рабочая программа биология 7-9 класс

Приложение 10
к Адаптированной основной
общеобразовательной программе обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями) (1 вариант)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Белоярская школа - интернат»

Рабочая программа
по биологии
VII - IX классы

с. Белый Яр, 2016г.

Рабочая программа по предмету «Биология» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская
ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016г. № 275-1.
Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ»
Разработчик И.В.Масалова

Пояснительная записка
Общие цели: расширение кругозора и подготовка обучающихся с интеллектуальными нарушениями к усвоению систематических
биологических и географических знаний.
― формирование элементарных представлений о компонентах живой природы: строении и жизни растений, животных, организма
человека и его здоровье;
Общая характеристика предмета
При изучении предмета «Биология» в VII классе - «Растения» предусматривается сообщение элементарных сведений о многообразии
растений, грибов и бактерий; о строении и значении органов цветкового растения; об основных группах растений; о биологических
особенностях, выращивании и использовании наиболее распространенных полевых, овощных, плодовых, ягодных, а так же декоративных
растений. В данной программе предлагается изучение наиболее распространенных и большей частью уже известных
обучающимся однодольных и двудольных растений. Очень кратко сообщаются сведения о строении, разнообразии и значении грибов и
бактерий.
При изучении предмета «Биология» в VIII классе предусматривается изучение многообразия животного мира. В разделе «Животные»,
обучающиеся знакомятся с многообразием животного мира и образом жизни некоторых животных; получают сведения о внешнем и
внутреннем строении их организма и приспособленности животных к условиям их жизни.
При изучении предмета «Биология» в IX классе предусматривается сообщение элементарных сведений о строении и
жизнедеятельности основных органов и в целом всего организма человека. Обучающиеся знакомятся с теми условиями, которые
благоприятствуют или вредят нормальной его жизнедеятельности. В связи с изучением организма человека обучающимся сообщаются
сведения о том, как важно правильно питаться, соблюдать требования гигиены, как уберечь себя от заразных болезней; какой вред
здоровью наносят курение, употребление спиртных напитков и наркотиков.
Описание места учебного предмета в учебном плане
Учебный предмет «Биология» входит в состав обязательной части учебного плана общего образования обучающихся с умственной
отсталостью и реализуется в предметной области «Естествознание».
Личностные результаты:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты
7 класс

Минимальный уровень:
знание особенностей внешнего вида изученных растений, узнавание и различение изученных объектов в окружающем
мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных групп растений, правил поведения в природе;
выполнение совместно с учителем практических работ, предусмотренных программой;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за растениями).
Достаточный уровень:
осознание основных взаимосвязей между природными компонентами, природой и человеком;
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);
знание признаков сходства и различия между группами растений; выполнение классификаций на основе выделения
общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей
своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
8 класс

Минимальный уровень:
представления об объектах живой природы;
знание особенностей внешнего вида изученных животных, узнавание и различение изученных объектов в окружающем
мире, моделях, фотографиях, рисунках;
знание общих признаков изученных животных, правил поведения в природе;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (уход за животными).
Достаточный уровень:
установление взаимосвязи между средой обитания и внешним видом объекта (единство формы и функции);

знание признаков сходства и различия между группами животных; выполнение классификаций на основе выделения
общих признаков;
узнавание изученных природных объектов по внешнему виду (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
9 класс

Минимальный уровень:
представления об организме человека;
описание особенностей состояния своего организма;
применение полученных знаний и сформированных умений в бытовых ситуациях (измерение температуры тела, правила
первой доврачебной помощи).
Достаточный уровень:
представления об, организме человека;
осознание основных взаимосвязей между природой и человеком, органами и системами органов у человека;
узнавание изученных органов (натуральные объекты, муляжи, слайды, рисунки, схемы);
знание названий, элементарных функций и расположения основных органов в организме человека;
знание способов самонаблюдения, описание особенностей своего состояния, самочувствия, знание основных показателей
своего организма (группа крови, состояние зрения, слуха, норму температуры тела, кровяного давления);
знание правил здорового образа жизни и безопасного поведения, использование их для объяснения новых ситуаций;
выполнение практических работ самостоятельно или при предварительной (ориентировочной) помощи педагога
(измерение температуры тела, оказание доврачебной помощи при вывихах, порезах, кровотечении, ожогах);
владение сформированными знаниями и умениями в учебных, учебно-бытовых и учебно-трудовых ситуациях.
Содержание предмета

Растения
Повторение основных сведений из курса природоведения о неживой и живой природе. Живая природа: растения,
животные, человек.
Многообразие растений (размеры, форма, места произрастания).
Цветковые и бесцветковые растения. Роль растений в жизни животных и человека. Значение растений и их охрана.
Общие сведения о цветковых растениях
Культурные и дикорастущие растения. Общее понятие об органах цветкового растения. Органы цветкового растения (на
примере растения, цветущего осенью: сурепка, анютины глазки или др.).
Подземные и наземные органы растения

Корень. Строение корня. Образование корней. Виды корней (главный, боковой, придаточный корень). Корневые
волоски, их значение. Значение корня в жизни растений. Видоизменение корней (корнеплод, корнеклубень).
Стебель. Разнообразие стеблей (травянистый, древесный), укороченные стебли. Ползучий, прямостоячий, цепляющийся,
вьющийся, стелющийся. Положение стебля в пространстве (плети, усы), строение древесного стебля (кора, камбий, древесина,
сердцевина). Значение стебля в жизни растений (доставка воды и минеральных солей от корня к другим органам растения и
откладывание запаса органических веществ). Образование стебля. Побег.
Лист Внешнее строение листа (листовая пластинка, черешок). Простые и сложные листья. Расположение листьев на
стебле. Жилкование листа. Значение листьев в жизни растения — образование питательных веществ в листьях на свету, испарения воды листьями (значение этого явления для растений). Дыхание растений. Обмен веществ у растений. Листопад и его
значение.
Цветок. Строение цветка. Понятие о соцветиях (общее ознакомление). Опыление цветков. Образование плодов и семян.
Плоды сухие и сочные. Распространение плодов и семян.
Строение семени (на примере фасоли, пшеницы). Условия, необходимые для прорастания семян. Определение всхожести
семян.
Растения леса
Грибы леса. Строение шляпочного гриба: шляпка, пенек, грибница.
Грибы съедобные и ядовитые. Распознавание съедобных и ядовитых грибов. Правила сбора грибов. Оказание первой
помощи при отравлении грибами. Обработка съедобных грибов перед употреблением в пищу.
Комнатные растения
Особенности ухода, выращивания, размножения. Польза, приносимая комнатными растениями.
Практические работы. Пересадка и перевалка комнатных растений, уход за комнатными растениями: полив, обрезка.
Зарисовка в тетрадях.
Цветочно-декоративные растения
Однолетние растения: настурция (петуния, календула). Особенности внешнего строения. Особенности выращивания.
Выращивание через рассаду и прямым посевом в грунт.
Двулетние растения: мальва (анютины глазки, маргаритки). Особенности внешнего строения. Особенности
выращивания. Различие в способах выращивания однолетних и двулетних цветочных растений. Размещение в цветнике.
Многолетние растения: флоксы (пионы, георгины).
Особенности внешнего строения. Выращивание. Размещение в цветнике. Другие виды многолетних цветочнодекоративных растений (тюльпаны, нарциссы). Цветы в жизни человека.
Растения поля

