рабочая программа изобразительное искуство 5 класс

Приложение 15
к Адаптированной основной
общеобразовательной программе обучающихся
с легкой умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)(1 вариант)
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Белоярская школа - интернат»

Рабочая программа
по изобразительному искусству
V класс

с. Белый Яр, 2018г.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе
МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» 20.05.2016 г. № 275-1.
Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ»
Разработчик: Саватеева Т.Е.

Пояснительная записка
Цель: продолжать развивать у
обучающегося с интеллектуальными нарушениями умения пользоваться полученными
практическими навыками в повседневной жизни.
 воспитание интереса к изобразительному искусству;
 раскрытие значения изобразительного искусства в жизни человека;
 воспитание эстетического чувства и понимания красоты окружающего мира, художественного вкуса;
 формирование элементарных знаний о видах и жанрах изобразительного искусства искусствах.
 развитие эмоционального восприятия произведений искусства, умения анализировать их содержание и формулировать своего
мнения о них;
 обучение правилам построения орнамента;
 формирование умения создавать простейшие художественные образы с натуры и по образцу, по памяти, представлению и
воображению;
 развитие умения выполнять тематические и декоративные композиции;
 воспитание умения согласованно и продуктивно работать в группах, выполняя определенный этап работы для получения
результата общей изобразительной деятельности («коллективное рисование», «коллективная аппликация»).
Общая характеристика предмета:
Изобразительное искусство как школьный учебный предмет имеет важное коррекционно-развивающее значение. Уроки
изобразительного искусства при правильной их постановке оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную
и двигательную сферы, способствуют формированию личности умственно отсталого ребенка, социальной адаптации.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В обязательной части учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «Изобразительное искусство» входит в состав
предметной области «Искусство».
Личностные результаты:
Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину.
Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении.
Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни.
Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия.
Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и
социальных ролей.
Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности.
Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи,
проявление сопереживания к чувствам других людей.
Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Проявление готовности к самостоятельной жизни.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
знание названий художественных материалов, инструментов и приспособлений; их свойств, назначения, правил хранения,
обращения и санитарно-гигиенических требований при работе с ними;
знание элементарных правил композиции, цветоведения, передачи формы предмета и др.;
знание некоторых выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия»,
«штриховка», «пятно», «цвет»;
пользование материалами для рисования, аппликации, лепки;
знание названий предметов, подлежащих рисованию, лепке и аппликации;
знание названий некоторых народных и национальных промыслов, изготавливающих игрушки: Дымково, Гжель, Городец,
Каргополь и др.;
организация рабочего места в зависимости от характера выполняемой работы;
следование при выполнении работы инструкциям учителя; рациональная организация своей изобразительной деятельности;
планирование работы; осуществление текущего и заключительного контроля выполняемых практических действий и корректировка хода
практической работы;
владение некоторыми приемами лепки (раскатывание, сплющивание, отщипывание) и аппликации (вырезание и наклеивание);
рисование по образцу, с натуры, по памяти, представлению, воображению предметов несложной формы и конструкции; передача в
рисунке содержания несложных произведений в соответствии с темой;
применение приемов работы карандашом, гуашью, акварельными красками с целью передачи фактуры предмета;
ориентировка в пространстве листа; размещение изображения одного или группы предметов в соответствии с параметрами
изобразительной поверхности;
адекватная передача цвета изображаемого объекта, определение насыщенности цвета, получение смешанных цветов и некоторых
оттенков цвета;
узнавание и различение в книжных иллюстрациях и репродукциях изображенных предметов и действий.
Достаточный уровень:
знание названий жанров изобразительного искусства (портрет, натюрморт, пейзаж и др.);
знание названий некоторых народных и национальных промыслов (Дымково, Гжель, Городец, Хохлома и др.);
знание основных особенностей некоторых материалов, используемых в рисовании, лепке и аппликации;

знание выразительных средств изобразительного искусства: «изобразительная поверхность», «точка», «линия», «штриховка»,
«контур», «пятно», «цвет», объем и др.;
знание правил цветоведения, светотени, перспективы; построения орнамента, стилизации формы предмета и др.;
знание видов аппликации (предметная, сюжетная, декоративная);
знание способов лепки (конструктивный, пластический, комбинированный);
нахождение необходимой для выполнения работы информации в материалах учебника, рабочей тетради;
следование при выполнении работы инструкциям учителя или инструкциям, представленным в других информационных
источниках;
оценка результатов собственной изобразительной деятельности и одноклассников (красиво, некрасиво, аккуратно, похоже на
образец);
использование разнообразных технологических способов выполнения аппликации;
применение разных способов лепки;
рисование с натуры и по памяти после предварительных наблюдений, передача всех признаков и свойств изображаемого объекта;
рисование по воображению;
различение и передача в рисунке эмоционального состояния и своего отношения к природе, человеку, семье и обществу;
различение произведений живописи, графики, скульптуры, архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
различение жанров изобразительного искусства: пейзаж, портрет, натюрморт, сюжетное изображение.
Содержание предмета.
Программой предусматриваются следующие виды работы:
― рисование с натуры и по образцу (готовому изображению); рисование по памяти, представлению и воображению; рисование на
свободную и заданную тему; декоративное рисование;
Содержание программного материала.
Рисование с натуры. Яблоко и керамический стакан. Пирамидка. Рисование фигуры человека. Горшок с растением. Часы. Коробка.
Декоративное рисование. Узор в полосе. Закладка. Орнамент в круге. Симметричный узор. Узор в круге. Ваза. Узор в квадрате. Узор
в геометрической форме.
Рисование на темы. Весенний цветок. Насекомые. Грузовик. Репка. Аквариум. Скворечник. Плакат 8 марта. Зимние развлечения.
Лес зимой. Карнавальные очки. Новогодняя открытка. Пирамидка. Дорожный знак.
Беседы об изобразительном искусстве. Произведения мастеров народного промысла. Картины о ВОВ. Мы победили. Картины
художников о школе, товарищах, семье. Народное декоративно-прикладное искусство.

