Приложение 10 к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа - интернат» Рабочая программа по биологии VII - IX классы с. Белый Яр, 2016г. Рабочая программа по предмету «Биология» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016г. № 275-1. Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ» Разработчик И.В.Масалова Пояснительная записка Общие цели: расширение кругозора и подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к усвоению систематических биологических и географических знаний. ― формирование элементарных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма человека и его здоровье; Общая характеристика предмета При изучении предмета «Биология» в VII классе - «Растения» предусматривается сообщение элементарных сведений о многообразии растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных растений. В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных обучающимся однодольных и двудольных растений. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и бактерий. При изучении предмета «Биология» в VIII классе предусматривается изучение многообразия животного мира. В разделе «Животные», обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни. При изучении предмета «Биология» в IX классе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с теми условиями, которые благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков. Описание места учебного предмета в учебном плане Учебный предмет «Биология» входит в состав обязательной части учебного плана общего образования обучающихся с умственной отсталостью и реализуется в предметной области «Естествознание». Личностные результаты: Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты 7 класс Минимальный уровень: знание особенностей внешнего вида изученных растений, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; знание общих признаков изученных групп растений, правил поведения в природе; выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой; применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями). Достаточный уровень: осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком; установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); знание признаков сходства и различия между группами растений; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков; узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления); владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях. 8 класс Минимальный уровень: представления об объектах живой природы; знание особенностей внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем мире, моделях, фотографиях, рисунках; знание общих признаков изученных животных, правил поведения в природе; применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за животными). Достаточный уровень: установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции); знание признаков сходства и различия между группами животных; выполнение классификаций на основе выделения общих признаков; узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека; владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях. 9 класс Минимальный уровень: представления об организме человека; описание особенностей состояния своего организма; применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (измерение температуры тела, правила первой доврачебной помощи). Достаточный уровень: представления об, организме человека; осознание основных взаимосвязей между природой и человеком, органами и системами органов у человека; узнавание изученных органов (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы); знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека; знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления); знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций; выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога (измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах); владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях. Содержание предмета Растения Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения, животные, человек. Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания). Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана. Общие сведения о цветковых растениях Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.). Подземные и наземные органы растения Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень). Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся, вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина, сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег. Лист Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его значение. Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян. Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян. Строение семени (на примере фасоли, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести семян. Растения леса Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница. Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу. Комнатные растения Особенности ухода, выращивания, размножения. Польза, приносимая комнатными растениями. Практические работы. Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка. Зарисовка в тетрадях. Цветочно-декоративные растения Однолетние растения: настурция (петуния, календула). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт. Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике. Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины). Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочнодекоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека. Растения поля Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба. Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим. Технические культуры: картофель, подсолнечник. Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев, посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве. Овощные растения Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец— по выбору учителя). Многолетние овощные растения: лук. Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени до семени. Выращивание: посев, уход, уборка. Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины). Растения сада Яблоня, груша, вишня, земляника (абрикосы, персики — для южных регионов). Биологические особенности растений сада: созревание ПЛОДОВ. особенности размножения. Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму. Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев.. Уборка прошлогодней листвы. Беление стволов плодовых деревьев. Животные Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные. Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения, дыхание, окраска: защитная, предостерегающая). Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу. Беспозвоночные животные Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета). Многообразие беспозвоночных; черви, насекомые. Дождевой червь. Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого червя в почвообразовании. Насекомые. Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Их значение. Яблонная плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы. Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение. Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя). Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены. Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство). Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса). Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях. Позвоночные животные Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета. Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие. Рыбы Общие признаки рыб. Среда обитания. Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения. Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное использование. Земноводные Общие признаки земноводных. Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение (цикл развития).Значение в природе. Черты сходства и различия земноводных и рыб. Польза земноводных и их охрана. Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие). Пресмыкающиеся Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл развития). Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания. Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание, размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей. Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие. Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития). Демонстрация Показ кино- и видеофильмов. Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы. Птицы Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка яиц и выведение птенцов. Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и неперелетные (зимующие, оседлые). Птицы леса: большой пестрый дятел, синица. Хищные птицы: сова, орел. Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж. Водоплавающие птицы: утка-кряква Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, воробей Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц. Домашние птицы. Курица, гусь, утка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца (на примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства. Демонстрация Показ видеофильмов. Млекопитающие животные Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых детенышей и вскармливание их молоком). Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери, приматы) и сельскохозяйственные. Дикие млекопитающие животные Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение. Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров. Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак, заяц-беляк). Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из них. Образ жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия. Псовые (собачьи): волк, лисица. Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики. Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах. Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных. Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и развитие. Отличительные особенности, распространение и значение. Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности вскармливания детенышей. Значение китообразных. Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за потомством. Места обитания. Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных. Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое лото и др.). Сельскохозяйственные животные Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение. Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят. Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец. Содержание овец в зимний и летний периоды. Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление (откорм). Свиноводческие фермы. Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы, рысаки. Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство. Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека. Демонстрация видеофильмов Домашние питомцы Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным. Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и оказание им первой помощи. Человек Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья. Общее знакомство с организмом человека Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания, кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в теле человека. Скелет человека Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека. Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и нижних конечностей. Череп. Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение. Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные. Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная помощь при этих травмах. Практические работы. Определение правильной осанки. Наложение шин, повязок. Мышцы Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и человека). Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы головы и лица. Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц. Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела. Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке. Кровообращение Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека. Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке. Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам. Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки. Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно - сосудистую систему. Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно. Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с помощью учителя в спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на раны. Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении. Дыхание Значение дыхания для растений, животных, человека. Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях. Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель, чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.). Влияние никотина на органы дыхания. Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и загазованность воздуха, их вредное влияние. Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека. Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.). Питание и пищеварение Особенности питания растений, животных, человека. Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз. Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник. Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике. Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во время еды. Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему. Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения. Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал. Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво. Выделение Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал). Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи. Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита. Практические работы. Зарисовка почки в разрезе. Покровы тела Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции. Производные кожи: волосы, ногти. Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания). Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении, поражении электрическим током. Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и обуви. Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи. Нервная система Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы). Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение перегрузок, чередование труда и отдыха. Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему. Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний нервной системы. Органы чувств Значение органов чувств у животных и человека. Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения. Первая помощь при повреждении глаз. Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена. Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая, температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов. Охрана всех органов чувств. Демонстрация муляжей глаза и уха. Тематическое планирование 7 класс № Тема урока п/п 1 Разнообразие растений. 2 Значение растений 3 Охрана растений Раздел «Общее знакомство с цветковыми растениями» 4 Строение растения. 5 Строение цветка 6 Виды соцветий 7 Опыление цветков 8 Плоды. Разнообразие плодов. 9 Размножение растений семенами. Распространение плодов и семян 10 Внешний вид и строение семени фасоли 11 Строение семени пшеницы 12 Условия прорастания и определение всхожести семян 13 Правила заделки семян в почву 14 Корень. Виды корней 15 Корневые системы и значение корня. 16 Видоизменение корней. 17 Внешнее строение листа 18 Из каких веществ состоит растение. Образование органических веществ. 19 Испарение воды листьями. 20 Дыхание растений. 21 Листопад и его значение 22 Строение стебля 23 Значение стебля в жизни растения 24 Разнообразие стеблей Количество часов Основные виды деятельности обучающихся 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником, с интерактивной доской Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, работа с карточками 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, проведение опыта Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, проведение опыта 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Растение целостный организм. Взаимосвязь частей растения 26 Связь растения со средой обитания. 27 Мхи. Папоротники 28 Хвойные растения. 29 Деление цветковых на классы Раздел «Однодольные покрытосеменные растения». 30 Злаковые. Общие признаки 31 Хлебные злаковые культуры 32 Выращивание зерновых 33 Использование злаков в народном хозяйстве 34 Лилейные. Общие признаки. 35 Цветочно-декоративные лилейные 36 Овощные лилейные 37 Дикорастущие лилейные. Ландыш Раздел «Двудольные покрытосеменные растения». 38 Дикорастущие пасленовые. Паслен. 39 Овощные и технические пасленовые. Картофель. 40 Овощные пасленовые. Томат 41 Овощные пасленовые. Баклажан и перец 42 Цветочно-декоративные пасленовые 43 Бобовые. Общие признаки бобовых. 44 Пищевые бобовые растения (бобы и горох) 45 Фасоль и соя – южные бобовые культуры 46 Кормовые бобовые растения Раздел «Розоцветные» 47 Общие признаки розоцветных. 48 Шиповник – растение группы розоцветных 49 Яблоня 50 Груша 51 Вишня 52 Малина 25 1 Работа с учебником, с интерактивной доской 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65-68 Земляника Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные культуры Сложноцветные. Общие признаки (подсолнечник) Календула и бархатцы Маргаритка и георгин Перевалка и пересадка комнатных растений Осенняя обработка почвы Весенняя обработка почвы Бактерии Грибы. Строение грибов. Съедобные и несъедобные грибы Растения – живой организм Урок контроля и систематизации знаний 1 1 Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником, практическая работа Работа с учебником Работа с учебником, практическая работа 1 1 1 4 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, работа с карточками Тематическое планирование 8 класс № Тема урока п/п 1 Многообразие животного мира. Раздел «Беспозвоночные животные». 2 Общие признаки червей (кольчатых). Дождевой червь. 3 Круглые черви – паразиты человека 4 Беспозвоночные 5 Внешнее строение и образ жизни насекомых. 6 Бабочка - капустница. 7 Яблонная плодожорка 8 Майский жук 9 Комнатные мухи 10 Медоносная пчела 11 Тутовый шелкопряд Количество часов Основные виды деятельности обучающихся 1 Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником, с интерактивной доской Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, с интерактивной доской Работа с учебником Работа с учебником Позвоночные животные Раздел «Рыбы» 12 Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыбы. 13 Внутреннее строение рыб 14 Размножение рыб. 15 Речные рыбы. 16 Морские рыбы. 17 Рыболовство и рыбоводство 18 Рациональное использование и охрана рыб. Раздел «Земноводные и пресмыкающиеся» 19 Среда обитания и внешнее строение лягушки. 20 Внутреннее строение земноводных. 21 Размножение и развитие лягушки 22 Общие признаки и внешнее строение и среда обитания пресмыкающихся 23 Внутреннее строение пресмыкающихся 24 Размножение и развитие пресмыкающихся Раздел «Птицы» 25 Общие признаки м особенности внешнего строения птиц 26 Особенности скелета птиц. 27 Особенности внутреннего строения птиц. 28 Размножение и развитие птиц 29 Птицы - кормящиеся в воздухе. 30 Птицы леса. 31 Хищные птицы 32 Птицы пресных водоёмов и болот. 33 Птицы, обитающие вблизи жилья. человека. 