Хлебные (злаковые) растения: пшеница, рожь, овес, кукуруза или другие злаковые культуры. Труд хлебороба.
Отношение к хлебу, уважение к людям, его выращивающим.
Технические культуры: картофель, подсолнечник.
Особенности внешнего строения этих растений. Их биологические особенности. Выращивание полевых растений: посев,
посадка, уход, уборка. Использование в народном хозяйстве.
Овощные растения
Однолетние овощные растения: огурец, помидор (горох, фасоль, баклажан, перец— по выбору учителя).
Многолетние овощные растения: лук.
Особенности внешнего строения этих растений, биологические особенности выращивания. Развитие растений от семени
до семени.
Выращивание: посев, уход, уборка.
Польза овощных растений. Овощи — источник здоровья (витамины).
Растения сада
Яблоня, груша, вишня, земляника (абрикосы, персики — для южных регионов).
Биологические особенности растений сада: созревание ПЛОДОВ. особенности размножения.
Способы уборки и использования плодов и ягод. Польза свежих фруктов и ягод. Заготовки на зиму.
Практические работы в саду: вскапывание приствольных кругов плодовых деревьев.. Уборка прошлогодней листвы.
Беление стволов плодовых деревьев.
Животные
Разнообразие животного мира. Позвоночные и беспозвоночные животные. Дикие и домашние животные.
Места обитания животных и приспособленность их к условиям жизни (форма тела, покров, способ передвижения,
дыхание, окраска: защитная, предостерегающая).
Значение животных и их охрана. Животные, занесенные в Красную книгу.
Беспозвоночные животные
Общие признаки беспозвоночных (отсутствие позвоночника и внутреннего скелета).
Многообразие беспозвоночных; черви, насекомые.
Дождевой червь.
Внешний вид дождевого червя, образ жизни, питание, особенности дыхания, способ передвижения. Роль дождевого
червя в почвообразовании.
Насекомые.
Бабочки. Отличительные признаки. Размножение и развитие (яйца, гусеница, куколка). Их значение. Яблонная
плодожорка, бабочка-капустница. Наносимый вред. Меры борьбы.

Тутовый шелкопряд. Внешний вид, образ жизни, питание, способ передвижения, польза, разведение.
Жуки. Отличительные признаки. Значение в природе. Размножение и развитие. Сравнительная характеристика (майский
жук, колорадский жук, божья коровка или другие — по выбору учителя).
Комнатная муха. Характерные особенности. Вред. Меры борьбы. Правила гигиены.
Медоносная пчела. Внешнее строение. Жизнь пчелиной семьи (состав семьи). Разведение пчел (пчеловодство).
Использование продуктов пчеловодства (целебные свойства меда, пыльцы, прополиса).
Практическая работа. Зарисовка насекомых в тетрадях.
Позвоночные животные
Общие признаки позвоночных животных. Наличие позвоночника и внутреннего скелета.
Классификация животных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Рыбы
Общие признаки рыб. Среда обитания.
Внешнее строение, образ жизни, питание (особенности питания хищных рыб), дыхание, способ передвижения.
Размножение рыб. Рыбоводство (разведение рыбы, ее охрана и рациональное использование). Рыболовство. Рациональное
использование.
Земноводные
Общие признаки земноводных.
Лягушка. Место обитания, образ жизни. Внешнее строение, способ передвижения. Питание, дыхание, размножение
(цикл развития).Значение в природе.
Черты сходства и различия земноводных и рыб.
Польза земноводных и их охрана.
Практические работы. Зарисовка в тетрадях. Черчение таблицы (сходство и различие).
Пресмыкающиеся
Общие признаки пресмыкающихся. Внешнее строение, питание, дыхание. Размножение пресмыкающихся (цикл
развития).
Ящерица прыткая. Места обитания, образ жизни, особенности питания.
Змеи. Отличительные особенности животных. Сравнительная характеристика: гадюка, уж (места обитания, питание,
размножение и развитие, отличительные признаки). Использование змеиного яда в медицине. Скорая помощь при укусах змей.
Черепахи, крокодилы. Отличительные признаки, среда обитания, питание, размножение и развитие.
Сравнительная характеристика пресмыкающихся и земноводных (по внешнему виду, образу жизни, циклу развития).
Демонстрация Показ кино- и видеофильмов.
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Черчение таблицы.

Птицы
Дикие птицы. Общая характеристика птиц: наличие крыльев, пуха и перьев на теле. Особенности размножения: кладка
яиц и выведение птенцов.
Многообразие птиц, среда обитания, образ жизни, питание, приспособление к среде обитания. Птицы перелетные и
неперелетные (зимующие, оседлые).
Птицы леса: большой пестрый дятел, синица.
Хищные птицы: сова, орел.
Птицы, кормящиеся в воздухе: ласточка, стриж.
Водоплавающие птицы: утка-кряква
Птицы, обитающие близ жилища человека: голубь, воробей
Особенности образа жизни каждой группы птиц. Гнездование и забота о потомстве. Охрана птиц.
Домашние птицы. Курица, гусь, утка. Особенности внешнего строения, питания, размножения и развития. Строение яйца
(на примере куриного). Уход за домашними птицами. Содержание, кормление, разведение. Значение птицеводства.
Демонстрация Показ видеофильмов.
Млекопитающие животные
Общие сведения. Разнообразие млекопитающих животных. Общие признаки млекопитающих (рождение живых
детенышей и вскармливание их молоком).
Классификация млекопитающих животных: дикие (грызуны, зайцеобразные, хищные, пушные и морские звери,
приматы) и сельскохозяйственные.
Дикие млекопитающие животные
Грызуны. Общие признаки грызунов: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, размножение.
Мышь (полевая и серая полевка), белка, суслик, бобр. Значение грызунов в природе и хозяйственной деятельности
человека. Польза и вред, приносимые грызунами. Охрана белок и бобров.
Зайцеобразные. Общие признаки: внешний вид, среда обитания, образ жизни, питание, значение в природе (заяц-русак,
заяц-беляк).
Хищные звери. Общие признаки хищных зверей. Внешний вид, отличительные особенности. Особенности некоторых из
них. Образ жизни. Добыча пиши. Черты сходства и различия.
Псовые (собачьи): волк, лисица.
Кошачьи: снежный барс, рысь, лев, тигр. Сравнительные характеристики.
Пушные звери: соболь, куница, норка, песец. Пушные звери в природе. Разведение на зверофермах.
Копытные (парнокопытные, непарнокопытные) дикие животные: кабан, лось. Общие признаки, внешний вид и отличительные особенности. Образ жизни, питание, места обитания. Охрана животных.

