Приложение 11 к адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа – интернат» Рабочая программа по географии VI - IХ класс с. Белый Яр, 2016 г. Рабочая программа по предмету «География» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016г. №275-1 Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ» Разработчик: Павлюкевич Анна Александровна Пояснительная записка Общие цели: формирование представлений о географии и ее роли в понимании природных и социально-экономических процессов и их взаимосвязей; формирование представлений об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России, разных материков и отдельных стран. формирование умения выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений; формирование умений и навыков использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф овладение основами картографической грамотности и использование элементарных практических умений и приемов использования географической карты для получения географической информации; формирование умения вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий. Общая характеристика предмета Предмет «География» является учебным предметом, синтезирующим многие компоненты общественно-научного и естественнонаучного знания. Изучение географии позволяет формировать широкий спектр видов учебной деятельности, таких, как умение классифицировать, наблюдать, делать выводы, объяснять, доказывать, давать определения понятиям. Описание места предмета в учебном плане В обязательной части Учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «География» входит в состав предметной области «Естествознание». Личностные результаты: Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты VI класс Минимальный уровень: владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы. VII класс Минимальный уровень: представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей страны. VIII класс Минимальный уровень: представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах разных материков; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников. IX класс Минимальный уровень: представления об особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах России и отдельных стран; владение приемами элементарного чтения географической карты: декодирование условных знаков карты; определение направлений на карте; определение расстояний по карте при помощи масштаба; умение описывать географический объект по карте; выделение, описание и объяснение существенных признаков географических объектов и явлений; сравнение географических объектов, фактов, явлений, событий по заданным критериям; использование географических знаний в повседневной жизни для объяснения явлений и процессов, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случаях стихийных бедствий и техногенных катастроф. Достаточный уровень: применение элементарных практических умений и приемов работы с географической картой для получения географической информации; ведение наблюдений за объектами, процессами и явлениями географической среды, оценка их изменения в результате природных и антропогенных воздействий; нахождение в различных источниках и анализ географической информации; применение приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; называние и показ на иллюстрациях изученных культурных и исторических памятников своей республики. Содержание предмета Начальный курс физической географии: Понятие о географии как науке. Явления природы: ветер, дождь, гроза. Географические сведения о своей местности и труде населения. Ориентирование на местности. Горизонт, линии, стороны горизонта. Компас и правила пользования им. План и карта. Масштаб. Условные знаки плана местности. План и географическая карта. Масштаб карты. Условные цвета и знаки физической карты. Физическая карта России. Формы поверхности земли. Рельеф местности, его основные формы. Равнины, холмы, горы. Понятие о землетрясениях и вулканах. Овраги и их образование. Вода на земле. Река и ее части. Горные и равнинные реки. Озера, водохранилища, пруды. Болота и их осушение. Родник и его образование. Колодец. Водопровод. Океаны и моря. Ураганы и штормы. Острова и полуострова. Водоемы нашей местности. Охрана воды от загрязнения. Земной шар. Краткие сведения о Земле, Солнце и Луне. Планеты. Земля ― планета. Освоение космоса. Глобус – модель земного шара. Земная ось, экватор, полюса. Физическая карта полушарий. Океаны и материки на глобусе и карте полушарий. Первые кругосветные путешествия. Значение Солнца для жизни на Земле. Понятие о климате, его отличие от погоды. Основные типы климата. Пояса освещенности, их изображение на глобусе и карте полушарий. Природа тропического пояса. Природа умеренных и полярных поясов. Положение России на глобусе, карте