Приложение 24 к Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (1 вариант) Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа-интернат» Рабочая программа по основам социальной жизни V - IХ класс c. Белый Яр 2016г. Рабочая программа предмету «Основы социальной жизни» разработана в соответствии с Положением о рабочей программе МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 20.05.2016г. № 275-1. Организация – разработчик: МКОУ «Белоярская ШИ» Разработчик Саватеева Т.Е., Масалова И.В. Пояснительная записка. Общие цели: практическая подготовка обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме. ― формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков; ― ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства; ― усвоение морально-этических норм поведения; ― развитие навыков здорового образа жизни. Общая характеристика предмета. При изучении предмета «Основы социальной жизни» направлены на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся. Описание места предмета в учебном плане. В обязательной части учебного плана МКОУ «Белоярская ШИ» учебный предмет «Основы социальной жизни» входит в состав предметной области «Человек». Личностные результаты: Осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину. Воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. Сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире. Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни. Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности. Сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. Развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей. Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. Проявление готовности к самостоятельной жизни. Предметные результаты: 5 класс Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях). Достаточный уровень: самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.). 6 класс Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого. Достаточный уровень: самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения. 7 класс Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого. первоначальные представления о статьях семейного бюджета. Достаточный уровень: знание способов хранения продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого). 8 класс Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого. первоначальные представления о статьях семейного бюджета. Достаточный уровень: знание способов хранения и переработки продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); знание основных статей семейного бюджета. 9 класс Минимальный уровень: представления о разных группах продуктов питания; знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека; приготовление несложных видов блюд под руководством учителя; представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи; соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи; знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни; знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого; знание названий предприятий бытового обслуживания и их назначения; решение типовых практических задач под руководством педагога посредством обращения в предприятия бытового обслуживания; знание названий торговых организаций, их видов и назначения; совершение покупок различных товаров под руководством взрослого; первоначальные представления о статьях семейного бюджета; представления о различных видах средств связи; знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях); знание названий организаций социальной направленности и их назначения; Достаточный уровень: знание способов хранения и переработки продуктов питания; составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания; самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд; самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения; соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.; соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения; некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.); навыки обращения в различные медицинские учреждения (под руководством взрослого); пользование различными средствами связи для решения практических житейских задач; знание основных статей семейного бюджета; коллективный расчет расходов и доходов семейного бюджета; составление различных видов деловых бумаг под руководством учителя с целью обращения в различные организации социального назначения; Содержание предмета. Личная гигиена и здоровье. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Утренний и вечерний туалет: содержание, правила и приемы выполнения, значение. Личные (индивидуальные) вещи для совершения туалета (зубная щетка, мочалка, расческа, полотенце): правила хранения, уход. Правила содержания личных вещей. Гигиена тела. Уход за телом. Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах. Гигиенические требования к использованию личного белья (нижнее белье, носки, колготки). Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики. Уход за волосами. Средства для ухода за волосами: шампуни, кондиционеры, ополаскиватели. Виды шампуней в зависимости от типов волос. Средства для борьбы с перхотью и выпадением волос. Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека. Правила бережного отношения к зрению при выполнении различных видов деятельности: чтения, письма, просмотре телепередач, работы с компьютером. Правила и приемы ухода за органами зрения. Способы сохранения зрения. Гигиенические правила письма, чтения, просмотра телепередач Особенности соблюдения личной гигиены подростком. Правила и приемы соблюдения личной гигиены подростками (отдельно для девочек и мальчиков). Негативное влияние на организм человека вредных веществ: табака, алкоголя, токсических и наркотических веществ. Вредные привычки и способы предотвращения их появления. Табакокурение и вред, наносимый здоровью человека. Наркотики и их разрушительное действие на организм человека. Охрана здоровья. Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная. Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний. Лекарственные растения и лекарственные препараты первой необходимости в домашней аптечке. Виды, названия, способы хранения. Самолечение и его негативные последствия. Первая помощь. Первая помощь при ушибах и травмах. Первая помощь при обморожениях, отравлениях, солнечном ударе. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Уход за больным на дому: переодевание, умывание, кормление больного. Виды врачебной помощи на дому. Вызов врача на дом. Медицинские показания для вызова врача на дом. Вызов «скорой» или неотложной помощи. Госпитализация. Амбулаторный прием. Документы, подтверждающие нетрудоспособность: справка и листок нетрудоспособности. Жилище. Общее представление о доме. Типы жилых помещений в городе и сельской местности. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Коммунальные удобства в городе и сельской местности. Общие коммунальные удобства в многоквартирных домах (лифт, мусоропровод, домофон, почтовые ящики). Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений. Домашние животные. Содержание животных (собак, кошек, птиц) в городской квартире: кормление, выгул, уход за внешним видом и здоровьем домашнего питомца. Домашние животные и птицы в сельской местности: виды домашних животных, особенности содержания и уход. Наиболее распространенные болезни некоторых животных. Ветеринарная служба. Планировка жилища. Виды жилых комнат: гостиная, спальня, детская комната. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений. Кухня. Нагревательные приборы: виды плит в городской квартире; печь и плита в сельской местности; микроволновые печи. Правила техники безопасности пользования нагревательными приборами. Электробытовые приборы на кухне (холодильник, морозильник, мясорубка, овощерезка и др.): назначение, правила использования и ухода, техника безопасности. Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней. Кухонное белье: полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения. Кухонная мебель: названия, назначение. Санузел и ванная комната. Оборудование ванной комнаты и санузла, его назначение. Правила безопасного поведения в ванной комнате. Электробытовые приборы в ванной комнате: стиральные машины, фены для сушки волос. Правила пользования стиральными машинами; стиральные средства для машин (порошки, отбеливатели, кондиционеры), условные обозначения на упаковках. Правила пользования стиральными машинами. Техника безопасности. Ручная стирка белья: замачивание, кипячение, полоскание. Стиральные средства для ручной стирки. Техника безопасности при использовании моющих средств. Магазины по продаже электробытовой техники (стиральных машин). Мебель в жилых помещениях. Виды мебели в жилых помещениях и их назначение (мягкая, корпусная). Уход за мебелью: средства и правила ухода за различными видами мебели. Магазины по продаже различных видов мебели. Убранство жилых комнат: зеркала, картины, фотографии; ковры, паласы; светильники. Правила ухода за убранством жилых комнат. Уход за жилищем. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Виды уборки жилища (сухая, влажная), инвентарь, моющие средства, электробытовые приборы для уборки помещений. Правила техники безопасности использования чистящих и моющих средств. Уборка санузла и ванной комнаты. Правила техники безопасности использования бытовых электроприборов по уборке жилого помещения. Уход за различными видами напольных покрытий. Ежедневная уборка. Сезонная уборка жилых помещений. Подготовка квартиры и дома к зиме и лету. Насекомые и грызуны в доме: виды; вред, приносимый грызунами и насекомыми. Профилактика появления грызунов и насекомых в доме. Виды химических средств для борьбы с грызунами и насекомыми. Правила использования ядохимикатов и аэрозолей для профилактики и борьбы с грызунами и насекомыми. Предупреждение отравлений ядохимикатами. Городские службы по борьбе с грызунами и насекомыми. Одежда и обувь. Одежда. Виды одежды в зависимости от пола и возраста, назначения (деловая, праздничная, спортивная и т.д.), способа ношения (верхняя, нижняя), сезона (летняя, зимняя, демисезонная), вида тканей. Особенности разных видов одежды. Головные уборы: виды и назначение. Роль одежды и головных уборов для сохранения здоровья человека. Магазины по продаже различных видов одежды. Значение опрятного вида человека. Уход за одеждой. Хранение одежды: места для хранения разных видов одежды; правила хранения. Предупреждение появление вредителей на одежде (моли). Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках. Электробытовые приборы для глажения: виды утюгов, правила использования. Глажение изделий из различных видов тканей. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. Правила и приемы глажения блузок и рубашек. Правила пришивания пуговиц, крючков, петель; зашивание распоровшегося шва Продление срока службы одежды: штопка, наложение заплат. Выведение пятен в домашних условиях. Виды пятновыводителей. Правила выведение мелких пятен в домашних условиях. Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Предприятия бытового обслуживания. Прачечная. Виды услуг. Правила пользования прачечной. Прейскурант. Химчистка. Услуги химчистки. Правила приема изделий и выдачи изделий. Стоимость услуг в зависимости от вида одежды. Выбор и покупка одежды. Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением и необходимыми размерами. Подбор одежды в соответствии с индивидуальными особенностями. Магазины по продаже одежды. Специализированные магазины по продаже одежды. Правила возврата или обмена купленного товара (одежды). Хранение чека. Гарантийные средства носки. Обувь. Виды обуви: в зависимости от времени года; назначения (спортивная, домашняя, выходная и т.д.); вида материалов (кожаная, резиновая, текстильная и т.д.). Магазины по продаже различных видов обуви. Порядок приобретения обуви в магазине: выбор, примерка, оплата. Гарантийный срок службы обуви; хранение чека или его копии. Уход за обувью. Хранение обуви: способы и правила. Чистка обуви. Использование кремов для чистки обуви. Виды кремов для чистки обуви; их назначение. Сушка обуви. Правила ухода за обувью из различных материалов. Предприятия бытового обслуживания. Ремонт обуви. Виды услуг. Прейскурант. Правила подготовки обуви для сдачи в ремонт. Правила приема и выдачи обуви. Обувь и здоровье человека. Значение правильного выбора обуви для здоровья человека. Питание. Организация питания семьи. Значение питания в жизни и деятельности людей. Влияние правильного питания на здоровье человека. Режим питания. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания. Приготовление пищи. Место для приготовления пищи и его оборудование. Гигиена приготовления пищи. Виды продуктов питания. Молоко и молочные продукты: виды, правила хранения. Значение кипячения молока. Виды блюд, приготовляемых на основе молока (каши, молочный суп). Хлеб и хлебобулочные изделия. Виды хлебной продукции. Правила хранения хлебобулочных изделий. Вторичное использование черствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе. Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи. Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц. Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты. Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки. Соль, сахар, пряности и приправы. Соль и ее значение для питания. Использование соли при приготовлении блюд. Сахар: его польза и вред. Виды пряностей и приправ. Хранение приправ и пряностей. Чай и кофе. Виды чая. Способы заварки чая. Виды кофе. Польза и негативные последствия чрезмерного употребления чая и кофе. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Специализированные магазины. Виды товаров: фасованные, на вес и в разлив. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине (с помощью продавца и самообслуживание). Срок годности продуктов питания (условные обозначения на этикетках). Стоимость продуктов питания. Расчет стоимости товаров на вес и разлив. Рынки. Виды продовольственных рынков: крытые и закрытые, постоянно действующие и сезонные. Основное отличие рынка от магазина. Прием пищи. Первые, вторые и третьи блюда: виды, значение. Завтрак. Блюда для завтрака; горячий и холодный завтраки. Бутерброды. Каши. Блюда из яиц (яйца отварные; яичница-глазунья). Напитки для завтрака. Составление меню для завтрака. Отбор необходимых продуктов для приготовления завтрака. Приготовление некоторых блюд для завтрака. Стоимость и расчет продуктов для завтрака. Посуда для завтрака. Сервировка стола. Обед. Питательная ценность овощей, мяса, рыбы, фруктов. Овощные салаты: виды, способы приготовления. Супы (виды, способы приготовления). Мясные блюда (виды, способы приготовления). Рыбные блюда (виды, способы приготовления). Гарниры: овощные, из круп, макаронных изделий. Фруктовые напитки: соки, нектары. Составление меню для обеда. Отбор необходимых продуктов для приготовления обеда. Стоимость и расчет продуктов для обеда. Посуда для обедов. Праздничный обед. Сервирование стола для обеда. Правила этикета за столом. Ужин. Блюда для ужина; холодный и горячий ужин. Составление меню для холодного ужина. Отбор продуктов для холодного ужина. Приготовление несложных салатов и холодных закусок. Стоимость и расчет продуктов для холодного ужина. Составление меню для горячего ужина. Отбор продуктов для горячего ужина. Стоимость и расчет продуктов для горячего ужина. Изделия из теста. Виды теста: дрожжевое, слоеное, песочное. Виды изделий из теса: пирожки, булочки, печенье и др. приготовление изделий из теста. Составление и запись рецептов. Приготовление изделий из замороженного теста. Приготовление Домашние заготовки. Виды домашних заготовок: варка, сушка, соление, маринование. Глубокая заморозка овощей и фруктов. Меры предосторожности при употреблении консервированных продуктов. Правила первой помощи при отравлении. Варенье из ягод и фруктов. Транспорт. Городской транспорт. Виды городского транспорта. Оплата проезда на всех видах городского транспорта. Правила поведения в городском транспорте. Проезд из дома в школу. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населенного пункта. Расчет стоимости проезда. Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы: назначение, основные службы. Платформа, перрон, путь. Меры предосторожности по предотвращению чрезвычайных ситуаций на вокзале. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Междугородний автотранспорт. Автовокзал, его назначение. Основные автобусные маршруты. Расписание, порядок приобретения билетов, стоимость проезда. Водный транспорт. Значение водного транспорта. Пристань. Порт. Авиационный транспорт. Аэропорты, аэровокзалы. Средства связи. Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка. Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки. Бандероли. Виды бандеролей: простая, заказная, ценная, с уведомлением. Порядок отправления. Упаковка. Стоимость пересылки. Посылки. Виды упаковок. Правила и стоимость отправления. Телефонная связь. Виды телефонной связи: проводная (фиксированная), беспроводная (сотовая). Влияние на здоровье излучений мобильного телефона. Культура разговора по телефону. Номера телефонов экстренной службы. Правила оплаты различных видов телефонной связи. Сотовые компании, тарифы. Интернет-связь. Электронная почта. Видео-связь (скайп). Особенности, значение в современной жизни. Денежные переводы. Виды денежных переводов. Стоимость отправления. Предприятия, организации, учреждения. Образовательные учреждения. Дошкольные образовательные учреждения. Учреждения дополнительного образования: виды, особенности работы, основные направления работы. Посещение образовательных организаций дополнительного образования. Местные и промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Названия предприятия, вид деятельности, основные виды выпускаемой продукции, профессии рабочих и служащих. Исполнительные органы государственной власти (города, района). Муниципальные власти. Структура, назначение. Семья.. Родственные отношения в семье. Состав семьи. Фамилии, имена, отчества ближайших родственников; возраст; дни рождения. Место работы членов семьи, должности, профессии. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Семейный досуг. Виды досуга: чтение книг, просмотр телепередач, прогулки и др. правильная, рациональная организация досуга. Любимые и нелюбимые занятия в свободное время. Досуг как источник получения новых знаний: экскурсии, прогулки, посещения музеев, театров и т. д. Досуг как средство укрепления здоровья: туристические походы; посещение спортивных секций и др. Досуг как развитие постоянного интереса к какому либо виду деятельности (хобби): коллекционирование чего-либо, фотография и т. д. Отдых. Отдых и его разновидности. Необходимость разумной смены работы и отдыха. Отдых и бездеятельность. Летний отдых. Виды проведения летнего отдыха, его планирование. Бюджет отдыха. Подготовка к летнему отдыху: выбор места отдыха, определение маршрута, сбор необходимых вещей. Экономика домашнего хозяйства. Бюджет семьи. Виды и источники дохода. Определение суммы доходов семьи на месяц. Основные статьи расходов. Планирование расходов на месяц по отдельным статьям. Планирование дорогостоящих покупок. Тематическое планирование 5 класс № урока Тема п/п Раздел «Личная гигиена» 1. Введение. Значение предмета основы социальной жизни 2. Личная гигиена. Ее значение для здоровья и жизни человека. 3. Предметы и средства личной гигиены. Правила выполнения утреннего и вечернего туалета. 4. Упражнение в уходе за полостью рта и ушных раковин. 5. Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья. Раздел «Одежда и обувь» 6. Значение одежды, головных уборов для жизни и сохранения здоровья человека. 7. Правила и приемы повседневного и сезонного ухода за одеждой, и головными уборами. 8. Виды обуви, ее назначение, особенности ухода за обувью. 9. Упражнение в уходе за обувью (чистка, сушка, хранение). Раздел «Культура поведения» 10. Правила поведения в школе. 11. Вежливые слова Раздел «Жилище» 12. Виды жилых помещений в городе и сельской местности. 13. Виды жилья: собственное, казенное, муниципальное. Раздел «Питание» 14. Значение продуктов питания в жизни и деятельности людей. 15. Правильное питание. Режим питания. 16. Место приготовления пищи и оборудование его. 17. Кухонная посуда приборы и приспособления, их назначение. 18. Приготовление пищи не требующей тепловой обработки. 19. Приготовление бутербродов. 20. Приготовление салата. Количество часов Основные виды деятельности обучающихся. 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, работа по карточкам. 1 1 Практическая работа Беседа, ответы на вопросы 1 Беседа, ответы на вопросы 1 Беседа, работа по карточкам. 1 1 Беседа, работа по карточкам. Практическая работа 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, работа по карточкам. 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, работа по карточкам. Практическая работа Практическая работа Практическая работа 21. Правила заваривания чая. 22. Сервировка стола к завтраку. Раздел «Семья» 23. Семья, родственные отношения в семье . Состав семьи учащихся. 24. Взаимоотношения между членами семьи и взаимопомощь. 25. Составление генеалогического древа семьи. Раздел «Транспорт» 26. Виды транспортных средств. Маршрут поездки в школу-интернат. 27. Дорожные знаки. 28. Правила поведения на транспорте и на улицах города. Соблюдение правил дорожного движения. Раздел «Торговля» 29. Виды торговых предприятий. 30. Продуктовые магазины и их отделы. 31-34 Урок контроля и систематизации знаний 1 1 Практическая работа Практическая работа 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, работа по карточкам. Беседа, ответы на вопросы 1 1 4 Беседа, ответы на вопросы Беседа, работа по карточкам. Практическая работа. Тематическое планирование 6 класс. № Количество урока Тема часов п/п Раздел «Личная гигиена» 1 Закаливание организма. Правила закаливания организма. 1 2 Орган зрения. Способы сохранения зрения. 1 3 Губительное влияние курения, алкоголя, наркотиков. 1 Раздел «Одежда и обувь» 4 Значение опрятного вида человека. 1 5 Мелкий ремонт одежды. 1 6 Мелкий ремонт одежды. 1 7 Стирка и глажение изделий из хлопчатобумажных тканей. 1 Раздел «Семья» 8 Права и обязанности членов семьи. 1 9 Место работы каждого члена семьи, занимаемая должность, продуктивная 1 должность. Основные виды деятельности обучающихся Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 10 Правила поведения за столом. Раздел «Жилище» 11 Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. 12 Повседневная сухая и влажная уборка жилого помещения, 13 Уборка игровой комнаты с использованием пылесоса Раздел «Транспорт» 14 Знакомство с видами городского транспорта. 15 Знакомство с формами оплаты проезда. Раздел «Питание» 16 Уход за посудой и кухонными приборами 17 Хранение продуктов и готовой пищи 18 Блюда из круп 19 Блюда из круп 20 Блюда из картофеля 21 Блюда из картофеля 22 Блюда из яиц Раздел «Торговля» 23 Магазины промышленных товаров и их отделы. 