рабочая программа речевая практика 1-4 класс

Приложение 5
к Адаптированной основной
общеобразовательной программе обучающихся
с лёгкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Белоярская школа - интернат»

Рабочая программа
по речевой практике
I-IV класс

с. Белый Яр, 2018г.

Рабочая программа по предмету «Речевая практика» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ
«Белоярская ШИ», утверждённым приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016г. № 275-1.
Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ»
Разработчики: Кравцова Е.А., Кузнецова Н.М., Кузнецова С.В., Осипова Л.В.

Пояснительная записка
Общие цели:
- преодоление несовершенства речевой практики и норм речевой коммуникации обучающихся;
- формирование первоначальных «дограмматических» понятий и развитие коммуникативно-речевых навыков;
- овладение различными доступными средствами устной и письменной коммуникации для решения практико-ориентированных задач;
- коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности;
- формирование основ навыка полноценного чтения художественных текстов доступных для понимания по структуре и содержанию;
- развитие навыков устной коммуникации;
Общая характеристика предмета:
Введение в программу коррекционных школ предмета «Речевая практика» обусловлена несовершенством речевой практики
обучающихся, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в доступные формы взаимодействия в
социуме.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В обязательной части учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «Речевая практика» входит в состав предметной
области «Язык и речевая практика».
Личностные результаты:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат,
бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Проявление готовности к самостоятельной жизни
Предметные результаты:

1 класс:
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений, ответы на вопросы;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний, выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
2 класс:
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений, ответы на вопросы;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний, выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
3 класс:
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений, ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;

- высказывание своих просьб и желаний, выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
4 класс:
Минимальный уровень:
- формулировка просьб и желаний с использованием этикетных слов и выражений;
- участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
- восприятие на слух сказок и рассказов; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал;
- выразительное произнесение чистоговорок, коротких стихотворений с опорой на образец чтения учителя;
- участие в беседах на темы, близкие личному опыту ребенка;
- ответы на вопросы учителя по содержанию прослушанных и/или просмотренных радио- и телепередач.
Достаточный уровень:
- понимание содержания небольших по объему сказок, рассказов и стихотворений, ответы на вопросы;
- понимание содержания детских радио- и телепередач, ответы на вопросы учителя;
- выбор правильных средств интонации с опорой на образец речи учителя и анализ речевой ситуации;
- активное участие в диалогах по темам речевых ситуаций;
- высказывание своих просьб и желаний, выполнение речевых действий (приветствия, прощания, извинения и т. п.), используя
соответствующие этикетные слова и выражения;
- участие в коллективном составлении рассказа или сказки по темам речевых ситуаций;
- составление рассказов с опорой на картинный или картинно-символический план.
Содержание предмета.
Подготовка к усвоению грамоты. Речевое развитие. Понимание обращенной речи. Выполнение несложных словесных инструкций.
Обогащение словарного запаса за счет слов, относящихся к различным грамматическим категориям. Активизация словаря. Составление
нераспространенных и простых распространенных предложений (из 3-4 слов) на основе различных опор (совершаемого действия, простой
сюжетной картинки, наблюдения и т.д.).
Расширение арсенала языковых средств, необходимых для вербального общения. Формирование элементарных коммуникативных
навыков диалогической речи: ответы на вопросы собеседника на темы, близкие личному опыту, на основе предметно-практической
деятельности, наблюдений за окружающей действительностью и т.д.
Обучение грамоте.
Речевое развитие.
Использование усвоенных языковых средств (слов, словосочетаний и конструкций предложений) для выражения просьбы и
собственного намерения (после проведения подготовительной работы); ответов на вопросы педагога и товарищей класса. Пересказ