полушарий, физической карте. Границы России. Океаны и моря, омывающие берега России. Острова и полуострова России. География России: Общая характеристика природы и хозяйства России. Географическое положение России на карте мира. Морские и сухопутные границы. Европейская и азиатская части России. Разнообразие рельефа. Острова и полуострова. Административное деление России. Полезные ископаемые, их месторождения, пути рационального использования. Типы климата в разных частях России. Водные ресурсы России, их использование. Экологические проблемы. Численность населения России, его размещение. Народы России. Отрасли промышленности. Уровни развития европейской и азиатской частей России. Природные зоны России. Зона арктических пустынь. Тундра. Лесная зона. Степи. Полупустыни и пустыни. Субтропики. Высотная поясность в горах. География материков и океанов: Материки и океаны на глобусе и физической карте полушарий. Атлантический океан. Северный Ледовитый океан. Тихий океан. Индийский океан. Хозяйственное значение. Судоходство. Африка, Австралия, Антарктида, Северная Америка, Южная Америка, Евразия: географическое положение и очертания берегов, острова и полуострова, рельеф, климат, реки и озера, природа материка, население и государства. Государства Евразии: Политическая карта Евразии. Государства Евразии. Западная Европа, Южная Европа, Северная Европа, Восточная Европа. Центральная Азия. Юго-Западная Азия. Южная Азия. Восточная Азия. Юго-Восточная Азия. Россия. Свой край. История возникновения. Положение на карте, границы. Рельеф. Полезные ископаемые и почвы нашей местности. Климат. Реки, пруды, озера, каналы нашей местности. Охрана водоемов. Растительный и животный мир нашей местности. Население нашего края. Национальные обычаи, традиции, национальная кухня. Промышленность нашей местности. Специализация сельского хозяйства. Транспорт нашего края. Архитектурно-исторические и культурные памятники нашего края. Тематическое планирование VI класс № урока п/п 1. Что изучает география? Тема Количество часов 1 Основные виды деятельности обучающихся Работа с учебником 2. 3. 4. 5. Наблюдения за изменениями высоты солнца и погоды Явления природы Горизонт. Линия горизонта Стороны горизонта 1 1 1 1 6. Компас и правила пользования им 1 7. Ориентирование по местным признакам природы 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. 17. 18. Равнины, холмы Овраги и их образование Горы. Землетрясения. Извержения вулканов Вода в природе Родник и его образование Колодец. Водопровод Как люди используют реки Озера, водохранилища, пруды Болота, их осушение Океаны и моря 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 19. Острова и полуострова 20. Водоемы Республики Хакасия 1 1 21. Рисунок и план предмета 22. План и масштаб 23. План класса 1 1 24. План школьного участка 1 1 Работа с учебником Работа с интерактивной доской Работа с интерактивной доской Работа с учебником Практическая работа «Определение сторон горизонта» Работа с учебником Практическая работа «Определение сторон горизонта по компасу» Работа с учебником Практическая работа «Ориентирование по местным признакам природы» Работа с учебником Работа с интерактивной доской Работа с приложением к учебнику Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с физической картой Работа с учебником Работа с физической картой полушарий Работа с физической картой Работа с физической картой Республики Хакасия Работа с учебником Работа с учебником Практическая работа «Схематический план класса» Практическая работа 25. 26. 27. 28. 29. 30. 31. 32. 33. 34. 35. 36. 37. 38. Условные знаки плана местности План и географическая карта 1 1 Условные цвета физической карты 2 Условные знаки физической карты 2 Физическая карта России Краткие сведения о земле, солнце, луне Планеты Земля - планета Глобус – модель земного шара Физическая карта полушарий Распределение воды и суши на земле Материки на глобусе и карте полушарий 1 1 1 1 1 1 1 39. 40. 41. 42. 43. Первые кругосветные путешествия Значение солнца для жизни на Земле Понятие о климате Основные типы климата Пояса освещенности: жаркие, умеренные, холодные 1 1 1 1 1 1 44. Природа тропического пояса 1 45. Природа умеренных и полярных поясов 1 46. Географическое положение России на карте 47. Границы России 1 1 «Схематический план школьного участка» Работа с приложением к учебнику Работа с приложением к учебнику Работа с учебником, с физической картой Работа с учебником, с физической картой Работа с физической картой России Работа с интерактивной доской Работа с интерактивной доской Работа с интерактивной доской Работа с глобусом Работа с физической картой полушарий Работа с физической картой полушарий и глобусом Работа с глобусом Работа с учебником Работа с климатической картой Работа с