24 Порядок приобретения товаров, оплата. Раздел «Средства связи» 25 Основные средства связи (почта, телеграф, компьютер). 26 Почта. Виды почтовых отправлений 27 Написание адреса на почтовых отправлениях. Раздел «Медицинская помощь» 28 Виды медицинских учреждений. 29 Виды медицинской помощи (доврачебная и врачебная). Раздел «Учреждения, организации, предприятия» 30 Дошкольные учреждения. 31-34 Урок контроля и систематизации знаний № Тема 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 1 Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, работа по карточкам. 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 4 Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Тематическое планирование 7 класс Количество Основные виды деятельности урока п/п Раздел «Личная гигиена» 1. Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. 2. Особенности ухода за кожей лица. 3. Уход за кожей лица. 4. Уход за волосами. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос. 5. Подбор мыла, шампуня для мытья волос с учетом их особенностей Раздел «Одежда и обувь» 6. Стиральная машина. 7. Значение продления срока служения одежды. 8. Ремонт одежды: штопка. 9. Ремонт одежды: наложение заплат. 10. Стирка изделий из шелковых тканей вручную. 11. Глажение белья, брюк, спортивной одежды. 12. Глажение белья, брюк, спортивной одежды. 13. Прачечная. Раздел «Семья» 14. Уход за младшими детьми 15. Игры с младшими членами семьи. 16. Проведение игр с младшими школьниками. 17. Правила и приемы приглашения в гости. 18. Изготовление небольших подарков, сувениров. 19. Изготовление небольших подарков, сувениров. 20. Упражнение в подборе одежды, обуви, прически. Раздел «Жилище» 21. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. 22. Уход за полом в зависимости от покрытия пола. 23. Уход за полом. 24. Уход за окнами 25. Сухая и влажная уборка помещения 26. Животные в доме Раздел «Транспорт» часов обучающихся 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы 27. Железнодорожный транспорт. Вокзалы и их значение. 28. Виды пассажирских вагонов. Раздел «Торговля» 29. Универмаги, их назначение. 30. Специализированные магазины 31. Приобретение товаров. Раздел «Средство связи» 32. Виды бандеролей. Порядок их отправления. 33. Посылки. Виды упаковок. Правила отправления. 34. Заполнение бланков на отправку бандеролей и посылок. Раздел «Питание» 35. Виды питания. 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. 1 Беседа, ответы на вопросы 36. Хранение продуктов 37. Значение первых и вторых блюд. 38. Электробытовые приборы 39. Сервировка стола 40. Первые блюда 41. Приготовление первых блюд. 42. Приготовление первых блюд. 43. Приготовление первых блюд. 44. Приготовление вторых блюд 45. Приготовление вторых блюд 46. Приготовление вторых блюд 47. Приготовление вторых блюд 48. Приготовление третьих блюд 49. Приготовление третьих блюд 50. Приготовление третьих блюд Раздел «Медицинская помощь» 51. Виды доврачебной помощи. 52. Первая медицинская помощь при травмах. 53. Правила оказания первой медицинской помощи при переломах. 54. Домашняя аптечка. 55. Лекарственные растения. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 56. Приготовление отвара из трав 59. Сюжетная игра: «Оказание первой помощи при простуде и микротравме». 60. Сюжетная игра: «Оказание первой помощи при вывихе, переломе». 61. Меры по предупреждению несчастных случаев в быту. Раздел «Учреждения, организации, предприятия» 62. Промышленные и сельскохозяйственные предприятия Раздел «Экономика домашнего хозяйства» 63. Деньги 64. Бюджет семьи 65-68 Урок контроля и систематизации знаний 1 1 1 1 Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы 1 Беседа, ответы на вопросы 1 1 4 Беседа, ответы на вопросы Беседа, работа с карточками Практическая работа. Тематическое планирование 8 класс № урока Тема п/п Раздел «Личная гигиена» 1 Личная гигиена юноши и девушки 2 Уход за ногами 3 Уход за кожей лица 4 Уход за кожей лица Раздел «Одежда» 5 Стиральные порошки 6 Химчистка 7 Мелкий ремонт одежды 8 Мелкий ремонт одежды 9 Утюжка блузок 10 Утюжка рубашек 11 Утюжка брюк Раздел «Семья» 12 Культура общения юноши и девушки 13 Грудной ребенок в семье 14 Одевание и пеленание куклы 15 Одевание и пеленание куклы Количество часов Основные виды деятельности обучающихся 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. 16 Правила купания ребенка 17 Мытье детских игрушек Раздел «Жилище» 18 Моющие средства для уборки 19 Влажная уборка 20 Правила и периодичность уборки кухни 21 Уборка санузла и ванны 22 Чистка раковины 23 Кафель 24 Вредители дома Раздел «Питание» 25 Заготовка овощей впрок 26 Консервирование овощей 27 Приготовление овощного салата.(винегрет). 28 Приготовление овощного салата.(зимний) 29 Пресное тесто 30 Дрожжевое тесто 32 Блины 31 Лепешки 32 Выпечка пончиков 33 Выпечка печенья 34 Выпечка пирога 35 Приготовление лапши. 36 Приготовление лапши. 37 Приготовление первого блюда 38 Приготовление первого блюда 39 Приготовление второго блюда 40 Приготовление второго блюда 41 Приготовление третьего блюда 42 Приготовление третьего блюда Раздел «Торговля» 43 Виды рынков 44 Отличие рынка от магазина 1 1 Практическая работа. Практическая работа. 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 45 Интернет - магазин Раздел «Средства связи» 46 Средства связи 47 Услуги сотовой связи 48 Культура разговора по телефону 49 Денежные переводы Раздел «Учреждения и организации» 50 Полиция 51 МФЦ 52 Образовательные учреждения Раздел «Экономика домашнего хозяйства» 53 Основные статьи доходов 54 Основные статьи расходов 55 Правила экономии 56 Бюджет семьи Раздел «Медицина» 57 Первая помощь утопающему 58 Предупреждение несчастных случаев в быту 59 Первая помощь при ожогах 60 Первая помощь при обморожении 61 Первая помощь при тепловом и солнечном ударах 62 Первая помощь Раздел «Транспорт» 63 Автовокзал и его службы 64 Водный транспорт 65-68 Урок контроля и систематизации знаний 1 Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. 