Утверждена приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от А/, / £ . 2020 г. № вления страции азования '.В. Дутова — ДМ ] Л ' * ------------- Рассмо! Педагогическим советом МКОУ «Белоярская ШИ» (протокол от 06.11.2020 г. № 1) Программа развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа - интернат» на 2021 - 2025 годы с. Белый Яр 2020 г. 1. Паспорт программы развития Наименован ие программы Основания для разработки программы Разработ чики программы Координа торы Программа развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа-интернат» Решение Педагогического совета (протокол от 28.08.2020 № 5), приказ МКОУ «Белоярская ШИ» от 01.09.2020 № 1-35. Рабочая группа руководящих и педагогических работников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа-интернат» Толкачева Т.В., директор Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа-интернат»; Кузнецова С.В., заместитель директора по учебно-воспитательной работе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа-интернат»; Павлюкевич А.А., заместитель директора по учебновоспитательной работе Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа-интернат» Педагогический коллектив Муниципального казенного Исполни общеобразовательного учреждения «Белоярская школа-интернат». тели К реализации программы развития по необходимости привлекаются общественные и иные организации Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Нормативно Российской Федерации»; правовая и Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях методическая и стратегических задачах развития Российской Федерации на период база для разработки до 2024 г.»; Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите программы инвалидов в Российской Федерации»; Указ Президента РФ № 240 от 29.05.2017 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства»; Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р; Государственная программа «Доступная среда», утвержденная постановлением Правительства РФ от 21.11.2019 № 1480; СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача от 10.07.2015 № 26; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом 2 Министерства образования и науки РФ от 19.12. 2014 № 1599; Закон Республики Хакасия от 05.07.2013 № 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»; Государственная программа Республики Хакасия «Развитие образования в Республике Хакасия» (2016-2024 годы), утвержденная постановлением Правительства РХ от 27.10.2015 № 556; План мероприятий («дорожная карта») по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг в Республике Хакасия на 2016-2030 годы, утвержденный Президиумом Правительства Республики Хакасия от 30.09.2015 № 96-п; Муниципальная программа «Развитие системы образования муниципального образования Алтайский район на 2021-2025 годы», утвержденная постановлением Администрации Алтайского района от 14.10.2020 № 427; Устав Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа-интернат». Срок реализации программы Источники финансиров ания программы развития Основные этапы реализации программы развития Цель программы 2021-2025 г. Средства республиканского бюджета Республики бюджета муниципального образования Алтайский район Хакасия и Первый этап: разработка локальных документов, обеспечивающих реализацию программных мероприятий, проводится организационно-мотивационная работа с участниками образовательных отношений (обучающимися, педагогами, родителями), направленная на формирование готовности к эффективному взаимодействию в условиях нововведений, разрабатываются планы-графики реализации проектных мероприятий, проведение промежуточного мониторинга реализации программы развития(2021 год). Второй этап: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы развития, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы развития, коррекция программы развития (2022-2024 года). Третий этап: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы развития, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития (2025 год). Создание современной образовательно-воспитательной и коррекционно-развивающей среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, способствующей успешной социализации и трудовой интеграции в обществе, отвечающих социальному заказу и ожиданиям участников образовательных отношений. Задачи программы Ожидаемые результаты реализации программы 1. Совершенствование работы по обновлению содержания образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 2. Создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования потребности у обучающихся вести здоровый образ жизни и проведение мониторинга здоровья обучающихся с умственной отсталостью. 3. Совершенствование содержания деятельности Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школаинтернат» по профессиональному самоопределению и формированию первичных профессиональных трудовых навыков обучающихся. 4. Обновление материально-технического обеспечения школыинтерната в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для повышения качества обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 5. Обеспечение образовательного процесса в школе-интернате высококвалифицированными педагогическими кадрами в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и создание условий повышения компетентности педагогов за счёт постоянного развития профессионального мастерства, освоения современных педагогических технологий. 1. Доля руководящих и педагогических работников, освоивших программы дополнительного профессионального образования в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достигнет 100%. 2. Увеличение доли педагогов, повысивших уровень квалификации до 90%. 3. Доля педагогов, получивших специальное (дефектологическое) образование до 90%. 4. Доля кабинетов; соответствующих требованиям федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в части оснащенности учебным оборудованием и техническими средствами достигнет 100%. 5. Доля обучающихся, обеспеченных учебниками для обучения по федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) достигнет 100%. 6. Доля обучающихся, осваивающих предметную область «Технология» по обновленным адаптированным основным 4 Структура программы Порядок общеобразовательным программам и на обновленной материальнотехнической базе достигнет 100%. 7. Доля реализованных мероприятий по созданию универсальной безбарьерной и здоровьесберегающей среды для обучающихся с ОВЗ. детей-инвалидов достигнет 80%. 8. Доля обучающихся, включенных в программы психолого педагогического и социального сопровождения достигнет 100%. 9. Доля выпускников, включенных в профориентационные программы достигнет 100%. 10. Доля обучающихся, охваченных дополнительным образованием достигнет 70 %. 11. Увеличение доли обучающихся-победителей и призеров спортивных соревнований, творческих конкурсов в общем числе обучающихся, участвующих в указанных мероприятиях: доля обучающихся, принимающих участие в творческих конкурсах, спортивных соревнованиях достигнет 80 %; доля обучающихся, охваченных спортивными мероприятиям* достигнет 80%.; 12. Положительная динамика снижения количества обучающихся, стоящих на различных видах учета до 50 %. 13. Доля обучающихся, охваченных коррекционно-развивающей областью достигнет 100 %. 14. Доля обучающихся их родителей (законных представителей) удовлетворенных деятельностью МКОУ «Белоярская ШИ» достигнет 100 %. 15. Доля обучающихся, охваченных сбалансированным горячим питанием достигнет 100 %. 16. Доля обучающихся (воспитанников), которым обеспечена возможность пользоваться услугами с использованием медицинского оборудования достигнет 100 %. 17. Доля обучающихся, охваченных диспансеризацией достигнет 70 %. Введение Раздел I. Характеристика текущего состояния Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школаинтернат» Раздел II. Концепция программы развития Муниципального казенного общеобразовательного учреждении «Белоярская школаинтернат» Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты реализации программы развития Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития Раздел V. Механизмы реализации программы развития Раздел VI. Мониторинг реализации программы развития Раздел VH. Оценка эффективности программы развития Текущее управление программой осуществляется администрацией управления реализацией программы развития Контроль реализации программы эесурсное эбеспечение реализации трограммы Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа-интернат». Изменения и дополнения в программу развития принимаются Педагогическим советом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школаинтернат», согласовываются с учредителем и утверждаются приказом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа-интернат». Ежегодный мониторинг достижения ожидаемых результатов реализации программы. Отчёт о результатах самообследования Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа-интернат». 