программа воспитания

Принята
Педагогическим Советом
Протокол № 5
от 27.08.2024г.

Утверждена
приказом МБОУ «Белоярская ШИ»
от 28.08.2024г. № 125-4

Рабочая программа воспитания.

с. Белый Яр
2024

1

Пояснительная записка.
Участниками образовательных отношений являются педагогические и
другие работники общеобразовательной организации, обучающиеся, их родители
(законные представители), представители иных организаций, участвующие в
реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством
Российской Федерации, локальными актами общеобразовательной организации.
Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют
преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания
обучающихся в общеобразовательной организации определяется содержанием
российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые
закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы
определяют инвариантное содержание воспитания обучающихся. Вариативный
компонент содержания воспитания обучающихся включает духовнонравственные
ценности культуры, традиционных религий народов России.
Воспитательная деятельность в общеобразовательной организации
планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной
политики в сфере воспитания, установленными в Стратегииразвития воспитания в
Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства
Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р). Приоритетной
задачейоссийской Федерации в сфере воспитания детей является развитие
высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные
ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать
свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию
и защите Родины.
Особенности организуемого в образовательной организации
воспитательного процесса.
Психолого-педагогическая характеристика обучающихся
с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие
познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического
поражения центральной нервной системы (ЦНС). Понятие «умственной
отсталости» по степени интеллектуальной неполноценности применимо к
разнообразной группе детей. Степень выраженности интеллектуальной
неполноценности коррелирует (соотносится) со сроками, в которые возникло
поражение ЦНС - чем оно произошло раньше, тем тяжелее последствия. Также
степень
выраженности
интеллектуальных
нарушений
определяется
интенсивностью воздействия вредных факторов. Нередко умственная отсталость
отягощена психическими заболеваниями различной этиологии, что требует не
только их медикаментозного лечения, но и организации медицинского
сопровождения таких обучающихся в образовательных организациях.
В международной классификации болезней (МКБ-10) выделено четыре
степени умственной отсталости: легкая (IQ — 69-50) , умеренная (IQ — 50-35),
тяжелая (IQ — 34-20), глубокая (IQ<20).
Развитие ребенка с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
2

нарушениями), хотя и происходит на дефектной основе и характеризуется
замедленностью, наличием отклонений от нормального развития, тем не менее,
представляет собой поступательный процесс, привносящий качественные
изменения в познавательную деятельность детей и их личностную сферу, что дает
основания для оптимистического прогноза.
Затруднения в психическом развитии детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обусловлены особенностями их высшей
нервной деятельности (слабостью процессов возбуждения и торможения,
замедленным формированием условных связей, тугоподвижностью нервных
процессов, нарушением взаимодействия первой и второй сигнальных систем и др.).
В подавляющем большинстве случаев интеллектуальные нарушения, имеющиеся у
обучающихся с умственной отсталостью, являются следствием органического
поражения ЦНС на ранних этапах онтогенеза. Негативное влияние органического
поражения ЦНС имеет системный характер, когда в патологический процесс
оказываются вовлеченными все стороны психофизического развития ребенка:
мотивационно-потребностная, социальноличностная, моторно-двигательная;
эмоциональноволевая сферы, а также когнитивные процессы — восприятие,
мышление, деятельность, речь и поведение. Последствия поражения ЦНС
выражаются в задержке сроков возникновения и
незавершенности
возрастных
психологических
новообразований и, главное, в неравномерности, нарушении целостности
психофизического развития. Все это, в свою очередь, затрудняет включение
ребенка в освоение пласта социальных и культурных достижений
общечеловеческого опыта традиционным путем.
В структуре психики такого ребенка в первую очередь отмечается
недоразвитие познавательных интересов и снижение познавательной активности,
что обусловлено замедленностью темпа психических процессов, их слабой
подвижностью и переключаемостью. При умственной отсталости страдают не
только высшие психические функции, но и эмоции, воля, поведение, в некоторых
случаях физическое развитие, хотя наиболее нарушенным является мышление, и
прежде всего, способность к отвлечению и обобщению. Вместе с тем, Российская
дефектология (как правопреемница советской) руководствуется теоретическим
постулатом Л. С. Выготского о том, что своевременная педагогическая коррекция
с учетом специфических особенностей каждого ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) «запускает» компенсаторные процессы,
обеспечивающие реализацию их потенциальных возможностей.
Развитие всех психических процессов у детей с легкой умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отличается качественным
своеобразием. Относительно сохранной у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оказывается чувственная ступень познания —
ощущение и восприятие. Но и в этих познавательных процессах сказывается
дефицитарность: неточность и слабость дифференцировки зрительных, слуховых,
кинестетических, тактильных, обонятельных и вкусовых ощущений приводят к
затруднению адекватности ориентировки детей с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в окружающей среде. Нарушение объема и
темпа восприятия, недостаточная его дифференцировка, не могут не оказывать
отрицательного влияния на весь ход развития ребенка с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). Однако особая организация учебной и
3

внеурочной работы, основанной на использовании практической деятельности;
проведение специальных коррекционных занятий не только повышают качество
ощущений и восприятий, но и оказывают положительное влияние на развитие
интеллектуальной сферы, в частности овладение отдельными мыслительными
операциями.
Меньший потенциал у обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) обнаруживается в развитии их мышления,
основу которого составляют такие операции, как анализ, синтез, сравнение,
обобщение, абстракция, конкретизация. Эти мыслительные операции у этой
категории детей обладают целым рядом своеобразных черт, проявляющихся в
трудностях установления отношений между частями предмета, выделении его
существенных признаков и дифференциации их от несущественных, нахождении и
сравнении предметов по признакам сходства и отличия и т. д.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и
словеснологического) у обучающихся с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) в большей степени недоразвито словеснологическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях
понимания смысла явления или факта.
Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и
слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу,
не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана
действия. Однако при особой организации учебной деятельности, направленной на
обучение школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) пользованию рациональными и целенаправленными способами
выполнения задания, оказывается возможным в той или иной степени
скорригировать недостатки мыслительной деятельности. Использование
специальных методов и приемов, применяющихся в процессе коррекционноразвивающего обучения, позволяет оказывать влияние на развитие различных
видов мышления обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), в том числе и словесно-логического.
Особенности восприятия и осмысления детьми учебного материала
неразрывно связаны с особенностями их памяти. Запоминание, сохранение и
воспроизведение полученной информации обучающимися с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) также отличается целым рядом
специфических особенностей: они лучше запоминают внешние, иногда случайные,
зрительно воспринимаемые признаки, при этом, труднее осознаются и
запоминаются внутренние логические связи; позже, чем у нормальных
сверстников, формируется произвольное запоминание, которое требует
многократных повторений. Менее развитым оказывается логическое
опосредованное запоминание, хотя механическая память может быть
сформирована на более высоком уровне. Недостатки памяти обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются не
столько в трудностях получения и сохранения информации, сколько ее
воспроизведения: вследствие трудностей установления логических отношений
полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим
количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает
воспроизведение
словесного
материала.
Использование
различных
дополнительных средств и приемов в процессе коррекционно-развивающего
4

