Приложение 3 к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа - интернат» Рабочая программа по русскому языку I - IV класс с. Белый Яр, 2018 г. Рабочая программа по предмету «Русский язык» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ "Белоярская ШИ", утвержденным приказом МКОУ "Белоярская ШИ" от 20.05.2016г. № 275-1 Организация - разработчик: МКОУ "Белоярская ШИ" Разработчики: Кравцова Е. А., Кузнецова Н.М., Кузнецова С.В., Осипова Л.В. Пояснительная записка. Общие цели: овладение элементарными знаниями по грамматике для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку. -овладение различными доступными средствами устной и письменной речи; -развитие навыки устной коммуникации. -коррекция недостатков речевой и мыслительной деятельности; Общая характеристика предмета Предмет «Русский язык» является ведущим, имеет практическую и коррекционную направленность, способствует умственному и речевому развитию. Знания обучающихся, получаемые при выполнении упражнений являются практически значимыми для социальной адаптации и реабилитации обучающихся. Описание места учебного предмета в учебном плане В обязательной части учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «Русский язык» входит в состав предметной области «Язык и речевая практика». Личностные результаты: - осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. - воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. - сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. - овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. - овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. - овладение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. - способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. - принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. - сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. - развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. - сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. - проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты 1 класс минимальный уровень: - различение гласных и согласных звуков и букв; - списывание слов, предложений по слогам с печатного текста; - запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова); - составление предложений по серии сюжетных картинок; достаточный уровень: - различение звуков и букв; - списывание печатного текста по слогам и целыми словами; - составление и распространение предложений; 2 класс минимальный уровень: - различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных гласных звуков; оппозиционных согласных по звонкостиглухости, твердости-мягкости; - списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста; - запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами; - дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия; - составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок. достаточный уровень: - характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему; - списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; - запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (15 -20 слов); - дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу (название предметов, действие предметов); - составление и распространение предложений с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, восклицательный знак); 3 класс минимальный уровень: -различение ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухости, твердости-мягкости; - деление слов на слоги; - списывание по слогам и целыми словами с печатного текста с орфографическим проговариванием; - запись под диктовку слов и коротких предложений (3 -5 слов) с изученными орфограммами; - обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки); - дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; -составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок; достаточный уровень: -списывание печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием; -запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (25-30 слов); -дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу (название предметов, действий и признаков предметов); -составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); - деление текста на предложения; -выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу; 4 класс минимальный уровень: - различение ударных и безударных гласных звуков и букв; - деление слов на слоги для переноса; - списывание целыми словами с печатного текста с орфографическим проговариванием; - запись под диктовку слов и предложений с изученными орфограммами; - обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой ь. - дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки; -составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов; - выделение из текста предложений на заданную тему; - участие в обсуждении темы текста и выборе заголовка к нему; достаточный уровень: - запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30 - 35 слов); - дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и признаков предметов); - составление и распространение предложений, установление связи между словами, постановка знаков препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки); - самостоятельная запись 3 - 4 предложений из составленного текста после его анализа; Содержание учебного предмета. Подготовка к усвоению первоначальных навыков письма. Развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки на плоскости листа. Совершенствование и развитие мелкой моторики пальцев рук. Усвоение гигиенических правил письма. Подготовка к усвоению навыков письма. Формирование элементарных навыков письма. Развитие мелкой моторики пальцев рук; координации и точности движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и классной доски. Усвоение начертания рукописных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Дословное списывание слов и предложений; списывание со вставкой пропущенной буквы или слога после предварительного разбора с учителем. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Практическое усвоение некоторых грамматических умений и орфографических правил: обозначение на письме границ предложения; раздельное написание слов; обозначение заглавной буквой имен и фамилий людей, кличек животных; обозначение на письме буквами сочетания гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши). Практические грамматические упражнения и развитие речи. Фонетика. Звуки и буквы. Обозначение звуков на письме. Гласные и согласные. Согласные твердые и мягкие. Согласные глухие и звонкие. Согласные парные и непарные по твердости – мягкости, звонкости – глухости. Ударение. Гласные ударные и безударные. Графика. Обозначение мягкости согласных на письме буквами ь, е, ё, и, ю, я. Разделительный ь. Слог. Перенос слов. Алфавит. Слово. Слова, обозначающие название предметов. Различение слова и предмета. Слова-предметы, отвечающие на вопрос кто? и что? Расширение круга слов, обозначающих фрукты, овощи, мебель, транспорт, явления природы, растения, животных. Слова с уменьшительноласкательными суффиксами. Имена собственные. Большая буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов, сёл и деревень, улиц, географических объектов. Знакомство с антонимами и синонимами без называния терминов («Слова-друзья» и «Слова-враги»). Слова, обозначающие название действий. Различение действия и его названия. Название действий по вопросам что делает? что делают? что делал? что будет делать? Согласование слов-действий со словами-предметами. Слова, обозначающие признак предмета. Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? Название признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета. Дифференциация слов, относящихся к разным категориям. Предлог. Предлог как отдельное слово. Раздельное написание предлога со словами. Роль предлога в обозначении пространственного расположении предметов. Составление предложений с предлогами. Имена собственные (имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, сел, улиц, площадей). Правописание. Правописание сочетаний шипящих с гласными. Правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова. Проверка написания безударных гласных путем изменения формы слова. Родственные слова. Подбор гнёзд родственных слов. Общая часть родственных слов. Проверяемые безударные гласные в корне слова, подбор проверочных слов. Слова с непроверяемыми орфограммами в корне. Предложение. Смысловая законченность предложения. Признаки предложения. Главные и второстепенные члены предложений. Оформление предложения в устной и письменной речи. Повествовательные, вопросительные и восклицательные предложения. Составление предложений с опорой на сюжетную картину, серию сюжетных картин по вопросам, по теме, по опорным словам. Распространение предложений с опорой на предметную картинку или вопросы. Работа с деформированными предложениями. Работа с диалогами. Развитие речи. Составление подписей к картинкам. Выбор заголовка из нескольких предложенных. Различение текста и «не текста». Работа с деформированным текстом. Коллективное составление коротких рассказов после предварительного разбора. Коллективное составление небольших по объему изложений и сочинений (3-4 предложения) по плану, опорным словам и иллюстрации. Тематическое планирование 1 класс. № урока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Тема Обводка и закраска фруктов. Письмо элементов букв по образцу. Письмо элементов букв по образцу. Штриховка геометрических фигур. Строчная буква а. Строчная буква у. Письмо слов ау, уа. Строчная, прописная буква м М. Слоги ам, ум. Прописные буквы А, У. Слоги ум, му. Строчная, прописная буква о, О. Письмо слогов с изученными буквами. Строчная, прописная буква х,Х. Слоги и слова с буквой Хх. Строчная, прописная буква с,С. Письмо слогов с буквой с, С. Письмо слогов, слов с изученными буквами. Составление и запись односложных и двусложных слов. Строчная буква н. Прописная буква Н. Письмо слогов и слов с буквой Нн. Письмо слогов, слов с буквой Нн, слогов, слов с изученными буквами. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Написание буквы ы, слов с буквой ы. Кол-во часов Основные виды деятельности обучающихся 1 Работа с трафаретами. 1 Работа с шаблонами геометрических фигур. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, показами слогов, слов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, показами слогов, слов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, показами слогов, слов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. 1 Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, показами, образцами. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, показами, образцами. Работа с кассой букв, рукописным алфавитом Работа с раздаточным материалом, упражнение в составлении слов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы 1 Работа с раздаточным материалом , слогов, слов. 1 Работа с кассой букв, рукописными образцами написания. 2 Работа с кассой букв. 1 Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы, 1 1 1 27 Запись слов, предложений с буквой ы. Строчная буква л. Прописная буква Л. Письмо слогов, слов с буквой Лл. Строчная буква в. 28 Слоги и слова со строчной буквой в. 1 29 30 31 Прописная буква В. Строчная буква и. Прописная буква И. 1 1 1 32 Дифференциация слогов, слов с и - ы. 1 33 Строчная буква ш. Прописная буква Ш. Прямые и обратные слоги с ш. 1 35 Письмо слогов с буквами с – ш. 1 36 37 38 Написание слов с ШИ. Строчная буква п. Письмо слов с буквой п. Прописная буква П. Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. 1 1 1 слогов, слов. Работа с кассой букв, показами слогов, слов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы, слогов, слов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы, слогов, слов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы, слогов, слов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным написанием буквы, слогов с ней. Работа с раздаточным материалом, перфокартами с пропущенными буквами. Работа с кассой букв, карточками на данное правило. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы 1 Работа с кассой букв, рукописным алфавитом. 40 Письмо с напечатанного текста. 1 41 42 43 44 45 Строчная буква т. Прописная буква Т. Письмо слогов, слов с изученными буквами. Трехбуквенный закрытый слог. Строчная буква к. Прописная буква К. Написание слогов, слов с буквой Кк. 1 1 1 24 25 26 34 39 46 1 1 1 1 Работа с кассой букв, показами слогов, слов, предложений. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным алфавитом. Работа с кассой букв, рукописным алфавитом. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы 1 Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы 48 49 Письмо слогов, слов, предложений с изученными буквами. Строчная буква з. Прописная буква З. 50 Дифференциация слогов, слов с буквами с - з. 1 51 52 53 54 55 Строчная буква р. Написание слогов и слов с буквой р. Прописная буква Р. 1 1 1 Предложение. 2 56 Дифференциация слогов, слов с р – л. 1 57 1 59 Письмо слов с р-л под диктовку. Письмо слов, предложений с напечатанного текста. Строчная буква й. 60 Письмо слов, предложений с Й. 1 61 62 63 Строчная буква ж. Прописная буква Ж. Написание слов с жи. 1 1 1 64 Дифференциация с ж – ш. 1 65 66 Строчная буква б. Прописная буква Б. 1 1 67 Письмо слов с буквами б – п. 1 68 69 Строчная буква д. Прописная буква Д. 1 1 70 Дифференциация слов с д – т. 1 47 58 1 Работа с кассой букв, рукописным алфавитом. 1 1 Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с раздаточным материалом, перфокартами с пропущенными буквами. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, списывание показов слогов, слов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа со схемами. Упражнения в записи под диктовку, списывание с образца. Работа с раздаточным материалом, перфокартами с пропущенными буквами. Работа с раздаточным материалом, кассой букв. Работа с кассой букв, карточками. Списывание с образца. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с раздаточным материалом . Списывание с печатного текста. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с карточками по теме, кассой букв. Работа с раздаточным материалом, перфокартами с пропущенными буквами. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с раздаточным материалом, перфокартами с пропущенными буквами. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с раздаточным материалом, перфокартами с пропущенными буквами. 1 1 71 72 Строчная буква г. Прописная буква Г. 1 1 Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с раздаточным материалом, перфокартами с пропущенными буквами. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с карточками, ТСО. Работа с кассой букв, рукописным алфавитом, показом слов. слогов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с раздаточным материалом, перфокартами с пропущенными буквами. 73 Дифференциация слов с г – к. 1 74 75 Буква – ь. Слова с ь. 1 1 76 Слова со стечением согласных. 1 77 78 79 80 Строчная буква е. Прописная буква Е. Строчная буква я. Прописная буква Я. 1 1 1 1 81 Дифференциация слов с а – я. 1 82 83 84 85 86 87 88 89 90 91 Написание ю, Ю. 2 Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Запись предложения под диктовку. Строчная буква ё. Прописная буква Ё. Строчная буква ч. Прописная буква Ч. Написание слов с ча, чу. Строчная буква ф. Прописная буква Ф. 1 1 1 1 1 1 1 1 92 Дифференциация слов с в - ф. 1 93 94 95 96 97 98 Строчная буква ц. Прописная буква Ц. Строчная буква э. Прописная буква Э Строчная буква щ. Прописная буква Щ. 1 1 1 1 1 1 Работа со схемами, рукописным алфавитом. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с рукописным алфавитом, показами слогов. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы Работа с раздаточным материалом, перфокартами с пропущенными буквами. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. 