1. Кадровые ресурсы. 2. Материально-технические ресурсы. 3. Информационные ресурсы Введение Используемые термины и сокращения: Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школаинтернат» - МКОУ «Белоярская ШИ», школа-интернат; Программа - программа развития школы на 2021-2025годы; ФГОС У О - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах федерального, регионального и муниципального уровней. Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий ход развития школыинтерната. Программа является логическим продолжением предыдущей Программы развития школы-интерната и направлена на дальнейшее развитие в соответствии с приоритетными направлениями в образовании: модернизация содержания образования с целью обеспечения успешной реализации ФГОС У О; создание условий для устойчивого развития школы в соответствии со стратегией развития российского образования в условиях реализации ФГОС; создание доступной, здоровьесберегающей и здоровьеукрепляющей среды, как основы образовательного процесса лиц с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающую укрепление здоровья участников образовательного процесса, через совершенствование физкультурно-оздоровительной работы и работы по формированию навыков здорового образа жизни, а также через развитие материально-технического и кадрового обеспечения школы; преобразования содержания образовательной области «Технология» с целью дальнейшего получения образования и успешного трудоустройства; изменение содержания профессионально-трудового обучения для группы обучающихся со сложной структурой дефекта с целью формирования жизненных компетенций и овладения доступными для них общетрудовыми навыками, 6 1 способствующими социальной адаптации и интеграции в общество, самостоятельной трудовой деятельности; повышение профессиональных компетенций учителей через построение и реализацию индивидуальных образовательных маршрутов педагогов; повышение качества комплексного медико-психолого-педагогического сопровождения детей и родителей в соответствии с ФГОС. Основными функциями настоящей Программы являются: организация и координация деятельности школы-интерната по достижению поставленных перед ней задач; определение ценностей и целей, на которые направлена Программа; последовательная реализация мероприятий Программы с использованием научно-обоснованных форм, методов и средств; выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и результатов реализации Программы; интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в интересах развития школы-интерната. Раздел I. Характеристика текущего состояния МКОУ «Белоярская ШИ» 1.1. Информационная справка МКОУ «Белоярская ШИ» несет ответственность перед обществом за реализацию прав личности ребенка с ограниченными возможностями на образование, трудовую подготовку и социальную адаптацию, создание максимально благоприятных условий для решения этих задач. Именно такие условия для обучения и воспитания детей создавали в специальной школе в небольшом селе Ново - Ивановка с первых дней её образования. На основании решения исполкома Алтайского районного Совета депутатов трудящихся от 18.02.1967 № 21 Ново-Ивановская специальная школа переехала в с. Белый Яр. Однако, на основании выписок из приказов Отдела народного образования по Алтайскому району о принятии на работу работников, фактически свою деятельность Белоярская вспомогательная школа-интернат начала в 1966 году. В 2000 году Белоярская вспомогательная школа-интернат зарегистрирована Государственным образовательным учреждением Белоярской специальной (коррекционной) школой-интернатом (постановление администрации Алтайского района от 05.10.2000 № 316). В 2003 г. изменился статус учебного заведения из государственного в муниципальное. Государственное образовательное учреждение Белоярская специальная (коррекционная) школа-интернат в Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» (постановление администрации муниципального образования Алтайский район от 19.06.2003 № 212). Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида переименовано в Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Белоярская 7 специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида (постановление администрации муниципального образования Алтайский район от 09.10.2007 № 662). Муниципальное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида переименовано в Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида (постановление администрации муниципального образования Алтайский район от 24.11.2011 № 724). Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья Белоярская специальная (коррекционная) общеобразовательная школаинтернат VIII вида переименовано в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа-интернат» (постановление администрации муниципального образования Алтайский район от 26.08.2015 № 425). Функция школы. МКОУ «Белоярская ШИ» обучает детей с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями), с умеренной и тяжелой умственной отсталостью Алтайского района. Выполняет функцию коррекции отклонений в развитии детей средствами обучения и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Структура управления. Структура управления соответствует действующему законодательству, обеспечивает устойчивое взаимодействие всех структурных подразделений школы. Непосредственное управление образовательным учреждением осуществляет директор, назначаемый на должность Учредителем в соответствии с требованиями трудового законодательства Российской Федерации. Директор действует на основании Устава, законодательства Российской Федерации и в соответствии с трудовым договором, осуществляет текущее руководство деятельностью школыинтерната и подотчетен Учредителю. Учебно-воспитательный процесс, методическую работу организуют, координируют, контролируют заместители директора по учебно-воспитательной работе. Коллегиальными органами управления МКОУ «Белоярская ШИ» являются общее собрание работников, педагогический совет. Состав, функции, компетенции коллегиальных органов и порядок принятия им решений регламентируются Положениями об общем собрании работников, педагогическом совете. Режим работы школы-интерната. Организация образовательного процесса и режим функционирования школыинтерната регламентируются требованиями СанПиН, Уставом МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным Учредителем, календарным учебным графиком, утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ». Продолжительность учебного года - 34 учебные недели, для 1 классов - 33 1 недели (имеются дополнительные каникулы). Режим каникул традиционный: осенние, зимние, весенние, летние каникулы. Также для обучающихся 1 класса школы-интерната введены дополнительные каникулы (февраль). МКОУ «Белоярская ШИ» работает по пятидневной рабочей неделе, в одну смену. Во второй половине дня работают группы для интернированных обучающихся, кружки, спортивные секции. Начало занятий в 08.30 часов. Продолжительность уроков 40 минут. В течение 1-ой четверти в 1 классах продолжительность уроков составляет 35 минут. В 1 классе по 4 урока, во 2-4-х классах - 4-5 уроков, в 5-9 классах - по 5-7 уроков в день. Продолжительность перемен: минимальная - 10 минут, максимальная - 20 минут. Школьники обеспечиваются бесплатным двухразовым горячим питанием (полдник, обед). Интернированные обучающиеся обеспечены 5 разовым горячим питанием. Расписание уроков составлено на учебный год, предусматривает непрерывность учебного процесса в течение учебного дня и равномерное распределение учебной нагрузки в течение учебной недели. Для интернированных обучающихся организованы группы с ночным пребыванием в период с понедельника по пятницу. Суббота, воскресенье - выходные дни. Особенности образовательного процесса. Обучение ведется по следующим образовательным программам: Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1), срок реализации 9 лет; Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2), срок реализации 9 лет; Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), срок реализации 1 год; Адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с умеренной, тяжёлой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями со сложной структурой дефекта, срок реализации 1 год; Образовательный процесс в 1-4-х и 5-ом классах осуществляется в соответствии с ФГОС У О (вариант 1,2). В 6-9 классах реализуются учебные планы для