программа театрального кружка Страна Детства

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Белоярская школа - интернат»

Рабочая программа дополнительного образования
театрального кружка «Страна детства».

с. Белый Яр, 2025г.

Рабочая программа дополнительного образования театрального кружка «Страна детства»
разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская ШИ»,
утверждённым приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016г №275-1.
Организация – разработчик: МБОУ «Белоярская ШИ»
Разработчик: Кравцова Е.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность
программы театрального кружка по содержанию является
художественно–эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой,
рассчитанной на 1 год.





Возраст школьников от 7 до 15 лет (1-9 класс).
Наполняемость групп: 2 группы по 12 человек.
1-4 классы – 12чел 5-9 классы – 12 чел
Данная программа рассчитана на 1 год.
Режим занятий

Расписание занятий кружка строится из расчета два занятие в неделю. Занятие длится 60
минут, (через 30 минут – перерыв 10 минут).
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие
ПРИНЦИПЫ:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их
усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и
способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и
индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие
разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
При планировании работы кружка учитываются основные цели:
1.
Познакомить
с
элементами
сценической
грамоты.
2. Совершенствовать художественный вкус учащихся, воспитывать их нравственные и
эстетические
чувства,
научить
чувствовать
и
ценить
красоту.
3. Развить творческие способности школьников, их речевую и сценическую культуру,
наблюдательность, воображение, эмоциональную отзывчивость.
Задачи кружковой деятельности:








Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального искусства; с
устройством зрительного зала и сцены; развивать интерес к сценическому искусству;
воспитывать культуру поведения в театре.
Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации этих
возможностей
Развивать фантазию, воображение, образное мышление, зрительное и слуховое
внимание, память, находчивость, наблюдательность средствами театрального
искусства. Активизировать познавательный интерес.
Формировать нравственно–эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в
жизни и в искусстве.
Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям, родной земле,
неравнодушное отношение к окружающему миру.









Выработать практические навыки выразительного чтения произведений разного
жанра. Развивать речевое дыхание и артикуляцию. Развивать дикцию на материале
скороговорок и стихов.
Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на их
эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами выражающие основные
чувства, пополнить словарный запас. Развивать способность искренне верить в
любую воображаемую ситуацию, превращать и превращаться
Развивать чувство ритма и координацию движения.
Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми; воспитывать
доброжелательность и контактность в отношениях со сверстниками; учить строить
диалог, самостоятельно выбирая партнера.

Ожидаемые результаты:
К концу года занятий школьник
Знает:
1.
2.
3.

Какие виды театров существуют
Какие театральные профессии имеются в театре
Правила поведения в театре на сцене и в зрительном зале

Имеет понятия:
1.
2.
3.

Об элементарных технических средствах сцены
Об оформлении сцены
О нормах поведения на сцене и в зрительном зале

Умеет:
1.
2.
3.
4.

Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене
Образно мыслить
Концентрировать внимание
Ощущать себя в сценическом пространстве

Приобретает навыки:
1.
2.
3.
4.
5.

Общения с партнером (одноклассниками)
Элементарного актёрского мастерства
Образного восприятия окружающего мира
Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
Коллективного творчества

А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса
«взгляда со стороны», приобретает общительность, открытость, бережное отношение к
окружающему миру, ответственность перед коллективом.

Календарно-тематическое планирование.
№

Тема

Кол-во
часов

Дата проведения
занятия
План

Основные виды деятельности
обучающихся

Факт

I четверть (24 часа)
1-2

Вводное занятие.

2

15.09
15.09

3-4

Азбука театра.

2

18.09
18.09

Знакомство с программой кружка, её
задачами, основными мероприятиями на
учебный год.
Повторение правил поведения и
соблюдение ТБ на занятии.
Знакомство с содержанием сказки,
распределение ролей, репетиции, показ
на мероприятии.
Расширение представлений о театре.
Виды театров. Правила поведения в
театре.
Игры на снятие зажатости, скованности
движений, при помощи пластических
игр и упражнений. Понятие «экспромт»
Игра «Театр – экспромт»: «Репка»

5-10

Театральные игры

6

22.09
22.09
25.09
25.09
29.09
29.09

Формирование умения правильно вести
себя на сцене.
Учить детей ориентироваться в
пространстве, равномерно размещаться
на площадке, согласовывать свои
действия с другими детьми.
Игры на развитие внимания, памяти,
воображения.