Морские животные. Ластоногие: тюлень, морж. Общие признаки, внешний вид, среда обитания, питание, размножение и
развитие. Отличительные особенности, распространение и значение.
Китообразные: кит, дельфин. Внешний вид, места обитания, питание. Способ передвижения. Особенности
вскармливания детенышей. Значение китообразных.
Приматы. Общая характеристика. Знакомство с отличительными особенностями различных групп. Питание. Уход за
потомством. Места обитания.
Демонстрация видеофильмов о жизни млекопитающих животных.
Практические работы. Зарисовки в тетрадях. Игры (зоологическое лото и др.).
Сельскохозяйственные животные
Кролик. Внешний вид и характерные особенности кроликов. Питание. Содержание кроликов. Разведение.
Корова. Отличительные особенности внешнего строения. Особенности питания. Корма для коров. Молочная
продуктивность коров. Вскармливание телят. Некоторые местные породы. Современные фермы: содержание коров, телят.
Овца. Характерные особенности внешнего вида. Распространение овец. Питание. Способность к поеданию низкорослых
растений, а также растений, имеющих горький и соленый вкус. Значение овец в экономике страны. Некоторые породы овец.
Содержание овец в зимний и летний периоды.
Свинья. Внешнее строение. Особенности внешнего вида, кожного покрова (жировая прослойка). Уход и кормление
(откорм). Свиноводческие фермы.
Лошадь. Внешний вид, особенности. Уход и кормление. Значение в народном хозяйстве. Верховые лошади, тяжеловозы,
рысаки.
Северный олень. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение. Оленеводство.
Верблюд. Внешний вид. Особенности питания. Приспособленность к условиям жизни. Значение для человека.
Демонстрация видеофильмов
Домашние питомцы
Собаки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования к их
содержанию. Заболевания и оказание первой помощи животным.
Кошки. Особенности внешнего вида. Породы. Содержание и уход. Санитарно-гигиенические требования. Заболевания и
оказание им первой помощи.
Человек
Роль и место человека в природе. Значение знаний о своем организме и укреплении здоровья.
Общее знакомство с организмом человека

Краткие сведения о клетке и тканях человека. Основные системы органов человека. Органы опоры и движения, дыхания,
кровообращения, пищеварения, выделения, размножения, нервная система, органы чувств. Расположение внутренних органов в
теле человека.
Скелет человека
Значение опорных систем в жизни живых организмов: растений, животных, человека. Значение скелета человека.
Развитие и рост костей. Основные части скелета: череп, скелет туловища (позвоночник, грудная клетка), кости верхних и
нижних конечностей.
Череп.
Скелет туловища. Строение позвоночника. Роль правильной посадки и осанки человека. Меры предупреждения
искривления позвоночника. Грудная клетка и ее значение.
Кости верхних и нижних конечностей. Соединения костей: подвижные, полуподвижные, неподвижные.
Сустав, его строение. Связки и их значение. Растяжение связок, вывих сустава, перелом костей. Первая доврачебная
помощь при этих травмах.
Практические работы. Определение правильной осанки. Наложение шин, повязок.
Мышцы
Движение — важнейшая особенность живых организмов (двигательные реакции растений, движение животных и
человека).
Основные группы мышц в теле человека: мышцы конечностей, мышцы шеи и спины, мышцы груди и живота, мышцы
головы и лица.
Работа мышц: сгибание, разгибание, удерживание. Утомление мышц.
Влияние физкультуры и спорта на формирование и развитие мышц. Значение физического труда в правильном
формировании опорно-двигательной системы. Пластика и красота человеческого тела.
Наблюдения и практическая работа. Определение при внешнем осмотре местоположения отдельных мышц. Сокращение
мышц при сгибании и разгибании рук в локте. Утомление мышц при удерживании груза на вытянутой руке.
Кровообращение
Передвижение веществ в организме растений и животных. Кровеносная система человека.
Кровь, ее состав и значение. Кровеносные сосуды. Сердце. Внешний вид, величина, положение сердца в грудной клетке.
Работа сердца. Пульс. Кровяное давление. Движение крови по сосудам.
Заболевания сердца (инфаркт, ишемическая болезнь, сердечная недостаточность). Профилактика сердечно-сосудистых
заболеваний.
Значение физкультуры и спорта для укрепления сердца. Сердце тренированного и нетренированного человека. Правила
тренировки сердца, постепенное увеличение нагрузки.