обучающихся с легкой умственной отсталостью, умеренной и тяжелой умственной отсталостью. В школе - интернате осуществляется обучение, исходя из особенностей развития каждого ребенка, при необходимости формируется индивидуальный учебный план, который согласовывается с родителями (законными представителями) и учитывает потребности ребенка и возможности семьи. Виды индивидуальных учебных планов: индивидуальный учебный план обучения на дому; индивидуальный учебный план обучения на дому с частичным посещением индивидуальных занятий в школе; индивидуальный учебный план с посещением индивидуальных занятий в учреждении; индивидуальный учебный план с посещением индивидуальных занятий в S учреждении и с частичным посещением учебных занятий с классом; индивидуальный учебный план учебных занятий в группе малой наполняемости с частичным посещением занятий с классом. Учебно-воспитательный процесс организуется в соответствии со спецификой школы-интерната, учебный план содержит предметные/общеобразовательные области, коррекционно развивающую область, внеурочную деятельность/коррекционные занятия. Каждая образовательная область учебного плана реализуется системой предметов, неразрывных по своему содержанию и преемственно продолжающихся на всех этапах обучения. Это позволяет осуществлять системную, комплексную работу по развитию школьника с нарушением интеллекта средствами образования с учетом возрастной динамики. Программный материал подается в облегченном виде с определенной цикличностью без увеличения объемов учебного материала. Большой объем учебного времени выделен на трудовую подготовку обучающихся, которая является приоритетным направлением для социализации умственно отсталых обучающихся. Учебный план сохраняет в необходимом объеме содержание образования, являющееся обязательным на каждом этапе обучения с использованием индивидуально-ориентированных и коррекционно-развивающих образовательных программ. Программа воспитания обучающихся содержит в себе две подпрограммы: духовно-нравственное развитие обучающихся; экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни обучающихся. Направления подпрограммы «Духовно - нравственное развитие обучающихся»: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; воспитание нравственных чувств, эстетического сознания и духовно нравственного поведения; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). Направления подпрограммы «Экологическая культура, здоровый и безопасный образ жизни обучающихся»: воспитание бережного отношения к природе; воспитание ценностного отношении к здоровью и здоровому образу жизни; воспитание отрицательного отношения к вредным привычкам; воспитание безо паснопх поведения. Внеурочная деятельность осуществляется в виде групповых занятий по следующим направлениям: спортивно - оздоровительное; общекультурное; социальное; нравственное. Обеспечена занятость учащихся по интересам во второй половине дня работают кружки, спортивная секция. На конец 2020 года дополнительное образование представлено 2-мя кружками и 1-й секцией, из них 2 - на внебюджетной основе. ю \ В школе-интернате ведется коррекционно-развивающая работа по нескольким направлениям: диагностическое; коррекционно-развивающее; консультационное; информационно - просветительское; социально - педагогическое сопровождение. Приоритетные направления образовательной программы: создание коррекционно-развивающего пространства; обеспечение непрерывности учебно-воспитательного и коррекционного процесса. Общая численность обучающихся (сравнительная таблица комплектования за три года): 2018-2019 2019-2020 2017-2018 учебный год учебный год учебный год Всего обучающихся 115 107 102 из них: обучающиеся, находящиеся на индивидуальном обучении на дому 22 22 20 (19% от общего числа обучающихся) (21% от общего числа обучающихся) (20% от общего числа обучающихся) 12 11 11 обучающиеся, находящиеся на индивидуальном обучении (9,6% от общего числа (11,2% от общего (10,8% от общего обучающихся) дети-инвалиды числа обучающихся) числа обучающихся) 34 31 32 (29 ,6% от общего числа обучающихся) (29% от общего числа обучающихся) (31,4% от общего числа обучающихся) На фоне уменьшения общей численности обучающихся стабильно высоким остается доля обучающихся, находящихся на индивидуальном обучении, в том числе на дому. Наблюдается увеличение доли обучающихся, имеющих сложную структуру дефекта (дети - инвалиды). Кроме того, анализ статистических данных свидетельствует об увеличении численности детей из малообеспеченных, многодетных, социально неблагополучных семей, что дает основание для прогноза попадания этих обучающихся в группу риска, так как в силу сложившихся в семье неблагополучных жизненных ситуаций родители не могут оказывать детям необходимого внимания, не помогают школе решать вопросы воспитания и обучения. Основные показатели состояния здоровья учащихся за последние три года 2018-2019 2019-2020 Показатели 2017-2018 учебный год учебный год учебный год 115 Количество обучающихся Количество детей, имеющих отклонения всего, %: 107 102 11 зрения 13 15 5,9 осанки 5 4,7 2,9 слуха 0 0 0 0 3,9 Количество детей с хроническими заболеваниями, %: 0,8 сердечнососудистые нервно-психические 2,6 2,8 0 туб инфицированные 2,6 2,8 0,9 эндокринная система 6 4,7 2,9 Данные таблицы показывают снижение доли обучающихся, хронические заболевания и нарушения зрения, осанки, слуха. имеющих Результаты обучения Успеваемость на протяжении последних трех лет составляет 100%. Доля обучающихся на «4» и «5» остается стабильной (50-55%) Результаты обучения соответствуют требованиям адаптированных основных общеобразовательных программ. Обучение в школе завершается итоговой аттестацией по профильному труду. Итоговая аттестация проводится в форме годовой контрольной работы, состоящей из тестового задания и практической работы. Подготовка по предмету «Профильный труд» (швейное дело, столярное дело) обучающихся 9 класса соответствует требованиям адаптированных основных общеобразовательных программ. Более 75% обучающихся демонстрируют хороший уровень подготовки по швейному / столярному делу. В 2018-2019 учебном году выпускники школы-интерната имели возможность в дальнейшем продолжить свое обучение по профессиям «Повар», «Швея», «Маляр (строительный), штукатур». Дальнейшее обучение продолжили 8 выпускников школы-интерната: ГБОУ РХ «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» (3 выпускника), Филиал ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж» (3 выпускника), ГБПОУ «Профессиональное училище № 15» (2 выпускника), не смогли продолжить обучение 5 обучающихся по состоянию здоровья. В 2019-2020 учебном году 14 выпускников школы-интерната продолжили обучение в следующих учебных заведениях: ГБОУ РХ «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» (6 выпускников), Филиал ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж» (4 выпускника), ГБПОУ «Профессиональное училище № 15» (3 выпускника); 1 выпускник не изъявил желания дальнейшего обучения, это обусловлено наличием у него инвалидности по состоянию здоровья. В 2020-2021 учебном году выпускники школы-интерната будут иметь возможность в дальнейшем продолжить свое обучение по профессиям: «Швея», «Слесарь по ремонту автомобилей», «Рабочий зеленого хозяйства», «Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий». 12 1 В МКОУ «Белоярская ШИ» традиционно проводятся общешкольные мероприятия: месячник военно-патриотической работы, встреча ветеранов педагогического труда, День знаний, День учителя, праздник, посвященный Дню матери, день правовой помощи детям, новогодние представление, 23 февраля, 8 Марта, мероприятия, посвященные Дню Победы, праздник последнего звонка, ежемесячные дни именинника и иные. Участие в различных конкурсах, олимпиадах. Эффективность учебной и воспитательной работы прослеживается по результатам участия обучающихся школы-интерната в республиканских, муниципальных конкурсах и выставках. Количество призовых мест в творческих конкурсах (выставках) и спортивных соревнованиях на республиканском уровне призовое место I II III творческие конкурсы (выставки), % от общего числа обучающихся 2018-2019 уч.г. 2019-2020 уч.г. 0,9 1,9 1,9 0,9 спортивные соревнования, % от общего числа обучающихся 2018-2019 уч.г. 2019-2020 уч.