Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская школа-интернат»
Рабочая программа дополнительного образования
Вокально-хорового кружка «Музыка вокруг нас».
с. Белый Яр, 2025г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Если у вас есть талант, поделитесь им с другими!
Если вы знаете, что сказать этому миру, скажите!
Если ваша душа поёт, пойте!»
Наталия Княжинская
Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается
соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.
В России уделяется огромное внимание развитию эстетического образования детей и
подростков.
Человек наделен от природы особым даром – голосом. Именно голос помогает человеку
общаться с окружающим миром, выражать свое отношение к различным явлениям жизни.
Певческий голосовой аппарат – необыкновенный инструмент, таящий в себе
исключительное богатство красок и различных оттенков. Пользоваться певческим
голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового
аппарата.
Музыкальное воспитание в специальной (коррекционной) школе-интернате является
составной частью учебно – воспитательного процесса. Музыкальная деятельность
способствует формированию у воспитанников коррекционных учреждений эстетические
потребностей, знаний, умений, необходимых в повседневной жизни, поэтому необходимо
детей включать в дополнительные занятия по музыки и пению, т.е кружковую работу. Чем
раньше ребенок с нарушением в развитии займется музыкально-коррекционной
деятельностью, тем быстрее произойдут положительные изменения личности, активнее
будут преодолеваться имеющие нарушения.
Новизна программы
В Белоярская ШИ»» создан вокально – хоровой кружок «Музыка вокруг нас» в которой
занимаются учащиеся 5-9 классов в возрасте от 9 до 17 лет. Особенность программы
вокально-хорового кружка в том, что она разработана для детей коррекционной школы,
которые сами стремятся научиться красиво петь. При этом дети не только разного
возраста, но и имеют разные способности.
В данных условиях программа «Вокально-хорового «Музыка вокруг нас»» - это механизм,
который определяет содержание обучения вокалу школьников, методы работы учителя по
формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов.
Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура
индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков
обучающихся последовательности, сопровождающая систему практических занятий.
Актуальность программы
В БДОУ «Белоярская ШИ» традиционно обучаются дети, которые любят музыку и
желают научиться петь.
Пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе
изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального
исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы
актерского мастерства. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка,
снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению - это путь
через игру, фантазирование.
Именно для того, чтобы ребенок
мог овладеть умениями и навыками вокального
искусства, самореализоваться в творчестве, научиться голосом передавать внутреннее
эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей
«Музыка вокруг нас», направленная на духовное развитие обучающихся.
Педагогическая целесообразность программы
В последнее время во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского
населения. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает
еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет
на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение
представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности.
С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или
ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения
речи. Для детей всех возрастов занятия в кружке «Музыка вокруг нас»- это источником
раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической
стабилизацией и гармонизацией личности. Программа обеспечивает формирование
умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков:
певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля;
координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого
голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям;
слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего
вокального звучания).
Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет
обогащать всю его дальнейшую жизнь.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:
Приобщение учащихся к вокальному искусству, обучение пению и развитие их певческих
способностей.
ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:
Формирование устойчивого интереса к пению
Обучение выразительному пению
Обучение певческим навыкам
Развитие слуха и голоса детей.
Формирование голосового аппарата.
Развитие музыкальных способностей: ладового чувства, музыкально-слуховых
представлений, чувства ритма.
Сохранение и укрепление психического здоровья детей.
Приобщение к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях
детского творчества).
Создание комфортного психологического климата, благоприятной ситуации
успеха.
Программа отличается от других программ тем, что:
- позволяет в условиях коррекционной школы через дополнительное образование
расширить возможности образовательной области «Вокальное искусство»;
- она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей
школьников разных возрастных групп в вокальной студии за 3 года обучения соразмерно
личной индивидуальности;
- использование игровых заданий, что повышает мотивацию детей к занятиям, развивает
их познавательную активность;
- знакомство с национальными особенностями музыкального колорита родного края
- песенный репертуар подобран с учетом традиционных дней, тематических праздников и
других мероприятий по совместному плану воспитательной направленности школы.