99 Буква ъ. Слова с ъ. 1 Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Тематическое планирование 2 класс № урока п/п Количество. часов Тема. Основные виды деятельности обучающихся Раздел «Звуки и буквы» 1-2 Выделение звука и буквы в слове Раздел «Слово» 3-4 Предмет и слово, называющее предмет Раздел «Предложение» 5 Правило записи предложения 6-7 Предложение и его схема 2 Работа с лентой букв, звуковыми рядами 2 Работа с сюжетными картинками, учебником. 1 2 Распространение предложений 1 9-10 Составление предложений с данным словом Раздел «Гласные и согласные» 11 Гласные звуки и буквы. 2 Работа с учебником. Работа с опорными схемами слов, с предметными картинками. Работа с опорными схемами слов, с предметными картинками. Работа с предметными картинками, учебником. 1 Работа по рисункам учебника, ответы на вопросы 1 Работа по рисункам учебника, ответы на вопросы 1 1 Работа с учебником, лентой букв. Работа с учебником, с опорными схемами слов. 2 Работа с учебником, с опорными схемами слов. 1 2 Работа с учебником, карточками Работа с учебником, с карточками. 8 12 Согласные звуки и буквы Раздел «Различение слов, сходных по звуковому составу» 13 Слова, которые различаются одним звуком. 14 Слова, которые различаются количеством звуков. 15-16 Слова, которые различаются последовательностью звуков. Раздел «Ударение в словах» 17 Знакомство со знаком ударения 18-19 Выделение ударного гласного в слове. Раздел «Слог» 20-21 Деление слов на слоги. 22 Гласные в образовании слогов. 23 Деление слов со звуками и-й на слоги. 24-25 Перенос слов по слогам. Парные звонкие и глухие согласные 26 Различение б-п. 2 1 1 2 Работа с опорными схемами слов. Работа с учебником. Работа с лентой букв, учебником. Работа с учебником, карточками по теме. 1 2 Работа с показами, перфокартами с пропущенными буквами Работа с показами, карточками с пропущенными буквами Работа с показами, карточками с пропущенными буквами Работа с показами, карточками с пропущенными буквами Работа с показами, перфокартами с пропущенными буквами Работа с показами, карточками с пропущенными буквами Работа с учебником, лентой букв. 1 1 1 Работа с алфавитом. Работа с алфавитом. Работа с лентой букв, алфавитом. 1 1 1 1 1 Работа с лентой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с лентой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с лентой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с кассой букв, рукописным начертанием буквы. Работа с учебником. 1 Работа с учебником, перфокартами по теме. 1 Работа с учебником, перфокартами по теме. 27 Различение в-ф 1 28 Различение г-к 1 29 Различение д-т. 1 30 Различение ж-ш. 1 31 Различение з-с. 1 32-33 Различение звонких и глухих согласных Раздел «Шипящие и свистящие согласные» 34-35 Шипящие согласные 35-36 Свистящие согласные 37 Различение шипящих и свистящих согласных Раздел «Гласные буквы е, ё, ю, я в начале слова или слога» 38 Буква Е в начале слова или слога. 39 Буква Ё в начале слова или слога. 40 Буква Ю в начале слова или слога. 41 Буква Я в начале слова или слога. 42 Буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. Раздел «Твердые и мягкие согласные» 43 Гласные ы-и после твердых и мягких согласных 44 Гласные о-ё после твердых и мягких согласных Гласные У-Ю после твёрдых и мягких согласных. 46 Гласные А-Я после твёрдых и мягких согласных. 47-48 Звонкие и глухие согласные. 49 Шипящие согласные 50 Свистящие согласные 51 Гласная Е после мягких согласных. 52 Различение твёрдых и мягких согласных 53 Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. 54 Письмо слов с мягкими согласными на конце. 55 Различение твёрдых и мягких согласных на конце слова. 56-57 Различение слов с твёрдыми и мягкими согласными на конце. Раздел «Название предметов» 45 1 Работа с учебником, перфокартами по теме. 1 Работа с учебником, перфокартами по теме. 2 1 1 1 1 1 Работа со слоговыми таблицами. Работа с алфавитом. Работа с алфавитом. Работа с кассой букв, учебником. Работа с учебником. Работа с учебником, ТСО. 1 1 Работа с лентой букв, учебником. Работа с лентой букв. 1 Работа с учебником. 58 Предмет и его название. 1 Работа с предметными картинками, учебником. 59 Названия предметов отвечающие на вопрос «Что?» Названия частей предмета. Различение сходных предметов и их названий Обобщающее слово для группы однородных предметов. Названия предметов, отвечающие на вопрос «Кто?» Обобщающее слово для группы однородных предметов. Слова, отвечающие на вопросы Кто? и Что? 1 Работа с предметными картинками, учебником. 1 1 1 Работа с учебником, предметными иллюстрациями. Работа с предметными иллюстрациями, учебником. Работа с предметными картинками, учебником 1 Работа с предметными картинками, учебником. 1 Работа с предметными картинками, учебником 1 Работа с дополнительным материалом, лентой букв. 60 61 62 63 64 65 Слова, обозначающие один и несколько 2 предметов. Раздел «Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных» Работа с предметными картинками, учебником. 66-67 68 69 70 71 Большая буква в именах людей. Большая буква в именах и фамилиях людей. Большая буква в кличках животных. Большая буква в именах и фамилиях людей, кличках животных. Раздел «Название действий» 1 1 1 1 Работа с правилом, иллюстрациями Работа с таблицей, учебником. Работа с правилом, иллюстрациями. Работа с таблицей, учебником. Действия и его название. Название действий, отвечающие на вопрос Что делает? 73 Название действий, отвечающие на вопрос «Что делают?» 