г. 6,5 4,9 5,6 1,9 5,9 1,9 Имеются победные места в конкурсах профессионального мастерства. В ежегодной межрегиональной олимпиаде по социально-бытовой ориентировке среди обучающихся специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений обучающиеся на протяжении трех лет (с 2017-2019гг.) занимали призовые места. В 2020 г. олимпиада не проводилась в связи с карантинными мероприятиями. Кадровое обеспечение. Образовательный процесс в школе-интернате осуществляют 33 педагогических работника, из них 19 учителей, 9 воспитателей, учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор. Общее количество педагогических работников 33 Образование, (%) квалификационная категория, (%) высшее среднее специальн высшая первая СЗД без професси ое категории ональное (коррекци онное) & 79 21 84 8,5 66 5,5 20 Все педагоги имеют высшее образование. Специальное (дефектологическое) образование на конец 2020 года имеют 100% педагогических работников. В 2017-2018 учебном году переподготовку по направлению «Олигофренопедагогика» прошли 2 человека, в 2018-2019 учебном году 3 педагога, в 2019-2020 году 2 педагога. Квалификационные категории присвоены 74,5% педагогам. По данным таблицы видно, что 20 % педагогов без квалификационной категории. Это можно объяснить тем, что в школе-интернате работают педагоги, стаж которых в данной профессии не превышает 3-х лет. 13 В школе-интернате педагогических работников награжденных отраслевыми и региональными наградами: Почетный работник общего образования Российской Федерации - 3; Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации 4; Почетная грамота Министерства образования и науки Республики Хакасия -16. Доля педагогов в возрасте до 30 лет составляет 14%. Средний возраст педагогических работников составляет 48 лет. Это свидетельствует о том, что работает стабильный опытный коллектив. Курсовую подготовку прошли 100% педагогических работников. Рост методического мастерства учителей в 2020 году осуществлялся через: повышение квалификации - в процессе атгестации(9 педагогов.); в процессе прохождения курсовой подготовки(2 педагога); распространение своего педагогического опыта на республиканском уровне (8 педагогов). • Материально-техническое обеспечение. Для организации образовательного и воспитательного процесса в МКОУ «Белоярская ШИ» созданы благоприятные условия для обучения, воспитания и проживания: учебный корпус, спальный корпус. Она располагает большим пришкольным участком, спортивным залом, столовой, библиотекой. Общее количество учебных кабинетов в школе-интернате - 10, во всех из них произведена замена школьной мебели. Имеются отремонтированные и оборудованные 2 швейных мастерских, 2 столярных мастерских. Работают медицинский кабинет, кабинеты педагога-психолога, учителялогопеда, учителя-дефектолога, социального педагога. В специализированных кабинетах выполняются санитарно-гигиенические нормы и требования к оснащению. В школе-интернате имеется, в том числе для инвалидов и лиц с ОВЗ: библиотека с выходом Интернет; спортивная площадка; медицинский кабинет, процедурный кабинет и медицинский изолятор; столовая на 60 посадочных мест; учительская с выходом в Интернет, санузлы, комната гигиены, душевые комнаты, прачечная. В помещении библиотеки выделены следующие зоны: информационный пункт (выдача и прием литературы); фонд открытого и закрытого доступа хранения, компьютерная зона на 6 рабочих мест. Фонд библиотеки укомплектован художественной, справочной, методической литературой. Все издания технически обработаны, ведется картотека новых поступлений. Библиотечный фонд ежегодно пополняется учебной литературой. Это связано с поэтапным переходом классов на ФГОС УО. УМК, принятый к использованию в рамках реализации адаптированных общеобразовательных программ, соответствует утвержденному федеральному перечню учебников (учебных пособий), в соответствии с приказами Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253, от 28.12.2015 г. №1529. В школе-интернате имеется столовая на 60 посадочных мест, работающая в соответствии с утвержденным 10-дневным меню. В школе-интернате организован питьевой режим. В спальном корпусе оборудована игровая комната, 8 спален, душевые, санузлы. МКОУ «Белоярская ШИ» имеет ограждение по всему периметру здания, что соответствует установленным требованиям к антитеррористической безопасности 14 1\ учреждений круглосуточного пребывания людей. Оборудована системами видео наблюдения, пожарной сигнализации, оповещения. Все системы соответствует действующим нормативам и современным требованиям. Проводятся регулярные (ежемесячные) мероприятия по обслуживанию данных систем. Имеются акты соответствия и работоспособности. В наличии имеется необходимое количество средств пожаротушения. На организованном посту охраны есть стационарный телефон и кнопка экстренного вызова полиции. Одним из приоритетных направлений в деятельности школы-интерната является информатизация учебно-воспитательного процесса. Этот процесс направлен на повышение эффективность и качества учебных и внеклассных занятий обучающихся посредством применения информационно-коммуникативных технологий. Учебные классные комнаты, кабинеты, залы оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ОВЗ: мультимедийные комплексы (проектор и экран), интерактивные доски, компьютеры, ноутбуки, телевизоры, принтеры, клавиатура для детей с нарушениями опорно двигательного аппарата. Компьютерная база - 28 компьютеров и ноутбуков, 5 мультимедийных проекторов, 10 принтеров, 2 интерактивные доски, музыкальные центры, телевизоры —11. Имеется доступ в сеть Интернет. Оснащенная специальным оборудованием сенсорная зона в кабинете педагогапсихолога позволяет улучшить эмоциональное состояние инвалидов и лиц с ОВЗ, снять беспокойство, нервное возбуждение и тревожность; активизировать мозговую деятельность. Внешние связи школы-интерната. Важнейшим направлением деятельности школы-интерната является социализация обучающихся, которая осуществляется путём установления разнообразных контактов школы-интерната с социумом через сотрудничество с общественными организациями и учреждениями села. Коллектив школы-интерната активно сотрудничает с организациями, учреждениями, предприятиями социума. Связь с другими учреждениями для обеспечения культурного воспитания и организация досуга обучающихся: Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Районный дом культуры»; Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Алтайская центральная районная библиотека»; Краеведческий музей Алтайского района; Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Центр дополнительного образования для детей «Радуга»; Алтайская районная общественная организация инвалидов Хакасской республиканской общественной организации Всероссийского общества инвалидов»; Конно-спортивный клуб «Рыжая лошадь»; ООО «УК»Разрез Майрыхский»; ХРОФСПН «Мир добра»; Русский республиканский драматический театр имени М. Ю. Лермонтова. 15 Анализ и оценка результатов деятельности школы-интерната Созданные в школе-интернате условия организации образовательного процесса способствовали достижению стабильных результатов деятельности школы-интерната. Достижения школы-интерната определяются во многом профессиональным уровнем педагогических кадров. МКОУ «Белоярская ШИ» функционировала с целью коррекции отклонений в развитии детей средствами образования и трудовой подготовки, а также социально психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. Организационно-правовая структура отвечала основным направлениям и статусу школы-интерната, позволяла выполнять требования адаптированных основных общеобразовательных программ. Правовое обеспечение в целом соответствовало требованиям Устава. МКОУ «Белоярская ШИ» оперативно реагировала на изменения в законодательстве путем внесения изменений и дополнений в локальные нормативные акты. Образовательный процесс осуществляется в соответствии со спецификой школы-интерната, с учетом особенностей обучающихся с умственной отсталостью, регламентируется соответствующими локальными актами. В МКОУ «Белоярская ШИ» осуществлялась система медико-психологопедагогического сопровождения, воспитательной работы. Создавались условия для коррекции недостатков психофизического развития, развития высших психических функций, речи обучающихся средствами учебных предметов, коррекционных курсов, внеурочной деятельности. Имелось необходимое учебно-методическое обеспечение. Совершенствовалась материально-техническая база школы-интерната. Обеспечивались необходимые условия для получения профессионально-трудовой подготовки, навыков социальнобытовой ориентировки обучающихся. Образовательный процесс осуществлялся педагогами, владеющими специальными методиками обучения детей с умственной отсталостью. С 2016 г. педагогический коллектив школы работал над единой темой «Навстречу ФГОС: школа в условиях внедрения федеральных государственных стандартов образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». В процессе работы над темой было сделано следующее: освоились и реализовывались ФГОС У