34 Домашние куры. 35 Домашние утки и гуси. 36 Птицеводство Раздел «Млекопитающие» 37 Общие признаки млекопитающих и их внешнее строение 38 Особенности скелета и нервной системы млекопитающих. 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 Работа с учебником, с интерактивной доской Работа с учебником, работа с карточками 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 57 58 59 60 61 62 63 64 65-68 Внутренние органы млекопитающих. Грызуны. Значение грызунов в природе и жизни человека. Зайцеобразные. Разведение домашних кроликов. Хищные звери. Дикие пушные хищные звери. Развитие норки на зверофермах. Домашние хищные звери. Ластоногие Китообразные Парнокопытные Непарнокопытные Приматы. Корова. Содержание коров на фермах. Выращивание телят. Овцы. Содержание овец и выращивание ягнят. Верблюды Северные олени Домашние свиньи Содержание свиней на свиноводческих фермах. Выращивание поросят Домашние лошади Содержание лошадей и выращивание жеребят Что мы узнали о животных? Урок контроля и систематизации знаний 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, работа с карточками Тематическое планирование 9 класс № урока п/п 1 Тема Человек – удивительное творение природы. Количество часов 1 Основные виды деятельности обучающихся Работа с учебником 2 Место человека среди млекопитающих 3 Строение клеток и тканей организма 4 Органы и системы органов человека Раздел «Опорно – двигательная система» 5 Скелет человека. Его значение. Основные части скелета. 6 Состав и строение костей 7 Соединение костей 8 Череп 9 Скелет туловища 10 Скелет верхних конечностей 11 Скелет нижних конечностей 12 Первая помощь при растяжении связок, переломах костей, вывихах суставов. 13 Значение и строение мышц. 14 Основные группы мышц человека 15 Работа мышц. Физическое утомление 16 Предупреждение искривления позвоночника. Плоскостопие 17 Значение опорно-двигательной системы. Роль физических упражнений в ее формировании 18 Опорно – двигательная система Раздел «Система кровообращения». 19 Значение крови и кровообращения. 20 Состав крови 21 Сосуды. 22 Сердце и его работа. 23 Большой и малый круги кровообращения. 24 Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждение 25 Первая помощь при кровотечениях. 26 Система кровообращения Раздел «Дыхательная система» 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с учебником, с интерактивной доской Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником 1 Работа с учебником 1 Работа с карточками 1 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, с интерактивной доской 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с карточками Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания. Их строение и функции 28 Газообмен в легких и тканях 29 Гигиена дыхания. 30 Болезни органов дыхания и их предупреждение 31 Дыхательная система Раздел «Пищеварительная система» 32 Значение питания. Пищевые продукты 33 Питательные вещества. 34 Витамины. 35 Органы пищеварения 36 Ротовая полость. Зубы. 37 Изменение пищи в желудке. 38 Изменение пищи в кишечнике. Печень. 39 Гигиена питания. Уход за зубами и ротовой полостью 40 Предупреждение желудочно-кишечных и инфекционных заболеваний и глистных заражений 41 Пищевые отравления 42 Пищеварительная система Раздел «Мочевыделительная система» 43 Почки – органы выделения 44 Предупреждение почечных заболеваний Раздел «Кожа» 45 Кожа и ее роль в жизни человека. 46 Уход за кожей. 47 Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями 1 Работа с учебником, с интерактивной доской 1 1 1 Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником Работа с учебником Работа с карточками 1 1 1 1 1 1 1 1 Работа с карточками Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником, с интерактивной доской Работа с учебником Работа с учебником, работа с карточками 1 Работа с учебником 1 1 Работа с учебником Работа с учебником 1 1 Работа с учебником, с интерактивной доской Работа с учебником 1 1 1 Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником Работа с учебником 48 Закаливание организма 49 Первая помощь при тепловых и солнечных ударах 50 Первая помощь при ожогах и обморожении 51 Кожа Раздел «Нервная система» 52 Головной и спинной мозг 1 1 1 1 Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с карточками 1 Работа с учебником, работа с карточками 27 Нервы. Значение нервной системы Режим дня, гигиена труда. Сон и его значение 55 Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную систему 56 Нервная система Раздел «Органы чувств» 57 Орган зрения. 58 Гигиена зрения. 59 Орган слуха. Гигиена слуха. 60 Орган обоняния 61 Орган вкуса 62 Органы чувств 63 Охрана здоровья человека. 64 Система учреждений здравоохранения в РФ 65-68 Урок контроля и систематизации знаний 53 54 1 1 Работа с учебником Работа с учебником 1 Работа с учебником 1 Работа с карточками 1 1 1 1 1 1 1 1 4 Работа с учебником, с интерактивной доской Работа с учебником Работа с учебником, работа с карточками Работа с учебником Работа с учебником Работа с карточками Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Материально – техническое обеспечение Учебники и учебные пособия З. А. Клепинина. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. – М.: Просвещение, 2012. А.И. Никишов учебник 8 класса для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида «Биология. Животные» М.: «Просвещение» 2015 г. Биология. Человек. 9 класс: учеб.для спец. (коррекц) образоват. учреждений VIII вида / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2015. – 239с.: ил. Учебно – методическое обеспечение Плакаты «Многообразие растительного мира», «Строение растения» Карточки «Внутреннее и внешнее строение животных» Плакаты «Системы органов», «Строение органов» Приложение Контрольно – оценочные материалы 7 класс Раздел «Общее знакомство с цветковыми растениями» Заполни таблицу Органы Его описание Работа, которую он цветкового растения выполняет корень стебель лист цветок 1. Назовите части цветка.________________________________________ 2. Какая часть цветка окрашена в разные цвета?_____________________ 3. Какие части цветка главные?___________________________________ 4. Что образуется в утолщенной части тычинок?_____________________ 5. Что образуется из нижней части пестика?_________________________ 6. Перечисли виды соцветий______________________________________ _______________________________________________________________ 7. Какие виды плодов знаешь? _____________________________________ _______________________________________________________________ 8. Нарисуй сложный и простой листья. Раздел «Однодольные покрытосеменные растения». 