Вредное влияние никотина, спиртных напитков, наркотических средств на сердечно - сосудистую систему.
Первая помощь при кровотечении. Донорство — это почетно.
Наблюдения и практические работы. Подсчет частоты пульса и измерение кровяного давления с помощью учителя в
спокойном состоянии и после дозированных гимнастических упражнений. Обработка царапин йодом. Наложение повязок на
раны.
Демонстрация примеров первой доврачебной помощи при кровотечении.
Дыхание
Значение дыхания для растений, животных, человека.
Органы дыхания человека: носовая и ротовая полости, гортань, трахея, бронхи, легкие.
Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. Газообмен в легких и тканях.
Гигиена дыхания. Необходимость чистого воздуха для дыхания. Передача болезней через воздух (пыль, кашель,
чихание). Болезни органов дыхания и их предупреждение (ОРЗ, гайморит, тонзиллит, бронхит, туберкулез и др.).
Влияние никотина на органы дыхания.
Гигиенические требования к составу воздуха в жилых помещениях. Загрязнение атмосферы. Запыленность и
загазованность воздуха, их вредное влияние.
Озеленение городов, значение зеленых насаждений, комнатных растений для здоровья человека.
Демонстрация доврачебной помощи при нарушении дыхания (искусственное дыхание, кислородная подушка и т. п.).
Питание и пищеварение
Особенности питания растений, животных, человека.
Значение питания для человека. Пища растительная и животная. Состав пищи: белки, жиры, углеводы, вода,
минеральные соли. Витамины. Значение овощей и фруктов для здоровья человека. Авитаминоз.
Органы пищеварения: ротовая полость, пищевод, желудок, поджелудочная железа, печень, кишечник.
Здоровые зубы — здоровое тело (строение и значение зубов, уход, лечение). Значение пережевывания пищи. Отделение
слюны. Изменение пищи во рту под действием слюны. Глотание. Изменение пищи в желудке. Пищеварение в кишечнике.
Гигиена питания. Значение приготовления пищи. Нормы питания. Пища народов разных стран. Культура поведения во
время еды.
Заболевания пищеварительной системы и их профилактика (аппендицит, дизентерия, холера, гастрит). Причины и
признаки пищевых отравлений. Влияние вредных привычек на пищеварительную систему.
Доврачебная помощь при нарушениях пищеварения.
Демонстрация опытов. Обнаружение крахмала в хлебе, картофеле. Действие слюны на крахмал.
Демонстрация правильного поведения за столом во время приема пищи, умения есть красиво.
Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов. Органы образования и выделения мочи (почки, мочеточник,
мочевой пузырь, мочеиспускательный канал).
Внешний вид почек, их расположение в организме человека. Значение выделения мочи.
Предупреждение почечных заболеваний. Профилактика цистита.
Практические работы. Зарисовка почки в разрезе.
Покровы тела
Кожа и ее роль в жизни человека. Значение кожи для защиты, осязания, выделения пота и жира, терморегуляции.
Производные кожи: волосы, ногти.
Закаливание организма (солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, влажные обтирания).
Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, термических и химических ожогах, обморожении,
поражении электрическим током.
Кожные заболевания и их профилактика (педикулез, чесотка, лишай, экзема и др.). Гигиена кожи. Угри и причины их
появления. Гигиеническая и декоративная косметика. Уход за волосами и ногтями. Гигиенические требования к одежде и
обуви.
Практическая работа. Выполнение различных приемов наложения повязок на условно пораженный участок кожи.
Нервная система
Значение и строение нервной системы (спинной и головной мозг, нервы).
Гигиена умственного и физического труда. Режим дня. Сон и значение. Сновидения. Гигиена сна. Предупреждение
перегрузок, чередование труда и отдыха.
Отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на нервную систему.
Заболевания нервной системы (менингит, энцефалит, радикулит, невралгия). Профилактика травматизма и заболеваний
нервной системы.
Органы чувств
Значение органов чувств у животных и человека.
Орган зрения человека. Строение, функции и значение. Болезни органов зрения, их профилактика. Гигиена зрения.
Первая помощь при повреждении глаз.
Орган слуха человека. Строение и значение. Заболевания органа слуха, предупреждение нарушений слуха. Гигиена.
Органы осязания, обоняния, вкуса (слизистая оболочка языка и полости носа, кожная чувствительность: болевая,
температурная и тактильная). Расположение и значение этих органов.
Охрана всех органов чувств.
Демонстрация муляжей глаза и уха.

Тематическое планирование 7 класс
№
Тема
урока
п/п
1
Разнообразие растений.
2
Значение растений
3
Охрана растений
Раздел «Общее знакомство с цветковыми растениями»
4
Строение растения.
5
Строение цветка
6
Виды соцветий
7
Опыление цветков
8
Плоды. Разнообразие плодов.
9
Размножение растений семенами. Распространение плодов
и семян
10
Внешний вид и строение семени фасоли
11
Строение семени пшеницы
12
Условия прорастания и определение всхожести семян
13
Правила заделки семян в почву
14
Корень. Виды корней
15
Корневые системы и значение корня.
16
Видоизменение корней.
17
Внешнее строение листа
18
Из каких веществ состоит растение. Образование
органических веществ.
19
Испарение воды листьями.
20
Дыхание растений.
21
Листопад и его значение
22
Строение стебля
23
Значение стебля в жизни растения
24
Разнообразие стеблей

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся

1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

1
1
1
1
1
1

Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником, с интерактивной доской
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, работа с карточками

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, проведение опыта
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, проведение опыта

1
1
1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

Растение целостный организм. Взаимосвязь частей
растения
26
Связь растения со средой обитания.
27
Мхи. Папоротники
28
Хвойные растения.
29
Деление цветковых на классы
Раздел «Однодольные покрытосеменные растения».
30
Злаковые. Общие признаки
31
Хлебные злаковые культуры
32
Выращивание зерновых
33
Использование злаков в народном хозяйстве
34
Лилейные. Общие признаки.
35
Цветочно-декоративные лилейные
36
Овощные лилейные
37
Дикорастущие лилейные. Ландыш
Раздел «Двудольные покрытосеменные растения».
38
Дикорастущие пасленовые. Паслен.
39
Овощные и технические пасленовые. Картофель.
40
Овощные пасленовые. Томат
41
Овощные пасленовые. Баклажан и перец
42
Цветочно-декоративные пасленовые
43
Бобовые. Общие признаки бобовых.
44
Пищевые бобовые растения (бобы и горох)
45
Фасоль и соя – южные бобовые культуры
46
Кормовые бобовые растения
Раздел «Розоцветные»
47
Общие признаки розоцветных.
48
Шиповник – растение группы розоцветных
49
Яблоня
50
Груша
51
Вишня
52
Малина
25

1

Работа с учебником, с интерактивной доской

1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

1
1
1
1
1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

1
1
1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65-68

Земляника
Персик и абрикос – южные плодовые розоцветные
культуры
Сложноцветные. Общие признаки (подсолнечник)
Календула и бархатцы
Маргаритка и георгин
Перевалка и пересадка комнатных растений
Осенняя обработка почвы
Весенняя обработка почвы
Бактерии
Грибы. Строение грибов.
Съедобные и несъедобные грибы
Растения – живой организм
Урок контроля и систематизации знаний

1
1

Работа с учебником
Работа с учебником

1
1
1
1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником, практическая работа
Работа с учебником
Работа с учебником, практическая работа