Тематическая направленность программы позволяет наиболее полно реализовать
творческий потенциал ребенка, способствует развитию целого комплекса умений,
совершенствованию певческих навыков, помогает реализовать потребность в общении.
Принципы педагогического процесса:
-принцип единства художественного и технического развития пения;
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от
простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья
ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности - природосообразности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В концептуальной основе программы важно особо подчеркнуть главное отличие
эстрадного пения - многообразие индивидуальных исполнительских манер и жанровой
многоплановости.
В основу разработки программы «Музыка вокруг нас» положены технологии,
ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
Программа рассчитана на 3 года обучения – младшая, средняя и старшая группы.
Младшая группа – первый год обучения – это дети 7- 9 лет, средняя группа – второй
год обучения – дети 10–13 лет, старшая группа – 14–17лет.
Занятия 2 раза в неделю по 1 академическому часу. Это позволяет педагогу правильно
определять методику занятий, распределить время для теоретической и практической
работы. Состав участников студии не более 12 человек.
В этом возрасте проявляются творческие способности каждого учащегося. Наиболее
подходящей формой для реализации данной программы: вокальная студия.
Условиями отбора детей в вокальную студию являются: их желание заниматься именно
этим видом искусства и способность к систематическим занятиям. В процессе занятий
возможен естественный отбор детей, способных заниматься пением, но не по принципу их
одарённости, а в силу различных, в том числе организационных, обстоятельств.
Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так
же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы,
педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми.
Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе
Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий,
методику вокального воспитания детей.
Формы и режим занятий
Занятия могут проходить со всем коллективом, по подгруппам, индивидуально.
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются
поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями,
видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни
композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция- отрабатываются концертные номера, развиваются
актерские способности детей.
Заключительное занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих
детей, педагогов, гостей.
На занятиях по сольному пению используются следующие методы обучения:
– наглядно-слуховой;
– наглядно-зрительный;
– репродуктивный;
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом
академической манеры пения.
Каждое занятие строится по схеме:
– настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим
дыханием (2–3 мин);
– дыхательная гимнастика;
– речевые упражнения;
– распевание;
– пение вокализов;
– работа над произведением;
– анализ занятия;
Концерты и выступления.
Репертуар подбирается с учётом возрастных особенностей участников студии и их
продвинутости. Песни с хореографическими движениями, или сюжетными действием
должны быть значительно легче в вокальном отношении, чем вся остальная программа,
так как при их исполнении внимание ребят, кроме пения, занято танцевальными
движениями или актёрской игрой.
Концертная программа режиссируется с учётом восприятия её слушателями, она должна
быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.
Участие в концертах, выступление перед родителями и перед своими сверстниками – всё
это повышает исполнительский уровень детей и воспитывает чувство гордости за себя.
Репетиционная и постановочная работа проводится один раз в неделю согласно,
репертуарного плана.
Необходимые условие реализации программы.
Материально-техническое обеспечение
1. Наличие специального кабинета (кабинет музыки).
3. Фортепиано.
3. Музыкальный центр, компьютер.
4. Записи фонограмм в режиме «+» и «-».
5. Электроаппаратура.
6. Зеркало.
7. Шумовые инструменты
8. Нотный материал, подборка репертуара.
9. Записи аудио, видео, формат CD, MP3.
10. Записи выступлений, концертов.
Содержание программы
Второй года обучения
Тема I. Пение как вид музыкальной деятельности.
1.1. Закрепление навыков певческой установки. Специальные упражнения,
закрепляющие навыки певческой установки. Пение в положении «сидя» и «стоя».
Положение ног и рук при пении. Контроль за певческой установкой в процессе пения.
1.2. Певческая установка в различных ситуациях сценического действия. Певческая
установка и пластические движения: Максимальное сохранение певческой установки при
хореографических движениях (элементах) в медленных и средних темпах.
Тема II. Совершенствование вокальных навыков.
2.1. Пение с сопровождением и без сопровождения музыкального инструмента.
Работа над чистотой интонирования в произведениях с сопровождением и без
сопровождения музыкального инструмента (фортепиано). Работа над развитием
вокального, мелодического и гармонического слуха. Слуховой контроль над
интонированием.
