Приложение № 14 к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с лёгкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа – интернат» Рабочая программа по музыке V -VIII классы с. Белый Яр, 2016 г. Рабочая программа по предмету «Музыка» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016 г. № 275 – 1. Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ» Разработчик: Сураева Татьяна Владимировна. Пояснительная записка Общие цели: приобщение к музыкальной культуре обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) как к неотъемлемой части духовной культуры. Накопление первоначальных впечатлений от музыкального искусства и получение доступного опыта (овладение элементарными музыкальными знаниями, слушательскими и доступными исполнительскими умениями). Приобщение к культурной среде, дающей обучающемуся впечатления от музыкального искусства, формирование стремления и привычки к слушанию музыки, посещению концертов, самостоятельной музыкальной деятельности и др. Развитие способности получать удовольствие от музыкальных произведений, выделение собственных предпочтений в восприятии музыки, приобретение опыта самостоятельной музыкально деятельности. Формирование простейших эстетических ориентиров и их использование в организации обыденной жизни и праздника. Развитие восприятия, в том числе восприятия музыки, мыслительных процессов, певческого голоса, творческих способностей обучающихся. Коррекционная направленность учебного предмета «Музыка» обеспечивается композиционностъю, игровой направленностью, эмоциональной дополнительностью используемых методов. Музыкально-образовательный процесс основан на принципе индивидуализации и дифференциации процесса музыкального воспитания, взаимосвязи обучения и воспитания, оптимистической перспективы, комплексности обучения, доступности, систематичности и последовательности, наглядности. Общая характеристика предмета. Музыка ― учебный предмет, предназначенный для формирования у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) элементарных знаний, умений и навыков в области музыкального искусства, развития их музыкальных способностей, мотивации к музыкальной деятельности. Музыка и пение как учебный предмет является неотъемлемой частью эстетического воспитания обучающихся. Описание места учебного предмета в учебном плане. В обязательной части учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «Музыка» входит в состав предметной области «Искусство». Личностные результаты. Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты. 5 класс Минимальный уровень: определение характера и содержания знакомых музыкальных произведений, предусмотренных Программой; представления о некоторых музыкальных инструментах и их звучании (труба, баян, гитара); пение с инструментальным сопровождением и без него (с помощью педагога); выразительное, слаженное и достаточно эмоциональное исполнение выученных песен с простейшими элементами динамических оттенков; правильное формирование при пении гласных звуков и отчетливое произнесение согласных звуков в конце и в середине слов; правильная передача мелодии в диапазоне ре1-си1; различение вступления, запева, припева, проигрыша, окончания песни; различение песни, танца, марша; передача ритмического рисунка попевок (хлопками, на металлофоне, голосом); определение разнообразных по содержанию и характеру музыкальных произведений (веселые, грустные и спокойные); владение элементарными представлениями о нотной грамоте. Достаточный уровень: самостоятельное исполнение разученных детских песен; знание динамических оттенков (форте-громко, пиано-тихо); представления о народных музыкальных инструментах и их звучании (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка и др.); представления об особенностях мелодического голосоведения (плавно, отрывисто, скачкообразно); пение хором с выполнением требований художественного исполнения; ясное и четкое произнесение слов в песнях подвижного характера; исполнение выученных песен без музыкального сопровождения, самостоятельно; различение разнообразных по характеру и звучанию песен, маршей, танцев; владение элементами музыкальной грамоты, как средства осознания музыкальной речи. 6класс. Минимальный уровень: -самостоятельно начинать пение после вступления; -осмысленно и эмоционально исполнять песни ровным свободным звуком на всем диапазоне; -контролировать слухом собственное исполнение и пение окружающих; 6класс. Минимальный уровень: -наизусть 8-10 песен; • -примерное содержание прослушанных музыкальных произведений; -размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4); -музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие); -значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей; -народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка). -применять полученные навыки выразительного пения при художественном исполнении музыкальных произведений (смысловые и логические ударения, паузы, темп, динамические оттенки); -использовать в самостоятельной речи музыкальные термины, давать им элементарную характеристику, принимать активное участие в обсуждении содержания прослушанного произведения; -адекватно оценивать собственное исполнение и пение сверстников 7 класс. Минимальный уровень: -примерное содержание прослушанных