1. Напиши известные злаковые растения _________________________ __________________________________________________________ 2. Почему выращивание пшеницы играет важную роль в жизни человека? _________________________________________________ 3. Как семена злаковых готовят к посеву? ________________________ __________________________________________________________ 4. Из какого вида злаковых получают перловую крупу? __________________________________________________________ 5. Что получают из семян кукурузы? ____________________________ __________________________________________________________ 6. От какого растения произошло название семейства лилейные? __________________________ 7. Строение цветка лилейных __________________________________ __________________________________________________________ 8. Перечисли цветочно-декоративные лилейные ___________________ __________________________________________________________ 9. Почему люди выращивают цветочно-декоративные растения? __________________________________________________________ 10. Перечисли овощные лилейные растения __________________________________________________________ 11. Почему плоды ландыша нельзя употреблять в пищу? __________________________________________________________ 12. Почему злаковые и лилейные растения относят к однодольным растениям? ________________________________________________ 13. Какая корневая система у однодольных растений __________________________________________________________ Раздел «Двудольные покрытосеменные растения». 1. Перечисли пищевые растения, которые относятся к семейству пасленовые ___________________________________________________________________ 2. Перечисли цветочно - декоративные растения, которые относятся к семейству пасленовые ___________________________________________________________________ 3. Перечисли пищевые растения, которые относятся к семейству бобовые ___________________________________________________________________ 4. Перечисли кормовые растения, которые относятся к семейству бобовые ___________________________________________________________________ 5. Какое строение имеет цветок пасленовых _______________________________ 6. Почему выращивают картофель? ___________________________________________________________________ 7. Плоды томатов называются __________________________________________ 8. Чем отличаются плоды перца от других плодов пасленовых ___________________________________________________________________ 9. Плоды петуньи и душистого табака называются _________________________ 10. Для чего на корнях бобовых образовываются утолщения – клубеньки? ___________________________________________________________________ 11. Какое строение имеет цветок бобовых? _________________________________ 12. Применение сои ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 13. Почему клевер и люпин относятся к семейству бобовых? ___________________________________________________________________ 14. Почему люди выращивают клевер и люпин ___________________________________________________________________ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Раздел «Розоцветные». Какие растения относятся к розоцветным? ____________________________________________ Строение цветка розоцветных (схема) ________________________________________________ Польза шиповника ________________________________________________________________ Как называется плод груши? ________________________________________________________ Как размножают яблони и груши? ___________________________________________________ Плод вишни называется ____________________________________________________________ Как размножают землянику? ________________________________________________________ Почему персик и абрикос считают южными культурами? _______________________________ Почему люди выращивают подсолнечник? ____________________________________________ Какую пользу приносят бархатцы? __________________________________________________ 8 класс Раздел «Беспозвоночные животные». 1. Строение насекомых ________________________________ ________________________________ ________________________________ 2. Сколько пар ног у насекомых? ___________________________ 3. Сколько пар крыльев?____________________________________ 4. Чем отличается самец бабочки – капустницы от самки_____________________ ___________________________________________________________________ 5. Почему гусениц бабочки – капустницы не едят птицы?____________________ ___________________________________________________________________ 6. Какой вред наносит яблонная плодожорка? ______________________________ ___________________________________________________________________ 7. Когда в природе можно наблюдать лет майского жука?____________________ 8. Сколько времени длится развитие майского жука?________________________ 9. Сколько времени развивается комнатная муха от отложенного яйца до взрослого насекомого?_________________________________________________________ 10. Какой вред приносят мухи человеку?____________________________________ ____________________________________________________________________ 11. Состав пчелиной семьи: ________________________________ ________________________________ ________________________________ 12. Пчелиная семья насчитывает ___________________________________________ 13. Что такое роение?_____________________________________________________ _____________________________________________________________________ 14. Разведение пчел называется ____________________________________________ 15. Участок, на котором стоят ульи называется _______________________________ 16. Почему бабочку назвали тутовый шелкопряд? ____________________________ ____________________________________________________________________ 17. Стадии развития тутового шелкопряда ____________________________________________________________________ 18. Почему бабочка тутового шелкопряда живет всего 20 дней? ________________ ____________________________________________________________________ Раздел «Рыбы» 1. Рыбы имеют _____________________________ форму тела. 2. Тело рыбы разделено на ___________________, ________________, ________________ 3. Снаружи тело покрыто _________________________ 4. ______________ покрывает тонким слоем чешую рыбы 5. __________________________________ позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды. 6. Рыбы передвигаются при помощи _______________________________ 7. Внутри тела рыб находятся системы органов __________________________, ________________________________, _____________________________ и ______________________________________ . 