1 1 4 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Тематическое планирование 9 класс № Количество урока Тема часов п/п Раздел «Личная гигиена» 1. Здоровый образ жизни. Борьба с вредными привычками. 1 Основные виды деятельности обучающихся Беседа, ответы на вопросы 2. Личная гигиена юноши и девушки 3. Особенности ухода за кожей лица, тела, волос. 4. Декоративная косметика 5. СПИД, борьба с ним. Раздел «Одежда и обувь» 6. Мода и стиль в одежде. 7. Варианты обновления одежды (замена мелких деталей, подбор аксессуаров) 8. Размеры одежды и обуви 9. Выведение мелких пятен с одежды в домашних условиях. Раздел «Семья» 10. Общение юноши и девушки 11. Условия создания семьи 12. Основы семейных взаимоотношений 13. Досуг и отдых в семье 14. Ребенок в семье. 15. Уход за новорожденным. 16. Уход за новорожденным. 17. Моделирование и разбор жизненных ситуаций 18 Правила общежития. Раздел «Жилище» 19 Гигиена жилища 20. Мытье стеклянных и зеркальных поверхностей 19. Чистка раковин, ванн 20. Мытье кафеля 21. Ремонт 22. Интерьер Раздел «Торговля» 23. Виды торговых предприятий. 24. Ярмарки, их виды и значение Раздел «Транспорт» 25. Авиатранспорт, история развития 26. Аэровокзал и его службы. 27. Правила поведения в воздушном транспорте 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Раздел «Средства связи» 28. Основные средства связи 29. Почта 30. Телефонная связь 31. Интернет - связь 32. Денежные переводы Раздел «Питание» 33. Диетическое питание 34. Составление меню диетического питания 35. Питание детей ясельного возраста. 36. Составление меню для ребенка ясельного возраста. 37. Приготовление блюд для ребенка ясельного возраста. 38. Сервировка праздничного стола 39. Украшение праздничного блюда 40. Приготовление праздничного салата 41. Приготовление праздничного салата 42. Приготовление десерта 43. Приготовление десерта 44. Хакасская кухня 45. Приготовление национального блюда 46. Приготовление первого блюда 47. Приготовление второго блюда 48. Приготовление третьего блюда Раздел «Учреждения, организации, предприятия» 49. Предприятия бытового обслуживания Раздел «Медицинская помощь» 50. Инфекционные заболевания 51. Уход за больным в домашних условиях 52. Сюжетная игра «Больной в доме» 53. Страховой медицинский полис. Листок нетрудоспособности Раздел «Экономика домашнего хозяйства» 54. Основные статьи доходов и расходов 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. Практическая работа. 1 Беседа, ответы на вопросы 1 1 1 1 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Практическая работа. Беседа, ответы на вопросы 1 Беседа, ответы на вопросы 55. Экономия в домашнем хозяйстве 1 Беседа, ответы на вопросы 56. Кредит 1 Беседа, ответы на вопросы 57. Бюджет семьи 1 Практическая работа. Раздел «Трудоустройство» 58. Ситуация выбора после окончания школы-интерната. 1 Беседа, ответы на вопросы 59. Учреждение по трудоустройству 1 Беседа, ответы на вопросы 60. Способы поиска работы. 1 Беседа, ответы на вопросы 61. Манеры поведения и общения при оформлении на работу. 1 Беседа, ответы на вопросы 62. Заполнение анкеты. 1 Практическая работа. 63. Составление: заявления 1 Практическая работа. 64. Составление расписки. 1 Практическая работа. 65-68 Урок контроля и систематизации знаний 4 Практическая работа. Материально – техническое обеспечение Учебники и учебные пособия: В.В.Воронкова «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида». Сб.1. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2011. В.В.Воронкова «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида: пособие для учителя / В.В.Воронкова, С.А.Казакова. — М. :Гуманит. изд центр ВЛАДОС, 2010. — (Коррекционная педагогика). Учебно – методическое обеспечение: Плакаты: «Приготовление блюд», «Нарезка овощей», «Разделка мяса», «Столовые приборы и приспособления», Наборы тематических картинок: «Обувь», «Одежда», «Мебель», «Электроприборы», «Семья» Приложение Контрольно – оценочные материалы 5 класс Раздел «Личная гигиена» 1. Чистить уши надо: А) ежедневно; Б) еженедельно; В) ежемесячно. 2. Если пишешь правой рукой, то свет должен падать: А) справа; Б) слева; В) прямо. 3. Смотреть телевизор можно: А) сколько хочешь; Б) не меньше двух часов в день; В) не больше двух часов в день. 4. Что должно быть личным? А) зубная паста и шампунь; Б) зубная щетка и расческа; В) крем и мыло. 5. В какое время суток нужно вымыть лицо, шею, уши, ноги, почистить зубы? А) утром; Б) вечером; В) днем. 6. Что вредно для хорошей осанки? А) делать зарядку; Б) носить сумку в одной руке; В) заниматься спортом. Раздел « Жилище» Выбери правильный ответ. 1. Какое помещение относится к жилому помещению? А) детская; Б) кладовая; В) чулан. 2.Какое помещение относится к подсобному помещению? A)Кладовая; Б) гостиная; C)кабинет. 3.Проставь цифрами очерёдность этапов уборки квартиры __ Убрать все вещи на место __ Вымыть пол __ Протереть пыль __ Подмести пол 4.Адресат – тот, кто: А) отправляет письмо; Б) получает письмо; В) доставляет письмо. 5..Напиши индекс Белого Яра Раздел «Одежда и обувь» 1. К домашней одежде относят: А) костюм, белая рубашка; Б) комбинезон, халат; В) халат, пижама, ночная сорочка. 2. Куртка, плащ, кепка – это: А) зимняя одежда; Б) летняя одежда; В) демисезонная одежда. 3. К спортивной одежде относят: А) свитер, джинсы, юбку; Б) спортивный костюм, футболку, трико; В) халат, пижаму, ночную сорочку 4.Летом нужно обувать А) сапоги Б) сандалии В) валенки 5. Как сохранить обувь? А) чистить Б) ставить на место В) просушивать Г) мыть Раздел « Питание» Выбери правильный ответ 1.