обучения (иллюстративной, символической наглядности; различных вариантов
планов; вопросов педагога и т. д.) может оказать значительное влияние на
повышение качества воспроизведения словесного материала. Вместе с тем, следует
иметь в виду, что специфика мнемической деятельности во многом определяется
структурой
дефекта
каждого
ребенка
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями). В связи с этим учет особенностей
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
разных клинических групп (по классификации М. С. Певзнер) позволяет более
успешно использовать потенциал развития их мнемической деятельности.
Особенности познавательной деятельности школьников с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляются и в особенностях их
внимания, которое отличается сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной
степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого
напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в
неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности
сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности. Однако, если
задание посильно для ученика и интересно ему, то его внимание может
определенное время поддерживаться на должном уровне. Под влиянием
специально организованного обучения и воспитания объем внимания и его
устойчивость значительно улучшаются, что позволяет говорить о наличии
положительной динамики, но вместе с тем, в большинстве случаев эти показатели
не достигают возрастной нормы.
Для успешного обучения необходимы достаточно развитые представления и
воображение.
Представлениям
детей
с
умственной
отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) свойственна недифференцированоость,
фрагментарность, уподобление образов, что, в свою очередь, сказывается на
узнавании и понимании учебного материала. Воображение как один из наиболее
сложных процессов отличается значительной несформированностью, что
выражается в его примитивности, неточности и схематичности. Однако, начиная с
первого года обучения, в ходе преподавания всех учебных предметов проводится
целенаправленная работа по уточнению и обогащению представлений, прежде
всего — представлений об окружающей действительности.
У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности,
физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между
первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в
недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической и
синтаксической. Таким образом, для обучающихся с умственной отсталостью
характерно системное недоразвитие речи.
Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую
связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной
практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному
опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение
систематической
коррекционноразвивающей
работы,
направленной
на
систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности,
создает положительные условия для овладения обучающимися различными
языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и
5

изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями
предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных
высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более
сложной формой речи — письменной.
Моторная сфера детей с легкой степенью умственной отсталости
(интеллектуальными нарушениями), как правило, не имеет выраженных
нарушений. Наибольшие трудности обучающиеся испытывают при выполнении
заданий, связанных с точной координацией мелких движений пальцев рук. В свою
очередь, это негативно сказывается на овладении письмом и некоторыми
трудовыми операциями. Проведение специальных упражнений, включенных как в
содержание коррекционных занятий, так и используемых на отдельных уроках,
способствует развитию координации и точности движений пальцев рук и кисти, а
также позволяет подготовить обучающихся к овладению учебными и трудовыми
действиями, требующими определенной моторной ловкости.
Психологические особенности обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) проявляются и в нарушении эмоциональной
сферы. При легкой умственной отсталости эмоции в целом сохранны, однако они
отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и
поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания,
определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с
большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических
чувств: нравственных и эстетических.
Волевая сфера учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характеризуется слабостью собственных намерений и побуждений,
большой внушаемостью. Такие школьники предпочитают выбирать путь, не
требующий волевых усилий, а вследствие непосильности предъявляемых
требований, у некоторых из них развиваются такие отрицательные черты личности,
как негативизм и упрямство. Своеобразие протекания психических процессов и
особенности волевой сферы школьников с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) оказывают отрицательное влияние на характер
их деятельности, в особенности произвольной, что выражается в недоразвитии
мотивационной сферы, слабости побуждений, недостаточности инициативы. Эти
недостатки особенно ярко проявляются в учебной деятельности, поскольку
учащиеся приступают к ее выполнению без необходимой предшествующей
ориентировки в задании и, не сопоставляя ход ее выполнения, с конечной целью. В
процессе выполнения учебного задания они часто уходят от правильно начатого
выполнения действия, «соскальзывают» на действия, произведенные ранее, причем
осуществляют их в прежнем виде, не учитывая изменения условий. Вместе с тем,
при проведении длительной, систематической и специально организованной
работы, направленной на обучение этой группы школьников целеполаганию,
планированию и контролю, им оказываются доступны разные виды деятельности:
изобразительная и конструктивная деятельность, игра, в том числе дидактическая,
ручной труд, а в старшем школьном возрасте и некоторые виды профильного труда.
Следует отметить независимость и самостоятельность этой категории школьников
в уходе за собой, благодаря овладению необходимыми социально-бытовыми
навыками.
Нарушения высшей нервной деятельности, недоразвитие психических
процессов и эмоционально-волевой сферы обусловливают формирование
6

некоторых специфических особенностей личности обучающихся с умственной
отсталостью
(интеллектуальными
нарушениями),
проявляющиеся
в
примитивности интересов, потребностей и мотивов, что затрудняет формирование
социально зрелых отношений со сверстниками и взрослыми. При этом
специфическими особенностями межличностных отношений является: высокая
конфликтность, сопровождаемая неадекватными поведенческими реакциями;
слабая мотивированность на установление межличностных контактов и пр.
Снижение адекватности во взаимодействии со сверстниками и взрослыми людьми
обусловливается незрелостью социальных мотивов, неразвитостью навыков
общения обучающихся, а это, в свою очередь, может негативно сказываться на их
поведении, особенности которого могут выражаться в гиперактивности,
вербальной или физической агрессии и т.п. Практика обучения таких детей
показывает, что под воздействием коррекционно-воспитательной работы
упомянутые недостатки существенно сглаживаются и исправляются.
Выстраивая психолого-педагогическое сопровождение психического
развития детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями), следует опираться на положение, сформулированное Л. С.
Выготским, о единстве закономерностей развития аномального и нормального
ребенка, а так же решающей роли создания таких социальных условий его
обучения и воспитания, которые обеспечивают успешное «врастание» его в
культуру. В качестве таких условий выступает система коррекционных
мероприятий в процессе специально организованного обучения, опирающегося на
сохранные стороны психики учащегося с умственной отсталостью, учитывающее
зону ближайшего развития.
Таким образом, педагогические условия, созданные в образовательной
организации для обучающихся с умственной отсталостью, должны решать как
задачи коррекционно-педагогической поддержки ребенка в образовательном
процессе, так и вопросы его социализации, тесно связанные с развитием
познавательной сферы и деятельности, соответствующей возрастным
возможностям и способностям обучающегося.
Описание особых образовательных потребностей обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер
обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы,
но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно
и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей
психической деятельности ребёнка. При этом, несмотря на многообразие
индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы
образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта,
при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.
Таким образом, современные научные представления об особенностях
психофизического развития обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) позволяют выделить образовательные
потребности, как общие для всех обучающихся с ОВЗ, так и специфические.
К общим потребностям относятся: время начала образования, содержание
образования, разработка и использование специальных методов и средств
7