8. Органы дыхания рыб _________________________ 9. Процесс размножения называется _____________________________________ 10. Как называются рыбы, обитающие в пресных водоемах __________________ 11. Как называются рыбы, обитающие в соленых водоемах ___________________ 12. Приведите примеры речных рыб ______________________________________ 13. Приведите примеры морских рыб _____________________________________ 14. Что такое рыболовство? _____________________________________________ 15. Что такое рыбоводство? _____________________________________________ 16. Почему карпа относят к домашним рыбам? _____________________________ ___________________________________________________________________ 17. Как люди охраняют рыбные ресурсы? _________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Раздел «Земноводные и пресмыкающиеся» 1. Каких животных называют земноводными? _____________________________________________ ______________________________________________________________________________________ 2. Приведите примеры земноводных _____________________________________________________ 3. Почему пресмыкающихся так называют? _______________________________________________ ___________________________________________________________________________________ 4. Поставь «+» в нужную графу Земноводные Пресмыкающиеся Это позвоночное животное Тело разделено на голову, туловище, ноги. Кожа сухая, покрыта роговой чешуей, Дышит только легкими. Задние конечности длиннее передних Во рту есть ядовитые зубы. Дыхание кожное Сердце состоит из трех камер Кожа влажная, голая. Рождает живых детенышей. При опасности сбрасывает хвост Откладывает яйца, покрытые скорлупой. Откладывает икру в воде Передвигается прыжками Не заботятся о потомстве 5. Какие земноводные живут в Хакасии? ___________________________________________________ ________________________________________________________________________________________ 6. Какие пресмыкающиеся заботятся о потомстве? ___________________________________________ 7. Какие земноводные живут в садах? ______________________________________________________ 8. Почему головастик не похож на лягушку? ________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 9. Почему ужи нежелательны в прудах, где разводят рыб? _____________________________________ _____________________________________________________________________________________ 10. Какую пользу приносят гадюки человеку? ________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Раздел «Птицы» 1. Птицы, единственные животные, тело которых покрыто _________________ 2. Какое значение в полете имеет хост? __________________________________________________________________ 3. Чем отличаются кости скелета птиц от других животных _________________ __________________________________________________________________ 4. Сердце птиц _________ камерное 5. Благодаря чему желток в яйце всегда в середине? _________________________________________________________ 6. Перечисли птиц, кормящихся в воздухе __________________________________________________________________ 7. Почему дятлов и синиц называют докторами леса? ________________________________________________________ 8. По какому признаку можно узнать хищную птицу?________________________________________________________ 9. Что помогает сове выслеживать добычу? _______________________________________________________________ 10. Чем полезны сова и степной орел? _____________________________________________________________________ 11. Благодаря чему утка хорошо плавает? __________________________________________________________________ 12. Перечисли птиц, живущих вблизи жилья человека ________________________________________________________ 13. От каких птиц произошли домашние куры? ______________________________________________________________ 14. Чем отличаются домашние куры от диких? ______________________________________________________________ 15. Где разводят большое количество кур, уток, гусей? _______________________________________________________ 16. Как выводят цыплят на птицефабриках? __________________________________________________________________ 17. На какой день вылупляются цыплята? _________________________________ Раздел «Млекопитающие» 1. 2. 3. 4. 5. 6. Почему животных называют млекопитающие? ________________________________________ Чем питаются млекопитающие? ____________________________________________________ Сердце млекопитающих состоит из ___________ камер Где в природе можно встретить грызунов? ___________________________________________ Почему у грызунов длинный кишечник? _____________________________________________ Каких животных называют хищными зверями? _______________________________________ 7. Каких хищных зверей человек разводит? ____________________________________________ 8. Какие животные относятся к парнокопытным? _______________________________________ 9. Приведи примеры непарнокопытных животных ______________________________________ 10. Какие животные относятся к приматам? _____________________________________________ 11. Каких приматов называют человекообразными обезьянами? ____________________________ 12. Почему люди разводят домашний скот? ______________________________________________ 13. Чем кормят телят на ферме? ________________________________________________________ 14. От каких животных произошли домашние свиньи? ____________________________________ Какое значение лошадь имеет в жизни человека? _____________________________________ 9 класс Раздел «Опорно – двигательная система» Дополни предложение. Наука, изучающая строение тела человека называется _______________________________________ Наука, изучающая работу организма человека и его органов, называется __________________________________ Наука, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека называется ________________________ Строение клетки: _________________________________________________________________________________ Ткани человека: _______________ – защитная функция; ___________________ – образование