музыкальных произведений; -музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие); -значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей; -народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка). Достаточный уровень: -наизусть 5-7 песен; • -размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4); -осознанно, выразительно исполнять песни с использованием интонационно-смысловых ударений, пауз, темпа, ритма, динамических оттенков; -самостоятельно выделять незнакомые слова в текстах песен и выяснять их значение; -выделять мелодию, тему, формулировать основную идею слушаемого произведения; -пересказывать примерное содержание прослушанных произведений, определять мотивы поступков героев, последствия их действий, выражать собственное отношение к событиям и явлениям; -осознавать причинно-следственные, временные последовательности и зависимости событий, изложенных в прослушанных произведениях. 8 класс. Минимальный уровень: -наизусть 2-3 песен; • -примерное содержание прослушанных музыкальных произведений; -размеры музыкальных произведений (2/4, 3/4, 4/4); -музыкальные длительности, паузы (долгие, короткие); -значение музыки в жизни, трудовой деятельности и отдыхе людей; -народные музыкальные инструменты и их звучание (домра, мандолина, баян, гусли, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас-балалайка). Достаточный уровень: - наизусть 5-7 песен; • -осознанно, выразительно исполнять песни с использованием интонационно-смысловых ударений, пауз, темпа, ритма, динамических оттенков; -самостоятельно выделять незнакомые слова в текстах песен и выяснять их значение; -выделять мелодию, тему, формулировать основную идею слушаемого произведения; -пересказывать примерное содержание прослушанных произведений, определять мотивы поступков героев, последствия их действий, выражать собственное отношение к событиям и явлениям; -осознавать причинно-следственные, временные последовательности и зависимости событий, изложенных в прослушанных произведениях. Содержание предмета. Пение Исполнение песенного материала в диапазоне: си — ре2. Развитие навыка концертного исполнения, уверенности в своих силах, общительности, открытости. Совершенствование навыков певческого дыхания на более сложном в сравнении с 4 классом песенном84 материале, а также на материале вокально-хоровых упражнений во время распевания. Развитие навыка пения с разнообразной окраской звука в зависимости от содержания и характера песни. Развитие умения выполнять требования художественного исполнения при пении хором: ритмический рисунок, интонационный строй, ансамблевая слаженность, динамические оттенки. Продолжение работы над чистотой интонирования: пропевание отдельных трудных фраз и мелодических оборотов группой или индивидуально. Совершенствование навыка четкого и внятного произношения слов в текстах песен подвижного характера. Развитие вокально-хоровых навыков при исполнении выученных песен без сопровождения. Работа над легким подвижным звуком и кантиленой. Повторение песен, разученных в 4 классе. Слушание музыки Особенности национального фольклора. Определение жанра, характерных особенностей песен. Многожанровость русской народной песни как отражение разнообразия связей музыки с жизнью народа и его бытом. Закрепление интереса к музыке различного характера, желания высказываться о ней. Снятие эмоционального напряжения, вызванного условиями обучения и негативными переживаниями. Закрепление представлений о составе и звучании оркестра народных инструментов. Народные музыкальные инструменты: домра, мандолина, баян, свирель, гармонь, трещотка, деревянные ложки, бас- балалайка и т. д. Повторное прослушивание произведений, из программы 4 класса. Музыкальная грамота Элементарное понятие о нотной записи: нотный стан, нота, звук, звукоряд, пауза. Формирование элементарных понятий о размере: 2/4, 3/4,4/4. Тематическое планирование. 5 класс. № урока п/п 1 2, 3 4, 5 6, 7 8 9 10 11 12, 13 14 15 16 17 18 19 20 21 Тема 1 четверть (9 часов). Искусство в нашей жизни. Что я знаю о песне? Как сложили песню? Песни без слов. Трудовые песни. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний) 2 четверть (8 часов). Исторические песни. Музыка народа Хакасии. Музыка – главный герой сказки Чудо музыки в повестях К.Паустовского. Музыка – главный герой басни. Музыкальный размер. Размер 2/4. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний) 3 четверть (10 часов). Размер 3/4 Размер 4/4 Э. Григ «Утро» И. Штраус «Полька» Количество часов Основные виды деятельности обучающихся. 1 2 2 2 2 Рисование под музыку. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. 1 1 1 Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. 1 1 1 1 Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. 1 1 1 1 Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. 22 23 24 25 26 27 Р. Шуман «Грёзы» И. Дунаевский. Увертюра. Патриотические песни. Патриотическая музыка. Праздник «Масленица» Урок-концерт (обобщающий урок) 1 1 1 1 1 1 Рисование под музыку. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Рисование под музыку. Слушание музыки. Слушание музыки. 1 1 1 1 1 1 1 Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся. 1 2 2 1 1 1 1 Рисование под музыку. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. 