обучения, особая организация обучения, расширение границ образовательного
пространства, продолжительность образования и определение круга лиц,
участвующих в образовательном процессе.
Для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями) характерны следующие специфические образовательные
потребности:
•
раннее получение специальной помощи средствами образования;
• обязательность непрерывности коррекционно-развивающего процесса,
реализуемого, как через содержание предметных областей, так и в процессе
коррекционной работы;
• научный, практико-ориентированный, действенный характер содержа-ния
образования;
• доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе
образования;
• систематическая актуализация сформированных у обучающихся знаний и
умений; специальное обучение их «переносу» с учетом изменяющихся условий
учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;
• обеспечении особой пространственной и временной организации
общеобразовательной среды с учетом функционального состояния центральной нервной системы и нейродинамики психических процессов обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
•
использование преимущественно позитивных средств стимуляции
деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и
уважительное отношение к ним;
•
развитие мотивации и интереса к познанию окружающего мира с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка к обучению и
социальному взаимодействию со средой;
•
специальное обучение способам усвоения общественного опыта —
умений действовать совместно с взрослым, по показу, подражанию по словесной
инструкции;
• стимуляция познавательной активности, формирование позитивного
отношения к окружающему миру.
Удовлетворение перечисленных особых образовательных потребностей
обучающихся возможно на основе реализации личностно-ориентированного
подхода к воспитанию и обучению обучающихся через изменение содержания
обучения и совершенствование методов и приемов работы. В свою очередь, это
позволит формировать возрастные психологические новообразования и
корригировать высшие психические функции в процессе изучения обучающимися
учебных предметов, а также в ходе проведения коррекционноразвивающих
занятий.
В штат специалистов МБОУ «Белоярская школа-интернат» входят: 36
учителей, из них: учителя начальных классов - 4, учителя-предметники - 14,
учитель-логопед - 1, учитель-дефектолог - 1, педагог-психолог - 1, социальный
педагог -1, воспитатели - 7.
Для кадрового потенциала школы характерны стабильность состава. Это
обеспечивает более качественное и результативное преподавание и воспитание.
Наличие большей части педагогов — специалистов с большим опытом
педагогической деятельности способствует организации работы в системе
8

подготовки и повышения квалификации, а так же в выборе новых подходов к
преподаванию и воспитанию. Это обеспечивает выбор наиболее приемлемых
методик и технологий воспитания. С одной стороны, такое положение гарантирует
высокий качественный воспитательный потенциал коллектива. С другой стороны,
в последние годы наблюдается омоложение педагогических кадров. Деятельность
школы по развитию кадрового потенциала: в условиях модернизации
образовательного процесса решающую роль в достижении главного результата качественного образования и воспитания школьников играет профессионализм
педагогических и управленческих кадров. В соответствии с этим важнейшими
направлениями кадровой политики в области образования являются:
•
совершенствование системы подготовки, переподготовки и
повышения уровня квалификации и профессионализма педагогических и
руководящих работников;
•
работа по удовлетворению потребностей образовательного
учреждения в высококвалифицированных и творческих кадрах; повышение
престижа педагогической профессии. В данном направлении в образовательном
учреждении проводятся следующие мероприятия:
•
создание комфортных условий для привлечения молодых
специалистов;
•
обеспечение
возможности
прохождения
педагогами
переквалификации;
•
создание условий самоподготовки педагогов для успешности в
прохождении аттестации на более высокую квалификационную категорию;
•
разработка индивидуальных маршрутов сопровождения педагогов;
•
оснащение материально - технической базы;
•
использование рациональных педагогических нагрузок;
•
помощь педагогу в выборе темы самообразования;
•
сопровождение педагогов по теме самообразования.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми
образовательными потребностями
В воспитательной работе с категориями обучающихся, имеющих особые
образовательные потребности: обучающихся с инвалидностью, с ОВЗ, из социально
уязвимых групп, с отклоняющимся поведением, — созданы особые условия:
а) выделение пропедевтического периода в воспитании, обеспечивающего
преемственность между дошкольным и школьным этапами;
б) введение
специальных
программ
внеурочной
деятельности,
дополнительного образования, способствующих формированию представлений о
природных и социальных компонентах окружающего мира, целенаправленное
формирование умений и навыков социально-бытовой ориентировки;
в) опора на формирование и развитие познавательной деятельности и
познавательных процессов, овладение разнообразными видами, средствами и
формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и
реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей
средой;
г) психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие
обучающегося с педагогического работниками и другими обучающимися;
д) раскрытие интересов и способностей обучающихся в разных видах
практической и творческой деятельности с учетом структуры нарушения,
9

индивидуальных особенностей;
е) психолого-педагогическое
сопровождение,
направленное
на
установление взаимодействия семьи и организации;
ж) постепенное расширение образовательного пространства, выходящего за
пределы организации.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями являются:
— налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с
окружающими для их успешной социальной адаптации и интеграции в
общеобразовательной организации;
— формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их
семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
— построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных
особенностей и возможностей каждого обучающегося;
—
обеспечение
психологопедагогической поддержки семей
обучающихся,
содействие
повышению
уровня
их
педагогической,
психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными
потребностями программа ориентирована на:

10

— формирование

личности ребёнка с особыми образовательными
потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или)
психическому состоянию методов воспитания;
— создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения
обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с
использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приёмов,
организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов- психологов,
учителей-логопедов, учителей- дефектологов;
— личностно-ориентированный подход в организации всех видов
деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Принципы воспитания:
1) культура взаимного уважения, неукоснительное соблюдение прав всех
участников воспитательной работы, прав семьи, воспитывающей обучающегося с
ОВЗ и инвалидностью, самого обучающегося, педагогических работников,
соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и его семье;
2) ориентир на создание в образовательной организации психологически
комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно
конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
3) здоровьесбережение как ключевой принцип воспитательной работы,
развитие и укрепление ценности здоровья, здорового образа жизни; понимание
ребенком собственных возможностей и умением грамотно обходиться
ограничениями;
4) реализация процесса воспитания главным образом через создание в
образовательной организации детско-взрослых общностей, которые бы объединяли
обучающихся и педагогических работников яркими и содержательными событиями,
общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
5) организация основных совместных дел, образовательных событий,
мероприятий, включающих обучающихся и педагогических работников как
предмета совместной заботы;
6) последовательное дозированное вовлечение семьи обучающегося, включая
братьев и сестер, в систему ценностно окрашенных, личностно значимых общих дел,
событий, мероприятий;
7) системность, целесообразность и нешаблонность воспитательной работы
как условия ее реализации;
8) поддержка максимально возможной самостоятельности обучающегося,
способностей обучающегося опираться на собственные знания и умения; бытовая и
социальная компетентность (в соответствии с реальным уровнем возможностей).
Работа с родителями (законными представителями) направлена на
повышение уровня знаний по вопросам охраны и укрепления здоровья детей, формирования безопасного образа жизни включает:
проведение родительских собраний, семинаров, лекций, тренингов,
конференций, круглых столов и т.п.;
организацию совместной работы педагогов и родителей (законных
представителей) по проведению оздоровительных, природоохранных мероприятий,
спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных
привычек и т. п.
В содержательном плане просветительская работа направлена на
ознакомление родителей широким кругом вопросов, связанных с особенностями
11

психофизического развития детей, укреплением здоровья детей, созданием
оптимальных средовых условий в семье, соблюдением режима дня в семье,
формированием у детей стереотипов безопасного поведения, повышением
адаптивных возможностей организма, профилактикой вредных привычек, дорожнотранспортного травматизма и т. д.
В системе повышения педагогической культуры родителей (законных
представителей) используются различные формы работы (родительское собрание,
родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая
игра, собрание, диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за
круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум,
тренинг для родителей и др).
Цель и задачи воспитания обучающихся
Ориентиром современного национального воспитательного идеала является
высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий
судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и
будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях
многонационального народа России.
К базовые ценностям нашего общества относятся семья, труд, отечество,
природа, мир, знания, культура, здоровье, человек.
Цели воспитания в школе:
1) усвоение обучающимися знаний основных норм, которые общество выработало
на основе базовых ценностей (в усвоении ими социально значимых знаний);
2) развитие позитивного отношения обучающихся к общественным ценностям (в
развитии их социально значимых отношений);
3) приобретение обучающимися соответствующего этим ценностям опыта
поведения, опыта применения сформированных знаний и отношений на практике (в
приобретении ими опыта осуществления социально значимых дел).
Стремление педагогических работников к достижению поставленной цели
предполагает, прежде всего, выявление и поддержку положительной динамики в
личностных образовательных результатах обучающихся с умственной отсталостью,
а не единый уровень воспитанности. В этой связи важны скоординированные усилия
всего коллектива обучающихся, вовлечение в воспитательную работу семьи
обучающегося и значимых для него людей.
Общая цель воспитания конкретизируется через учет возрастных
особенностей обучающихся и их особых потребностей, обусловленных состоянием
здоровья.
В воспитании обучающихся целевым приоритетом является создание
благоприятных условий для усвоения обучающимися с умственной отсталостью
социально значимых знаний - знаний основных норм и традиций того общества, в
котором они живут. Знание их станет базой для развития социально значимых
отношений обучающихся и накопления ими опыта осуществления социально
значимых дел в будущем.
Приоритетные ценностные отношения:
1) к семье как главной опоре в жизни человека, к значимым взрослым и
обучающимся;
2) к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека,
залогу его успешного профессионального становления и ощущения уверенности в
завтрашнем дне;
12

3) к собственному здоровью как ресурсу выполнения личностно и общественно
значимых задач, жизненных целей;
4) к формированию особой культуры - культуры здоровьесбережения;
5) к своему отечеству, своей малой и большой Родине, историю и культуру которой
необходимо знать, уважать и сохранять;
6) к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования,
нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
7) к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой
дружбы, налаживания отношений с другими людьми;
8) к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека,
как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
9) к мировой и отечественной культуре как духовному богатству общества и
важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают
ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение.
Задачи воспитания:
- реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел и
событий, поддерживать традиции их коллективного обсуждения, планирования,
организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
- реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся,
поддерживать активное участие классных сообществ в жизни образовательной
организации;
- вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные организации
дополнительного образования, реализовывать их воспитательные возможности,
вовлекать педагогических работников дополнительного образования в обсуждение
совместной воспитательной работы;
- использовать в воспитании обучающихся потенциал школьного урока,
поддерживать использование на уроках адекватных форм занятий с обучающимися;
- максимально использовать воспитательные возможности коррекционных и
коррекционно-развивающих занятий, последовательно вовлекать специалистов
коррекционного профиля и педагогических работников сопровождения в
обсуждение воспитательных задач и способов их решения;
- развивать
взаимодействие
между
педагогическими
работниками
и
последовательность в решении воспитательных задач (например, в программе
"Читательский клуб", библиотекарем, могут участвовать педагогические работники,
социальные партнеры, родители (законные представители);
- развивать внутришкольные системы наставничества, тьюторства, опираясь на
традиции образовательной организации и требования профессионального стандарта
"Специалист в области воспитания";
- выявлять и поддерживать детские инициативы и самостоятельность; ученическое
самоуправление - как на уровне образовательной организации, так и на уровне
классных сообществ;
- поддерживать деятельность функционирующих на базе образовательной
организации детско-взрослых общественных объединений и организаций;
- организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы и
реализовывать их воспитательный потенциал;
- организовывать раннюю профориентационную работу с обучающимися,
знакомить с миром современных профессий;
- организовать работу школьных детско-взрослых медиаслужб, реализовывать их
13