хрящей и костей, запас питательных веществ, защитная и транспортная функции; _________________ – обеспечивает движение тела; ______________________________ – связь мозга с организмом _________________ – это часть тела человека, которая имеет определенное строение, расположение и функцию. ____________________ – это единая целая система взаимозависимых органов _______________________________ – это связанные между собой органы, объединенные общей работой «Опорно-двигательная система» __________________________ – это все кости в организме человека, обеспечивающие ему опору, сохранение формы и защищающие его от повреждений ____________________ – это основная часть скелета, которая состоит из минеральных и органических веществ Органические вещества предают костям ______________ и ______________, а минеральные вещества ________ Сверху кость покрывает тонкая оболочка - ____________________, которая вырабатывает то вещество, за счет которого кости растут и срастаются при трещинах и переломах Различают три вида костей :________________________________________________________________________ Виды соединения костей: _______________ (тазовые кости и кости черепа), ________________ (кости образующие грудную клетку) и _______________________ (суставы) Скелет человека образован скелетом головы или черепом, скелетом туловища и скелетом верхних и нижних конечностей Сверху скелет человека покрыт _________________, которые приводят в движение тело и защищают внутренние органы. Виды мышц: _______________ (руки и ноги), _____________(живот и спина), _______________(лицо и между позвонками) Причины травм опорно-двигательной системы: _____________________. Признаки травм: __________________ ________________________________________________________________________________________________ Первая помощь при ушибе: ________________________________________________________________________ Первая помощь при растяжении: ___________________________________________________________________ Первая помощь при вывихе: _______________________________________________________________________ Вправлять вывих самостоятельно ________________________________!!! Первая помощь при переломе: _____________________________________________________________________ Для предотвращения физического утомления необходимо чередовать ____________________________________ Раздел «Система кровообращения». 1. Кровь – это ________________________________________________________________ 2. Кровообращение – это _______________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Кровь состоит из _________________________ и _________________________________ 4. К клеткам крови относятся ____________________________, ______________________ и ______________________________. 5. Значение крови для человека. _____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 6. Кровеносные сосуды – это ___________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 7. Перечисли кровеносные сосуды от большего к меньшему: ____________________, _____________________, _________________________, ______________________________ 8. Сердце человека состоит из ___-х камер 9. Большой круг кровообращения – это___________________________________________ ______________________________________________________________________________ 10. Малый круг кровообращения – это ____________________________________________ ______________________________________________________________________________ 11. Признаки кровотечений Артериальное _________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Венозное _____________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ Капиллярное __________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ 12. Перечисли заболевания сердечно – сосудистой системы __________________________ ______________________________________________________________________________ 13. Назови причины возникновения этих заболеваний _______________________________ ______________________________________________________________________________ 14. Меры профилактики заболеваний сердечно – сосудистой системы __________________ ______________________________________________________________________________ Раздел «Дыхательная система» 1. 1. ____________________________ 2. ____________________________ 3. ____________________________ 4. ____________________________ 5. ____________________________ 6. ____________________________ 7. ____________________________ 8. ____________________________ _ _ _ _ _ _ _ _ 2. Значение дыхания. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 3. Пузырьки легких называются - __________________________________________ 4. Функции дыхательной системы (выбери верное) 1. Газообмен 2. Питание 3. Дыхательный процесс 5. Почему воздух в деревне чище, чем в городе? _____________________________ _____________________________________________________________________ 6. Какие меры принимаются для охраны воздуха? ____________________________ _____________________________________________________________________ 7. Перечисли болезни органов дыхания. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 8. Причины болезней органов дыхания. _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ Раздел «Пищеварительная система» 1. Что такое система органов? _____________________________________________ __________________________________________________________________________ 2. Что такое питание? ____________________________________________________ __________________________________________________________________________ 3. Что такое пищеварение? ________________________________________________ __________________________________________________________________________ 4. Перечисли питательные вещества ________________________________________ __________________________________________________________________________ 5. Для чего организму нужны жиры? _______________________________________ __________________________________________________________________________ 6. Для чего организму необходимы питательные вещества? ____________________ __________________________________________________________________________ 7. Перечисли органы пищеварения _________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 8. Какую роль в пищеварении играют язык и зубы? ___________________________ __________________________________________________________________________ 9. Главный орган пищеварительной системы. ________________________________ 10. Что происходит с кровью в печени? _____________________________________ __________________________________________________________________________ 11. Сколько раз в день необходимо принимать пищу? __________________________ 12. Причины желудочно – кишечных заболеваний _____________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 13. Признаки отравления __________________________________________________ __________________________________________________________________________ 14. Что необходимо делать при отравлении? __________________________________ __________________________________________________________________________ Раздел «Мочевыделительная система» 1. 