прослушанных и предварительно разобранных небольших по объему текстов с опорой на вопросы учителя и иллюстративный материал.
Составление двух-трех предложений с опорой на серию сюжетных картин, организованные наблюдения, практические действия и т.д.
Речевая практика.
Аудирование и понимание речи. Выполнение простых и составных устных инструкций учителя, словесный отчет о выполненных
действиях. Прослушивание и выполнение инструкций, записанных на аудионосители. Чтение и выполнение словесных инструкций,
предъявленных в письменном виде.
Соотнесение речи и изображения (выбор картинки, соответствующей слову, предложению).
Повторение и воспроизведение по подобию, по памяти отдельных слогов, слов, предложений.
Слушание небольших литературных произведений в изложении педагога и с аудио-носителей. Ответы на вопросы по прослушанному
тексту, пересказ.
Дикция и выразительность речи. Развитие артикуляционной моторики. Формирование правильного речевого дыхания. Практическое
использование силы голоса, тона, темпа речи в речевых ситуациях. Использование мимики и жестов в общении.
Общение и его значение в жизни. Речевое и неречевое общение. Правила речевого общения. Письменное общение (афиши, реклама,
письма, открытки и др.). Условные знаки в общении людей.
Общение на расстоянии. Кино, телевидение, радио. Виртуальное общение. Общение в социальных сетях. Влияние речи на мысли,
чувства, поступки людей.
Организация речевого общения. Базовые формулы речевого общения
Обращение, привлечение внимания. «Ты» и «Вы», обращение по имени и отчеству, по фамилии, обращение к знакомым взрослым и
ровесникам. Грубое обращение, нежелательное обращение (по фамилии). Ласковые обращения. Грубые и негрубые обращения. Бытовые
(неофициальные) обращения к сверстникам, в семье. Именные, бытовые, ласковые обращения. Функциональные обращения (к продавцу, к
сотруднику полиции и др.). Специфика половозрастных обращений (дедушка, бабушка, тетенька, девушка, мужчина и др.). Вступление в
речевой контакт с незнакомым человеком без обращения («Скажите, пожалуйста…»). Обращение в письме, в поздравительной открытке.
Знакомство, представление, приветствие. Формулы «Давай познакомимся», «Меня зовут …», «Меня зовут …, а тебя?». Формулы
«Это …», «Познакомься пожалуйста, это …». Ответные реплики на приглашение познакомиться («Очень приятно!», «Рад познакомиться!»).
Приветствие и прощание. Употребление различных формул приветствия и прощания в зависимости от адресата (взрослый или
сверстник). Формулы «здравствуй», «здравствуйте», «до свидания». Развертывание формул с помощью обращения по имени и отчеству.
Жесты приветствия и прощания. Этикетные правила приветствия: замедлить шаг или остановиться, посмотреть в глаза человеку.
Формулы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Спокойной ночи». Неофициальные разговорные формулы «привет»,
«салют», «счастливо», «пока». Грубые (фамильярные) формулы «здорово», «бывай», «чао» и др. (в зависимости от условий школы).
Недопустимость дублирования этикетных формул, использованных невоспитанными взрослыми. Развертывание формул с помощью
обращений.
Формулы, сопровождающие ситуации приветствия и прощания «Как дела?», «Как живешь?», «До завтра», «Всего хорошего» и др.
Просьбы при прощании «Приходи(те) еще», «Заходи(те)», «Звони(те)».