1
1
1
4

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, работа с карточками

Тематическое планирование 8 класс
№
Тема
урока
п/п
1
Многообразие животного мира.
Раздел «Беспозвоночные животные».
2
Общие признаки червей (кольчатых). Дождевой червь.
3
Круглые черви – паразиты человека
4
Беспозвоночные
5
Внешнее строение и образ жизни насекомых.
6
Бабочка - капустница.
7
Яблонная плодожорка
8
Майский жук
9
Комнатные мухи
10
Медоносная пчела
11
Тутовый шелкопряд

Количество
часов

Основные виды деятельности обучающихся

1

Работа с учебником

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником, с интерактивной доской
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, с интерактивной доской
Работа с учебником
Работа с учебником

Позвоночные животные
Раздел «Рыбы»
12
Общие признаки рыб. Внешнее строение и скелет рыбы.
13
Внутреннее строение рыб
14
Размножение рыб.
15
Речные рыбы.
16
Морские рыбы.
17
Рыболовство и рыбоводство
18
Рациональное использование и охрана рыб.
Раздел «Земноводные и пресмыкающиеся»
19
Среда обитания и внешнее строение лягушки.
20
Внутреннее строение земноводных.
21
Размножение и развитие лягушки
22
Общие признаки и внешнее строение и среда обитания
пресмыкающихся
23
Внутреннее строение пресмыкающихся
24
Размножение и развитие пресмыкающихся
Раздел «Птицы»
25
Общие признаки м особенности внешнего строения птиц
26
Особенности скелета птиц.
27
Особенности внутреннего строения птиц.
28
Размножение и развитие птиц
29
Птицы - кормящиеся в воздухе.
30
Птицы леса.
31
Хищные птицы
32
Птицы пресных водоёмов и болот.
33
Птицы, обитающие вблизи жилья. человека.
34
Домашние куры.
35
Домашние утки и гуси.
36
Птицеводство
Раздел «Млекопитающие»
37
Общие признаки млекопитающих и их внешнее строение
38
Особенности скелета и нервной системы млекопитающих.

1
1
1
1
1
1
1

Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

1
1

Работа с учебником
Работа с учебником

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

1
1

Работа с учебником, с интерактивной доской
Работа с учебником, работа с карточками

39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65-68

Внутренние органы млекопитающих.
Грызуны.
Значение грызунов в природе и жизни человека.
Зайцеобразные.
Разведение домашних кроликов.
Хищные звери.
Дикие пушные хищные звери.
Развитие норки на зверофермах.
Домашние хищные звери.
Ластоногие
Китообразные
Парнокопытные
Непарнокопытные
Приматы.
Корова.
Содержание коров на фермах. Выращивание телят.
Овцы.
Содержание овец и выращивание ягнят.
Верблюды
Северные олени
Домашние свиньи
Содержание свиней на свиноводческих фермах.
Выращивание поросят
Домашние лошади
Содержание лошадей и выращивание жеребят
Что мы узнали о животных?
Урок контроля и систематизации знаний

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, работа с карточками

Тематическое планирование 9 класс
№
урока
п/п
1

Тема
Человек – удивительное творение природы.

Количество
часов
1

Основные виды деятельности обучающихся
Работа с учебником

2
Место человека среди млекопитающих
3
Строение клеток и тканей организма
4
Органы и системы органов человека
Раздел «Опорно – двигательная система»
5
Скелет человека. Его значение. Основные части скелета.
6
Состав и строение костей
7
Соединение костей
8
Череп
9
Скелет туловища
10
Скелет верхних конечностей
11
Скелет нижних конечностей
12
Первая помощь при растяжении связок, переломах костей,
вывихах суставов.
13
Значение и строение мышц.
14
Основные группы мышц человека
15
Работа мышц. Физическое утомление
16
Предупреждение искривления позвоночника.
Плоскостопие
17
Значение опорно-двигательной системы. Роль физических
упражнений в ее формировании
18
Опорно – двигательная система
Раздел «Система кровообращения».
19
Значение крови и кровообращения.
20
Состав крови
21
Сосуды.
22
Сердце и его работа.
23
Большой и малый круги
кровообращения.
24
Сердечно - сосудистые заболевания и их предупреждение
25
Первая помощь при кровотечениях.
26
Система кровообращения
Раздел «Дыхательная система»

1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

1
1
1
1
1
1
1
1

Работа с учебником, с интерактивной доской
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником

1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

1

Работа с учебником

1

Работа с карточками

1
1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, с интерактивной доской

1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с карточками

Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхания.
Их строение и функции
28
Газообмен в легких и тканях
29
Гигиена дыхания.
30
Болезни органов дыхания и их предупреждение
31
Дыхательная система
Раздел «Пищеварительная система»
32
Значение питания. Пищевые продукты
33
Питательные вещества.
34
Витамины.
35
Органы пищеварения
36
Ротовая полость. Зубы.
37
Изменение пищи в желудке.
38
Изменение пищи в кишечнике. Печень.
39
Гигиена питания.
Уход за зубами и ротовой полостью
40
Предупреждение желудочно-кишечных и инфекционных
заболеваний и глистных заражений
41
Пищевые отравления
42
Пищеварительная система
Раздел «Мочевыделительная система»
43
Почки – органы выделения
44
Предупреждение почечных заболеваний
Раздел «Кожа»
45
Кожа и ее роль в жизни человека.
46
Уход за кожей.
47
Волосы и ногти. Уход за волосами и ногтями

1

Работа с учебником, с интерактивной доской

1
1
1

Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с карточками

1
1
1
1
1
1
1
1

Работа с карточками
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником, с интерактивной доской
Работа с учебником
Работа с учебником, работа с карточками

1

Работа с учебником

1
1

Работа с учебником
Работа с учебником

1
1

Работа с учебником, с интерактивной доской
Работа с учебником

1
1
1

Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником
Работа с учебником

48
Закаливание организма
49
Первая помощь при тепловых и солнечных ударах
50
Первая помощь при ожогах и обморожении
51
Кожа
Раздел «Нервная система»
52
Головной и спинной мозг

1
1
1
1

Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с карточками

1

Работа с учебником, работа с карточками

27

Нервы. Значение нервной системы
Режим дня, гигиена труда.
Сон и его значение
55
Вредное влияние спиртных напитков и курения на нервную
систему
56
Нервная система
Раздел «Органы чувств»
57
Орган зрения.
58
Гигиена зрения.
59
Орган слуха. Гигиена слуха.
60
Орган обоняния
61
Орган вкуса
62
Органы чувств
63
Охрана здоровья человека.
64
Система учреждений здравоохранения в РФ
65-68 Урок контроля и систематизации знаний
53
54