Календарно-тематическое планирование
Кол- во
Основные виды деятельности обучающихся
часов

№ урока
Тема
п/п
Раздел «Рисование с натуры»
1.
Яблоко и керамический стакан.
2.
Фрукты в вазе
3.
Овощи в банке
4.
Пирамидка.
5.
Рисование фигуры человека.
6.
7.
Горшок с растением.
8.
Часы настенные.
9.
Коробка.
10.
Игрушка.
11.
Башня.
12.
Книги.
Раздел «Декоративное рисование»
13.
Узор в полосе из геометрических фигур.
14.
Узор в полосе из растительных элементов.
15.
Узор в полосе из природных симметричных форм.
16.
Закладка.
17.
Орнамент в круге из геометрических фигур.
18.
Орнамент в круге из природных симметричных форм.
19.
Орнамент в круге из растительных элементов.
20.
Узор в круге «Блюдо»
21.
Симметричный узор.
22.
Узор в квадрате из геометрических фигур.
23.
Узор в квадрате из растительных элементов.
24.
Узор в квадрате из природных симметричных форм.
25.
Ваза.
Составление узора на платье, рубашке.
26.
27.
Составление сетчатого узора.
Раздел «Рисование на темы»

1
1
1
1
2

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

1
1
1
1
1
1

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

1
1
1
1
1

28.
Весенний цветок.
29.
Насекомые.
30.
Грузовик.
31.
Репка.
32.
Аквариум.
33.
Скворечник.
34.
Плакат 8 марта.
35.
Зимние развлечения.
36.
Лес зимой.
37.
Новогодняя открытка.
38.
Пирамидка.
39.
Дорожный знак.
40.
Дорожный знак.
41.
Три медведя
42.
Птицы – наши друзья
43.
Дикое животное
44.
Домашнее животное
45.
Одуванчик
46.
Осенний лес
47.
Ветка дерева
Раздел «Беседы об изобразительном искусстве»
48.
Произведения мастеров народного промысла «Жостово»
49.
50.
Произведения мастеров народного промысла «Палех»
51.
Произведения мастеров народного промысла «Хохлома»
52.
53.
Произведения мастеров народного промысла «Дымковская
игрушка»
54.
Произведения мастеров народного промысла «Русская
55.
деревянная игрушка»
56.
Произведения мастеров народного промысла «Гжель»
57.
58.
Живопись «Натюрморт, портрет, пейзаж»

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа
Практическая работа

2
1
2

Рассматривание иллюстраций, беседа,
практическая работа
Беседа
Беседа, практическая работа

2

Беседа практическая работа

1

Беседа

2

Беседа, практическая работа

2

Беседа, практическая работа

59.
60.
61.
62.
63.
64.
65
66
67
68

Графика
Скульптура
Архитектура
Картины о ВОВ
Картины художников о школе, товарищах, семье.
Урок контроля и систематизации знаний

1
1
1
1
1
4

Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Беседа
Практическая работа

Материально-техническое обеспечение
Учебники и учебное пособие:
1.
В.В.Воронкова «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений
VIII вида». Сб.1. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
Учебно-методическое обеспечение:
1. Образцы рисунков.
2. Учимся рисовать, Н.Г. Соломина, изд. «Вентанаграф», 2005.
3. Учимся рисовать, С. Вохринцева, изд. «Страна фантазий», 2008.
4. Путешествие в мир живописи, В.А. Панжинская, изд. «Детство пресс», 2008.

Приложение
Контрольно-оценочные материалы
1 четверть – Рисование «Ваза»
Практическая работа.
Инструкционная карта:
1. . Начальная разметка рисунка

2. Ограничительные линии высоты

3.Предварительные очертания вазы

4.Уточните контуры рисунка вазы

5. Рисунок вазы красками или цветными карандашами
2 четверть – Рисование «Лес зимой»
Практическая работа.
Инструкционная карта:
1. Для того, что бы нарисовать зимний пейзаж, начните с линий для холмов.

2. Теперь можете начать рисовать сосны
3. Затем дорисуйте тучки на небе, и немного линий для хрупкого снега.

4. Осталось разрисовать ваш рисунок цветными карандашами и ваш пейзаж будет готов.

3 четверть - Рисование «Скворечник»
Практическая работа.
Инструкционная карта:

4 четверть - Рисование «Узор в круге»
Практическая работа.
Инструкционная карта:
1. Обвести шаблон круга по контуру.
2. Разделить круг через центр на 4 части.
3. Выбрать трафарет геометрических фигур или растительных элементов.
4. Расположить шаблоны на вспомогательных линиях и обвести по контуру.
5. Раскрасить узор в круге.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».