Приложение № 14 к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа – интернат» Рабочая программа по музыке I - IV классы с. Белый Яр, 2016 г. Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016 г. № 275 – 1. Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ» Разработчик: Сураева Татьяна Владимировна. Пояснительная записка Общие цели: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями). Приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др. Развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности. Формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Общая характеристика предмета. Музыка ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Музыка и пение как учебный предмет является неотъемлемой частью эстетического воспитания обучающихся. Описание места учебного предмета в учебном плане. В обязательной части учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «Музыка» входит в состав предметной области «Искусство». Личностные результаты. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты. 1 класс. Минимальный уровень: -определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой; -представление о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); -пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); Достаточный уровень: -самостоятельное исполнение разученных детских песен; -знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); 2 класс. Минимальный уровень: -определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой; -представление о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); -пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); -выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; -определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); -владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: -самостоятельное исполнение разученных детских песен; -знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); -исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; -различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; -владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. 3 класс. Минимальный уровень: -определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой; -представление о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); -пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); -выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; -правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; -правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; -различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; -различение песни, танца, марша; -передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); Достаточный уровень: -самостоятельное исполнение разученных детских песен; -знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); -представление о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); -представление об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); -пение хором с выполнением требований художественного исполнения; -ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; 4 класс. Минимальный уровень: -определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных программой; -представление о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); -пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); -выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; -правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; -правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; -различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; -различение песни, танца, марша; -передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); -определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); -владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: -самостоятельное исполнение разученных детских песен; -знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); -представление о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); -представление об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); -пение хором с выполнением требований художественного исполнения; -ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; -исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; -различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; -владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. Содержание предмета. В содержание программы входит овладение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в доступной для них форме и объеме следующими видами музыкальной деятельности: восприятие музыки, хоровое пение, элементы музыкальной грамоты, игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Содержание программного материала уроков состоит из элементарного теоретического материала, доступных видов музыкальной деятельности, музыкальных произведений для слушания и исполнения, вокальных упражнений. Восприятие музыки. Репертуар для слушания: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: праздничная, маршевая, колыбельная, песни и пр. Слушание музыки: ―овладение умением спокойно слушать музыку, адекватно реагировать на художественные образы, воплощенные в музыкальных произведениях; развитие элементарных представлений о многообразии внутреннего содержания прослушиваемых произведений; ―развитие эмоциональной отзывчивости и эмоционального реагирования на произведения различных музыкальных жанров