1
1

Работа с учебником
Работа с учебником

1

Работа с учебником

1

Работа с карточками

1
1
1
1
1
1
1
1
4

Работа с учебником, с интерактивной доской
Работа с учебником
Работа с учебником, работа с карточками
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с карточками
Работа с учебником
Работа с учебником
Работа с учебником

Материально – техническое обеспечение
Учебники и учебные пособия
З. А. Клепинина. Биология. Растения. Бактерии. Грибы. 7 класс. – М.: Просвещение, 2012.
А.И. Никишов учебник 8 класса для специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида «Биология. Животные» М.:
«Просвещение» 2015 г.
Биология. Человек. 9 класс: учеб.для спец. (коррекц) образоват. учреждений VIII вида / Е.Н.Соломина, Т.В.Шевырева. – 5-е изд. – М.:
Просвещение, 2015. – 239с.: ил.
Учебно – методическое обеспечение
Плакаты «Многообразие растительного мира», «Строение растения»
Карточки «Внутреннее и внешнее строение животных»
Плакаты «Системы органов», «Строение органов»

Приложение
Контрольно – оценочные материалы
7 класс
Раздел «Общее знакомство с цветковыми растениями»
Заполни таблицу
Органы
Его описание
Работа, которую он
цветкового растения
выполняет
корень
стебель
лист
цветок
1. Назовите части цветка.________________________________________
2. Какая часть цветка окрашена в разные цвета?_____________________
3. Какие части цветка главные?___________________________________
4. Что образуется в утолщенной части тычинок?_____________________
5. Что образуется из нижней части пестика?_________________________
6. Перечисли виды соцветий______________________________________
_______________________________________________________________
7. Какие виды плодов знаешь? _____________________________________
_______________________________________________________________
8. Нарисуй сложный и простой листья.
Раздел «Однодольные покрытосеменные растения».
1.
Напиши известные злаковые растения _________________________
__________________________________________________________
2.
Почему выращивание пшеницы играет важную роль в жизни человека?
_________________________________________________
3.
Как семена злаковых готовят к посеву? ________________________
__________________________________________________________
4.
Из какого вида злаковых получают перловую крупу? __________________________________________________________

5.
Что получают из семян кукурузы? ____________________________
__________________________________________________________
6.
От какого растения произошло название семейства лилейные? __________________________
7.
Строение цветка лилейных __________________________________
__________________________________________________________
8.
Перечисли цветочно-декоративные лилейные ___________________
__________________________________________________________
9.
Почему люди выращивают цветочно-декоративные растения?
__________________________________________________________
10.
Перечисли овощные лилейные растения __________________________________________________________
11.
Почему плоды ландыша нельзя употреблять в пищу? __________________________________________________________
12.
Почему злаковые и лилейные растения относят к однодольным растениям?
________________________________________________
13.
Какая корневая система у однодольных растений __________________________________________________________
Раздел «Двудольные покрытосеменные растения».
1.
Перечисли пищевые растения, которые относятся к семейству пасленовые
___________________________________________________________________
2.
Перечисли цветочно - декоративные растения, которые относятся к семейству пасленовые
___________________________________________________________________
3.
Перечисли пищевые растения, которые относятся к семейству бобовые
___________________________________________________________________
4.
Перечисли кормовые растения, которые относятся к семейству бобовые
___________________________________________________________________
5.
Какое строение имеет цветок пасленовых _______________________________
6.
Почему выращивают картофель? ___________________________________________________________________
7.
Плоды томатов называются __________________________________________
8.
Чем отличаются плоды перца от других плодов пасленовых
___________________________________________________________________
9.
Плоды петуньи и душистого табака называются _________________________

10.
Для чего на корнях бобовых образовываются утолщения – клубеньки?
___________________________________________________________________
11.
Какое строение имеет цветок бобовых? _________________________________
12.
Применение сои ___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
13.
Почему клевер и люпин относятся к семейству бобовых?
___________________________________________________________________
14.
Почему люди выращивают клевер и люпин ___________________________________________________________________
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.

Раздел «Розоцветные».
Какие растения относятся к розоцветным? ____________________________________________
Строение цветка розоцветных (схема) ________________________________________________
Польза шиповника ________________________________________________________________
Как называется плод груши? ________________________________________________________
Как размножают яблони и груши? ___________________________________________________
Плод вишни называется ____________________________________________________________
Как размножают землянику? ________________________________________________________
Почему персик и абрикос считают южными культурами? _______________________________
Почему люди выращивают подсолнечник? ____________________________________________
Какую пользу приносят бархатцы? __________________________________________________
8 класс
Раздел «Беспозвоночные животные».

1.
Строение насекомых
________________________________
________________________________
________________________________
2.
Сколько пар ног у насекомых? ___________________________
3.
Сколько пар крыльев?____________________________________

4.
Чем отличается самец бабочки – капустницы от самки_____________________
___________________________________________________________________
5.
Почему гусениц бабочки – капустницы не едят птицы?____________________
___________________________________________________________________
6.
Какой вред наносит яблонная плодожорка? ______________________________
___________________________________________________________________
7.
Когда в природе можно наблюдать лет майского жука?____________________
8.
Сколько времени длится развитие майского жука?________________________
9.
Сколько времени развивается комнатная муха от отложенного яйца до взрослого
насекомого?_________________________________________________________
10.
Какой вред приносят мухи человеку?____________________________________
____________________________________________________________________
11.
Состав пчелиной семьи:
________________________________
________________________________
________________________________
12.
Пчелиная семья насчитывает ___________________________________________
13.
Что такое роение?_____________________________________________________
_____________________________________________________________________
14.
Разведение пчел называется ____________________________________________
15.
Участок, на котором стоят ульи называется _______________________________
16.
Почему бабочку назвали тутовый шелкопряд? ____________________________
____________________________________________________________________
17.
Стадии развития тутового шелкопряда
____________________________________________________________________
18.
Почему бабочка тутового шелкопряда живет всего 20 дней? ________________
____________________________________________________________________