Что является строительным материалом для организма человека? А) рыба; Б) мясо; В) овощи 2. Бутерброды бывают: А) простые, сложные, открытые, закрытые; Б) свежие и старые; В) вкусные и невкусные. 3. Хранить продукты в холодильнике можно: А) сколько угодно; Б) не больше суток; В) определенное время для каждого вида продуктов. 4. При приготовлении пищи нужно: А) надеть старый халат; Б) надеть чистый фартук и косынку; В) надеть повседневную одежду. 5. Правила приема пищи: Брать кусок Правила Брать нож в который к приема пищи рот тебе ближе Можно Нельзя 6. К столовой посуде относится: А) ложка, вилка, нож; Б) кастрюля, сковорода, чайник; В) салатник, блюдце, тарелка. 7.К кухонным приборам относится: А) ложка, вилка, нож; Б) половник, гарнирная ложка, шумовка; В) кастрюля, чайник, сковорода. 8.Что моют в первую очередь? А) кастрюли, сковородки; Б) чайная посуда; В) вилки, ножи, ложки. 9.. Сервировка стола – это: А) правила приема пищи; Б) подготовка стола к приему пищи; В) правила поведения за столом. 10. Яйцо «вкрутую» варится: Есть беззвучно Шмыгать носом Ковырять вилкой в зубах А) 4-5 минут; Б) 7-10 минут; В) 2 минуты. 11. Для приготовления салата используют: А) холодные овощи и продукты; Б) горячие овощи и продукты; В) теплые овощи и продукты. Раздел « ПК» 1. Из чего состоит компьютер, заполни таблицу: Устройство компьютера Птицы. Много разных птиц живёт в наших лесах. Это дрозд, сова, зяблик, соловей, кукушка. Птицы вьют свои гнёзда на сучьях деревьев. Иногда они прячут их в густой траве. Весной и летом щебечут в гнёздах птенцы. Любят птицы густой солнечный лес. Птичьи голоса слышны со всех концов. Хорошо летом птицам в лесу! Раздел «Транспорт» Выбери правильный ответ 1. К водному транспорту относится: А) электропоезд, пассажирский поезд, товарный поезд; Б) троллейбус, трамвай, велосипед, метро; В) теплоход, катер, лодка, сухогруз. 2. К автомобильному транспорту относится: А) вертолет, самолет; Б) автобус, такси, автомобиль, мотоцикл, мопед; В) троллейбус, трамвай, велосипед, метро. 3. Как называется человек, идущий пешком? А) попутчик; Б) пешеход; В) луноход. 4. Как называется человек, который едет в транспорте? А) пассажир; Б) кондуктор; В) контролер. 5. Транспорт нужно ждать: А) на остановке; Б) на перекрестке; В) в любом месте. 6. Пассажиры на остановке в транспорт сначала должны: А) сначала войти, затем выйти; Б) сначала выйти, затем войти; В) не знаю. 7. Как называются дорожные знаки, которые предупреждают водителя и пешеходов об опасности на пути? А) запрещающие; Б) предупреждающие; В) информационно-указательные. 6 класс Раздел «Личная гигиена» 1. Выбери правильный ответ. К водным процедурам закаливания относят: А) зарядка на улице; Б) загорание; В) обливание. 2. К воздушным процедурам закаливания относят: А) купание; Б) зарядка на улице; В) обтирание. 3. К солнечным процедурам закаливания относят: А) загорание; Б) ванны для ног; В) контрастный душ. 4. Душ с резкой сменой температуры воды называется: А) успокаивающий; Б) контрастный; В) бодрящий. 5. Перед работой на руки наносят крем: А) питательный; Б) защитный; В) детский. 6. Волосы нужно мыть: А) детским мылом; Б) шампунем; В) хозяйственным мылом. 7. Наркотики и токсические вещества приносят: А) пользу; Б) вред; В) ничего не приносят. Раздел «Одежда» 1. Какие инструменты нужны для выполнения мелкого ремонта одежды? А) молоток, пилка, игла; Б) ножницы, игла, наперсток, нитки; В) ножницы, нитки, молоток, наперсток. 2. Во время выполнения работ по мелкому ремонту одежды технику безопасности нужно: А) знать; Б) соблюдать; В) знать и соблюдать. 3. Пришивать пуговицы надо нитками: А) самыми яркими; Б) в цвет ткани; В) в цвет пуговицы. 4. Обозначить цифрой порядок этапов ручной стирки: А) белье отжать; Б) налить в таз теплой воды; В) замочить вещи на 15 минут; Г) отмерить количество порошка; Д) приготовить моющий раствор; Е) тщательно прополоскать белье; Ж) постирать белье. Раздел «Жилище» Практическая работа: уборка в классе – мытье окна, вытирание пыли с поверхностей, подметание пола. Раздел «Питание» 1. При приготовлении пищи спецодежду: А) повесить на плечики; Б) надеть на себя; В) убрать в шкаф. 2. Хранить продукты в холодильнике можно: А) сколько угодно; Б) не более суток; В) определенное время для каждого вида продуктов. 3. Что моют в первую очередь? А) кастрюли, сковородки; Б) чайную посуду; В) вилки, ножи, ложки. 4. Что моют в последнюю очередь? А) кастрюли, сковородки; Б) тарелки; В) вилки, ножи, ложки. 5. Какие продукты нужны для приготовления манной каши? А) молоко, манная крупа, масло сливочное; Б) молоко, соль, сахар, масло сливочное; В) молоко, крупа манная, соль, сахар, сливочное масло. 6. Как готовить картофельное пюре? А) отварить картофель; Б) размешать и подать к столу; В) очистить и промыть картофель; Г) слить воду; Д) размять картофель; Е) посолить, добавить горячее молоко и сливочное масло. 7. Яйцо «вкрутую» варится: А) 4-5 мин.; Б) 7-10 мин.; В) 2 мин. Раздел «Транспорт» 1. Пассажиров в городе перевозят: А) автобус, велосипед, трамвай; Б) трамвай, самосвал, троллейбус; В) автобус, трамвай, троллейбус. 2. Как называется человек, который едет в транспорте? А) пассажир; Б) кондуктор; В) контролер. 3. Нарисовать схему передвижения от школы – интернат до автовокзала. Раздел «Торговля» 1. Как называется торговое предприятие, которое торгует продуктами питания? А) промтоварный магазин; Б) продовольственный магазин; В) комиссионный магазин. 2. Как называется торговое предприятие, которое торгует промышленными товарами? А) комиссионный магазин; Б) промтоварный магазин; В) продуктовый магазин. 3.Как называется работник магазина, который отпускает товар покупателям? А) покупатель; Б) продавец; В) кассир. 