и разных по своему характеру; ―развитие умения передавать словами внутреннее содержание музыкального произведения; ―развитие умения определять разнообразные по форме и характеру музыкальные произведения (марш, танец, песня; веселая, грустная, спокойная мелодия); ―развитие умения самостоятельно узнавать и называть песни по вступлению; развитие умения различать мелодию и сопровождение в песне и в инструментальном произведении; ―развитие умения различать части песни (запев, припев, проигрыш, окончание); ―ознакомление с пением соло и хором; формирование представлений о различных музыкальных коллективах (ансамбль, оркестр); ―знакомство с музыкальными инструментами и их звучанием (фортепиано, барабан, скрипка и др.) Хоровое пение Песенный репертуар: произведения отечественной музыкальной культуры; музыка народная и композиторская; детская, классическая, современная. Используемый песенный материал должен быть доступным по смыслу, отражать знакомые образы, события и явления, иметь простой ритмический рисунок мелодии, короткие музыкальные фразы, соответствовать требованиям организации щадящего режима по отношению к детскому голосу. Тематика произведений: о природе, труде, профессиях, общественных явлениях, детстве, школьной жизни и т.д. Жанровое разнообразие: игровые песни, песни-прибаутки, трудовые песни, колыбельные песни и пр. Навык пения: ―обучение певческой установке: непринужденное, но подтянутое положение корпуса с расправленными спиной и плечами, прямое свободное положение головы, устойчивая опора на обе ноги, свободные руки; ―работа над певческим дыханием: развитие умения бесшумного глубокого, одновременного вдоха, соответствующего характеру и темпу песни; формирование умения брать дыхание перед началом музыкальной фразы; отработка навыков экономного выдоха, удерживания дыхания на более длинных фразах; развитие умения быстрой, спокойной смены дыхания при исполнении песен, не имеющих пауз между фразами; развитие умения распределять дыхание при исполнении напевных песен с различными динамическими оттенками (при усилении и ослаблении дыхания); ―пение коротких попевок на одном дыхании; ―формирование устойчивого навыка естественного, ненапряженного звучания; развитие умения правильно формировать гласные и отчетливо произносить согласные звуки, интонационно выделять гласные звуки в зависимости от смысла текста песни; развитие умения правильно формировать гласные при пении двух звуков на один слог; развитие умения отчетливого произнесения текста в темпе исполняемого произведения; ―развитие умения мягкого, напевного, легкого пения (работа над кантиленой - способностью певческого голоса к напевному исполнению мелодии); ―активизация внимания к единой правильной интонации; развитие точного интонирования мотива выученных песен в составе группы и индивидуально; ―развитие умения четко выдерживать ритмический рисунок произведения без сопровождения учителя и инструмента (а капелла); работа над чистотой интонирования и выравнивание звучания на всем диапазоне; ―развитие слухового внимания и чувства ритма в ходе специальных ритмических упражнений; развитие умения воспроизводить куплет хорошо знакомой песни путем беззвучной артикуляции в сопровождении инструмента; ―дифференцирование звуков по высоте и направлению движения мелодии (звуки высокие, средние, низкие; восходящее, нисходящее движение мелодии, на одной высоте); развитие умения показа рукой направления мелодии (сверху вниз или снизу вверх); развитие умения определять сильную долю на слух; ―развитие понимания содержания песни на основе характера ее мелодии (веселого, грустного, спокойного) и текста; выразительноэмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; ―формирование понимания дирижерских жестов (внимание, вдох, начало и окончание пения); ―развитие умения слышать вступление и правильно начинать пение вместе с педагогом и без него, прислушиваться к пению одноклассников; развитие пения в унисон; развитие устойчивости унисона; обучение пению выученных песен ритмично, выразительно с сохранением строя и ансамбля; ―развитие умения использовать разнообразные музыкальные средства (темп, динамические оттенки) для работы над выразительностью исполнения песен; ―пение спокойное, умеренное по темпу, ненапряженное и плавное в пределах mezzopiano (умеренно тихо) и mezzoforte (умеренно громко); ―укрепление и постепенное расширение певческого диапазона ми1 – ля1, ре1 – си1, до1 – до2; ―получение эстетического наслаждения от собственного пения. Элементы музыкальной грамоты. Содержание: ―ознакомление с высотой звука (высокие, средние, низкие); ―ознакомление с динамическими особенностями музыки (громкая ―forte, тихая ―piano); ―развитие умения различать звук по длительности (долгие, короткие); ―элементарные сведения о нотной записи (нотный стан, скрипичный ключ, добавочная линейка, графическое изображение нот, порядок нот в гамме до мажор). Игра на музыкальных инструментах детского оркестра. Репертуар для исполнения: фольклорные произведения, произведения композиторов-классиков и современных авторов. Жанровое разнообразие: марш, полька, вальс. Содержание: ―обучение игре на ударно-шумовых инструментах (маракасы, бубен, треугольник; металлофон; ложки и др.); ―обучение игре на балалайке или других доступных народных инструментах; ―обучение игре на фортепиано. Тематическое планирование. 