74-75 Подбор названий действий к названиям предметов. 76 Различение названий действий по вопросам 77-78 Различение названий предметов и названий действий по вопросам Раздел «Предлоги» 1 Работа с учебником, предметными иллюстрациями. 1 Работа с учебником, предметными картинками. 2 Работа с предметными картинками, учебником. 1 2 Работа с предметными картинками, учебником. Работа с предметными картинками, учебником. 79 Предлог как отдельное слово. 80-81 Употребление предлогов в предложении. Раздел «Слова с непроверяемыми гласными» 1 2 Работа с учебником, карточками по теме. Работа с карточками по теме, учебником, ТСО. 82 Выделение трудной гласной в словах. 83 Написание гласных в словах-родственниках. Раздел «Предложение» 1 1 Работа с учебником, карточками по теме. Работа с предметными иллюстрациями, учебником. 72 84 Выделение предложения из текста. 1 Работа с дополнительным материалом, учебником. 85 Правила записи предложения. 1 Работа с учебником, с карточками по теме. 86 Предложение и его схема. 1 Работа со схемами предложений. 87 Различение набора слов и предложения 1 Работа с учебником, с карточками по теме. 88 Порядок слов в предложении 1 Работа с дополнительным материалом, учебником. 89 Завершение начатого предложения 1 Работа с учебником Составление предложений по предметной картинке 92-93 Составление предложений по сюжетной картинке Раздел «Повторение» 2 Работа с предметными картинками, учебником. 2 Работа с сюжетными картинками, учебником 94 Звонкие и глухие согласные 1 Работа с учебником, картинками 95 Твердые и мягкие согласные 1 Работа с учебником, картинками 96 Мягкий знак на конце слова 1 Работа с учебником, картинками 97 Названия предметов 1 Работа с учебником, картинками 98 Названия действий 1 Работа с учебником, картинками 99 Названия действий и предметов 1 Работа с учебником, картинками 100 Предложение 1 Работа со схемами. 101 Административная контрольная работа 1 102 Контрольная работа 1 Письмо под диктовку. Выполнение грамматического задания. Письмо под диктовку. Выполнение грамматического задания. 90-91 Тематическое планирование 3 класс № урока Тема п/п Раздел «Предложение» 1 Путешествие по страницам учебника. 2 Выделение предложения из текста. 3 Предложение и его схема. 4 Предложения - вопросы и предложения – ответы. 5 Завершение начатого предложения. 6 Различение набора слов и предложения. 7-8 Порядок слов в предложении. 9 Предложение. Раздел «Звуки и буквы» 10 Знакомство с алфавитом. 11 Звуки гласные и согласные. Раздел «Гласные звуки и буквы» 12 Ударение в словах. 13 Гласные ударные и безударные. Выделение ударной 14 гласной в слове. 15 Деление слов на слоги. 16 Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я в начале слова или слога. 17 18 Перенос части слова при письме. 19 Гласные звуки и буквы. 20 21 Различение твердых и мягких согласных перед гласным. 22 Обозначение мягкости согласных на письме 23 буквами И, Е, Ё, Ю, Я. 24 Буква мягкий знак (Ь) на конце слова. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся 1 1 1 1 1 1 2 1 Работа с учебником. Работа с учебником, схемами предложений. Работа с учебником, схемами предложений. Работа с учебником, карточками по теме. Работа с учебником, карточками по теме. Работа с учебником. Работа с учебником. Работа с карточками. 1 1 Работа с алфавитом, учебником. Работа с алфавитом, предметными картинками, учебником 1 2 Работа с карточками по теме, учебником. Работа со слоговыми таблицами, учебником. 1 2 Работа с учебником, карточками по теме. Работа с учебником, карточками по теме. 1 2 Работа с таблицей, учебником. Работа с кассой букв, предметными картинками. 1 Работа с азбукой, алфавитом, учебником. 2 Работа с учебником. 1 Работа с учебником, предметными картинками 25 Буква мягкий знак (Ь) в середине слова. 26 27 Различение твердых и мягких согласных 28 29-30 Твердые и мягкие согласные. Раздел «Гласные после шипящих согласных Ш, Ж. Ч, Щ» 31 Написание жи – ши в словах. 32 Написание ча-ща в словах. 33 Написание чу-щу в словах. 34 Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу. 35-36 Гласные после шипящих согласных. Раздел «Парные звонкие и глухие согласные» 37 Составление пар звонких и глухих согласных 38 Различение Б - П, В - Ф. 39 Различение Д – Т, Г – К. 40 Различение Ж – Ш, З – С. 41 Наблюдение за звонкими и глухими согласными на конце слова. 42 Правописание звонких и глухих согласных на конце 43 слова. 44 Проверка написания звонких и глухих согласных на конце слова. 45-46 Парные звонкие и глухие согласные. 47 Правила правописания в словах. Раздел «Название предметов» 48 Различение названий предметов по вопросам: кто? что? 49 Обобщающее название для группы однородных предметов 50 Выделение названий предмета из предложения. 51 52 Большая буква в именах, отчествах, фамилиях 2 Работа с учебником, предметными картинками. 2 Работа с учебником, предметными картинками. 2 Работа с учебником, предметными картинками. 1 1 1 1 2 Работа с учебником, перфокартами по теме. Работа с учебником, перфокартами по теме. Работа с учебником, перфокартами по теме. Работа с учебником, предметными картинками. Работа с учебником, предметными картинками. 1 1 1 1 1 Работа с учебником, предметными картинками. Работа с учебником, предметными картинками. Работа с учебником, предметными картинками. Работа с учебником, предметными картинками. Работа с учебником, предметными картинками. 