воспитательный потенциал;
- развивать
здоровьесберегающую
предметно-пространственную
и
коммуникативную среду образовательной организации и реализовывать ее
воспитательные возможности;
- организовать работу с семьями обучающихся, их родителями (законными
представителями), направленную на совместное решение проблем личностного
развития обучающихся, развитие насыщенной школьной жизни.
Планируемые (ожидаемые) результаты воспитания.
- Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою
Родину;
- Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре
других народов.
- Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о
насущно необходимом жизнеобеспечении.
- Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире.
- Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной
жизни.
- Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального
взаимодействия.
- Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие
соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей.
- Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально
значимых мотивов учебной деятельности.
- Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных социальных ситуациях.
- Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
- Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам
других людей.
- Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие
мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к
материальным и духовным ценностям.
- Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности
Модуль «Школьный урок»
- максимальное
использование
воспитательных
возможностей
содержания учебных предметов для формирования у обучающихся российских
традиционных духовно-нравственных и социокультурных ценностей, российского
исторического сознания на основе исторического просвещения; подбор
соответствующего тематического содержания, текстов для чтения, задач для
решения, проблемных ситуаций для обсуждений;
- включение учителями в рабочие программы по всем учебным
предметам, курсам, модулям целевых ориентиров результатов воспитания, их учёт в
формулировках воспитательных задач уроков, занятий, освоения учебной тематики,
их реализацию в обучении;
- включение учителями в рабочие программы учебных предметов,
14

курсов, модулей тематики в соответствии с календарным планом воспитательной
работы;
- выбор методов, методик, технологий, оказывающих воспитательное
воздействие на личность в соответствии с воспитательным идеалом, целью и
задачами воспитания, целевыми ориентирами результатов воспитания; реализацию
приоритета воспитания в учебной деятельности;
- привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту
изучаемых на уроках предметов, явлений и событий, инициирование обсуждений,
высказываний своего мнения, выработки своего личностного отношения к
изучаемым событиям, явлениям, лицам;
- применение
интерактивных
форм
учебной
работы
—
интеллектуальных, стимулирующих познавательную мотивацию, игровых методик,
дискуссий, дающих возможность приобрести опыт ведения конструктивного
диалога; групповой работы, которая учит строить отношения и действовать в
команде, способствует развитию критического мышления;
- побуждение обучающихся соблюдать нормы поведения, правила
общения
со
сверстниками
и
педагогами,
соответствующие
укладу
общеобразовательной
организации,
установление
и
поддержку
доброжелательной атмосферы;
- организацию
шефства
мотивированных
и
эрудированных
обучающихся над неуспевающими одноклассниками, в том числе с особыми
образовательными потребностями, дающего обучающимся социально значимый
опыт сотрудничества и взаимной помощи;
- инициирование и поддержку исследовательской деятельности
обучающихся в форме индивидуальных и групповых проектов.
Модуль «Внеурочная деятельность» в рамках общеразвивающих занятий
реализуется через организацию доступных, интересных и полезных для
обучающихся курсов, студий, кружковой деятельности, проводимой во второй
половине школьного дня. Такая деятельность, основанная на свободе выбора,
позволяет обучающимся самореализоваться в ней, приобрести социально значимые
знания, развить социально значимые отношения, получить опыт участия в
социально значимых делах.
Виды и формы деятельности:
формирование в кружках, секциях, клубах, студиях, детско-взрослых
общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических
работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;
создание в детских объединениях традиций, задающих их членам
определенные социально значимые формы поведения;
поддержка в детских объединениях обучающихся, которые проявили
познавательные способности, лидерские качества;
поощрение педагогического работниками детской активности и творческих
инициатив.
Виды и формы деятельности на групповом уровне:
общешкольные родительские комитеты и Управляющие советы
образовательной организации, участвующие в управлении образовательной
организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся;
семейные клубы, предоставляющие родителям, педагогическим работникам
15

и обучающимся площадку для совместного проведения досуга и общения;
родительские гостиные и дискуссионные площадки, на которых обсуждаются
вопросы возрастных особенностей и специфических потребностей обучающихся,
формы и способы доверительного взаимодействия родителей (законных
представителей) с обучающимися, проводятся мастер-классы, семинары, круглые
столы с приглашением специалистов и интересных для родителей (законных
представителей) экспертов;
родительские дни, во время которых родители (законные представители)
могут посещать школьные учебные и внеурочные занятия для получения
представления о ходе учебно-воспитательного процесса в образовательной
организации;
семейные консультации, на которых родители (законные представители)
могли бы получать рекомендации и советы от профессиональных психологов,
врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и
находками в деле воспитания обучающихся;
родительские форумы при официальных сайтах образовательных
организаций, на которых обсуждаются интересующие родителей (законных
представителей) вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации
психологов и педагогических работников.
Виды и формы деятельности на индивидуальном уровне:
работа специалистов по запросу родителей (законных представителей) при
возникновении проблемных ситуаций;
плановое участие родителей (законных представителей) в работе психологопедагогических консилиумах образовательной организации с целью обмена
мнениями о динамике личностных образовательных результатов обучающегося, о
достигнутых результатах и актуальных дефицитах;
помощь со стороны родителей (законных представителей) в подготовке и
проведении общешкольных и внутриклассных мероприятий воспитательной
направленности;
индивидуальное консультирование с целью координации воспитательных
усилий педагогических работников и родителей (законных представителей).
Модуль «Классное руководство»
Классный руководитель (воспитатель, куратор, наставник, тьютор):
- организует работу по созданию коллектива (группы);
- осуществляет индивидуальную воспитательную работу с обучающимися;
- взаимодействует с педагогическими работниками, специалистами
коррекционно-развивающего профиля, педагогами дополнительного образования,
работающими с обучающимися данного класса (группы);
- выносит проблемные ситуации в рамках воспитательной работы на
обсуждение психолого-педагогического консилиума образовательной организации;
- включает в совместную воспитательную работу родителей (законных
представителей) обучающихся или их; корректно привлекает братьев и сестер
обучающегося при подготовке открытых мероприятий, образовательных событий и
иных значимых мероприятий;
- совместно с администрацией образовательной организации планирует
взаимодействие с внешними партнерами, а также с родительскими сообществами и
объединениями лиц с инвалидностью.
Виды и формы деятельности (приведенный ниже перечень видов и форм
16