Приглашение, предложение. Приглашение домой. Правила поведения в гостях.
Поздравление, пожелание. Формулы «Поздравляю с …», «Поздравляю с праздником …» и их развертывание с помощью обращения
по имени и отчеству.
Пожелания близким и малознакомым людям, сверстникам и старшим. Различия пожеланий в связи с разными праздниками.
Формулы «Желаю тебе …», «Желаю Вам …», «Я хочу пожелать …». Неречевые средства: улыбка, взгляд, доброжелательность тона.
Поздравительные открытки.
Формулы, сопровождающие вручение подарка «Это Вам (тебе)», «Я хочу подарить тебе …» и др. Этикетные и эмоциональные
реакции на поздравления и подарки.
Одобрение, комплимент. Формулы «Мне очень нравится твой …», «Как хорошо ты …», «Как красиво!» и др.
Телефонный разговор. Формулы обращения, привлечения внимания в телефонном разговоре. Значение сигналов телефонной связи
(гудки, обращения автоответчика сотовой связи). Выражение просьбы позвать к телефону («Позовите пожалуйста …», «Попросите
пожалуйста…», «Можно попросить (позвать)…»). Распространение этих формул с помощью приветствия. Ответные реплики адресата
«Алло», «Да», «Я слушаю».
Просьба, совет. Обращение с просьбой к учителю, соседу по парте на уроке или на перемене. Обращение с просьбой к незнакомому
человеку. Обращение с просьбой к сверстнику, к близким людям.
Развертывание просьбы с помощью мотивировки. Формулы «Пожалуйста, …», «Можно …, пожалуйста!», «Разрешите….», «Можно
мне …», «Можно я …».
Мотивировка отказа. Формулы «Извините, но …».
Благодарность. Формулы «спасибо», «большое спасибо», «пожалуйста». Благодарность за поздравления и подарки («Спасибо …
имя»), благодарность как ответная реакция на выполнение просьбы. Мотивировка благодарности. Формулы «Очень приятно», «Я очень
рада» и др. как мотивировка благодарности. Ответные реплики на поздравление, пожелание («Спасибо за поздравление», «Я тоже
поздравляю тебя (Вас)», «Спасибо, и тебя (Вас) поздравляю»).
Замечание, извинение. Формулы «извините, пожалуйста» с обращением и без него. Правильная реакция на замечания. Мотивировка
извинения («Я нечаянно», «Я не хотел» и др.). Использование форм обращения при извинении. Извинение перед старшим, ровесником.
Обращение и мотивировка при извинении.
Сочувствие, утешение. Сочувствие заболевшему сверстнику, взрослому. Слова поддержки, утешения.
Одобрение, комплимент. Одобрение как реакция на поздравления, подарки: «Молодец!», «Умница!», «Как красиво!»
Примерные темы речевых ситуаций
«Я – дома» (общение с близкими людьми, прием гостей.)
«Я и мои товарищи» (игры и общение со сверстниками, общение в школе, в секции, в творческой студии.)
«Я за порогом дома» (покупка, поездка в транспорте, обращение за помощью (в т.ч. в экстренной ситуации), поведение в
общественных местах (кино, кафе и др.)
«Я в мире природы» (общение с животными, поведение в парке, в лесу.)

Темы речевых ситуаций формулируются исходя из уровня развития коммуникативных и речевых умений обучающихся и социальной
ситуации их жизни. Например, в рамках лексической темы «Я за порогом дома» для отработки этикетных форм знакомства на уроках могут
быть организованы речевые ситуации «Давайте познакомимся!», «Знакомство во дворе», «Знакомство в гостях».
Алгоритм работы над темой речевой ситуации.
Выявление и расширение представлений по теме речевой ситуации.
Актуализация, уточнение и расширение словарного запаса о теме ситуации.
Составление предложений по теме ситуации, в т.ч. ответы на вопросы и формулирование вопросов учителю, одноклассникам.
Конструирование диалогов, участие в диалогах по теме ситуации.
Выбор атрибутов к ролевой игре по теме речевой ситуации. Уточнение ролей, сюжета игры, его вариативности.
Моделирование речевой ситуации.
Составление устного текста (диалогического или несложного монологического) по теме ситуации.

Тематическое планирование
1 класс
№ урока
Тема
п/п
Давайте познакомимся
1.
Правила для школьника.
2.
Это школьный двор.
3.
Отгадай, что в моем ранце
4.
Попроси у товарища
Игры и игрушки
5.
«Моя любимая игрушка»
6.
«Магазин игрушек»
7.
«Мы уже не малыши»
Зимние забавы
8.
Готовимся к празднику
9.
Зимняя прогулка
10.