2 Работа с учебником, предметными картинками. 1 Работа с учебником, предметными картинками. 2 1 Работа с учебником, карточками по теме Работа с учебником. 1 Работа с учебником, предметными картинками. 1 Работа с учебником, предметными картинками. 2 Работа с учебником, предметными картинками. 1 Работа с учебником, карточками по теме. людей 53 Большая буква в кличках животных. 54 Название предметов. 55 Раздел «Названия действий» 56 Различение названий действий по вопросам что делает? что делают? 57 Различение названий действий по вопросам что делал? что делала? что сделал? что сделала? 58 Различение названий действий по вопросам что 59 делал? что делала? что сделал? что сделала? что сделали? 60 Различение названий действий по вопросам что сделает? что делают? 61 Постановка вопросов к названиям действий. 62 Подбор названий действий к названиям предметов по вопросам. 63-64 Названия действий. Раздел «Названия признаков» 65 Определение признака предмета по вопросам какой? какая? какое? какие? 66 Различение предметов по их признакам. 67 Постановка вопросов к названиям признаков 68 предмета. 69 Выделение названий признаков предмета из предложения. 70 Названия предметов, действий и признаков 71-72 Названия признаков. Раздел «Предлоги» 73 Предлоги В, НА, С, ИЗ, У 74 Предлоги К, ПО со словами 75 Предлог ОТ со словами 76 Предлог НАД, ПОД со словами. 1 2 Работа с учебником, карточками по теме. Работа с учебником, предметными картинками. 1 Работа с учебником, сюжетными картинками. 1 Работа с учебником, сюжетными картинками. 2 Работа с учебником, сюжетными картинками. 1 Работа с учебником, сюжетными картинками. 1 1 2 Работа с учебником, сюжетными картинками. Работа с учебником, предметными и сюжетными картинками. Работа с учебником, сюжетными картинками. 1 Работа с учебником, предметными картинками. 1 2 Работа с учебником, предметными картинками. Работа с учебником, предметными картинками. 1 Работа с учебником, предметными картинками. 1 2 Работа с учебником, сюжетными картинками. Работа с учебником, предметными картинками. 1 1 1 1 Работа с учебником, сюжетными картинками. Работа с учебником, сюжетными картинками. Работа с учебником, сюжетными картинками. Работа с учебником, сюжетными картинками. 77 Предлог О со словами 78 Предлоги К, ПО, ОТ, НАД, ПОД, О со словами 79 80 Предлоги. 81 Предложение. 82 Выделение предложения из текста. 83 84 Предложение законченное и незаконченное 84 86 Распространение предложений 87 88 Слова в предложении 89 Порядок слов в предложении 90 Составление предложений 91 92 Предложение. Повторение 93 Слово. Правила написания в слове. 1 2 Работа с учебником, сюжетными картинками. Работа с учебником, сюжетными картинками. 2 Работа с учебником, сюжетными картинками. 2 Работа с учебником, карточками по теме. 2 Работа с учебником, карточками по теме. 2 Работа с учебником, карточками по теме. 1 1 2 1 Работа с учебником, карточками по теме. Работа с учебником, карточками по теме. Работа с учебником, предметными и сюжетными картинками. Работа с учебником. 1 Работа с учебником, предметными картинками. Названия предметов и признаков. Название действий Предложение Административная контрольная работа. 2 2 1 2 Контрольная работа 2 Работа с учебником, предметными картинками. Работа с учебником, сюжетными картинками. Работа с учебником, карточками по теме. Письмо под диктовку, выполнение грамматических заданий Письмо под диктовку, выполнение грамматических заданий 94-95 96-97 98 99 100 101 102 № п/п Название раздела, тема. Раздел «Предложение» 1 Выделение предложения из текста 2 Предложение законченное и незаконченное 3 Завершение начатого предложения 4 Предложение и его схема. Распространение предложений. 5 Порядок слов в предложении 6 Выделение в предложении названий предметов, действий и признаков 7 Составление предложений по сюжетной картинке 8 Составление предложений по предметной картинкам. Раздел «Звуки и буквы» Раздел «Гласные и согласные звуки» 9 Алфавит. Расположение слов по алфавиту. 10 11 Гласные звуки и буквы. Соотнесение количества гласных и слогов в слове Раздел «Ударные и безударные гласные» 12 Различение ударных и безударных гласных 13 Одинаковое написание гласных в ударной и 14 безударной позиции 15 Проверка безударной гласной в слове. 16 17 18 Проверяемые и непроверяемые безударные 19 гласные Раздел «Твердые и мягкие согласные» Тематическое планирование 4 класс Количество часов Вид деятельности 1 1 Работа с учебником, сюжетными картинками. Работа с учебником и предметными картинками. Работа с учебником и предметными картинками. Работа с учебником и предметными картинками. схемами. Работа с карточками по теме, учебником. Работа с учебником и предметными картинками. 1 Работа с сюжетными картинками. 1 Работа с предметными картинками. 2 Работа с азбукой, карточками по теме. 1 Работа с азбукой, карточками по теме. 1 2 Работа с учебником, предметными картинками, схемами Работа с учебником, предметными картинками. 3 Работа с учебником, предметными картинками. 2 Работа с учебником, предметными картинками. 1 1 1 1 Различение твердых и мягких согласных Обозначение мягкости согласных на письме буквами и, е, ё, ю, я. 22 Буква мягкий знак (ь) на конце и в середине 23 слова 24 Различение твердых и мягких согласных Раздел «Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах» 25 Активизация словаря по теме 20 21 1 1 Работа с учебником, карточками, схемами. Работа с учебником, предметными картинками. 