11-16

Театральные
профессии

6

02.10
02.10
06.10
06.10
09.10
09.10

Знакомство с основными профессиями
театра: актер, режиссер, сценарист.

13.10
13.10
16.10
16.10
20.10
20.10
23.10
23.10

Работа над постановкой дыхания
(упражнения выполняются стоя).
Упражнения на развитие
артикуляционного аппарата.

17-24

Культура и
техника речи

8

Экскурсия, сценический этюд
«Представь профессию»
Презентация по теме.

1.Упражнения «Дуем на свечку
(одуванчик, горячее молоко, пушинку)»,
«Надуваем щёки».
2.Упражнения для языка.
3.Упражнения для губ «Радиотеатр»;
Упражнения на развитие дикции
скороговорки, чистоговорки).

Произнесение скороговорок по очереди с
разным темпом и силой звука, с
разными интонациями.
Озвучиваем сказку (дует ветер,
жужжат насекомые, скачет лошадка и
т. п.). Репетиция сказки.
Учимся сочинять небольшие рассказы и
сказки, подбирать простейшие рифмы.
Знакомство с содержанием сказки,
распределение ролей, диалоги героев,
репетиции, показ
II четверть (30 часов)
25-32

Ритмопластика

8

33-38

Театральная игра

6

39-46

Инсценирование
народных сказок о
животных

8

47-52

Чтение в лицах
стихов
А. Барто,
С. Маршака
Э.Успенского
В. Сутеева

6

Театральная игра
«Сказка, сказка,
приходи».

2

Основы
театральной
культуры.

4

53-54

55-58

06.11
06.11
10.11
10.11
13.11
13.11
17.11
17.11
20.11
20.11
24.11
24.11
27.11
27.11

Выполнение упражнений на снятие
зажимов рук, ног шеи, развитие
координации, равновесия.
Работа над созданием образов
животных, человека с помощью жестов
и мимики, с помощью выразительных
пластических движений.

01.12
01.12
04.12
04.12
08.12
08.12
11.12
11.12
15.12
15.12
18.12
18.12
22.12
22.12

Знакомство с содержанием сказок,
выбор нужной сказки, распределение
ролей, диалоги героев, репетиции, показ.
Работа с текстом сказки: репетиции с
пальчиковыми куклами, куклами
перчатками.

25.12
25.12

Викторина по сказкам

Знакомство с терминами мимика,
пантомима, этюд, ритм.
Разучиваем игры – пантомимы. Игры на
развитие образного мышления,
фантазии, воображения, интереса к
сценическому искусству.

Знакомство с содержанием, выбор
литературного материала,
распределение ролей, диалоги героев,
репетиции, показ.
Конкурс на лучшего чтеца.

III четверть (36 часов)
12.01
12.01
15.01
15.01

Музыкальный театр: Опера, Оперетта,
Балет. Роль музыки в театре.
Звуки и шумы. Место звуков и шумов на
сцене. Атмосфера различных мест
действия.
Подбор музыкальных произведений к

знакомым сказкам.
Музыкальные пластические игры и
упражнения
59-66

Кукольный театр

8

67-74

Театральные игры.
Предлагаемые
обстоятельства.

8

75-84

Работа над
постановкой.
(инсценировкой)

10

85-90

Театральные игры

6

91-96

Театральные
профессии

6

97102

Культура и
техника речи

6

103106

Театральные игры

4

19.01
19.01
22.01
22.01
26.01
26.01
29.01
29.01
02.02
02.02
05.02
05.02
09.02
09.02
12.02
12.02

Мини-спектакль с пальчиковыми
куклами. Куклами перчатками

Знакомство с понятиями. Предлагаемые
обстоятельства. Понятие «Я» в
предлагаемых обстоятельствах.
Участие в играх-инсценировках, играхпревращениях.(заблудился в лесу, попал
в незнакомый дом)
Упражнения на смену предлагаемых
обстоятельств (жарко-пошел дождь,