климатической картой Работа с картой «Пояса освещенности» Работа с картой «Пояса освещенности. Растения и животные» Работа с картой «Пояса освещенности. Растения и животные» Работа с физической картой мира и глобусом стран Работа с физической картой России, с 48. Морские границы России 49. Моря Тихого океана 50. Моря Атлантического океана 51. Острова и полуострова России 52. Низменности, возвышенности, плоскогорья 53. Горы: Кавказ, Урал, Алтай 54. Наши горы: Саяны 55. Наши горы: Кузнецкое Алатау 56. Крупнейшие месторождения полезных ископаемых 57. Реки: Волга, Ока, Кама 58. Реки: Дон, Днепр, Урал 59. Реки: Обь, Енисей 60. Реки Хакасии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 61. Реки: Лена и Амур 1 62. Озера России 1 63. Хакасия на карте России 64. Карта России 1 1 контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России Работа с физической картой России Работа по выполнению заданий. 65. 66. Урок контроля и систематизации знаний 67. 68. 4 VII класс № Тема урока п/п 1. Географическое положение России на карте мира Количество часов 1 2. 3. 4. Европейская и азиатская части России 2 Административное деление России 1 5. 6. 7. Разнообразие рельефа Полезные ископаемые, их основные месторождения Климат России 1 1 1 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. Водные ресурсы России, их использование Население России. Народы России 1 2 Промышленность – основа хозяйства, её отрасли Сельское хозяйство, его отрасли Транспорт. Экономическое развитие европейской и азиатской частей России Размещение природных зон на территории России. Карта природных зон России 15. Положение на карте зоны арктических пустынь 1 1 1 1 16. Климат зоны арктических пустынь 1 17. Растительный и животный мир зоны арктических пустынь 1 1 Основные виды деятельности обучающихся Работа с физической картой мира, политической картой полушарий Работа с физической картой России Работа с административной картой России Работа с физической картой России Работа с физической картой России Работа с климатической картой России Работа с физической картой России Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с учебником Работа с картой природных зон России Работа с картой природных зон России Работа с климатической картой России Работа с картой природных зон, 18. 19. 20. 21. Население и его основные занятия зоны арктических пустынь Северный морской путь Положение на карте. Рельеф. Полезные ископаемые зоны тундры Климат. Водоемы тундры 1 1 1 1 22. Растительный мир тундры 1 23. Животный мир тундры 1 24. 25. 26. 27. 28. 29. Хозяйство. Население тундры и его основные занятия Города: Мурманск, Нарьян-Мар, Воркута, Норильск, Анадырь Экологические проблемы севера Охрана природы тундры Положение на карте. Рельеф и полезные ископаемые лесной зоны Климат лесной зоны 1 1 1 1 1 1 30. Реки, озёра, каналы лесной зоны 31. Растительный мир. Хвойные леса. 1 1 32. Смешанные и лиственные леса 1 33. Животный мир лесной зоны 1 34. Пушные звери лесной зоны 1 35. 36. 37. 38. 39. Значение леса Промышленность и сельское хозяйство Центральной России Города Центральной России Особенности развития хозяйства Северо-западной России Города Северо-западной России: Санкт-Петербург, Архангельск, Новгород, Псков, Калининград 1 1 1 1 1 картой растительного и животного мира России Работа с учебником Работа с интерактивной доской Работа с контурной картой Работа с климатической картой России Работа с картой природных зон, картой растительного мира России Работа с картой природных зон, картой животного мира России Работа с интерактивной доской Работа с контурной картой Работа с учебником Работа с учебником Работа с физической картой России Работа с климатической картой России Работа с контурной картой Работа с картой природных зон, картой растительного мира России Работа с картой природных зон, картой растительного мира России Работа с картой природных зон, картой животного мира России Работа с картой природных зон, картой животного мира России Самостоятельная работа Работа с учебником Работа с контурной картой Работа с учебником Работа с контурной картой 40. 41. 42. 43. 44. 45. 46. Западная Сибирь Восточная Сибирь Дальний восток Заповедники и заказники лесной зоны Охрана леса Положение на карте, рельеф, полезные ископаемые, реки зоны степей Растительный мир зоны степей 1 1 1 1 1 1 1 Работа с физической картой России Работа с физической картой России Работа с физической картой России Работа с приложением к учебнику Самостоятельная работа Работа с физической картой России Работа с картой природных зон, картой растительного мира России Работа с картой природных зон, картой животного мира России Работа с учебником Работа с физической картой России, с контурной картой Работа с физической картой России, с контурной картой Самостоятельная работа Работа с физической картой России 47. Животный мир зоны степей 1 48. Хозяйство. Население зоны степей и его основные занятия 49. Города лесостепной и степной зон: Воронеж, Курск, Оренбург, Омск 1 1 50. Города степной зоны: Самара, Саратов, Волгоград, Ростов-на-Дону, Ставрополь, Краснодар 51. Охрана природы зоны степей 52. Зона полупустынь и пустынь. Положение на карте, рельеф, полезные ископаемые 53. Климат, реки зоны полупустынь и пустынь. 