2 Работа с перфокартами по теме, учебником. 1 Работа с учебником, предметными картинками. 1 Работа с предметными картинками, учебником, перфокартами по теме. Работа с предметными картинками, учебником, перфокартами по теме. Работа с предметными картинками, учебником. 26 Написание жи-ши, ча-ща, чу-щу в словах 2 27 28 Различение правил правописания в словах 1 Раздел «Разделительный мягкий знак (ь) перед гласными и, е, ё, ю, я» 29 Знакомство с разделительным мягким знаком 1 30 Перенос слов с разделительным мягким знаком 1 и без него 31 Правило правописания слов с разделительным 2 32 мягким знаком 33 Различение сходных по буквам слов с 1 разделительным мягким знаком и без него 34 Мягкий знак для обозначения мягких 2 35 согласных и разделительный мягкий знак 36 Разделительный мягкий знак. Закрепление 1 знаний Раздел «Звонкие и глухие согласные» 37 Различение звонких и глухих согласных в 2 38 словах Раздел «Правописание звонких и глухих согласных на конце слова» 39 Наблюдение за парными согласными на конце 1 слова 40 Правописание звонких и глухих согласных на 1 конце слова 41 Проверка написания звонких и глухих 2 Работа с карточками по теме, учебником. Работа с учебником. Работа с учебником Работа с предметными картинками, учебником. Работа с учебником. Работа с учебником. Работа с предметными картинками, учебником. Работа с предметными картинками, учебником. Работа с предметными картинками, учебником. Работа с предметными картинками, учебником. 42 согласных на конце слова 43 Различение правил проверки парных 44 согласных и безударных гласных 45 Правила правописания в слове. 46 Раздел «Слово» 47-49 Названия предметов, действий, признаков Раздел «Названия предметов» 50 Различение названий предметов по вопросам Кто? Что? 51 Различение названий предметов по вопросам Кого? Чего? 52 Различение названий предметов по вопросам Кому? Чему? 53 Различение названий предметов по вопросам Кем? Чем? 54 Различение названий предметов по вопросам о ком? о чём? 55 Выделение названий предметов в предложении 56 Раздел «Имена собственные» 57 Большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей и кличках животных 58 Большая буква в названиях городов, сел, 59 деревень, улиц 60 Названия предметов. Закрепление знаний. Раздел «Названия признаков» 61 Определение признаков предмета по вопросам Какой? Какое? Какие? 62 Постановка вопросов к названиям признаков 63 предмета 64 Различение признаков, обозначающих цвет, форму, величину, материал, вкус предмета 2 Работа с предметными картинками, учебником. 3 Работа с предметными картинками, учебником. 3 Работа с сюжетными картинками, учебником. 1 Работа с предметными картинками, учебником. 1 Работа с предметными картинками, учебником. 1 Работа с предметными картинками, учебником. 1 Работа с предметными картинками, учебником. 1 Работа с предметными картинками, учебником. 2 Работа с учебником. 1 Работа с учебником. 2 Работа с учебником. 1 Работа с учебником. 1 Работа с предметными картинками, учебником. 2 Работа с предметными картинками, учебником. 1 Работа с предметными картинками, учебником. Подбор слов, обозначающих ряд признаков одного предмета 66 Определение предмета по его признакам 67 Различение названий предметов, действий, признаков 68 Постановка вопросов к словам в предложении 69 Распространение предложений словами, обозначающими признаки предмета 70 Распространение предложений словами, обозначающими предметы и признаки предмета, по вопросам Раздел «Предлоги» 71 Предлоги по, к, от, над, под, о, в, на со словами 72 73 Предлог из со словами 74 Предлог за со словами 75 Предлог без со словами 76 Предлог до со словами 77 Предлог про со словами 78 Предлоги. Закрепление знаний 79 Раздел «Предложение» 80 Выделение предложения из текста 81 Деление текста на предложения 82 Завершение начатого предложения 83 83 Порядок слов в предложении 84 85 Связь слов в предложении Раздел «Предложения, разные по интонации» 86 Вопросительные предложения 87 Восклицательные предложения 65 1 Работа с предметными картинками, учебником. 1 1 Работа с предметными картинками, учебником. Работа с сюжетными картинками, учебником. 1 1 Работа с учебником, схемами. Работа с сюжетными картинками, учебником. 1 Работа с сюжетными картинками, учебником, схемами. 2 Работа с сюжетными картинками, учебником. 1 1 1 1 1 2 Работа с сюжетными картинками, учебником. Работа с сюжетными картинками, учебником. Работа с предметными картинками, учебником. Работа с карточками по теме, учебником. Работа с карточками по теме, учебником. Работа с карточками по теме, учебником. 1 1 2 Работа с учебником. Работа с карточками по теме, учебником. Работа с учебником. 2 Работа с карточками по теме, учебником. 2 Работа с карточками по теме, учебником. 1 1 Работа с сюжетными картинками, учебником. Работа с сюжетными картинками, учебником. 88 89 90 Повторение 91 92 93 94 95 96 97 98 99 100 101 102 Разные по интонации предложения 3 Работа с сюжетными картинками, учебником. Правописание гласных и согласных в слове 2 Работа с предметными картинками, учебником. Названия предметов, действий, признаков 2 Работа с сюжетными картинками, учебником. Предложение 2 Работа с сюжетными картинками, учебником. Составление предложений по вопросам 2 Работа с сюжетными картинками. Административная контрольная работа. 