2. 3. У человека ________________ почки. Они расположены _________________________________________________________ По форме почки похожи на _________________________________________________ 4. Масса одной почки __________________ 5. Перечисли органы мочевыделительной системы ________________________________ Какую роль играют почки в организме? ________________________________________ Что надо делать, чФтобы почки были здоровы? ___________________________________ Как алкоголь влияет на органы выделения? _____________________________________ 6. 7. 8. Раздел «Кожа» 1. 2. Чем покрыто тело человека? ____________________________________________ Почему кожа самый большой орган в организме человека 3. Перечисли функции кожи __________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________ 4. Перечисли слои кожи ______________________________________________ ______________________________________________ ______________________________________________ 5. Назови виды волос, где расположены __________________________________________________________________________________________________________________ Что такое закаливание? __________________________________________________________________________________________________________________ __ 6. Перечисли способы закаливания __________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________ 7. Как защитить кожу от перегрева? ___________________________________________________________________________________________________________________ 8. Первая помощи при солнечном ударе __________________________________________________________________________________________________________________ 9. Как защитить кожу от мороза? ___________________________________________________________________________________________________________________ 10. Первая помощи при легком обморожении ___________________________________________________________________________________________________________________ 11. Как надо ухаживать за кожей? __________________________________________________________________________________________________________________ Раздел «Нервная система» 1. Нервная система состоит из _______________________________________, _____________________________________ и __________________________ 2. Головной мозг состоит из ______________________ и ____________________ полушарий, ____________________________________ и _____________________________________________________ . 3. Правое полушарие головного мозга отвечает за _______________________________________________________________________________________________________________________ ___________________ 4. Левое полушарие отвечает за _______________________________________________________________________________________________________________________ ___________________ 5. Спинной мозг находится в _____________________________________________________________________ 6. Благодаря чему команды от мозга поступают к органам? _____________________________________________________________________ 7. Основное свойство нервов – это _____________________________________________________________________ 8. Чтобы нервная система была здорова, необходимо соблюдать _________________________________ и ______________________________________________ 9. Сон необходим для _____________________________________________________________________ 10. Сон для старших школьников должен длиться _____________________________ 11. Алкоголь, курение и наркотики приводят к ________________________________ нервной системы и ____________________________________________________ 12. Как называется врач, который помогает бороться с вредными привычками__________________________________________________________ Раздел «Органы чувств» 1. Что такое органы чувств? ____________________________________________________ __________________________________________________________________________ 2. Какие органы относятся к органам чувств? _____________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 3. Какую функцию выполняет орган зрения? _____________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 4. Как защищен орган зрения? __________________________________________________ __________________________________________________________________________ 5. Как сохранить орган зрения? _________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 6. Какую функцию выполняет орган слуха? _______________________________________ __________________________________________________________________________ 7. Из каких отделов состоит орган слуха? ________________________________________ __________________________________________________________________________ 8. Как сохранить орган слуха? __________________________________________________ __________________________________________________________________________ 9. Какую функцию выполняет орган обоняния? ___________________________________ __________________________________________________________________________ 10. Где находится орган обоняния? _______________________________________________ 11. Как сохранить орган обоняния? _______________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 12. Какую функцию выполняет орган вкуса? _______________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 13. Где расположен орган вкуса? _________________________________________________ 14. Как расположены вкусовые зоны? ____________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________ 15. Как сохранить орган вкуса? __________________________________________________ __________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________