О; улучшилась материально-техническое обеспечение образовательного процесса; разработалось необходимое программно-методическое обеспечение в соответствии с ФГОС У О; МКОУ «Белоярская ШИ» востребована родителями (законными представителями) и обучающимися; опрос родителей позволил сделать вывод об удовлетворенности профессионализмом педагогов школы-интерната, удовлетворенностью качеством оказываемых услуг, стилем взаимоотношений «учитель - ученик»; в МКОУ «Белоярская ШИ» создана коррекционно-развивающая здоровьесберегающая среда, способствующая личностному развитию каждого ребенка, сохранению его физического и психического здоровья и формированию у него навыков успешной социализации; созданы условия для развития творческой и познавательной активности детей; создан стабильный профессиональный педагогический коллектив, действующей 16 1 в дружеской атмосфере сотрудничества, способный на современном уровне решать общие педагогические задачи обучения и воспитания в соответствии с приоритетными направлениями развития образовательной системы Российской Федерации; созданы индивидуальные планы сопровождения детей группы риска. Работа над единой темой позволила добиться следующих результатов: стабильность результатов обучения, воспитания; положительная динамика в развитии обучающихся; увеличение числа выпускников, ориентированных на продолжение образования после окончания школы; увеличение числа детей с допустимым уровнем социальной зрелости; повышение конкурентоспособности, активности обучающихся школы-интерната в общественной, спортивной и культурной жизни села и района. Таким образом, необходимо констатировать, что администрацией, педагогическим коллективом создан ряд условий (мотивационных, организационно-правовых, материальнотехнических, информационных), которые позволяют выделить и сгруппировать в качестве позитивных предпосылок (сильных сторон) развития МКОУ «Белоярская ШИ» следующие: материально-техническое обеспечение образовательной организации позволяет совершенствовать технологическое обеспечение образовательного процесса и внедрять новые современные методы обучения и образовательные технологии; кадровое обеспечение образовательной организации в основном характеризуется высоким уровнем мотивации и теоретико-технологической готовности к внедрению новых методов обучения и современных образовательных технологий. Вместе с тем, анализ деятельности актуализирует препятствия в развитии организации - проблемы, которые требуют нейтрализации и решения: мониторинг жизнеустройства выпускников показывают, что некоторые выпускники имеют недостаточный уровень готовности к самостоятельной жизни, а значит предпосылки для неуспешной социальной постинтернатной адаптации; недостаточная работа с творческими детьми; недостаточность профессиональной инициативы и компетентности у отдельных педагогов по реализации образовательных технологий; материально-техническое обеспечение не в полной мере отвечает современным требованиям. Раздел II. Концепция программы развития МКОУ «Белоярская ШИ» Концепция строится на современных требованиях к содержанию и качеству образования лиц с ОВЗ, профессиональным компетенциям педагогов, учительскому росту, психолого-педагогическому сопровождению как обучающихся, так и их родителей (законных представителей), материально-техническому оснащению, обеспечивающему качество, доступность и здоровьесберегающую составляющую. 17 Инновационная идея школы-интерната - это реализация на практике такой модели школьной образовательной среды, которая бы не только сохраняла, но и укрепляла здоровье обучающихся с ОВЗ, способствовала созданию благоприятных условий для адаптации и социализации субъектов образовательного процесса и педагогического поиска, направленного на достижение в образовательном учреждении нового качества образования путем обновления инфраструктуры. Реализация единых образовательных линий в процессе приведения существующей школьной образовательной системы в соответствие требованиям ФГОС УО. Для достижения заявленной модели школы-интерната необходимо реализовать следующие проекты: Проект «Современная школа»; Проект «Обучение в сотрудничестве» Проект «Ступени учительского роста»; Проект «Школа-территория здоровья» Программа развития включает в себя данные проекты по следующим направлениям: 1. Проект «Современная школа» (направлен на обновление инфраструктуры, изменение содержания образования и воспитания, повышение качества образовательного процесса по предметной области «Технология», способствующего дальнейшей успешной профессиональной ориентации обучающихся). 2. Проект «Обучение в сотрудничестве» (направлен на оказание информационной и практической поддержки родителям, повышение их психолого педагогической и социальной компетентности, а также на повышения качества психолого-педагогического сопровождения через обновление инфраструктуры). 3. Проект «Ступени учительского роста» (направлен на совершенствования уровня педагогического мастерства педагогов через выявление и внедрение в работу оптимальных средств, методов и форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности школьника и повышению качества образовательной и коррекционной работы в условиях реализации ФГОС УО). 4. Проект «Школа - территория здоровья» (создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов). 'г' Проект «Современная школа» Цель проекта: обновление инфраструктуры, изменение содержания образования и воспитания, повышение качества образовательного процесса по предметной области «Технология», способствующего дальнейшей успешной профессиональной ориентации обучающихся. Задачи проекта: разработка модели организации трудового обучения и его психолого педагогического сопровождения в соответствии с требованиями ФГОС УО; разработка подходов к дифференциации трудового обучения обучающихся; разработка и реализация программы воспитания школы-интерната; формирование банка образовательных и воспитательных технологий; 18 создание условий для повышения эффективности уровня профессиональной ориентации обучающихся через современное материально-техническое оснащение образовательного процесса. Основные проектные действия: разработка нового содержания рабочих программ предметной области «Технология»: ручной труд, профильный труд; поиск наиболее эффективных, рациональных вариантов, образцов действий применительно к повышению результативности качества образовательных результатов; переподготовка педагогических кадров по вопросам качественно нового содержания предметной области «Технология»; современное материально-техническое переоснащение учебного процесса предметной области «Технология»; разработка нового содержания программы воспитания школы-интерната и ее реализация. Ожидаемые результаты проекта: изменение содержания образования и воспитания; повышение качества образования выпускников школы-интерната; повышение квалификации учителей через курсы повышения квалификации; создание необходимой материально-технической базы, обеспечивающей высокое качество преподавания в предметной области «Технология» в рамках изменений, связанных с реализацией федерального проекта «Современная школа». Проект «Обучение в сотрудничестве» Цель проекта: повышение психолого-педагогической грамотности родителей (законных представителей) и улучшение качества психолого-педагогического сопровождения учащихся путем создания новой модели психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса; Задачи проекта: создание благоприятной среды для повышения родительской компетентности и гармонизации детско-родительских отношений в условиях школы-интерната; обеспечение доступности для семей и родителей помощи специалистов в области социально-педагогической поддержки семьи и детей, содействующей решению проблем семейной жизни и детско-родительских отношений; мотивирование родителей на сотрудничество со школой-интернатом; повышение качества психолого-педагогического сопровождения через обновление инфраструктуры кабинета учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога. *■ Основные проектные действия: разработка программы работы с родителями, направленной на повышение психолого-педагогической компетентности родителей; оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по вопросам особенностей развития, обучения и воспитания детей с ОВЗ; совершенствование работы психолого - педагогического консилиума; активное вовлечение родителей в жизнь школы-интерната; обновление материально-технической базы по направлению коррекционно развивающей работы. Ожидаемые результаты проекта: 19 повышение психолого-педагогической грамотности родителей по вопросам особенностей развития ребенка, особенностей обучения