1 54. Растительный и животный мир зоны полупустынь и пустынь. 1 55. Хозяйство. Население и его основные занятия 56. Города зоны пустынь и полупустынь 57. Зона субтропиков. Положение на карте 1 1 1 58. Курортное хозяйство. Население и его основные занятия. Города курорты (Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик). Город Новороссийск 59. Высотная поясность в горах 60. Положение на карте, рельеф, полезные ископаемые. Климат 61. Особенности природы и хозяйства Северного Кавказа 1 Работа с климатической картой и физической картой России Работа с картой природных зон, картой растительного и животного мира России Работа с учебником Работа с контурной картой Работа с картой природных зон России Работа с контурной картой 1 1 1 Работа с учебником Работа с физической картой России Работа с учебником 1 1 1 62. Города и экологические проблемы Урала 63. Алтайские горы. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города 64. Горы восточной Сибири. Особенности природы. Хозяйство. Население и его основные занятия. Города 65. 66. Урок контроля и систематизации знаний 67. 68. 1 1 Работа с контурной картой Работа с физической картой России 1 Работа с контурной картой России, с учебником 4 Работа по выполнению заданий. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся 1 Работа с картой материков и океанов, с глобусом Работа с картой материков и океанов, с контурной картой Работа с картой материков и океанов, с контурной картой Работа с картой материков и океанов, с контурной картой Работа с картой материков и океанов, с контурной картой Работа с учебником Работа с физической картой материков и океанов Работа с физической картой Работа с картой природных зон Работа с картой растительного и животного мира Работа с картой растительного и животного мира VIII класс № Тема урока п/п 1. Материки и части света на глобусе и карте. 2. Атлантический океан. 1 3. Северный Ледовитый океан. 1 4. Тихий океан. 1 5. Индийский океан. 1 6. 7. Современное изучение Мирового океана. Африка. Географическое положение. 1 1 8. Африка. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. 9. Африка. Природные зоны. 10. Африка. Растительный и животный мир тропических лесов. 1 1 1 11. Африка. Растительный и животный мир саванн 1 12. Африка. Растительный и животный мир пустынь. 1 13. Африка. Население. Государства. 1 14. Египет, Эфиопия, Танзания 1 15. Демократическая Республика Конго (ДР Конго), Нигерия, Южно-Африканская республика (ЮАР). 16. Австралия. Географическое положение. 1 17. Австралия. Разнообразие рельефа, климат, реки и озера. 1 18. Австралия. Растительный мир. 1 19. Австралия. Животный мир. 1 20. Австралия. Население. 1 21. Австралийский Союз. 1 22. Океания. Остров Новая Гвинея 1 23. Антарктида, географическое положение. Антарктика. 1 24. Открытие Антарктиды русскими мореплавателями. 25. Антарктида. Разнообразие рельефа, климат. 1 1 26. Растительный и животный мир Антарктиды. Охрана природы. 1 27. Современные исследования Антарктиды. 28. Открытие Америки. 29. Северная Америка. Географическое положение. 1 1 1 1 Работа с картой растительного и животного мира Работа с учебником, с политической картой Работа с учебником, с политической картой Работа с учебником, с политической картой Работа с физической картой материков и океанов Работа с физической и климатической картами Работа с картой растительного и животного мира Работа с картой растительного и животного мира Работа с учебником, с политической картой Работа с учебником, с политической картой Работа с учебником, с политической картой Работа с физической картой материков и океанов Работа с учебником Работа с физической картой, и климатической картой Работа с картой растительного и животного мира Работа с учебником Работа с учебником Работа с физической картой материков и океанов 30. Северная Америка. Разнообразие рельефа, климат. 1 31. Северная Америка. Реки и озера. 32. Северная Америка. Растительный и животный мир. 1 1 33. Северная Америка. Население и государства. 1 34. Соединенные Штаты Америки (США). 1 35. Канада. 1 36. Мексика. Куба. 1 37. Южная Америка. Географическое положение. Разнообразие рельефа, климат. 1 38. Южная Америка. Реки и озера. 1 39. Южная Америка. Растительный мир тропических лесов. 40. Южная Америка. Животный мир тропических лесов. 