1 1 1 1 Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. 4 четверть (10 часов). 28 29 30 31 32 33 34 № урока п/п 1 2, 3 4, 5 6 7 8 9 10 11 12 13 Исполнение песен. Урок-концерт (обобщающий урок) Игорь Стравинский балет «Петрушка» Оркестр русских народных инструментов. Песни про весну. Музыка и песни о весне. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний) Тематическое планирование 6 класс. Тема 1 четверть (9 часов). Композитор. Музыка, изобразительное искусство и природа. Лад. Динамические оттенки. Регистр. Дирижёр. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 2 четверть (8 часов). Музыкант. Пианист. Скрипач. Гитарист. 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Певец. Солист. Размер 3/4 Размер 4/4 Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 3 четверть (10 часов). Музыка из кинофильмов. Песни и музыка о зиме. Музыка о героях Великой Отечественной войны Песни о маме. Группы инструментов симфонического оркестра. Струнные инструменты. Деревянные духовые. Медные духовые. Ударные. Музыка из кинофильмов. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 4 четверть (10 часов). Исполнение песен. Урок-концерт (обобщающий урок) Игорь Стравинский балет «Петрушка» Оркестр русских народных инструментов. Песни про весну. Музыка и песни о весне. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). Исполнение. 1 1 1 1 Слушание музыки. Исполнение. 1 1 1 1 1 Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Рисование под музыку. 1 1 1 1 1 Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Рисование под музыку. Слушание музыки. Слушание музыки. 1 1 1 1 1 1 1 Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся. 1 Рисование под музыку. Тематическое планирование 7 класс. № урока п/п Тема 1 четверть (9 часов). 1 Искусство открывает мир 2 3 4 5 6 7, 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Творчество С.Рахманинова. Творчество А.Н.Скрябина. Творчество А.К.Лядова. Творчество И.Стравинского. Творчество В.А.Моцарта. Исполнение песен. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 2 четверть (8 часов). Хоровая музыка. «Огромное небо»муз. О.Фельцмана, сл. Р.Рождественского Исполнение песен по желанию детей. Серенада. Романс. Квартет. Хоровая музыка. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 3 четверть (10 часов). Еще раз о песне. «Женька» муз.У.Жарковского, сл.К.Ваншенкина Патриотические песни. Жанры в музыке. Опера. Опера. Балет. Балет Исполнение песен. Исполнение песен. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 4 четверть (10 часов). Еще раз о песне. «Женька» муз.У.Жарковского, сл.К.Ваншенкина Патриотические песни. 1 1 1 1 1 2 1 Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. 1 1 1 1 1 1 1 1 Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. 1 Исполнение. Слушание музыки. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Рисование под музыку. Исполнение. Рисование под музыку. Исполнение. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. 1 Исполнение. 1 Исполнение. Слушание музыки. 30 31 32 33 34 Жанры в музыке. Опера. Балет. Исполнение песен. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 1 1 1 1 1 Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся. 1 1 1 1 1 1 2 1 Рисование под музыку. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. 1 1 1 1 1 1 1 1 Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Тематическое планирование 8 класс. № урока п/п 1 2 3 4 5 6 7, 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 Тема 1 четверть (9 часов). Первые музыкальные инструменты Высота и тембр звука. Музыкальные инструменты симфонического оркестра. Когда появились ноты. Гамма. Ритм и метр в музыке. Альт. Импровизация в музыке. Музыкальный ключ. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 2 четверть (8 часов). Звон колокола в церкви. Звуки органа Интервалы в музыке. Музыкальный строй. Труба. Музыкальный инструмент гитара. Мажор и минор в музыке. Электронные инструменты. Гусли. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 3 четверть (10 часов). Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Музыкальный инструмент – голос человека. Клавесин. Фортепиано. Звукозапись. Квартет. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). Звукорежиссёр. Гобой. Челеста. Хоровое пение. Саксофон. Духовой оркестр. 4 четверть (6 часов). Военная музыка. Ударные инструменты на Руси.. Мастерство барабанщика Романс. Балалайка. Электрогитара. Урок – концерт (урок контроля и систематизации знаний). 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Рисование под музыку. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. 1 1 1 1 1 1 Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Исполнение. Слушание музыки. Слушание музыки. Исполнение. Слушание музыки. Материально – техническое обеспечение. Учебники и учебные пособия. 1 Арсеневская О.Н.«Система музыкально – оздоровительной работы в школе»- Волг.:Учитель, 2011. 2 Воронкова В.В. «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: «5-9 классы» - М.: Просвещение,2006. 3 Евтушенко И.В. Музыка и пение//Программа подготовительного класса коррекционных образовательных учреждений VIII вида.М.: Просвещение, Учебно – методическое обеспечение. Портреты композиторов, альбом репродукций о природе.