Зимние забавы

Играем в сказку
11.
Кто в теремочке живет? (по сказке «Теремок)
12.
13.
Ай-да репка! (по сказке «Репка)
14.
Помогаем маме.
15.
Поздравляем маму.
16.

Помощники.

17.
Я помогаю маме прибирать на кухне.
Я и мои товарищи
18.
Расскажи о себе.
19.
Я умываюсь.

Кол-во
часов.

Основные виды деятельности обучающихся

1
1
1
1

Составление предложений по картинкам
Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки
Работа по сюжетным картинкам.
Работа по сюжетным картинкам

1
1
1

Описание игрушки по картинно – графическому плану.
Работа по сюжетным картинкам.
Работа по сюжетным картинкам и с набором игрушек.

1
1

Работа по сюжетным картинкам.
Работа по предметным и сюжетным картинкам.
Составление предложений по схеме, по набору сюжетных
картинок.

1

2

Просмотр мультфильма «Теремок». Инсценировка.

2

Слушание сказки «Репка». Инсценировка.

1

1

Работа по сюжетным картинкам.
Работа по стихотворению А.Барто «Помощница». Работа по
предметным и сюжетным картинкам.
Работа по предметным и сюжетным картинкам.

1
1

Составление рассказа по образцу.
Слушание отрывка из стихотворения К. Чуковского

1

20.
21.

Спокойной ночи!
Доброе утро!

1
1

22.

Играем вместе

1

23.

Не будем ссориться.

1

24.

Если друг попал в беду, помоги ему

1

25.

Здравствуй лето!

1

26.

Летние развлечения

1

«Мойдодыр».
Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака
Составление диалогов по сюжетным картинкам.
Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть
самостоятельно».
Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше
ссориться».
Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в
беду, помоги ему»
Слушание стихотворения И. Гуриной «Здравствуй, лето!»
Слушание стихотворений о летних занятиях детей, работа по
сюжетным картинкам.

Тематическое планирование
2 класс
№
урока
Тема
п/п
Раздел «Школа»
1.
Кто нас лечит и кормит
2.
Правила для школьника.
3.
Дежурим с другом (подругой)
4.
«Ура! Перемена!»
Раздел «Игры и игрушки»

Кол-во
часов.
1
1
1
1

5.

«Игрушки»

1

6.

«Магазин игрушек»

1

Раздел «Я дома»
7.
В воскресенье все дома
8.
Расскажи о себе
9.
Я звоню себе домой
10.

Я звоню в экстренные службы

1
1
1
1

Основные виды деятельности обучающихся
Работа по сюжетным картинкам.
Работа по сюжетным картинкам.
Работа по сюжетным картинкам.
Работа по сюжетным картинкам.
Составление предложений об игрушках, изображенных на
картинке.
Конструирование возможных диалогов между продавцом и
покупателями в магазине.
Работа по сюжетным картинкам.
Работа по сюжетным картинкам.
Моделирование телефонных разговоров с мамой.
Конструирование диалога с диспетчером
«Скорой помощи»

Раздел «Мои товарищи в школе»
11.

Играем во дворе

1

12.

Не надо больше ссориться

1

13.

Дружат в нашем классе девочки и мальчики

1

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть
самостоятельно».
Слушание стихотворения Э. Мошковская
«Не надо больше ссориться». Моделирование спорных
ситуации и способы их решения.
Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на
вопросы из песни.

Раздел «Готовим новогодний праздник»
14.

Готовимся к празднику

1

Составление письма Деду Морозу с опорой на условнографические схемы предложений.

15.

Новогодние чудеса

1

16.

Новогодние поздравления

1

Раздел «Зимняя прогулка»
17.
Зимняя одежда
18.
Зимние забавы
Раздел «Мойдодыр»

1
1

19.

Я умываюсь. Я чищу зубы.

1

20.

Режим дня школьника

1

21.