и воспитания; формирование партнерских взаимоотношений родителей с образовательным учреждением, организация сотрудничества; позитивные изменения в характере детско-родительских отношений; повышение мотивационной готовности к сотрудничеству; обновление инфраструктуры кабинетов специалистов коррекционно развивающего блока. Проект «Ступени учительского роста» Цель проекта: совершенствования уровня педагогического мастерства учителей 1- 4 классов и учителей-предметников через выявление и внедрение в работу оптимальных средств, методов и форм взаимодействия педагога и ребенка, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности школьника и повышению качества коррекционной работы в условиях реализации ФГОС У О. Задачи проекта: непрерывное совершенствование профессиональной компетентности педагогов; использование эффективных образовательных технологий, позволяющих обеспечить положительную динамику развития познавательных интересов и повышение качества коррекционной работы в условиях внедрения ФГОС УО; создание оптимальных условий для развития основных компетенций обучающихся с учётом их интересов, способностей и возможностей; изучение и внедрение в педагогическую деятельность современных педагогических технологий и методик; обмен опытом успешной педагогической деятельности; обобщение опыта работы педагогов школы, представление накопленного опыта на конференциях, в печатных изданиях; повышение и развитие педагогических компетенций. Основные проектные действия: разработка каждым педагогом индивидуального образовательного маршрута профессионального развития; поиск новых, инновационных практик, технологий, методик и приемов работы с обучающимися с ОВЗ; применение приобретенного опыта педагогом на практике; обмен приобретенным положительным или отрицательным опытом с коллегами. Ожидаемые результаты проекта: повышение уровня методической, интеллектуальной, аналитической культуры всех участников учебно-воспитательного процесса; повышение качества преподаваемых дисциплин; улучшение имиджа школы-интерната; успешная аттестация педагогов. Проект «Школа - территория здоровья» Цель проекта: создание модели здоровьесберегающей образовательной среды учреждения путем интеграции педагогических, информационных, интеллектуальных и материально-технических ресурсов. Задачи проекта: воспитание у обучающихся культуры здоровья (формирование грамотности в 20 \ вопросах здоровья, практическое воплощение потребности вести ЗОЖ, заботиться о собственном здоровье); организация здоровьесберегающего образовательного пространства (отсутствие перегрузок; выполнение санитарно-гигиенических нормативов; использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе); формирование культуры досуга и отдыха субъектов образовательного пространства; организация занятий активно-двигательного характера - динамические паузы, физкультминутки, спортивные занятия, работа специальных групп для ослабленных детей; диспансерное наблюдение за детьми; поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья обучающихся; повышение мотивации участников образовательного процесса к ведению и пропаганде здорового образа жизни; Основные проектные действия: материально-техническое обеспечение школы-интерната; диагностика, коррекция и развитие обучающихся; организация рационального питания; формирование здоровье сберегающих знаний у обучающихся и их родителей (законных представителей); соблюдение санитарных норм и правил, адекватность методов и методик обучения и воспитания (физкультминутки, подвижные перемены); формирование системы спортивно-оздоровительной работы; отработка механизмов совместной работы всех заинтересованных служб; контроль за выполнением мероприятий по укреплению и сохранению здоровья у обучающихся; разработка и проведение игр, способствующих реализации целей данной программы; система творческих классных часов и внеклассных мероприятий; организация работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни. Ожидаемые результаты проекта: организация «группы здоровья» для детей отнесенных по состоянию здоровья в специальную медицинскую группу; сохранение и укрепление здоровья школьников через овладение навыками ЗОЖ, реализацию здоровьесберегающих мероприятий; включение обучающихся в деятельность физкультурно-спортивных секций; улучшение физкультурно-массовой работы, организации активного отдыха; активное использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе; улучшение показателей динамики здоровья обучающихся; максимальная обеспеченность обучающихся санаторно-курортным лечением; удовлетворенность родителей (законных представителей) и педагогов комплексностью и системностью работы по сохранению и укреплению здоровья, усовершенствование материально-технической базы школы-интерната. Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и ожидаемые результаты реализации программы развития. Миссия школы-интерната - создание особых условий обучения и воспитания в 21 формировании успешной личности для социализации и трудовой интеграции в обществе. Ключевые приоритеты развития школы до 2025 года: создание системы сетевого взаимодействия, которая будет оказывать обучающимся помощь в выборе будущей профессии, подготовке к профессиональному обучению; расширение образовательных возможностей для обучающихся через многопрофильность и вариативность образовательных программ общего и дополнительного образования; совершенствование модели управления качеством образования; расширение партнерских связей со сторонними организациями в интересах развития школы-интерната; создание востребованной воспитательной системы для реализации современной молодежной политики. Целью программы является создание современной образовательно воспитательной и коррекционно-развивающей среды для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и инвалидностью, способствующей успешной социализации и трудовой интеграции в обществе, отвечающих социальному заказу и ожиданиям участников образовательных отношений. Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач: совершенствование работы по обновлению содержания образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии сФГОС УО; создание условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся, формирования потребности у обучающихся вести здоровый образ жизни и проведение мониторинга здоровья обучающихся с умственной отсталостью; совершенствование содержания деятельности МКОУ «Белоярская ШИ» по профессиональному самоопределению и формированию первичных профессиональных трудовых навыков обучающихся; обновление материально-технического обеспечения школы-интерната в соответствии с требованиями ФГОС У О для повышения качества обучения школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); обеспечение образовательного процесса в школе-интернате высококвалифицированными педагогическими кадрами в соответствии с требованиями ФГОС УО и создание условий повышения компетентности педагогов за счёт постоянного развития профессионального мастерства, освоения современных педагогических технологий. Этапы реализации: Первый этап: разработка локальных документов, обеспечивающих реализацию программных мероприятий, проводится организационно-мотивационная работа с участниками образовательных отношений (обучающимися, педагогами, родителями), направленная на формирование готовности к эффективному взаимодействию в условиях нововведений, разрабатываются планы-графики реализации проектных мероприятий, проведение промежуточного мониторинга реализации программы развития (2021 год). Второй этап: реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы развития, промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы развития, коррекция программы развития (2022-2024 года). 22 \ Третий этап: итоговый мониторинг реализации мероприятий программы развития, анализ динамики результатов, выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития. Подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития (2025 год). Ожидаемые результаты реализации Программы. Развитие школы-интерната позволит получить более высокий уровень качества предоставляемых образовательных услуг, создать условия для удовлетворения потребности обучающихся и их родителей (законных представителей) в качественном образовании как основании для успешной социализации, личностного развития обучающихся и самореализации участников образовательного процесса. Реализация мероприятий программы развития позволит создать новые механизмы совершенствования системы образования школы-интерната, оптимизировать использование имеющихся организационных, кадровых, финансовых ресурсов для решения основной цели программы развития школы-интерната. Обеспечение условий доступности образовательных услуг участниками образовательных отношений в соответствии с паспортом доступности объектов и услуг школы-интерната. Обновление материально-технической базы, обеспечивающее качество обучения и успешную профессиональную адаптацию обучающихся с умственной отсталостью и инвалидностью. Увеличение количества педагогов, имеющих квалификационные категории. 