2 Контрольная работа по теме 2 Письмо под диктовку, выполнение грамматического задания. Письмо под диктовку, выполнение грамматического задания Материально - техническое обеспечение Учебники и учебные пособия: 1. Аксёнова А. К. Букварь. 1 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2ч. /А.К. Аксенова, С. В. Комарова, М.И. Шишкова.- М.: Просвещение, 2017. 2. Якубовская Э.В. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2018. – 88 с. 3. Якубовская Э.В. Русский язык. 2 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2018. – 80 с. 4. Якубовская Э.В. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 1 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2018. – 79с. 5. Якубовская Э.В. Русский язык. 3 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2018. – 79с. 6. Якубовская Э.В Русский язык 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват.программы. В 2 ч. Ч.1 / Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 95 с. 7 . Якубовская Э.В Русский язык 4 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. Ч. 2 / Э.В.Якубовская, Я.В. Коршунова. – М. : Просвещение, 2018. – 96 с. Учебно – методическое обеспечение Таблицы. - Предложение - Твердые и мягкие согласные - Гласные после шипящих - Звуки и буквы И и Й - Твердые и мягкие согласные - Алфавит в картинках - Алфавит Оборудование. - Разрезные буквы. - Магнитная касса букв. - Трафареты букв. - Кассы букв. Дидактический материал. - Творческие задания по русскому языку - Раздаточный материал - Тесты по русскому языку для учащихся специальных (коррекционных) школ - Упражнения по чистописанию - Словарные слова - Демонстрационный материал - Дидактические игры - Тесты-тренажёры «Слышим, читаем и пишем» Приложение Контрольно-оценочные материалы 2 класс Административная контрольная работа Диктант. Яшка. Ребята пошли в парк. У Жени там друг Яшка. Это белка. Женя принёс орехи. Яшка взял еду и убежал. (19 слов) Грамматические задания. 1) Выписать имя мальчика и кличку белки. 2) В 5-ом предложении подчеркнуть слова, обозначающие действия предмета. Контрольная работа Диктант. Коты. У Томы коты. Вот котик Пушок. А вот котик Тимка. (10 слов) Грамматические задания. 1).Подчеркнуть имена детей. 2) Подчеркнуть в 4-м предложении слова , отвечающие на вопросы кто? что? 3 класс Административная контрольная работа Диктант. Зимой. Стоит декабрь на дворе. Трещат сильные морозы. Дуют холодные ветры. Берёзки и липы голые. Только сосна и ель зелёные. Медведь залез в берлогу и спит. (25 слова) Грамматические задания. 1. В словах первого предложения расставь ударения. 2. Вставить пропущенные буквы в слова: м..газин, фабр…ка, ин..й, ш..фёр. Административная контрольная работа Диктант. Зайчата. Алеша и Вова зашли в лес. Алеша увидел зайчат. Он накрыл их платком. Мальчики принесли зайчат домой. Теперь они живут в живом уголке школы. Дети часто приходят к ним. (29 слов) Грамматические задания. Подчеркнуть первое слово в каждом предложении. Выписать имена собственные. Контрольная работа Диктант. Сосна. На краю леса росла сосна. На сосне было старое гнездо. В нём жили вороны. Наступила осень. Льют дожди. Тихо шумит сосна. (22 слова) Грамматические задания. 1) Разделить на слоги слова гнездо, вороны. 2) В 3-ем предложении подчеркнуть гласные одной чертой. Контрольная работа Диктант. Весной. С земли сошёл снег. В небе плывут облака. Лёд на реке растаял. На деревьях набухли почки. Вот и первые цветы. В лесу поют птицы. Хорошо было в весеннем лесу. (29 слов) Грамматические задания. 1) Подчеркнуть в тексте предлоги. 2) В 1 – 3 предложениях подчеркнуть слова, обозначающие действия предметов. 4 класс Административная контрольная работа Диктант. Верные следы. Шли ребята через лес прямой дорогой.. Побежали дети по звериным следам и заблудились. Испугались ребята, стали кричать. Вдруг Никита увидал знакомые следы. Тут пробежала собака. Она всегда приведёт к жилью. (35 слов) Грамматические задания. 1) Подчеркнуть словарные слова в ряде слов ребята, дорога, тропинка, собака, звери. 2) К словам кора, след, кричать подобрать проверочные слова. Административная контрольная работа Диктант. Котёнок. У Сони Мишкиной живёт котёнок. Шерсть мягкая, гладкая. Когти острые. Сам рыжий, ушки белые, глазки зелёные. Назвали котёнка Пушком. Однажды бабушка вязала варежки и задремала. Пушок побежал за клубком, загнал его под шкаф, залез туда сам и жалобно запищал. (39 слов) 1) 2) Подчеркнуть звонкие и глухие согласные на конце и в середине слова. Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. Контрольная работа Диктант. Деревья. Листья у деревьев разные. У дуба и клена листья узорные. У тополя края листьев ровные. Осенью деревья сбрасывают листья. А у сосны и ели вместо листьев хвоя. Хвойные деревья хорошо пахнут. (31 слово) Грамматические задания. 1) Подчеркнуть слова с разделительным мягким знаком. 2). Вставьте в словарные слова пропущенные буквы: с.поги, г. зета, п.года. Контрольная работа Диктант. Дружба. У Саши есть кот Пушок и собака Жучка. Животные живут дружно. Пушок любит играть с Жучкой. Он лапой трогает Жучку за хвост. Жучка бежит за котом. Часто Пушок и Жучка спят вместе. Саша любит играть с животными. (37 слова) Грамматические задания. 1). Подчеркнуть имена собственные. 2). Во втором предложении выделить ударения в каждом слове.