Я правильно одеваюсь. Вещи в моем шкафу

1

22.

Я обуваюсь. Я ухаживаю за обувью.

1

23.

Я собираюсь на прогулку. Миша заболел.

1

Слушание песенки «В лесу родилась елочка». Моделирование
ситуации знакомства на карнавале.
Моделирование возможных диалогов между героями картинки
при преподнесении подарков.
Работа по сюжетным картинкам.
Моделирование возможных диалогов между героями картинки
Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр».
Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и
закрепление его действиями. Составление короткого рассказа
на тему «Я чищу зубы» и закрепление его действиями.
Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу».
Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеяный».. Работа
по сюжетным картинкам. Практические упражнения по
складыванию одежды.
Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е.
Благининой. Практические упражнения в обувании, в
шнуровании. Практические упражнения в уходе за обувью
Слушание детской песни «Ангина». Работа по сюжетным
картинкам.

Раздел «Я за порогом дома»
24.

Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе)

1

25.

Мы не знаем, как пройти, Как быть?

1

26.

Где я живу. Моя дорога в школу

1

27.

За покупками в магазин

1

Раздел «У нас праздник!»
28.
День рождение! Знакомимся с гостями. Провожаем

1

Слушание песенки «Мы едем, едем, едем». Моделирование
ситуации «Я в автобусе».
Моделирование ситуации «Я забыл дорогу».
Проигрывание диалога «Где ты живешь?». Работа по
сюжетным картинкам. Моделирование ситуации «В школу я
иду таким путем». Зарисовка маршрута от дома до школа.
Конструирование возможных диалогов между продавцом и
покупателями в магазине с опорой на содержание картинки
Слушание песни «К нам гости пришли». Коллективное

гостей

29.

Накрываем на стол. Поздравляем маму

составление рассказа «Как я гостей встречал». Отрывок из
сказки А. Милна «Вини- Пух и все, все, все…». Работа по
сюжетным картинкам.
Практическая работа. Составление поздравления маме с опорой
на условно- графические схемы предложений.

1

Раздел «Мир природы»
30.

«К нам весна шагает…» Первоцветы

1

31.

«А у нас в квартире кот (щенок)! А у вас?»

1

32.

Учу попугая говорить

1

33
34

Урок контроля и систематизации знаний

2

Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Слушание
стихотворения «Подснежник».
Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе».
Составление рассказа из личного опыта. Проигрывание
стихотворения А. Прокофьева «Тузик»
Составление описания попугая по картинно- графическому
плану.
Работа по сюжетным картинкам

Тематическое планирование
3 класс
№
урока
п/п
Раздел «Школьная жизнь»
1.
Здравствуй, школа!
2.

Тема

В библиотеке

3.
Истории о лете
Раздел «Я дома»

Кол-во
часов.
1
1
1

4.

Мой дом и моя семья

1

5.

Дома маме помогу…

1

Содержу одежду в чистоте

2

8.

Вещи в моем шкафу

1

9.

Я тебе позвоню

1

10.

Я вызываю спасательные службы.

1

6.
7.

Основные виды деятельности обучающихся
Работа по сюжетным картинкам.
Экскурсия в школьную библиотеку. Составление диалогов типа
«вопрос-сообщение».
Составление предложений с опорой на схемы и слова
Слушание стихотворения М. Шварца «Семья» . Составление
предложений по сюжетным картинкам
Слушание стихотворения М. Веркина «Семья». Работа по
сюжетным картинкам.
Слушание отрывка из стихотворения В. Маяковского «Что
такое хорошо, что такое плохо?». Составление рассказа из
личного опыта.
Практические упражнения по складыванию одежды.
Слушание С. Михалкова «Телефон». Работа по сюжетным
картинкам.
Слушание стихотворения «Очень очень важные правила». «У
милиции нашей немало забот». Проигрывание составленных
диалогов

Раздел «Мои друзья»
11.

Свет мой, зеркальце. Скажи….

1

12.