деятельности носит ориентировочный характер, виды деятельности обучающихся с
умственной отсталостью адаптируются с учетом их особенностей и особых
образовательных потребностей):
На уровне воспитательной работы с классом (группой):
- инициирование и поддержка участия класса (группы) в общешкольных
ключевых делах и событиях, оказание необходимой помощи обучающимся в их
подготовке, проведении и анализе;
- организация интересных и полезных для личностного развития
обучающегося совместных дел с другими обучающимися его класса:
(познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной,
творческой, профориентационной направленности), позволяющие, с одной стороны,
- вовлечь в них обучающихся с разным уровнем потребностей и тем самым дать им
возможность самореализоваться в них, а с другой, - установить и упрочить
доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым
взрослым, задающим образцы поведения в обществе;
- проведение циклов классных часов как плодотворного и доверительного
общения педагогического работника и обучающихся, основанного на принципах
уважительного отношения к личности обучающегося, его интересов и склонностей,
поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления им
возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания
благоприятной среды для общения;
- походы и экскурсии, организуемые классными руководителями и
родителями (законными представителями); празднования в классе (группе) дней
рождения обучающихся, включающие в себя подготовленные ученическими
микрогруппами поздравления, микромероприятия, дающие каждому школьнику
возможность рефлексии собственного участия в жизни класса на доступном ему
уровне.
- выработка правил класса (группы), помогающих обучающимся освоить
нормы и правила общения, которым они должны следовать в образовательной
организации;
- развитие и поддержка взаимопомощи обучающихся как в вопросах
самообслуживания, так и в решении учебно-развивающих и воспитательных задач;
развитие внутриклассного наставничества и тьюторства.
На уровне индивидуальной воспитательной работы с обучающимися:
- изучение особенностей личностного развития обучающихся класса
(группы) через наблюдение за их поведением в повседневной жизни, в специально
создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир
человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах по
тем или иным нравственным проблемам; результаты наблюдения сверяются с
результатами бесед классного руководителя с родителями (законными
представителями) обучающихся, с другими педагогическими работниками и
специалистами, работающими с обучающимися;
- поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем
и задач (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или взрослыми, выбор
профессии и дальнейшего трудоустройства, успеваемость), когда каждая проблема
преобразуется классным руководителем в задачу для школьника, которую они
совместно стараются решить;
- индивидуальная работа с обучающимися класса (группы), направленная на
17

формирование их личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют
свои достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным
руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года - вместе
анализируют свои успехи и неудачи;
- коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, его
родителями (законными представителями), с другими обучающимися класса
(группы); через включение в тренинги общения; через предложение взять на себя
ответственность за то или иное поручение в классе (группе).
Взаимодействие со специалистами, работающими с обучающимися класса
(группы):
- регулярные консультации классного руководителя с другими
педагогическими работниками и специалистами коррекционно-развивающего
профиля, направленные на формирование у них единства требований по ключевым
вопросам воспитания, на предупреждение и развитие культуры конструктивного
разрешение конфликтов между педагогическими работниками и обучающимися;
- проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся;
- привлечение других педагогических работников и специалистов к участию
во внутриклассных делах, дающих им возможность лучше узнавать и понимать
обучающихся, их интересы, способности, увидев их в иной, отличной от учебной,
обстановке;
- привлечение других педагогических работников к участию в родительских
собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания
обучающихся;
участие в работе психолого-педагогического консилиума.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) обучающихся
или их законными представителями в рамках воспитательной работы:
- регулярное информирование родителей (законных представителей) об
успехах и проблемах в обучении их детей, о жизни класса (группы) в целом;
- помощь родителям (законным представителям) обучающихся в
регулировании отношений между ними, администрацией образовательной
организации и другими педагогическими работниками и специалистами
коррекционно-развивающего профиля;
- организация родительских собраний, происходящих в разных формах
(Круглый стол, дискуссия, деловая игра), с целью совместного обсуждения наиболее
актуальных проблем воспитания обучающихся;
- коммуникация с родительскими сообществами, участвующими в
управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания
обучающихся;
- привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел и
мероприятий класса;
- организация на базе класса системы мероприятий (праздников, конкурсов,
соревнований), направленных на развитие детско-взрослого сообщества.
Модуль «Основные школьные дела»
- общешкольные праздники, ежегодные творческие мероприятия,
связанные с (общероссийскими, региональными) праздниками, памятными датами,
в которых участвуют все классы;
- участие во всероссийских акциях, посвящённых значимым событиям в
18

России, мире;
- торжественные мероприятия, связанные с завершением образования,
переходом на следующий уровень образования, символизирующие приобретение
новых социальных статусов в общеобразовательной организации, обществе;
- церемонии награждения (по итогам учебного периода, года)
обучающихся и педагогов за участие в жизни общеобразовательной организации,
достижения в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах, вклад в развитие
общеобразовательной организации, своей местности;
- социальные проекты в общеобразовательной организации, совместно
разрабатываемые и реализуемые обучающимися и педагогами, в том числе с
участием социальных партнёров, комплексы дел благотворительной, экологической,
патриотической, трудовой и др. направленности;
- проводимые для жителей поселения, своей местности и организуемые
совместно с семьями обучающихся праздники, фестивали, представления в связи с
памятными датами, значимыми событиями для жителей поселения;
- разновозрастные
сборы,
многодневные
выездные
события,
включающие в себя комплекс коллективных творческих дел гражданской,
патриотической, историко-краеведческой, экологической, трудовой, спортивнооздоровительной и др. направленности;
- вовлечение по возможности каждого обучающегося в школьные дела в
разных ролях (сценаристов, постановщиков, исполнителей, корреспондентов,
ведущих, декораторов, музыкальных редакторов, ответственных за костюмы и
оборудование, за приглашение и встречу гостейи т. д.), помощь обучающимся в
освоении навыков подготовки, проведения, анализа общешкольных дел;
- наблюдение за поведением обучающихся в ситуациях подготовки,
проведения, анализа основных школьных дел, мероприятий, их отношениями с
обучающимися разных возрастов, с педагогами и другими взрослыми.
Модуль «Внешкольные мероприятия»
- общие внешкольные мероприятия, в том числе организуемые совместно
с социальными партнёрами общеобразовательной организации;
- внешкольные
тематические
мероприятия
воспитательной
направленности, организуемые педагогами по изучаемым в общеобразовательной
организации учебным предметам, курсам, модулям;
- экскурсии, походы выходного дня (в музей, картинную галерею,
технопарк, на предприятие и др.), организуемые в классах классными
руководителями, в том числе совместно с родителями (законными представителями)
обучающихся с привлечением их к планированию, организации, проведению,
оценке мероприятия;
- литературные, исторические, экологические и другие походы,
экскурсии, экспедиции, слёты и т. п., организуемые педагогами, в том числе
совместно с родителями (законными представителями) обучающихся для изучения
историко-культурных мест, событий, биографий проживавших в этой местности
российских поэтов и писателей, деятелей науки, природных и историко-культурных
ландшафтов, флоры и фауны и др.;
- выездные события, включающие в себя комплекс коллективных
творческих дел, в процессе которых складывается детско-взрослая общность,
характеризующаяся
доверительными
взаимоотношениями,
ответственным
отношением к делу, атмосферой эмоционально-психологического комфорта.
19