41. Южная Америка. Растительный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. 42. Южная Америка. Животный мир саванн, степей, пустынь и горных районов. 43. Южная Америка. Население. Государства. 44. Бразилия. 1 1 1 45. Аргентина. Перу. 1 46. Евразия. Географическое положение. 1 47. Очертание берегов Евразии. Моря Северного Ледовитого и Атлантического океанов. Острова и полуострова. 48. Очертание берегов Евразии. Моря Тихого и Индийского океанов. Острова и полуострова. 1 1 1 1 1 Работа с физической картой, и климатической картой Работа с физической картой Работа с картой растительного и животного мира Работа с учебником, с политической картой Работа с учебником, с политической картой Работа с учебником, с политической картой Работа с учебником, с политической картой Работа с физической картой материков и океанов Работа с физической картой, с контурной картой Работа с картой растительного мира Работа с картой животного мира Работа с картой растительного мира Работа с картой животного мира Работа с политической картой Работа с учебником, с политической картой Работа с учебником, с политической картой Работа с физической картой материков и океанов Работа с физической картой материков и океанов Работа с физической картой материков и океанов 49. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Европы. 50. Разнообразие рельефа. Полезные ископаемые Азии. 51. Климат Евразии. 1 1 1 Работа с физической картой Евразии Работа с физической картой Евразии Работа с климатической картой Евразии Работа с физической картой Евразии Работа с картой растительного и животного мира Евразии Работа с картой растительного и животного мира Евразии Реки и озера Евразии. Растительный и животный мир Европы. 1 2 Растительный и животный мир Азии. 2 Население Евразии. 2 Работа с учебником Культура и быт народов Европы и Азии. 2 Работа с учебником Материки и океаны западного полушария 2 Материки и океаны восточного полушария 2 Работа с картами материков и океанов и глобусом Работа с картами материков и океанов и глобусом Урок контроля и систематизации знаний 4 Работа по выполнению заданий. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся Политическая карта Евразии 1 2. Западная Европа. 1 3. Великобритания (Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии). 1 Работа с политической картой Евразии Работа с политической картой Западной Европы Работа с учебником и с политической картой Западной Европы 52. 53. 54. 55. 56. 57. 58. 59. 60. 61. 62. 63. 64. 65. 66. 67. 68. IX класс № урока п/п 1. Тема 4. Франция (Французская Республика). 1 5. Германия (Федеративная Республика Германия). 1 6. Австрия (Австрийская Республика). 1 7. Швейцария (Швейцарская Республика). 1 8. Южная Европа. 1 9. Испания. 1 10. Португалия (Португальская Республика). 1 11. Италия (Итальянская Республика) 1 12. Греция (Греческая Республика). 1 13. Северная Европа. 1 14. Норвегия (Королевство Норвегия). 1 15. Швеция (Королевство Швеция). 1 16. Финляндия (Финляндская Республика). 1 17. Восточная Европа. 1 18. Польша (Республика Польша). 1 19. Чехия (Чешская республика). Словакия (Словацкая Республика). 1 20. Венгрия (Венгерская Республика). 1 Работа с учебником и с политической картой Западной Европы Работа с учебником и с политической картой Западной Европы Работа с учебником и с политической картой Западной Европы Работа с учебником и с политической картой Западной Европы Работа с политической картой Южной Европы Работа с учебником и с политической картой Южной Европы Работа с учебником и с политической картой Южной Европы Работа с учебником и с политической картой Южной Европы Работа с учебником и с политической картой Южной Европы Работа с учебником и с политической картой Южной Европы Работа с учебником и с политической картой Южной Европы Работа с учебником и с политической картой Южной Европы Работа с учебником и с политической картой Южной Европы Работа с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической 21. Румыния (Республика Румыния). 1 22. Болгария (Республика Болгария). 1 23. Сербия. Черногория. 1 24. Эстония (Эстонская Республика). 1 25. Латвия (Латвийская Республика). 1 26. Литва (Литовская Республика). 1 27. Белоруссия (Республика Беларусь). 1 28. Украина. 1 29. Молдавия (Республика Молдова). 1 30. Центральная Азия. 1 31. Казахстан (Республика Казахстан). 1 32. Узбекистан (Республика Узбекистан). 1 33. Туркмения (Туркменистан). 1 34. Киргизия (Кыргызская Республик). 1 35. Таджикистан (Республика Таджикистан). 