Узнай одноклассника!

1

13.

Вместе после уроков

1

14.

Хочешь со мной дружить?

1

Составление рассказа о себе с описанием качеств своего
характера и своих привычек.
Составление рассказа об однокласснике по образцу.
Слушание стихотворения С. Маршака «Друзья- товарищи».
Моделирование спорных ситуации и способы их решения.
Слушание стихотворения Е. Стеквашовой
«Друзья». Проигрывание диалогов между детьми с

использованием соответствующей мимики, силы голоса.
Раздел «Играем в сказку»
15.

Вспоминаем сказку «Маша и Медведь»

1

16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.

Инсценировка сказки «Маша и медведь»
Вспоминаем сказку «Три медведя»
Инсценировка сказки «Три медведя»
Знакомство со сказкой Морозко»

1
1
1
1

Прослушивание аудиозаписи со сказкой
«Маша и медведь». Пересказ сказки с опорой на серию
картинок.
Инсценирование сказки.
Пересказ сказки с опорой на серию картинок
Составление предложений по сюжету сказки
Просмотр мультфильма «Морозко»

Инсценировка сказки «Морозко»

2

Воспроизведение содержания сказки по сюжетным картинкам

Вспоминаем сказку «Волк и семеро козлят»

1

23.

Инсценировка сказки «Волк и семеро козлят»

1

Пересказ сказки с опорой на серию картинок
Прослушивание аудиозаписи сказки «Волк и семеро козлят».
Инсценирование сказки.

Раздел «Я за порогом дома»
24.

Правила дорожного движения достойны уважения

1

25.

Я иду в кино

1

26.

Отправляюсь в магазин

1

27.

Мы идем на день рождения

1

28.

Какая сегодня погода?

1

29.
Я за порогом дома.
Раздел «Мир природы»

1

30.

Весна пришла

1

31.

Я ухаживаю за своим домашним животными

1

Урок контроля и систематизации знаний

4

32-35

Слушание песенки «Светофор». Моделирование ситуации «Я
на дороге.
Слушание песни «Фильм, фильм, фильм». Составление
рассказа по картинке. Моделирование ситуации «Я иду в кино»
Конструирование возможных диалогов между продавцом и
покупателями в магазине с опорой на содержание картинки
Слушание стихотворения Б. Заходера «Подарок». Работа по
сюжетным картинкам.
Слушание стихотворения А. Барто «Нестойкая погода».
Составление описания погоды сегодня.
Практическая работа в подборе одежды.
Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна». Составление
рассказа с опорой на картинный план
Е. Благина «Котенок». Составление правил ухода за
домашними животными.
Практическая работа.

Тематическое планирование
4 класс
№
урока
п/п

Тема

Кол-во
часов.

1.

Дружим – не дружим

1

2.

Твой старший друг. Почему с ним интересно?

1

3.

Задушевный разговор

1

4.

Вместе в беде и в радости

1

Основные виды деятельности обучающихся
Слушание Л. Толстого «Два товарища» в устном изложении
учителя. Составление картинного плана рассказа. Пересказ по
плану.
Работа по сюжетным картинкам.
Беседа на основе личного опыта детей о чувствах. Работа по
сюжетным картинкам.
Слушание рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Рассказ по
сюжетным картинкам.

Раздел «Играем в сказку»
5.

Знакомство со сказкой «Петушок- Золотой
гребешок»

1

Знакомство со сказкой «Петушок - Золотой гребешок».
Прослушивание аудиозаписи. Пересказ сказки с опорой на
серию картинок.

6.

Инсценировка сказки «Петушок- Золотой гребешок»

1

Инсценирование сказки.

7.

Знакомство со сказкой «Двенадцать месяцев»

1

8.

Инсценировка сказки «Двенадцать месяцев»

1

9.

Знакомство со сказкой «Бременские музыканты»

1

10.