23 Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития № п/п Мероприятие 1. Проведение мониторинга материально-технического обеспечения образовательного процесса, здоровьесберегающей соеды 2. Повышение профессиональной компетентности педагогов 3. Косметический ремонт мастерских, кабинетов, рекреаций 4. Участие в сетевых консультациях, семинарах (вебинарах, практикумах) для руководителей и учителей технологии по вопросам реализации федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» Срок реализации Ожидаемые результаты Финанси рование Исполнитель I этап - аналитико-диагностический (2021) Директор, январь 2021 Аналитические материалы, рабочая группа нормативные акты по — результатам мониторинга 100 % педагогических работников освоивших программы дополнительного профессионального июньСоответствие состояния август 2021 мастерских, кабинетов СанПин 2021 Повышение профессиональных компетенций руководителей, педагогических работников 2021 Заместители Текущее финансиро директора по вание УВР Текущее Директор, финансиро заведующий хозяйством вание Директор, заместители директора по УВР - Выполнение Примечания 5. Организация и проведение профориентационной работы с обучающимися, выпускниками 6. Разработка программы воспитания МКОУ «Белоярская ШИ» 7. Обеспечение деятельности Муниципального консультационного центра психолого - педагогической помощи 2021 2021 Обеспечено вовлечение 100% обучающихся 8,9 классов, включенных в профориентационную работу - Программа воспитания МКОУ «Белоярская ШИ» - Заместители директора по УВР, социальный педагог, педагогпсихолог Заместитель директора по УВР Заместитель Текущее по запросу Повышение финансиро директора по профессиональных вание УВР компетенций руководителей и педагогов. Повышение уровня компетентности детей и детей-инвалидов и их родителей (законных представителей) II этап - деятельностный (2022 - 2024 года) 1. Проект «Современная школа» 1. Повышение профессионального 2022-2024 Цоля педагогических уровня педагогических кадров и Iэаботников освоивших юполнительные организация в МКОУ Iтрофессиональные «Белоярская ШИ» системы Iпрограммы по направлению корпоративного обучения Специальное дефектологическое) збразование» -100%. — Директор, заместители директора по УВР 25 2. 3. Поддержка благоприятного социально-психологического климата с использованием новых технологий образования. Создание банка данных инновационных образовательных технологий для достижения личностйых и предметных результатов обучения. 4. Реализация плана-графика мероприятий по обеспечению реализации ФГОС У О 5. Оснащение кабинетов современным оборудованием, компьютерной техникой и программным обеспечением, учебно-наглядными пособиями, соответствующих требованиям ФГОС УО 2022-2024 Повышение качества психолого педагогического сопровождения обучающихся, повышение уровня комфортности и оснащённости образовательно воспитательного процесса. 2022-2024 Создан банк данных современных образовательных технологий (технология личностно ориентированного, развивающего, дифференцированного, здоровьесберегающего обучения). Увеличение числа педагогов, использующих 100% плана-графика мероприятий по обеспечению реализации ФГОС ОО УО (ИН) 2022-2024 100% обеспеченность кабинетов современным оборудованием, компьютерной техникой и программным обеспечением, учебно наглядными пособиями — Директор, заместители директора по УВР, социальнопсихологическа я служба Заместители директора по УВР - 2022-2024 — Заместители директора по УВР Текущее Директор финансиро вание 6. Реализация программы воспитания МКОУ «Белоярская ШИ» 2022-2024 Формирование единой воспитательной среды в МКОУ «Белоярская ШИ» - Заместитель директора по УВР, классные руководители, воспитатели 2. Проект «Обучение в сотрудничестве» 1. Повышение квалификации педагогических работников по вопросам обеспечения мероприятий, направленных на поддержку образования детей с ОВЗ 2. Формирование новой технологической среды в МКОУ «Белоярская ШИ» «Швейное дело», «Столярное дело», оборудования для психолого-педагогического сопровождения и коррекционной работы Заместители Текущее 2020-2024 100% повышение профессиональной финансиро директора по вание УВР компетентности педагогических работников 2022-2024 Обновление оборудования и Текущее оснащения мастерских для финансиро вание реализации предметной области «Технология» («Швейное дело», «Столярное дело»); приобретение оборудования для психологопедагогического сопровождения и коррекционной работы Директор, заместители директора по УВР 27 3 . Создание условий доступности объектов МКОУ «Белоярская ШИ», позволяющих обеспечить доступность для инвалидов предоставляемых услуг: дублирование для инвалидов по слуху и зрению звуковой и зрительной информации; дублирование надписей, знаков и иной графической информации знаками, выполненными рельефно;: точечным шрифтом Брайля; оборудование прилегающей территории школы-интерната выделенной стоянкой для автотранспортных средств инвалидов; обучение по программам дополнительного профессионального образования по оказанию услуг инвалидам по слуху и зрению тифлосурдопереводчика; обучение (инструктирование) работников, оказываемых помощь по сопровождению инвалидов в помещениях школы-интерната и на прилегающей территории 2022-2024 Обеспечение полной Текущее доступности для детей финансиро инвалидов, инвалидов вание зданий, помещений школыинтерната и прилегающей ней территории Директор, заместитель директора по УВР, заведующий хозяйством 28 4. 5. 6. 7. Совершенствование работы ПМПк Создание условий для развития профориентационного пространства с целью оказания поддержки школьникам в выборе сферы будущей профессиональной деятельности, выработки у обучающихся сознательного отношения к труду Проведение акции «Твори добро» Внедрение медиационных программ для родителей в работу школьной службы примирения 2022-2024 100% детей с инвалидностью и детей с ОВЗ и получают качественное психолого медико - педагогическое 2022-2024 100% охват пр о ф ориентационной работой обучающих с инвалидностью и обучающихся с ОВЗ; 100% профессиональное самоопределение обучающихся повышение престижа рабочих профессий; участие в конкурсах профессионального мастерства 2022-2024 Повышение степени социальной активности школьников и уровень их социально-полезной занятости в свободное от 2022-2024 Уменьшится число конфликтных ситуаций - Заместители директора по УВР Заместители директора по УВР, социальный педагог - — — Заместители директора по УВР, педагогорганизатор Заместители директора по УВР, педагогпсихолог 29 8. Организация психологопедагогического сопровождения семей, состоящих на различных видах учета 9. Оказание содействия семье в получении помощи и поддержки в органах и учреждениях системы социальной защиты населения 2022-2024 Снижение числа обучающихся, состоящих на различных видах учета. Повышение уровня компетенции родителей (законных представителей) детей и детей-инвалидов в вопросах здоровья, развития, коррекции обучения и воспитания детей 2022-2024 Обеспечение улучшения социальных условий, семейного благополучия. Обеспечение поддержки детей и семей, находящихся в трудной 3. Троект «Ступени учительского роста» 1. Разработка и реализация программ профилактики профессионального выгорания и методической поддержки педагогов МКОУ «Белоярская ШИ» 2022-2024 Повышение уровня мотивационной готовности педагогов к работе МКОУ «Белоярская ШИ» в режиме развития 2. 2022-2024 Увеличение числа педагогов-участников школьных, региональных и межрегиональных образовательных проектов Участие в профессиональных конкурсах педагогического мастерства Заместители директора по УВР, педагогпсихолог, социальный педагог Заместители директора по УВР, социальный педагог - Заместители директора по УВР, педагогпсихолог — Заместители директора по УВР 30 3. 4. 1. 