2.2. Комплекс вокальных упражнений по закреплению певческих навыков у
учащихся. Упражнения второго уровня
закрепление певческих навыков у детей:
мягкой атаки звука; звуковедение legato и non legato при постоянном выравнивании
гласных звуков в сторону их «округления»; свободное движение артикуляционного
аппарата; естественного входа и постепенного удлинения выдоха – в сочетании с
элементарными пластическими движениями и мимикой лица. Введение элементов
двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и сближение
голосов - принцип « веера», усложненные вокальные упражнения.
2.3. Развитие артикуляционного аппарата. Формирование гласных и согласных звуков
в пении и речи. Закрепление навыка резонирования звука. Скороговорки в пении и речи –
их соотношение.
2.4. Речевые игры и упражнения
Развитие чувства ритма, дикции, артикуляцию, динамических оттенков. Учить детей при
исполнении упражнения сопровождать его выразительностью, мимикой, жестами.
Раскрытие в детях творческого воображения фантазии, доставление радости и
удовольствия.
2.5. Укрепление дыхательных функций в пении. Упражнения, тренирующие
дозирование «вдоха» и удлинённого выдоха. Воспитание чувства «опоры» звука на
дыхании в процессе пения. Специальные дыхательные упражнения (шумовые и
озвученные). Пение с паузами и формированием звука.
Тема III. Работа над певческим репертуаром.
3.1. Работа с народной песней (пение с сопровождением и без сопровождения
музыкального инструмента). Работа над чистотой интонации и певческими навыками в
народной песне. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического
текста (в речи и пении). Исполнение народной песни в сочетании с пластическими
движениями и элементами актерской игры. Народная песня в сопровождении
музыкальных инструментов.
3.2. Работа с произведениями композиторов-классиков. Работа над чистотой
интонирования, строем и ансамблем в классических произведениях. Работа над
выразительностью поэтического текста, певческими навыками.
3.3. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа над
сложностями интонирования, строя и ансамбля в произведениях современных
композиторов. Пение соло и в ансамбле. Работа над выразительностью поэтического
текста и певческими навыками. Исполнение произведений с сопровождением
музыкальных инструментов. Пение в сочетании с пластическими движениями и
элементами актерской игры. Овладение элементами стилизации, содержащейся в
некоторых произведениях современных композиторов.
Тема IV. Элементы хореографии Разучивание движений для передачи образа песни.
Тема V. Формирование музыкальной культуры и художественного вкуса.
5.1. Прослушивание аудио- и просмотр видеозаписей концертов профессиональных
певцов. Формирование вокального слуха учащихся, их способностей слышать и
анализировать качественные характеристики голоса профессиональных певцов и своей
группы (индивидуальное и ансамблевое исполнение). Обсуждение и анализ сценического
поведения и актёрского мастерства при создании художественного образа
профессиональными артистами.
Тема VI. Концертная деятельность. Выступление солистов и группы (дуэт).
В связи с целями и задачами, поставленными на данный учебный год, а также с
характером творческих мероприятий и конкурсов, содержание тематического
планирования может видоизменяться.
Примерный репертуар:
(Репертуар подобран в соответствии с возрастными особенностями детей)
1. «Посвящение учителю» муз. и сл. А Паутова
2. «Со вьюном я хожу» рус. нар песня обр. А. Луканина.
3. «Листопад» муз. А. Варламова, сл. И. Трубочкиной
4.
«Каникулы» Евгений и Валерий Шмаковы
5.
«Мамочка» В.Канищев, А.Афлятунова
6. «Мир детям» сл. и муз. Жанна Колмогорова
7. «Мой щенок» сл. и муз.Илья и Елена Челиковы
8. «Сорву ромашку» сл. и муз. Юрий Верижников
9.
«Новый год» Ал. Ермолов
10. «Облака» Шаинский В., сл.Пляцковского М.
11. «Письмо папе» сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
12. «Планета детства» сл. и муз Вячеслава Цветкова
13. «Рождественская песенка»
14. «Семь нот» сл. и муз Юрий Верижников
15. «Серебристые снежинки» сл. и муз. Андрей Варламов
16. «Рыжая девчонка» сл.В. Неделько, муз.Ю.Юнкерова
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
Второй год обучения.