16.02
Знакомство с содержанием
16.02
произведения, его выбор, распределение
19.02
ролей, диалоги героев, репетиции, показ.
19.02
Работа с текстом: репетиции с
26.02
пальчиковыми куклами, куклами
26.02
перчатками.
02.03
02.03
05.03
05.03
12.03
Игры на развитие внимания, памяти,
12.03
воображения, фантазии
16.03
16.03
19.03
19.03
IV четверть (30 часов)
30.03
30.03
02.04
02.04
06.04
06.04
09.04
09.04
13.04
13.04
16.04
16.04
20.04
20.04
23.04
23.04

Знакомство с основными профессиями
театра: костюмер, гример, художник декоратор

Знакомство с содержанием, выбор
литературного материала,
распределение ролей, диалоги героев,
репетиции, показ. Конкурс на лучшего
чтеца
Упражнения на развитие двигательных
способностей. Упражнения на
освобождение мышц, координации.
Произношения текста в движении.

107114

Работа над
постановкой.
(инсценировкой)

8

115118

Инсценирование
мультсказок по
книги «Лучшие
мультики
малышам

4

119
120

Заключительное
занятие

2

27.04
27.04
30.04
30.04
04.05
04.05
07.05
07.05
14.05
14.05
18.05
18.05

Знакомство с содержанием
произведения, его выбор, распределение
ролей, диалоги героев, репетиции, показ.
Работа с текстом: репетиции с куклами
перчатками.

21.05
21.05

Подведение итогов обучения,
обсуждение и анализ успехов каждого
воспитанника.

Распределение ролей, работа над
дикцией, выразительностью. Знакомство
с текстом, выбор мультсказки,
распределение ролей, диалоги герое

Отчёт, показ любимых инсценировок.

Список детей «Страна детства»
1 группа:
1. Путно Екатерина
2. Бондаренко Алеша
3. Дубков Артем
4. Граубергер Александра
5. Балина Варя
6. Балина Вика
7. Ларионова Таисья
8. Родик Надя
9. Сметанин Андрей
10. Солодченко Светлана
11. Рождественский Ярослав
12. Крюкова Милана
2 группа
1.Белобородова Майя
2. Никулина Татьяна
3.Сагоякова Анастасия
4. Псарев Евгений
5. Топоев Иван
6. Запольских Дмитрий
7. Бахметьев Давид
8. Солодченко Александра
9. Марущенко Ульяна
10. Морозова Марина
11. Шиба Савелий
12. Индыгашева Татьяна

Анализ работы театрального кружка «Страна детства»
за 2024-2025 учебный год
График работы:
понедельник16.0017.00
Количество детей: 12 человек.
Актуальность. В школе необходимо создавать условия для общего развития
учащихся, для реализации талантов и развития способностей ребенка. Участие в
школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних
качеств личности и ее самореализации, умения взаимодействовать в коллективе
и рефлексировать, для развития художественного творчества, эстетического
вкуса и стремления к освоению нового опыта. Проблема образования и
воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для
обучающихся, так как является средой развития их творческой,
коммуникативной способностей, прививается любовь к родной земле. Мы
считаем, что постановка спектаклей – один из организационных и практических
путей для формирования у учащихся общечеловеческих ценностей.
Целью программы является обеспечение эстетического, интеллектуального,
нравственного развития воспитанников. Воспитание творческой
индивидуальности ребёнка, развитие интереса и отзывчивости к искусству
театра и актерской деятельности.
Задачи, решаемые в рамках данной программы:
 Знакомить детей с театральной терминологией; с видами театрального
искусства; с устройством зрительного зала и сцены; развивать интерес к
сценическому искусству; воспитывать культуру поведения в театре.
 Раскрывать творческие возможности детей, дать возможность реализации
этих возможностей
 Развивать фантазию, воображение, образное мышление, зрительное и
слуховое внимание, память, находчивость, наблюдательность средствами
театрального искусства. Активизировать познавательный интерес.
 Воспитывать в детях добро, любовь к ближним, внимание к людям,
родной земле, неравнодушное отношение к окружающему миру.
 Выработать практические навыки выразительного чтения произведений
разного жанра. Развивать речевое дыхание и артикуляцию. Развивать
дикцию на материале скороговорок и стихов.
 Развитие умения действовать словом, вызывать отклик зрителя, влиять на
их эмоциональное состояние, научиться пользоваться словами
выражающие основные чувства, пополнить словарный запас.
 Развивать способность искренне верить в любую воображаемую
ситуацию, превращать и превращаться
 Развивать чувство ритма и координацию движения.