2022-2024 Увеличение числа педагогов, успешно прошедших аттестацию на квалификационную категорию Реализация мероприятий по внедрению профессионального стандарта (учитель - логопед, учитель - дефектолог) 2022-2024 Своевременное выполнение в полном объёме планаграфика по внедрению — профессионального стандарта(учитель логопед, учитель дефектолог) 4. Проект «Школа-территория здоровья» Оснащение игровой площадки современным оборудованием 2024 2. Оборудование спортивной площадки 2024 3. Обеспечение МКОУ «Белоярская ШИ» медицинскими кадрами 4. Заместители директора по УВР Разработка локальных документов, регламентирующих проведение оценочных аттестационных процедур в МКОУ «Белоярская ШИ», с учетом новых требований к осуществлению педагогической деятельности Оснащение спортивным оборудованием, инвентарем, материалами, необходимыми для занятий по физической культуре Установка нового оборудования Соответствие спортивных объектов современным требованиям 2022-2024 Предоставление медицинских услуг обучающимся в МКОУ «Белоярская ШИ» 2022-2022 100% пополнение спортивного оборудования, инвентаря, материала, необходимых для занятий по физической культурой — Заместители директора по УВР Директор Текущее финансиро вание Директор Текущее ■% финансиро вание Директор — Текущее Директор, финансиро учитель вание физкультуры 31 5. Ежегодное проведение мониторинга здоровья обучающихся с ОВЗ 6. Организация питания обучающихся 7. Реализация мероприятий МКОУ «Белоярская ШИ», направленных на сохранение и укрепление здоровья Л обучающихся 8. Ежегодное проведение диспансеризации обучающихся 9. Ежегодное проведение медицинских осмотров работников МКОУ «Белоярская ШИ» 2022-2024 Увеличение доли обучающихся, включенных в мониторинг здоровья 2022-2024 100% обеспечение бесплатным горячим питанием обучающихся 2022-2024 100% охват обучающихся спортивнооздоровительными мероприятиями; формирование 2022-2024 100% охват обучающихся медицинским обслуживанием 2022-2024 100% охват сотрудников, работников МКОУ «Белоярская ШИ» медицинским обслуживанием - Заместители директора по УВР, специалисты, медицинская сесша Директор — Заместители директора по УВР, медицинская сестра Директор, медицинская сестра Текущее Директор, финансиро медицинская сестра вание 32 Раздел V. Механизмы реализации программы развития Механизм реализации программы развития характеризуется распределением функций между субъектами управления. Директор МКОУ «Белоярская ШИ»: является руководителем программы и несет персональную ответственность за ее реализацию и определяет формы и методы управления реализацией программой: осуществляет координацию деятельности по эффективной реализации программных мероприятий участниками и анализ использования средств; обеспечивает координацию работы с Учредителем; подготавливает проекты решений о внесении изменений в программу, согласовывает их; разрабатывает в пределах своих полномочий локальные, необходимые для выполнения программы, документы; осуществляет при необходимости подготовку предложений об уточнении мероприятий программы на очередной год, уточняет затраты на реализацию мероприятий программы, а также механизм ее выполнения; несет ответственность за своевременную и качественную реализацию программы, обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на ее реализацию; организует внедрение информационных технологий в целях управления реализацией программы и контроля за ходом выполнения ее мероприятий; организует размещение на официальном сайте образовательного учреждения информации о ходе и результатах реализации программы, финансировании ее мероприятий. Администрация школы-интерната: вносит предложения и участвует в уточнении целевых показателей (индикаторов) и расходов на реализацию программы, а также в совершенствовании механизма реализации программы; участвует в ведении ежегодной отчетности о ходе реализации программы; участвует в подготовке аналитических материалов о ходе работ по реализации программы, достигнутых результатах и эффективности использования финансовых средств; участвует в организации экспертных проверок реализации отдельных мероприятий программы. Субъектом общественного управления реализацией программы развития выступает Совет родителей: рассмотрение материалов о ходе реализации программных мероприятий и предоставление рекомендаций по их уточнению, а также рассмотрение итогов реализации программы. При формировании проектов программы используются следующие механизмы: управления по результатам, при котором реализация программы должна обеспечить достижение результатов, измеряемых на основе системы целевых показателей. Раздел VI. Мониторинг реализации программы развития Контроль за реализацией Программы осуществляется на основе специально организованного мониторинга, системы внутришкольного контроля, внутренней и внешней экспертизы результатов образовательной деятельности, педагогического анализа. Контроль и оценка эффективности выполнения Программы проводится на основании проведения мониторинга по следующим направлениям: 1 1. Оценка эффективности реализации Программы производится путем сравнения фактически достигнутых показателей за соответствующий год с утвержденными на год значениями целевых показателей. 2. Программа предполагает использование системы показателей, характеризующих текущие и конечные результаты ее реализации. 3. Социальная эффективность реализации мероприятий Программы будет выражена удовлетворенностью населения качеством предоставляемых школойинтернатом услуг с помощью электронных средств информации и специально организованного опроса. 4. Управленческий анализ итогов реализации Программы осуществляется руководителем Программы по окончании каждого учебного года. Итоги выполнения Программы принимаются на Педагогическом совете, в августе публикуются на официальном сайте школы-интерната и представляются директором Учредителю. Информация о ходе выполнения Программы представляется ежегодно на заседаниях Педагогического совета, Совете родителей. Отчеты о самообследовании МКОУ «Белоярская ШИ» ежегодно размещаются на сайте школы-интерната. VII. Оценка эффективности программы развития Методика оценки эффективности программы учитывает необходимость проведения оценок: степени достижения целей и решения задач проектов и программы в целом; степени соответствия запланированному уровню затрат и эффективности использования средств; степени реализации мероприятий (достижения ожидаемых непосредственных результатов их реализации). Система мер по минимизации рисков реализации программы развития В ходе деятельности по реализации Программы развития допустимы риски и неопределенности. Виды рисков Пути минимизации рисков Нормативно-правовые риски Регулярный анализ нормативно-правовой Неполнота отдельных нормативнодокументации на предмет ее актуальности, правовых документов, полноты, соответствия решаемым задачам. предусмотренных на момент разработки и начало внедрения Программы. Систематическая работа руководства с Неоднозначность толкования педагогическим коллективом, родительской отдельных статей Федерального общественностью и партнерами социума по закона от 29.12.2012 № 273-ФЭ «Об разъяснению отдельных статей образовании в Российской Федерации» и нормативно-правовых Федерального закона от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской документов, регламентирующих Федерации» и конкретных нормативно деятельность и ответственность правовых актов, регламентирующих участников образовательных деятельность в школе и содержание отношений школе в целом образовательной деятельности в целом 35 Финансово-экономические риски Нестабильность и недостаточность Своевременное планирование бюджета бюджетного финансирования; школы-интерната по реализации Недостаток внебюджетных, программных мероприятий, внесение спонсорских инвестиций и корректив с учетом реализации новых пожертвований в связи с изменением направлений и программ, а также финансово инфляционных процессов. Нестабильность и недостаточность Систематическая работа по расширению бюджетного финансирования; партнерства, по выявлению дополнительных Недостаток внебюджетных, финансовых ресурсов спонсорских инвестиций и пожертвований в связи с изменением финансово-экономического положения партнеров социума Организационно - управленческие риски Недостаточность профессиональной Систематическая работа по обновлению инициативы и компетентности у внутришкольной системы повышения отдельных педагогов по реализации квалификации. и образовательных технологий. Неготовность отдельных педагогов Разработка и использование эффективной выстраивать партнерские отношения системы мотивации включения педагогов в с другими участниками инновационные процессы. образовательных отношений, партнерами социума. Психолого-педагогическое и методическое Быстрый переход на компетентностную модель может сопровождение педагогов с недостаточной создать психологическое коммуникативной компетентностью. напряжение у части педагогического Создание информационного пространства коллектива. школы-интерната, для повышения не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности. 36