Модуль «Организация предметно-пространственной среды»
- оформление внешнего вида здания, фасада, холла при входе в
общеобразовательную организацию государственной символикой Российской
Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (флаг,
герб), исторической символики региона;
- организацию и проведение церемоний поднятия (спуска)
государственного флага Российской Федерации;
- размещение карт России, регионов, муниципальных образований с
изображениями значимы культурных объектов местности, региона, России,
памятных исторических, гражданских, народных, религиозных мест почитания,
портретов выдающихся государственных деятелей России, деятелей культуры,
науки, производства, искусства, военных, героев и защитников Отечества;
изготовление, размещение,
обновление художественных
изображений (символических, живописных, фотографических, интерактивных
аудио и видео) природы России, региона, местности, предметов традиционной
культуры и быта, духовной культуры народов России;
- организацию и поддержание в общеобразовательной организации
звукового пространства позитивной духовно-нравственной, гражданскопатриотической воспитательной направленности (звонки-мелодии, музыка,
информационные сообщения), исполнение гимна Российской Федерации;
- разработку,
оформление,
поддержание,
использование
в
воспитательном процессе «мест гражданского почитания» в помещениях
общеобразовательной организации или на прилегающей территории для
общественно-гражданского почитания лиц, мест, событий в истории России;
мемориалов воинской славы, памятников, памятных досок в общеобразовательной
организации;
- оформление и обновление «мест новостей», стендов в помещениях
(холл первого этажа, рекреации), содержащих в доступной, привлекательной форме
новостную информацию позитивного гражданско-патриотического, духовнонравственного содержания, фотоотчёты об интересных событиях, поздравления
педагогов и обучающихся и т. п.;
- разработку и популяризацию символики общеобразовательной
организации (эмблема, флаг, логотип, элементы костюма обучающихся и т. п.),
используемой как повседневно, так и в торжественные моменты;
- подготовку и размещение регулярно сменяемых экспозиций творческих
работ обучающихся в разных предметных областях, демонстрирующих их
способности, знакомящих с работами друг друга;
- поддержание эстетического вида и благоустройство всех помещений в
общеобразовательной организации, доступных и безопасных рекреационных зон,
озеленение территории при общеобразовательной организации;
- разработку, оформление, поддержание и использование игровых
пространств, спортивных и игровых площадок, зон активного и тихого отдыха;
- создание и поддержание библиотеке стеллажей свободного
книгообмена, на которые обучающиеся, родители, педагоги могут выставлять для
общего использования свои книги, брать для чтения другие;
- деятельность классных руководителей вместе с обучающимися, их
родителями по благоустройству, оформлению школьных аудиторий, пришкольной
территории;
20

- разработку и оформление пространств проведения значимых событий,
праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров (событийный
дизайн);
- разработку и обновление материалов (стендов, плакатов, инсталляций
и др.), акцентирующих внимание обучающихся на важных для воспитания
ценностях, правилах, традициях, укладе общеобразовательной организации,
актуальных вопросах профилактики и безопасности.
Предметно-пространственная
среда строится как максимально
доступная для обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Модуль «Взаимодействие с родителями (законными представителями)»
- создание и деятельность в общеобразовательной организации, в классах
представительных органов родительского сообщества (родительского комитета
общеобразовательной организации, классов), участвующих в обсуждении и
решении вопросов воспитания и обучения, деятельность представителей
родительского сообщества в Управляющем совете общеобразовательной
организации;
- тематические родительские собрания в классах, общешкольные
родительские собрания по вопросам воспитания, взаимоотношений обучающихся и
педагогов, условий обучения и воспитания;
- родительские дни, в которые родители (законные представители) могут
посещать уроки и внеурочные занятия;
- работу семейных клубов, родительских гостиных, круглых столов,
предоставляющих родителям, педагогам и обучающимся площадку для совместного
досуга и общения, с обсуждением актуальных вопросов воспитания, приглашением
специалистов;
- проведение тематических собраний (в том числе по инициативе
родителей), на которых родители могут получать советы по вопросам воспитания,
консультации психологов, врачей, социальных работников, служителей
традиционных российских религий, обмениваться опытом;
- родительские форумы при интернет-сайте общеобразовательной
организации, интернет-сообщества, группы с участием педагогов, на которых
обсуждаются интересующие родителей вопросы, согласуется совместная
деятельность;
- участие родителей в психолого-педагогических консилиумах в случаях,
предусмотренных нормативными документами о психологопедагогическом
консилиуме в общеобразовательной организации в соответствии с порядком
привлечения родителей (законных представителей);
- привлечение родителей (законных представителей) к подготовке и
проведению классных и общешкольных мероприятий;
- при наличии среди обучающихся детей-сирот, оставшихся без
попечения родителей, приёмных детей целевое взаимодействие с их законными
представителями.
Модуль «Профилактика и безопасность»
- организацию деятельности педагогического коллектива по созданию в
общеобразовательной организации эффективной профилактической среды
обеспечения
безопасности
жизнедеятельности
как
условия
успешной
воспитательной деятельности;
- проведение исследований, мониторинга рисков безопасности и
21

