изготовление изделий для школы П\р № 5 108 Раздел «Строительное производство. Плотничные работы» 109 Плотничные работы 110 Теска древесины П\р № 6 21-22 2 Практическая работа 2 2 Практическая работа Практическая работа 2 2 2 2 2 28 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа 16 Практическая работа 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа Практическая работа 1 1 Практическая работа Практическая работа 1 2 2 2 2 8 Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 Практическая работа Практическая работа 111 112 113 114 115 116 Подготовка инструментов и приспособлений к работе П\р № 6 Технология тески бревен П\р № 6 Выборка четвертей и пазов П\р № 6 Соединение бревна и бруска с помощью врубок П\р № 6 Сплачивание доски и бруска в щит П\р № 6 Дисковая электропила: устройство, приемы работы Электрорубанок: устройство, приемы работы 1 Практическая работа 1 1 1 Практическая работа Практическая работа Практическая работа 1 1 Практическая работа Практическая работа 1172 Практическая работа 118 Раздел «Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия» 119 Хвойные и лиственные лесоматериалы 1 Работа с учебником 120 Ассортимент пиломатериалов и досок 1 Практическая работа 121 Ассортимент заготовок из пиломатериалов 1 Практическая работа 122 Ассортимент фрезерованных деревянных деталей 1 Практическая работа для строительства 123 Материалы и изделия для настилки пола 1 Практическая работа 124 Виды паркета 1 Практическая работа Раздел «Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ» 125Характеристика строительных инструментов, 2 Работа с учебником 126 приспособлений, инвентаря для плотничных работ 127Знакомство с изделием малка для штукатурных 2 Практическая работа 128 работ П\р № 7 129Подбор материала и его раскрой П\р № 7 2 Практическая работа 130 131Изготовление изделия П\р № 7 2 Практическая работа 132 133Изготовление строительных инструментов П\р № 8 12 Практическая работа 144 145Изготовление изделия «Новогодняя игрушка» П\р 4 Практическая работа 148 №9 Раздел «Мебельное производство» 149 Шпон: виды, свойства, производство 150 Технология облицовки поверхности шпоном 151 Облицовка поверхности шпоном (на материала отходах) 152 Облицовочные пленочный и листовой материалы 153 Технология облицовки поверхности изделия пленками 154 Выполнение облицовки поверхности пленкой (на материалов отходах) 155 Знакомство с изделием (навесная книжная полка) 156Последовательность изготовления изделия 157 158Изготовление навесной книжной полки 163 Раздел «Мебельная фурнитура и крепежные изделия» 164Фурнитура для подвижного соединения сборочных 165 единиц 166Фурнитура для неподвижного соединения сбороч167 ных единиц 168Изготовление изделий 183 184Изготовление деталей мебели с учетом качества 193 и производительности труда 194Дефекты столярно-строительного изделия и 195 способы их устранения 196Правила безопасности при выявлении и устра197 нении дефектов 198Ремонт столярных соединений 199 200Ремонт оконных рам, дверей, встроенной мебели, 201 перегородок 1 1 1 Работа с учебником Практическая работа Практическая работа 1 1 Практическая работа Практическая работа 1 Практическая работа 1 2 Практическая работа Практическая работа 6 Практическая работа 2 Работа с учебником 2 Работа с учебником 16 Практическая работа 10 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 202Теплоизоляционные материалы 203 204Гидроизоляционная пленка 205 206Смазочные материалы 207 Изготовление 208изделия к выставки 223 224Изготовление изделия к выставки 231 Раздел «Мебельное производство» 232 Механизация и автоматизация на деревообрабатывающем предприятии 233Механизация и автоматизация столярных работ 234 235Механизация облицовочных, сборочных и транс236 портных работ 237Производительность труда и себестоимость 238 продукции 239Мебельное производство 240 241Секционная мебель 242 243Разработка одного из видов секционной мебели 244 245Способы установки и соединения стенок секции 246 247Изготовление секций 248 249Сборка изделия 250 251Монтаж секционной мебели 2 Работа с учебником 2 Работа с учебником 2 Работа с учебником 16 Практическая работа 8 Практическая работа 1 Работа с учебником 2 Работа с учебником 2 Работа с учебником 2 Работа с учебником 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа 252 253268 269270 271272 273274 275276 277278 279280 281282 283284 285286 287288 289290 291294 295- Изготовление изделий для школы 16 Практическая работа Перегородка: устройство, технология монтажа 2 Практическая работа Дощатый пол: устройство, технология настилки 2 Практическая работа Правила безопасности при выполнении плотничных работ Монтаж перегородки (или настил пола) в нежилом помещении Кровельные материалы 2 Практическая работа 2 Практическая работа 2 Практическая работа Облицовочные материалы Линолеум и его применение Резка линолеума 2 2 Практическая работа Практическая работа Виды и приемы наклеивания линолеума на основание Возможные дефекты в линолеумных полах и их предупреждение Фанера: виды, изготовление, применение Свойства фанеры и ее сорта 2 Практическая работа 2 Практическая работа 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Древесно-стружечные и древесноволокнистые плиты Определение названий, пороков и дефектов по образцам разных видов фанеры и древесных плит Изготовление швабры 1 Практическая работа 1 Практическая работа 2 Практическая работа Подбор материала и его раскрой 4 Практическая работа Изготовление изделия 8 Практическая работа 302 303304 305306 Административная контрольная работа 2 Практическая работа Контрольная работа 2 Практическая работа Материально техническое оснащение Учебники и учебные пособия: 1. 1.Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении 2. Мирский С. Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: книга для учителя 3. Пешков Е. О. Технический словарь школьника: пособие для практических занятий учащихся 5-8 кл. 4. Резник С. Д. Плотник / С. Д. Резник. - М 5.Журавлев Б. А. Профессионально-трудовое обучение: столярное, слесарное, швейное дело, сельскохозяйственный труд, переплетно-картонажное дело, подготовка младшего обслуживающего персонала / Б. А. Журавлев, С. Л. Мирский, Л. С. Иноземцева // Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 кл. Приложение Контрольно - оценочные материалы. 5 класс Административная контрольная работа по тем «Сверление отверстий на станке» 1. 2. 3. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. Практическая работа Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Контроль за качеством сверления. Административная контрольная работа по теме: «Изготовление кухонной утвари» Практическая работа Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Разметить Контроль за качеством строгание, пиление Зачистить Контрольная работа по теме: «Пиление столярной ножовкой» Практическая работа Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку Контроль за качеством пиление Зачистить Контрольная работа по теме: «Строгание рубанком» Практическая работа Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку Выстрогать Контроль за качеством строгание Зачистить 6 класс Административная контрольная работа по теме: «Угловое концевое соединение брусков вполдерева» Практическая работа Инструкционная карта: 1. Чертеж 2. Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку 3. Выстрогать все четыре поверхности под заданные размеры. 4. Контроль за качеством строгание, пиление долбление. 5. Зачистить 6. Сбор насухо Административная контрольная работа по теме: «Угловые концевое соединение на шип открытый, сквозной, одинарный УК-1»» Практическая работа Инструкционная карта: 5. Чертеж 6. Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку 7. Выстрогать все четыре поверхности под заданные размеры. 8. Контроль за качеством строгание, пиление долбление. 9. Зачистить 10. Сбор насухо Контрольная работа по теме «Изготовление изделия из деталей круглого сечения» Практическая работа Инструкционная карта: 1. Чертеж 2. Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку 3. Выстрогать все четыре поверхности под заданные размеры. 4. Контроль за качеством строгания. 5. Зачистить Контрольная работа по теме: «Угловое серединное соединение на шип одинарный» Практическая работа Инструкционная карта: 1. Чертеж 2. Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку 3. Выстрогать все четыре поверхности под заданные размеры. 4. Контроль за качеством строгание, пиление долбление. 5. Зачистить 6. Сбор насухо 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 7 класс Административная контрольная работа по теме: «Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК-4» Практическая работа Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку Выстрогать все четыре поверхности под заданные размеры. Контроль за качеством строгание, пиление долбление. Зачистить Сбор насухо Административная контрольная работа по теме: «Административная контрольная работа по теме: «Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2»» Практическая работа Инструкционная карта: 1. Чертеж 2. Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку 3. Контроль за качеством строгание, пиление долбление. 4. Зачистить 5. Сбор насухо Контрольная работа по теме «Фугование» Практическая работа Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку Контроль за качеством строгание, пиление Зачистить Контрольная работа по теме «Обработка деталей из древесины твердых пород» Практическая работа Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку 3. Контроль за качеством строгание, пиление э 4. Зачистить 8 класс Административная контрольная работа по теме ««Токарные работы»» 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. Практическая работа. Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки Контроль за качеством Зачистить Административная контрольная работа по теме ««Ремонт столярного изделия»» Практическая работа. Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки Контроль за качеством Зачистить Контрольная работа по теме «Заделка пороков и дефектов древесины» Практическая работа. Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку Выстрогать Контроль за качеством строгание, пиление . Зачистить Сбор насухо Контрольная работа по теме Изготовление столярно-мебельного изделия Практическая работа. Инструкционная карта: Чертеж Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку Выстрогать Контроль за качеством строгание, пиление . 5. Зачистить 6. Сбор насухо 9 класс Административная контрольная работа по теме «Изготовление строительных инструментов» Практическая работа. Инструкционная карта: 7. Чертеж 8. Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку 9. Выстрогать 10. Контроль за качеством строгание, пиление . 11. Зачистить 12. Сбор насухо Административная контрольная работа по теме ««Строительное производство» Практическая работа. Инструкционная карта: 1. Чертеж 2. Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку 3. Выстрогать 4. Контроль за качеством строгание, пиление . 5. Зачистить 6. Сбор насухо Контрольная работа по теме. «Художественная отделка столярных изделий» Практическая работа. Инструкционная карта: 1. Чертеж 2. Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку 3. Выстрогать 4. Контроль за качеством строгание, пиление . 5. Зачистить 6. Сбор насухо Контрольная работа по теме. «Мебельная фурнитура» Практическая работа. Инструкционная карта: 1. 2. 3. 4. 5. 6. Чертеж Подобрать материал. Разметить и раскроить п/м на заготовки с припуском на обработку Выстрогать Контроль за качеством строгание, пиление . Зачистить Сбор насухо