1 36. Юго-Западная Азия. 1 картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с учебником и с политической картой Восточной Европы Работа с политической картой Центральной Азии Работа с учебником и с политической картой Центральной Азии Работа с учебником и с политической картой Центральной Азии Работа с учебником и с политической картой Центральной Азии Работа с учебником и с политической картой Центральной Азии Работа с учебником и с политической картой Центральной Азии Работа с политической картой ЮгоЗападной Азии 37. Грузия. 1 38. Азербайджан (Азербайджанская Республика). 1 39. Армения (Республика Армения). 1 40. Турция (Турецкая Республика). 1 41. Ирак (Республика Ирак). 1 42. Иран (Исламская Республика Иран). 1 43. Афганистан (Исламская Республика Афганистан). 1 44. Южная Азия 1 45. Индия (Республика Индия). 1 46. Восточная Азия. 1 47. Китай (Китайская Народная Республика). 1 48. Монголия. 1 49. Корейская Народно-демократическая Республика (КНДР). Республика Корея (РК). 50. Япония. 1 51. Юго-Восточная Азия. 1 52. Таиланд (Королевство Таиланд). 1 53. Вьетнам (Социалистическая Республика Вьетнам). 1 1 Работа с учебником и с политической картой Юго-Западной Азии Работа с учебником и с политической картой Юго Работа с учебником и с политической картой Юго Работа с учебником и с политической картой Юго Работа с учебником и с политической картой Юго Работа с учебником и с политической картой Юго Работа с учебником и с политической картой Юго Работа с политической картой Южной Азии Работа с учебником и с политической картой Южной Азии Работа с политической картой Восточной Азии Работа с учебником и с политической картой Восточной Азии Работа с учебником и с политической картой Восточной Азии Работа с учебником и с политической картой Восточной Азии Работа с учебником и с политической картой Восточной Азии Работа с политической картой ЮгоВосточной Азии Работа с учебником и с политической картой Юго-Восточной Азии Работа с учебником и с политической 54. Индонезия (Республика Индонезия). 1 55. Россия. Границы России (Российской Федерации). Россия (Российская Федерация)- крупнейшее государство Евразии. 56. Административное деление России. Столица, крупные города России. 1 57. История возникновения своего края (Республики Хакасия). 1 58. Географическое положение. Границы. Рельеф. Полезные ископаемые 59. Климат. Предсказания погоды по местным признакам. Народные приметы. 1 1 60. Реки, пруды, озера, каналы. Водоснабжение питьевой водой. Охрана водоемов. 61. Мир природы Республики Хакасия. 1 62. Население нашего края (республики). Национальный состав. 1 63. Промышленность. Сельское хозяйство (специализация). Транспорт (виды). 1 64. Архитектурно-исторические и культурные памятники. 1 65. 66. Урок контроля и систематизации знаний 67. 68. 4 Материально – техническое обеспечение 1 1 картой Юго Работа с учебником и с политической картой Юго Работа с политической картой Евразии Работа с административной картой России Работа с дополнительными источниками информации Работа с физической картой Хакасии Работа с дополнительными источниками информации Работа с дополнительными источниками информации Работа с дополнительными источниками информации Работа с дополнительными источниками информации Работа с дополнительными источниками информации Работа с дополнительными источниками информации Работа по выполнению заданий. Учебники и учебные пособия: География 6 класс Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, М., «Просвещение», 2012г.; География 7 класс Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина, «Просвещение», 2011 г.; География 8 класс Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Просвещение», 2011 г.;География 9 класс Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Просвещение», 2016 г. Учебно-методическое обеспечение: Карта «Растения и животные мира»; Карта «Строение земной коры. Полезные ископаемые»; Физическая карта «Австралия и Новая Зеландия»; Физическая карта «Северная Америка»; Физическая карта мира; Физическая карта полушарий; Физическая карта Сибири и дальнего востока; Физическая карта «Южная Америка»; Политическая карта «Южная Америка»; Плакаты по теме «Материки и океаны» (8 единиц); Гербарий фотографический по географии; Гербарий фотографический «Сельскохозяйственные растения мира»; Глобус (3 единицы); Демонстрационная коллекция полезных ископаемых; Макет «Вулкан»; Модель «Строение земли»; Модель аппликация «Природные зоны России» Приложение Контрольно оценочные материалы 6 класс Контрольно оценочные материалы 1. 1. По картинке определи условные знаки плана местности выбрав правильный ответ. Правильный ответ обведи кружочком 2. Укажи цвета физической карты Водоемы Равнины Горы 3. Допиши предложения: Чем выше горы, тем цвет на физической карте становится ______________________________. Чем ниже равнина, тем цвет на физической карте становится ___________________________. Чем глубже водоем, тем цвет на физической карте становится __________________________________. 1. 