ресурсов повышения безопасности, выделение и психолого-педагогическое
сопровождение групп риска обучающихся по разным направлениям (агрессивное
поведение, зависимости и др.);
- проведение коррекционно-воспитательной работы с обучающимся
групп риска силами педагогического коллектива и с привлечением сторонних
специалистов (психологов, конфликтологов, коррекционных педагогов, работников
социальных служб, правоохранительных органов, опеки и т. д.);
- разработку и реализацию профилактических программ, направленных
на работу как с девиантными обучающимися, так и с их окружением; организацию
межведомственного взаимодействия;
- вовлечение обучающихся в воспитательную деятельность, проекты,
программы профилактической направленности социальных и природных рисков в
общеобразовательной организации и в социокультурном окружении с педагогами,
родителями, социальными партнёрами (антинаркотические, антиалкогольные,
против курения; безопасность в цифровой среде;профилактика вовлечения в
деструктивные группы в социальных сетях, деструктивные молодёжные,
религиозные объединения, культы, субкультуры; безопасность дорожного
движения; безопасность на воде, безопасность на транспорте; противопожарная
безопасность; гражданская оборона; антитеррористическая, антиэкстремистская
безопасность и т. д.);
- организацию превентивной работы с обучающимися со сценариями
социально одобряемого поведения, по развитию навыков саморефлексии,
самоконтроля, устойчивости к негативным воздействиям, групповому давлению;
- профилактику правонарушений, девиаций посредством организации
деятельности, альтернативной девиантному поведению — познания (путешествия),
испытания себя (походы, спорт), значимого общения, творчества, деятельности (в
том числе профессиональной, религиозно- духовной, благотворительной,
художественной и др.);
- предупреждение, профилактику и целенаправленную деятельность в
случаях появления, расширения, влияния в общеобразовательной организации
маргинальных групп обучающихся (оставивших обучение, криминальной
направленности, с агрессивным поведением и др.);
- профилактику расширения групп, семей обучающихся, требующих
специальной
психолого-педагогической
поддержки
и
сопровождения
(слабоуспевающие, социально запущенные, социально неадаптированные детимигранты, обучающиеся с ОВЗ и т. д.).
Модуль «Знакомство с профессиями»
- проведение циклов профориентационных часов, направленных на
подготовку обучающегося к осознанному планированию и реализации своего
профессионального будущего;
- профориентационные игры (симуляции, деловые игры, квесты, кейсы),
расширяющие знания о профессиях, способах выбора профессий, особенностях,
условиях разной профессиональной деятельности;
- экскурсии на предприятия, в организации, дающие начальные
представления о существующих профессиях и условиях работы;
- посещение профориентационных выставок, ярмарок профессий,
тематических профориентационных парков, лагерей, дней открытых дверей в
организациях профессионального, высшего образования;
22

- организацию на базе детского лагеря при общеобразовательной
организации профориентационных смен с участием экспертов в области
профориентации, где обучающиеся могут познакомиться с профессиями, получить
представление об их специфике, попробовать свои силы в той или иной профессии,
развить соответствующие навыки;
- совместное с педагогами изучение обучающимися интернет- ресурсов,
посвящённых выбору профессий, прохождение профориентационного онлайнтестирования, онлайн-курсов по интересующим профессиям и направлениям
профессионального образования;
участие в работе всероссийских профориентационных проектов;
- индивидуальное консультирование психологом обучающихся и их
родителей (законных представителей) по вопросам склонностей, способностей,
иных индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в выборе ими будущей профессии;
- освоение обучающимися основ профессии в рамках различных курсов
по выбору, включённых в обязательную часть образовательной программы, в рамках
компонента об участниках образовательных отношений, внеурочной деятельности
или в рамках дополнительного образования.
Самоанализ воспитательной работы
Анализ воспитательного процесса осуществляется в соответствии с целевыми
ориентирами результатов воспитания, личностными результатами обучающихся на
уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования,
установленными соответствующими ФГОС.
Основным
методом
анализа
воспитательного
процесса
в
общеобразовательной организации является ежегодный самоанализ воспитательной
работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с
привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного
процесса включается в
календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на
изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как
сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей
среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между
педагогами, обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на
использование результатов анализа для совершенствования воспитательной
деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и
задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного
подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися,
коллегами, социальными партнёрами);
- распределённая ответственность за результаты личностного развития
обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие — это
результат как организованного социального воспитания, в котором
общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными
институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
23

Результаты воспитания, социализации и саморазвития обучающихся.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является динамика
личностного развития обучающихся в каждом классе.
Анализ проводится классными руководителями вместе с заместителем
директора по учебно-воспитательной работе (советником директора по воспитанию,
педагогом-психологом, социальным педагогом) с последующим обсуждением
результатов на методическом объединенииклассных руководителей или
педагогическом совете.
Основным способом получения информации о результатах воспитания,
социализации и саморазвития обучающихся является педагогическое наблюдение.
Внимание педагогов сосредоточивается на вопросах: какие проблемы, затруднения
в личностном развитии обучающихся удалось решить за прошедший учебный год;
какие проблемы, затруднения решить не удалось и почему; какие новые проблемы,
трудности появились, над чем предстоит работать педагогическому коллективу.
Состояние совместной деятельности обучающихся и взрослых.
Критерием, на основе которого осуществляется данный анализ, является наличие
интересной, событийно насыщенной и личностно развивающей совместной
деятельности обучающихся и взрослых.
Анализ проводится заместителем директора по учебно-воспитательной
работе (советником директора по воспитанию, педагогом-психологом, социальным
педагогом), классными руководителями с привлечением актива родителей
(законных представителей) обучающихся, актива совета обучающихся. Способами
получения информации о состоянии организуемой совместной деятельности
обучающихся и педагогических работников могут быть анкетирования и беседы с
обучающимися и их родителями (законными представителями), педагогическими
работниками, представителями совета обучающихся. Результаты обсуждаются на
заседании методических объединений классных руководителей или педагогическом
совете. Внимание сосредоточивается на вопросах, связанных с качеством:
реализации воспитательного потенциала урочной деятельности;
организуемой внеурочной деятельности обучающихся;
деятельности классных руководителей и их классов;
проводимых общешкольных основных дел, мероприятий;
создания и поддержки предметно-пространственной среды;
взаимодействия с родительским сообществом;
деятельности по профилактике и безопасности;
деятельности по профориентации обучающихся;
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением
которых предстоит работать педагогическому коллективу.
Итоги самоанализа оформляются в виде отчёта, составляемого заместителем
директора по учебно-воспитательной работе (совместно с советником директора,
педагогом-психологом, социальным педагогом) в конце учебного года,
рассматриваются и утверждаются педагогическим советом или иным
коллегиальным органом управления в общеобразовательной организации.
Рабочая программа воспитания обучающихся с умственной отсталостью,
разрабатываемая образовательной организацией, является открытым документом, то
есть допускающим возможность внесения в него изменений в течение учебного года
по внешним или внутренним причинам, связанным с изменениями условий
воспитательной работы в среде образовательной организации.
24


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».