1 класс. № урока п/п 1, 2, 3, 4 5, 6 7, 8, 9, 10, 11 12 13 14, 15, 16 17 18, 19 20 21 22, 23 24, 25 26, 27 28, 29 30 31, 32, 33 34, 35, 36 37, 38, 39 40, 41 42, 43 44, 45 46, 47, 48 49, 50, 51, 52 53, 54 55, 56 57, 58 Тема Музыкальное путешествие в осенний лес. Музыка о школе. Музыка об осени. Урок – игра. Музыка и природа. Урок – путешествие. Музыка об осени. Музыкальный калейдоскоп. Урок – викторина. Песни о школе. Разучивание песни «Теремок» Урок – инсценировка. Что мы узнали о музыке. Струнные инструменты. Скрипка Деревянные духовые инструменты. Флейта. Медные духовые инструменты. Труба. Природа в музыке. Инструменты симфонического оркестра (итоговый урок) Музыка о зиме. П.И.Чайковский. «Времена года» Песни о зиме. Песня «Наша армия». Песни для мам. «Бабушкины сказки» - разучивание песни. Такая разная музыка. Выразительное исполнение песен. Д.Шостакович «Вальс-шутка» Д.Кабалевский «Клоуны» Музыкальное путешествие в весенний сказочный лес. Количество часов 4 2 5 1 1 3 1 2 1 1 2 2 2 2 1 3 3 3 2 2 2 3 4 2 2 2 Основные виды деятельности обучающихся. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Рисование под музыку. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. 59 60, 61, 62 63, 64 65 № урока п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11, 12, 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Урок -путешествие в музыку лета. Выразительное исполнение песен о весне, про лето. Симфоническая сказка «Петя и волк» С.С. Прокофьев Урок – концерт (обобщающий урок) Тематическое планирование. 2 класс. Тема Музыка о школе. Жанр марш. Жанр марш. Жанр танец. Жанр танец. Жанр песня. Песня народная и композиторская Урок – концерт. Звуки высокие и низкие. Звуки долгие и короткие. Музыкальные инструменты и их звучание. Флейта. Труба. Скрипка. Фортепиано. Урок-концерт. Мелодия. Ритм. Темп. Динамика. Тембр. Нота. 1 3 2 1 Рисование под музыку. Слушание музыки. Рисование под музыку. Исполнение. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся. Рисование под музыку. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 3 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Нотный стан. Длительность ноты. Пауза. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). Дирижёр. Ансамбль. Оркестр. Балет. П.И.Чайковский, отрывки из балета «Лебединое озеро» Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Рисование под музыку. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся. Рисование под музыку. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Рисование под музыку. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Тематическое планирование. 3 класс. № урока п/п 1 2, 3 4, 5 6, 7 8, 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Тема Основные музыкальные жанры. Жанр песня. Марши спортивные, военные. Разнообразие танцев. Полька. Вальс. Хоровод. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). Форма в музыке. Одночастная. Куплетная форма в песне. Двухчастная форма в музыке. Трёхчастная форма в музыке. Исполнение песен. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). Музыка в кинофильмах. 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 И еще немного о балете. Слушание музыкальной сказки «лебединое озеро» Песни маршевого характера. Жанры в музыке. Музыкальная речь. Мелодия. Лад в музыке. Мажор. Минор. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). Музыкальные инструменты. Виолончель. Саксофон. Русский народный инструмент балалайка. Оркестр русских народных инструментов. Слушание симфонической сказки «Петя и волк» Симфонический оркестр. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Рисование под музыку. Исполнение. Рисование под музыку. Рисование под музыку. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Количество часов 1 2 2 2 2 1 1 1 1 1 Вид деятельности Тематическое планирование. 4 класс. № п/п 1 2, 3 4, 5 6, 7 8, 9 10 11 12 13 14 Тема Оркестр русских народных инструментов. Музыкальный инструмент Домра. Музыкальный инструмент баян. Гусли. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). Свирель. Гармонь. Трещотка. Деревянные ложки. Бас – балалайка. Рисование под музыку. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Оркестр русских народных инструментов. Что такое концертное исполнение. Музыка зимы. Балет Чайковского «Щелкунчик» Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). Тембр. Тембровая окраска инструментов. Фортепиано. П. И. Чайковский «Январь» Песни о зиме. Что я знаю о песне? Как сложили песню? Песни без слов. Другая жизнь песни. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). Н.А. Римский –Корсаков. Три чуда. С. Прокофьев вальс из балета «Золушка» Дирижёр. Симфоническая сказка «Петя и волк» Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Рисование под музыку. Исполнение. Рисование под музыку. Рисование под музыку. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Рисование под музыку. Слушание музыки. Исполнение. Материально техническое обеспечение. Учебники и учебные пособия. 1 Арсеневская О. Н.«Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду»- Волг. Учитель, 2011. 2 Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «0 -4классы» - М.: Просвещение,2006. 3 Евтушенко И.В. Музыка и пение//Программа подготовительного класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.М.: Просвещение, Учебно - методическое обеспечение. Портреты композиторов, альбом репродукций о природе.