2. 3. 4. Контрольно оценочные материалы 2. Определи по Солнцу стороны света Определи по деревьям стороны света Определи по компасу стороны света Сравни свои определения Контрольно оценочные материалы 3. 1. Укажи на карте направления сторон света 2. По физической карте (из приложения к учебнику) определи расстояние (по прямой линии) от Красноярска до Москвы 3. По физической карте (из приложения к учебнику) опиши горы Саяны. __________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________ ________________________________________________________________________________________________________________________ 4. По физической карте (из приложения к учебнику) сравни горы Саяны и Уральские горы по плану: Пункты плана Саяны Уральские горы месторасположение высота наличие полезных ископаемых Контрольно оценочные материалы 4. 1. Вспомни. Относительно Солнца планета Земля располагается: а) на 5-м месте, б) на 3-м месте, в) на 7-м месте. 2. Вспомни. Следствием осевого вращения Земли является а) смена времён года в) смена дня и ночи б) смена погоды г) смена времени 3. Установи соответствие между понятием и относящимся к нему определением. Соедини стрелочкой понятие и определение ПОНЯТИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 1) орбита а) условная линия, разделяющая Землю на Северное и Южное полушария 2) полюс б) форма Земли, 3) экватор в) точка пересечения поверхности Земли с воображаемой осью её вращения 4) эллипсоид г) линия, вдоль которой Земля движется вокруг Солнца 4. Из предложенного списка выбери 3 объекта природы. Подчеркни их. а) почва, б) телевизор, в) родник, г) портфель, д) дерево, е) одежда. 5. Вспомни. Уменьшенной моделью земного шара является: а) глобус, б) географическая карта, в) план местности. 6. Вспомни. По орбите вокруг Солнца Земля совершает полный оборот за: а) сутки; б) месяц; в) год; г) день. Система оценивания работ в целом За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Минимальный уровень 7 баллов. Достаточный 8 и более. 7 класс Контрольно оценочные материалы 1. 1. Где расположена зона арктических пустынь России? 2. Между какими природными зонами расположена зона лесов России? 3. Допиши предложения. Лес, в котором растут хвойные деревья называется ________________________________. Лес, в котором растут лиственные деревья называется ________________________________. Лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья называется ________________________________. Какой лес называют вечнозеленым и почему? ______________________________________________________________________________________________________ 4. Где расположена зона полупустынь и пустынь России Контрольно оценочные материалы 2. 1. Опиши особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах зоны тундры России. 2. Опиши особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах зоны степей России. 3. Опиши особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах зоны полупустыни и пустыни России Контрольно оценочные материалы 3. 1. Напиши какие объекты ты видишь на карте. 2. По карте выше определи направления сторон света. 3. По карте выше определи расстояние между двумя любыми городами. Запиши ответ. Межу городом ____________________ и городом ______________________________ расстояние по прямой линии составляет ________________________________. 4. По карте выше опиши любой географический объект. 5. По физической карте (из приложения к учебнику) сравни горы Саяны и Уральские горы по плану: Пункты плана Саяны Уральские горы месторасположение высота наличие полезных ископаемых 1. 2. 3. 4. 5. Контрольно оценочные материалы 4. Перечислить основные экологические проблемы России. Из-за чего они возникли? __________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Кто и как занимается охраной природных объектов России? _______________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________________ Перечисли мероприятия по охране природы, которые может выполнять любой житель нашей страны. _______ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _________________________________________________________________ Какие стихийные бедствия могут возникнуть в Республике Хакасия? Какие меры безопасности необходимо соблюдать в таких случаях? ____________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ ___________________________________________________________________________ Подпиши картинки. Напиши в каких городах России расположены эти культурные и исторические памятники. Название Месторасположение Система оценивания работы в целом. За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Минимальный уровень 7 баллов. Достаточный 8 и более. 8 класс Контрольно оценочные материалы 1. 