Раздел «Рыбы»
1.
Рыбы имеют _____________________________ форму тела.
2.
Тело рыбы разделено на ___________________, ________________, ________________
3.
Снаружи тело покрыто _________________________
4.
______________ покрывает тонким слоем чешую рыбы
5.
__________________________________ позволяет рыбе ощущать направление и силу течения воды.
6.
Рыбы передвигаются при помощи _______________________________
7.
Внутри тела рыб находятся системы органов
__________________________, ________________________________,
_____________________________ и ______________________________________ .
8.
Органы дыхания рыб _________________________
9.
Процесс размножения называется _____________________________________
10.
Как называются рыбы, обитающие в пресных водоемах __________________
11.
Как называются рыбы, обитающие в соленых водоемах ___________________
12.
Приведите примеры речных рыб ______________________________________
13.
Приведите примеры морских рыб _____________________________________
14.
Что такое рыболовство? _____________________________________________
15.
Что такое рыбоводство? _____________________________________________
16.
Почему карпа относят к домашним рыбам? _____________________________
___________________________________________________________________
17.
Как люди охраняют рыбные ресурсы? _________________________________
________________________________________________________________________
________________________________________________________________________
Раздел «Земноводные и пресмыкающиеся»
1.
Каких животных называют земноводными? _____________________________________________
______________________________________________________________________________________
2.
Приведите примеры земноводных _____________________________________________________

3.
Почему пресмыкающихся так называют? _______________________________________________
___________________________________________________________________________________
4.
Поставь «+» в нужную графу
Земноводные
Пресмыкающиеся

Это позвоночное животное
Тело разделено на голову, туловище,
ноги.
Кожа сухая, покрыта роговой чешуей,
Дышит только легкими.
Задние конечности длиннее передних
Во рту есть ядовитые зубы.
Дыхание кожное
Сердце состоит из трех камер
Кожа влажная, голая.
Рождает живых детенышей.
При опасности сбрасывает хвост
Откладывает яйца, покрытые
скорлупой.
Откладывает икру в воде
Передвигается прыжками
Не заботятся о потомстве
5.
Какие земноводные живут в Хакасии? ___________________________________________________
________________________________________________________________________________________
6.
Какие пресмыкающиеся заботятся о потомстве? ___________________________________________
7.
Какие земноводные живут в садах? ______________________________________________________
8.
Почему головастик не похож на лягушку? ________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
9.
Почему ужи нежелательны в прудах, где разводят рыб? _____________________________________
_____________________________________________________________________________________
10.
Какую пользу приносят гадюки человеку? ________________________________________________
_____________________________________________________________________________________

Раздел «Птицы»
1.
Птицы, единственные животные, тело которых покрыто _________________
2.
Какое значение в полете имеет хост? __________________________________________________________________
3.
Чем отличаются кости скелета птиц от других животных _________________
__________________________________________________________________
4.
Сердце птиц _________ камерное
5.
Благодаря чему желток в яйце всегда в середине? _________________________________________________________
6.
Перечисли птиц, кормящихся в воздухе __________________________________________________________________
7.
Почему дятлов и синиц называют докторами леса? ________________________________________________________
8.
По какому признаку можно узнать хищную птицу?________________________________________________________
9.
Что помогает сове выслеживать добычу? _______________________________________________________________
10.
Чем полезны сова и степной орел? _____________________________________________________________________
11.
Благодаря чему утка хорошо плавает? __________________________________________________________________
12.
Перечисли птиц, живущих вблизи жилья человека ________________________________________________________
13.
От каких птиц произошли домашние куры? ______________________________________________________________
14.
Чем отличаются домашние куры от диких? ______________________________________________________________
15.
Где разводят большое количество кур, уток, гусей? _______________________________________________________
16.
Как выводят цыплят на птицефабриках? __________________________________________________________________
17.
На какой день вылупляются цыплята? _________________________________
Раздел «Млекопитающие»
1.
2.
3.
4.
5.
6.

Почему животных называют млекопитающие? ________________________________________
Чем питаются млекопитающие? ____________________________________________________
Сердце млекопитающих состоит из ___________ камер
Где в природе можно встретить грызунов? ___________________________________________
Почему у грызунов длинный кишечник? _____________________________________________
Каких животных называют хищными зверями? _______________________________________

7.
Каких хищных зверей человек разводит? ____________________________________________
8.
Какие животные относятся к парнокопытным? _______________________________________
9.
Приведи примеры непарнокопытных животных ______________________________________
10.
Какие животные относятся к приматам? _____________________________________________
11.
Каких приматов называют человекообразными обезьянами? ____________________________
12.
Почему люди разводят домашний скот? ______________________________________________
13.
Чем кормят телят на ферме? ________________________________________________________
14.
От каких животных произошли домашние свиньи? ____________________________________
Какое значение лошадь имеет в жизни человека? _____________________________________
9 класс
Раздел «Опорно – двигательная система»
Дополни предложение.
Наука, изучающая строение тела человека называется _______________________________________
Наука, изучающая работу организма человека и его органов, называется __________________________________
Наука, изучающая влияние условий жизни и труда на здоровье человека называется ________________________
Строение клетки: _________________________________________________________________________________
Ткани человека: _______________ – защитная функция; ___________________ – образование хрящей и костей, запас питательных
веществ, защитная и транспортная функции; _________________ – обеспечивает движение тела; ______________________________ –
связь мозга с организмом
_________________ – это часть тела человека, которая имеет определенное строение, расположение и функцию.
____________________ – это единая целая система взаимозависимых органов
_______________________________ – это связанные между собой органы, объединенные общей работой
«Опорно-двигательная система»
__________________________ – это все кости в организме человека, обеспечивающие ему опору, сохранение формы и
защищающие его от повреждений
____________________ – это основная часть скелета, которая состоит из минеральных и органических веществ
Органические вещества предают костям ______________ и ______________, а минеральные вещества ________
Сверху кость покрывает тонкая оболочка - ____________________, которая вырабатывает то вещество, за счет которого кости растут
и срастаются при трещинах и переломах
Различают три вида костей :________________________________________________________________________

Виды соединения костей: _______________ (тазовые кости и кости черепа), ________________ (кости образующие грудную клетку)
и _______________________ (суставы)
Скелет человека образован скелетом головы или черепом, скелетом туловища и скелетом верхних и нижних конечностей
Сверху скелет человека покрыт _________________, которые приводят в движение тело и защищают внутренние органы.
Виды мышц: _______________ (руки и ноги), _____________(живот и спина), _______________(лицо и между позвонками)
Причины травм опорно-двигательной системы: _____________________. Признаки травм: __________________
________________________________________________________________________________________________
Первая помощь при ушибе: ________________________________________________________________________
Первая помощь при растяжении: ___________________________________________________________________
Первая помощь при вывихе: _______________________________________________________________________
Вправлять вывих самостоятельно ________________________________!!!
Первая помощь при переломе: _____________________________________________________________________
Для предотвращения физического утомления необходимо чередовать ____________________________________
Раздел «Система кровообращения».
1.
Кровь – это ________________________________________________________________
2.
Кровообращение – это _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
3.
Кровь состоит из _________________________ и _________________________________
4.
К клеткам крови относятся ____________________________, ______________________
и ______________________________.
5.
Значение крови для человека.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
6.
Кровеносные сосуды – это ___________________________________________________
_____________________________________________________________________________
7.
Перечисли кровеносные сосуды от большего к меньшему: ____________________,
_____________________, _________________________, ______________________________
8.
Сердце человека состоит из ___-х камер
9.
Большой круг кровообращения – это___________________________________________
______________________________________________________________________________
10.
Малый круг кровообращения – это ____________________________________________