Инсценировка сказки «Бременские музыканты»

1

Слушание сказки «Двенадцать месяцев».
Пересказ сказки с опорой на серию картинок.
Составление предложений по сюжету сказки.
Инсценирование сказки.
Просмотр мультфильма «Бременские музыканты »
Воспроизведение содержания сказки по сюжетным картинкам.
Коллективное рассказывание сказки. Инсценирование сказки

Раздел «Мы писатели»
11.

Книга - лучший собеседник

1

12.

В библиотеке

1

Чтение четверостишья «Книга может дать совет». Беседа на
основе личного опыта.
Экскурсия в школьную библиотеку. Участие в диалоге с
библиотекарем.

Чтение стихотворения «Вот бы стать писателем»
Коллективное обсуждение самых интересных сюжетных линий
в прочитанных сказках.
Составление рассказа по сюжетным картинкам.
Коллективное составление рассказа о природе.
Слушание басен. Коллективное обсуждение самых интересных
сюжетных линий.

13.

Мы сказочники

1

14.
15.

Мой любимый рассказ
Составляем рассказ о природе

1
1

16.

Басня

1

17.

Мое любимое стихотворение

1

Обсуждение заученных ранее стихотворений.

1

Коллективное составление стихотворения.

1

Составление диалогов со справочными службами.
Обсуждение личного отношения школьников к просмотру
телепередач.
Обсуждение просмотренных детьми телепередач.
Работа по сюжетным картинкам.

18.
Мы поэты. Сочиняем свое стихотворение
Раздел «Я дома»
19.
Мой помощник телефон
20.

Я у телевизора

21.
Полезные и вредные телепередачи
22.
Современная техника в доме
Раздел «Я за порогом дома»

1
1
1

23.

Знаки - Помощники

1

Чтение стихотворения «У мня живет дружок». Работа по
сюжетным картинкам.

24.

Правила дорожного движения

1

Слушание песенки «Светофор».

Раздел «Я в мире природы»
25.

Мы друзья или враги природы?

1

26.

Я на прогулке в парке

1

27.

Учимся понимать животных

1

28.

Здравствуй, лето!

1

29.

Летом. В поход.

1

Составление предложений по картинкам и рассказа из личного
опыта.
Составление предложений по картинкам и рассказ из личного
опыта
Работа по сюжетным картинкам.
Слушание стихотворения «О лете». Моделирование речевой
ситуации «Отгадай, какое время года».
Моделирование речевой ситуации «В походе».

30.

Летние каникулы

1

Работа по сюжетным картинкам.

31
32
33
34

Урок контроля и систематизации знаний.

4

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Материально – техническое обеспечение
Учебники и учебные пособия:
Комарова С.В. Речевая практика. 1 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
программы. / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2018. – 79с.
Комарова С.В. Речевая практика. 2 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
программы. / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2018. – 79с.
Комарова С.В. Речевая практика. 3 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
программы. / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2018. – 79с.
Комарова С.В. Речевая практика. 4 класс: учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт.
программы. / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2018. – 79с.
Учебно-методическое обеспечение программы
Печатное оборудование: наборы предметных и сюжетных картинок в соответствии с изучаемыми темами.

основные общеобразоват.
основные общеобразоват.
основные общеобразоват.
основные общеобразоват.

Приложение
Контрольно – оценочные материалы.
Материал: распечатанный бланк методики и картинки по теме раздела. Бланк необходимо распечатать на плотной бумаге (можно
распечатать на обычной, а потом наклеить на картон).
Инструкция по составлению рассказа.
- Для начала, давайте рассмотрим картинки.
- Что вы видите на них?
- О ком пойдет речь в нашем рассказе?
- Рассмотри внимательно эти картинки и разложи их по порядку так, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Для этого нужно понять,
что было сначала (эта картинка станет первой), что было потом и чем вся эта история закончилась (это покажет последняя картинка в ряду).
Будь очень внимателен к деталям рисунка, они подсказывают правильное решение.
Составление рассказа


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».