1. На земле всего _____ материков. Перечисли их названия. ___________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ 2. На земле всего _____ океанов. Перечисли их названия. _____________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________ 3. Пользуясь картой мира запиши материки начиная от самого большого по площади до самого маленького по площади. 4. Пользуясь картой мира запиши океаны начиная от самого большого по площади до самого маленького по площади. 5. Заполни таблицу «Расположение материков» Расположение в западном полушарии к северу от экватора в восточном полушарии к северу от экватора в западном полушарии к югу от экватора в восточном полушарии к югу от экватора Название материка Африка Антарктида 6. Запиши название материка, на котором живешь ты. Контрольно оценочные материалы 2. 1. Евразия самый: 2. 3. 4. 5. засушливый материк на Земле шумный материк на Земле крупный материк на Земле жаркий материк на Земле Евразия омывается водами: 2-х океанов 3-х океанов 4-х океанов Евразия состоит из: 1-й большой части 2-х частей 3-х частей 4-х частей Части Евразии называются _____________________________________________________ Граница между частями Евразии проходит по ________________________________________________________________________ Контрольно оценочные материалы 3. 1. Большая часть материка Евразия расположена в умеренном поясе арктическом поясе жарком (экваториальном) поясе субэкваториальном поясе 2. Евразия богата: водными ресурсами полезными ископаемыми лесными ресурсами 3. Население Евразии составляет ½ от населения нашей планеты ¾ от населения нашей планеты 4. Самой тесной частью света является Африка Европа Азия Америка Контрольно оценочные материалы 4. 1. Найди на физической карте мира материк Евразия. 2. Найди на глобусе материк Евразия. 3. Покажи на физической карте Евразии примерную границу между Европой и Азией Система оценивания работы в целом. За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Минимальный уровень 7 баллов. Достаточный 8 и более. 9 класс Контрольно оценочные материалы 1. 1. Дополни предложения. Евразия самый ______________________ материк на Земле. Евразия омывается водами ________ океанов. Евразия состоит из ___ частей: _______________________ и ______________________. 2. Используя географические карты из приложения к учебнику покажи по каким природным объектам проходит граница между Европой и Азией. 3. Используя географические карты из приложения к учебнику опиши особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей любой из стран Евразии 4. Используя географические карты из приложения к учебнику опиши особенности природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей любой из стран России Контрольно оценочные материалы 2. 1. Используя географические карты из приложения к учебнику определи расстояние от Москвы до столицы любой Европейской страны. 2. Используя географические карты из приложения к учебнику определи расстояние от Москвы до столицы любой Азиатской страны. 3. Используя географические карты из приложения к учебнику напиши страны, с которыми граничит Россия с западной стороны. 4. Используя географические карты из приложения к учебнику напиши страны, с которыми граничит Россия с восточной стороны. 5. Используя географические карты из приложения к учебнику напиши страны, с которыми граничит Россия с южной стороны. Контрольно оценочные материалы 3. 1. Используя географические карты из приложения к учебнику напиши моря и заливы омывающие берега Евразии и относящиеся к бассейну Северного - Ледовитого океана. 2. Используя географические карты из приложения к учебнику напиши моря и заливы омывающие берега Евразии и относящиеся к бассейну Атлантического океана 3. Используя географические карты из приложения к учебнику напиши моря и заливы омывающие берега Евразии и относящиеся к бассейну Тихого океана 4. Используя географические карты из приложения к учебнику напиши моря и заливы омывающие берега Евразии и относящиеся к бассейну Индийского океана 5. Опираясь на географические карты из приложения к учебнику напиши моря и заливы омывающие берега Российской Федерации. 6. Опиши страну в которой ты хотел бы побывать. Контрольно оценочные материалы 4. 1. Республика Хакасия это: часть (субъект) Российской Федерации часть (субъект) континента Евразия часть (субъект) планеты Земля 2. Столица Республики Хакасия называется: Москва Красноярск Абакан 3. У Республики Хакасия есть свой: герб гимн флаг 4. Чем интересна Хакасия для туристов: Саяно-Шушенская ГЭС село Белый Яр Долина царей озера Беле, Туз, Шира реками прудами 5. Обведи картинки с изображением культурных и исторических памятников Республики Хакасия Система оценивания работы в целом. За каждый правильный ответ ставится 1 балл. Минимальный уровень 9 баллов. Достаточный 10 и более.