Календарно-тематическое планирование.
№
Тема
Кол-во
часов
Дата
проведения
занятия
План
Основные виды деятельности
обучающихся
Факт
I четверть (8 часов)
1
Введение.
Знакомство с
планом работы на
год.
1
2.09
Повторение основных правил
пения.
2
Возможности
моего голоса.
1
9.09
Исполнение разученных ранее
песен.
3
Весело - грустно.
1
16.09
Слушание знаменитых
исполнителей - Л. Долина .
Разучивание песни «Учителя
России» муз. с сл. А. Паутова
4
Работа над песней.
1
23.09
Мелодия- душа музыки.
5
Работа над песней.
1
30.09
Генеральная репетиция праздника
«Поздравляем педагогов»
6
Детские песни.
1
7.10
Разучивание песни «Облака» муз
В. Шаинского, сл.М.
Пляцковского
7
Работа над песней
14.10
«Облака» муз В. Шаинского, сл.М.
Пляцковского
8
Народные песни в
жизни человека.
21.10
Разучивание рус. нар. песни «Со
вьюном я хожу».
II четверть (7 часов)
9
Звуки и краски
1
11.11
Разучивание песни «Серебристые
голоса.
снежинки» муз. А. Варламова.
10
Работа над песней.
1
18.11
Весело –грустно.
11
Работа над
чистотой
интонирования
песни
1
25.11
«Серебристые снежинки» муз. А.
Варламова
12
Звуки и краски
голоса.
1
2.12
Разучивание песни
«Рождественская песенка»
13
Работа над песней
1
9.12
Вокальный портрет сказочных
героев.
14
Новогодний
карнавал.
1
16.12
Дальнейшая работа над песней
1
23.12
Подготовка к новогодним
утренникам
.
15
Репетиция
III четверть (9 часов)
16
Музыкальные
игры и загадки.
1
13.01
Разучивание песни « Каникулы»
муз. Е. и В. Шмаковы
17
Работа над песней.
1
20.01
Хороводные песни и шутки.
18
Детские песни в
исполнении
эстрадных певцов.
1
27.01
Разучивание песни «Семь нот»
муз. Ю. Верижников
19
Петь или
говорить?
1
3.02
Дальнейшая работа над песней.
20
Работа над
чистотой
интонирования
песни
10.02
Фантазия моего сердца.
21
Настроение
нежности и
веселья.
1
17.02
Разучивание песни «Письмо папе»
сл.В. Яхонтова, муз.Ю.Юнкерова
22
Работа над песней
1
24.02
Вечная память русским героям.
23
Подготовка к
концерту « Милых
женщин
поздравляем»
1
3.03
Разучивание песни ««Мамочка»
В.Канищев, А.Афлятунова
24
Необычные звуки
голоса
1
10.03
Разучивание песни «Рыжая
девчонка» сл.В. Неделько,
муз.Ю.Юнкерова
IV четверть (8 часов)
25
Веселый праздник
Масленица.
1
31.03
Веселый праздник Масленица.
26
Красивое и
безобразное.
1
7.04
Разучивание песни «Планета
детства» сл. и муз. В. Цветкова
27
Работа над песней
1
14.04
Не грусти, улыбнись и пой!
28
Вокал откроет нам
новый мир.
1
21.04
Разучивание песни «Мир детям»
сл. и муз. Жанна Колмогорова.
29
Работа над песней.
1
28.04
Красочность моего голоса.
30
Репетиция
1
5.05
Подготовка к праздничной
линейке, посвященной Дню
победы
31
Работа над песней
1
12.05
Не грусти, улыбнись и пой!
32
До встречи!
1
19.05
Исполнение разученных песен.
Ожидаемые результаты обучения
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
• соблюдать певческую установку;
• жанры вокальной музыки;
уметь:
• правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох, не поднимая плеч;
• точно повторить заданный звук;
• в подвижных песнях делать быстрый вдох;
• петь чисто и слаженно в унисон;
• петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
• принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.