 Помочь учащимся преодолеть психологическую и речевую «зажатость».
 Развивать умение согласовывать свои действия с другими детьми;
 Воспитывать доброжелательность и контактность в отношениях со
сверстниками;
Формы работы:
Формы занятий - групповые и индивидуальные занятия для отработки дикции,
мезансцены.
Основными формами проведения занятий являются:
театральные игры,
конкурсы,
викторины,
беседы,
спектакли
праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка
сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из
литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к
театральному искусству и мастерству.
Методы работы:
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную
науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и
творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной
работе, работе с партнёром, учатся общаться со зрителем, учатся работе над
характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные
текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста,
работе над репликами, которые должны быть осмысленными и
прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят.
Дети привносят элементы своих идей, свои представления в сценарий,
оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над
декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также
развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет
реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, где дети
напрямую знакомятся с процессом подготовки спектакля: посещение гримерной,
костюмерной, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение
спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников;
устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях,
сочинения.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и
практическую части, в основном преобладает практическое направление.
Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую
части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая
часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.

Специально организованные театрализованные занятия позволили
сформировать партнерские отношения у ребят. Кружковцы познакомились
с различными видами театров: настольный, пальчиковый, плоскостной, театр
масок, мягкая игрушка. Велась работа над развитием творчества, детям
предлагались театрализованные игры, сценки, где они могли показать
свои артистические возможности. Дети из кружка «Страна детства» в школе
нарасхват. Они хорошо учатся, благодаря хорошей дикции они являются
ведущими на различных праздниках и активными участниками всех
мероприятий школы. На занятиях кружка часто присутствуют и другие ребята,
которые не записаны в кружок, но им интересно наблюдать, как проходят
репетиции. В «экстремальных случаях» они становятся дублерами артистов и
впоследствии могут стать постоянными членами объединения.
Вся работа по отбору материала для занятий строилась в соответствии со
значимыми календарными датами. Это было сделано
для того чтобы работа учащихся носила целенаправленный характер и
было определено конкретное время для выступления, что предполагало
постоянных зрителей.
Таким образом, работу объединения «Страна детства» за прошедший учебный
год можно считать эффективной.
Вывод:
1. Все поставленные задачи выполнены.
2. Дети всегда приходят с желанием на кружок, им интересно, они довольны,
всегда ищут дополнительное время для общения с педагогом.
3. По результатам данной работы можно увидеть, что вовлечение детей в
театрализованную деятельность способствовало развитию у них творческих
способностей.
Обучающиеся в данном учебном году участвовали в празднике, посвященном
«Дне Учителя», «8 Марта»
В конкурсах театральных постановок:
Социальная постановка «Приключение в лесу»(экологическая тема) Участие
Конкурс «Вифлеемская звезда» «Сказка о Вифлеемской звезде» 3место
Кукольный театр «Репка» Участие
«Весна Победы 80лет» Диплом 3 степени «Война глазами детей»(Сценка о детях
войны)
Литературно-музыкальная гостиная «Война глазами детей»
Фестиваль школьных театров «Ю. Тувим Овощи» участие
4. Дети, которые посещали театральный кружок, стали более
раскрепощёнными, учатся импровизировать, стали более открытыми, легкими в
общении, обрели уверенность в себе, стали более музыкальными.
Приобретенные качества обязательно помогут им в будущем найти свое место в
обществе, чувствовать себя уверенно и комфортно в любой ситуации.
Руководитель кружка:

Кравцова Е.А.

График работы кружка:
Понедельник : 16:00 – 17:00
Четверг: 16:10 – 17:10

Просмотр презентаций. Дать детям возможность окунуться в мир фантазии и воображения.
Познакомить с понятием «театр».
Знакомство с театрами Хакасии, (презентация)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».