______________________________________________________________________________
11.
Признаки кровотечений
Артериальное _________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Венозное _____________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
Капиллярное __________________________________________________________________
______________________________________________________________________________
12.
Перечисли заболевания сердечно – сосудистой системы __________________________
______________________________________________________________________________
13.
Назови причины возникновения этих заболеваний _______________________________
______________________________________________________________________________
14.
Меры профилактики заболеваний сердечно – сосудистой системы __________________
______________________________________________________________________________
Раздел «Дыхательная система»
1.
1.

____________________________

2.

____________________________

3.

____________________________

4.

____________________________

5.

____________________________

6.

____________________________

7.

____________________________

8.

____________________________

_
_
_
_
_
_
_

_

2.
Значение дыхания.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
3.
Пузырьки легких называются - __________________________________________
4.
Функции дыхательной системы (выбери верное)
1. Газообмен
2. Питание
3. Дыхательный процесс
5.
Почему воздух в деревне чище, чем в городе? _____________________________
_____________________________________________________________________
6.
Какие меры принимаются для охраны воздуха? ____________________________
_____________________________________________________________________
7.
Перечисли болезни органов дыхания.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
8.
Причины болезней органов дыхания.
_____________________________________________________________________
_____________________________________________________________________
Раздел «Пищеварительная система»
1.

Что такое система органов? _____________________________________________

__________________________________________________________________________
2.
Что такое питание? ____________________________________________________
__________________________________________________________________________
3.
Что такое пищеварение? ________________________________________________
__________________________________________________________________________
4.
Перечисли питательные вещества ________________________________________
__________________________________________________________________________
5.
Для чего организму нужны жиры? _______________________________________
__________________________________________________________________________
6.
Для чего организму необходимы питательные вещества? ____________________
__________________________________________________________________________
7.
Перечисли органы пищеварения _________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
8.
Какую роль в пищеварении играют язык и зубы? ___________________________
__________________________________________________________________________
9.
Главный орган пищеварительной системы. ________________________________
10.
Что происходит с кровью в печени? _____________________________________
__________________________________________________________________________
11.

Сколько раз в день необходимо принимать пищу? __________________________

12.
Причины желудочно – кишечных заболеваний _____________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
13.
Признаки отравления __________________________________________________
__________________________________________________________________________
14.
Что необходимо делать при отравлении? __________________________________
__________________________________________________________________________
Раздел «Мочевыделительная система»
1.
2.
3.

У человека ________________ почки.
Они расположены _________________________________________________________
По форме почки похожи на _________________________________________________

4.

Масса одной почки __________________

5.

Перечисли органы мочевыделительной системы ________________________________
Какую роль играют почки в организме? ________________________________________
Что надо делать, чФтобы почки были здоровы? ___________________________________
Как алкоголь влияет на органы выделения? _____________________________________

6.
7.

8.

Раздел «Кожа»
1.
2.

Чем покрыто тело человека? ____________________________________________
Почему кожа самый большой орган в организме человека

3.
Перечисли функции кожи
__________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________
4.
Перечисли слои кожи
______________________________________________
______________________________________________
______________________________________________
5.
Назови виды волос, где расположены
__________________________________________________________________________________________________________________
Что такое закаливание?
__________________________________________________________________________________________________________________
__

6.
Перечисли способы закаливания
__________________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________
7.
Как защитить кожу от перегрева?
___________________________________________________________________________________________________________________
8.
Первая помощи при солнечном ударе
__________________________________________________________________________________________________________________
9.
Как защитить кожу от мороза?
___________________________________________________________________________________________________________________
10.
Первая помощи при легком обморожении
___________________________________________________________________________________________________________________
11.
Как надо ухаживать за кожей?
__________________________________________________________________________________________________________________

Раздел «Нервная система»
1.
Нервная система состоит из _______________________________________, _____________________________________ и
__________________________
2.
Головной мозг состоит из ______________________ и ____________________ полушарий,
____________________________________ и _____________________________________________________ .
3.
Правое полушарие головного мозга отвечает за
_______________________________________________________________________________________________________________________
___________________
4.
Левое полушарие отвечает за
_______________________________________________________________________________________________________________________
___________________
5.
Спинной мозг находится в _____________________________________________________________________
6.
Благодаря чему команды от мозга поступают к органам?
_____________________________________________________________________
7.
Основное свойство нервов – это _____________________________________________________________________
8.
Чтобы нервная система была здорова, необходимо соблюдать _________________________________ и
______________________________________________
9.
Сон необходим для _____________________________________________________________________
10.
Сон для старших школьников должен длиться _____________________________
11.
Алкоголь, курение и наркотики приводят к ________________________________ нервной системы и
____________________________________________________
12.
Как называется врач, который помогает бороться с вредными
привычками__________________________________________________________
Раздел «Органы чувств»
1.
Что такое органы чувств? ____________________________________________________
__________________________________________________________________________
2.
Какие органы относятся к органам чувств? _____________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
3.
Какую функцию выполняет орган зрения? _____________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
4.
Как защищен орган зрения? __________________________________________________

__________________________________________________________________________
5.
Как сохранить орган зрения? _________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
6.
Какую функцию выполняет орган слуха? _______________________________________
__________________________________________________________________________
7.
Из каких отделов состоит орган слуха? ________________________________________
__________________________________________________________________________
8.
Как сохранить орган слуха? __________________________________________________
__________________________________________________________________________
9.
Какую функцию выполняет орган обоняния? ___________________________________
__________________________________________________________________________
10.
Где находится орган обоняния? _______________________________________________
11.
Как сохранить орган обоняния? _______________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
12.
Какую функцию выполняет орган вкуса? _______________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
13.
Где расположен орган вкуса? _________________________________________________
14.
Как расположены вкусовые зоны? ____________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
15.
Как сохранить орган вкуса? __________________________________________________
__________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».