4. Перечисли фасованные товары : Раздел «Медицина» 1. Как называется предприятие, которое торгует лекарствами? А) продовольственный магазин; Б) комиссионный магазин; В) аптека. 2. К медицинским учреждениям относятся: А) поликлиника; Б) диспансер; В) магазин; Г) столовая; Д) больница; Е) зоопарк; Ж) аптека. 3. Выбери верную последовательность вызова врача на дом: А) назови ФИО пациента; Б) назови адрес пациента; В) назови возраст пациента; Г) назови причину вызова. 4. Педиатр лечит: А) глаза; Б) зубы; 5. Окулист (офтальмолог) лечит: А) глаза; Б) ухо, горло, нос; В) детей до 18 лет. В) зубы. 6. Номер телефона вызова «скорой помощи»? А) 01; Б) 02; В) 03. 7. Как называется больной, лечащийся у врача? А) санитар; Б) пациент. 8. Способы заражения глистными заболеваниями: А) грязные руки, немытые продукты, не проваренная пища; Б) чистые руки, вымытые продукты, переваренная пища; В) не знаю. Раздел «ПК» Набор текста по заданию «Муравьи» Весеннее солнце пробудило от сна муравьев. Ожил муравейник. Муравьишки выбрались из зимних квартир. Они стали чинить своё жилище. Муравьи носили веточки, сухую хвою. Рыжие муравьи истребляют лесных вредителей. Они помогают нам сохранять леса. Нельзя губить жилища муравьев и раскапывать палкой муравьиные кучи. «Радость» Прошли сильные дожди. Журчат по полям ручьи. Ребятишки бегут в овраг. На дне его потоки воды. Вот где раздолье! Мальчики делают запруду. Юра Субботин спускает на воду лодочку из бумаги. У Андрюши Воробьёва готов кораблик с парусом. По озеру уже плывёт целая флотилия. 7 класс Раздел «Личная гигиена» Выбери правильный ответ. 1. Лицо, шею, уши моют с мылом: А) 2 раза в неделю; Б) ежедневно; В) 1 раз в месяц. 2. Полностью мыться (в бане) нужно: А) 1 раз в неделю; Б) 1 раз в месяц; В) 2 раза в месяц. 3. Умываться нужно водой: А) горячей; Б) холодной; В) теплой. 4. Перед едой нужно: А) почистить зубы; 5. После еды нужно: А) прополоскать рот; Б) вымыть руки; В) прополоскать рот. Б) вымыть голову; В) почистить уши. 6. К водным процедурам закаливания относят: А) зарядка на улице; Б) загорание; В) обливание. 7. К воздушным процедурам закаливания относят: А) купание; Б) зарядка на улице; В) обтирание. 8. К солнечным процедурам относят: А) загорание; Б) ванны для ног; В) контрастный душ. 9. Душ с резкой сменой температуры воды называется: А) успокаивающий; Б) контрастный; В) бодрящий. 10. Перед работой на руки наносят крем: А) питательный; Б) защитный; В) детский. 11. Волосы нужно мыть: А) детским мылом; Б) шампунем; В) хозяйственным мылом. Раздел «Одежда» Выбери правильный ответ. 1. К ремонту одежды относится: А) пришивание пуговиц и штопка одежды; Б) зашивание разорванного места по шву и глажение одежды; В) пришивание кнопок и стирка одежды. 2.. Заплата должна быть: А) из той же ткани, что и изделие; Б) из любой красивой ткани; В) из той же ткани или из подходящей ткани. 3. Надо ли проверять карманы перед стиркой? А) нет; Б) да; В) да, если считаешь, что там могут быть деньги. Для замачивания белья наливают: А) горячую воду; Б) теплую воду; В) холодную воду. 4. Для чего расправляют вещи перед сушкой? А) чтобы потом не гладить; Б) от нечего делать; В) чтобы потом было легче гладить. 5. Допиши предложения, используя слова для справок: А) Стиральная машина должна стоять на _____________________ поверхности. Б) У стиральной машины должен лежать ________________________________. В) Включать и выключать машину _______________________________ руками. Г) Нельзя перегружать машину ________________________________________. Д) Перед загрузкой белья нужно ________________________ карманы одежды. Е) при технических неисправностях необходимо вызвать __________________. Слова для справок: резиновый коврик, мастера, ровной, бельем, сухими, проверить. Раздел «Жилище» Выбери правильный ответ. 1. Уборка, которая проводится каждую неделю, называется: А) еженедельная (регулярная); Б) ежедневная; В) сезонная. 2. Как называется вид уборки, когда моют окна, люстры, стирают шторы? А) ежедневная; Б) еженедельная; В) сезонная. 3. Отметь месяц года, в котором нужно утеплять окна в доме: А) декабрь; Б) апрель; В) октябрь. 4. Как называется стеклянная поверхность, предназначенная для отражения в ней находящихся перед ней предметов? А) окно; Б) телевизор; В) зеркало. 5. Стёкла окон и зеркало после мытья нужно вытирать: А) мыльной тряпкой; Б) сухой тряпкой или газетой; В) мокрой тряпкой. 6. Какой вид мебели можно пылесосить? А) пластиковая; Б) мягкая; 7. С чего надо начинать уборку квартиры? А) вымыть пол; Б) протереть пыль; В) полированная. В) подмести пол. Раздел «Питание» 1. Подчеркни названия продуктов, которые нужны для приготовления щей из кислой капусты. Продукты: картофель, морковь, свёкла, капуста квашеная, капуста свежая, лук, соль, жир, лавровый лист, мясной бульон, вермишель. 2. Соотнеси название продукта с местом хранения: Название продукта Место хранения 1 Рыба, мясо 2 Крупа, сахар 3 Овощи 4 Консервы А) подвал, погреб; Б) банки; В) холодильник; Г) пакеты полиэтиленовые. 3. Отметь последовательность приготовления отварных макарон: ___ вари 15-20 минут; ___ смешай с луком, морковью, подай на стол в тарелке; ___ опусти макароны в кипящую подсоленную воду; ___ обжарь лук и морковь; ___ откинь на дуршлаг и промой. 4. Выбери правильный ответ. Как называется измельченное в мясорубке мясо? А) гарнир; Б) фарш. 5. Как называется сладкий напиток из сваренных фруктов? А) вода; Б) компот. Раздел «Медицина» Выбери правильный ответ. 1. Номер телефона вызова «скорой помощи»: А) 01; Б) 02; В) 03. 2. Расставь по назначению лекарственные растения: Название растения Применение Останавливает кровь От кашля От болезней кишечника Противовоспалительное средство Слова для справок: Ромашка, зверобой, подорожник. Найди и подчеркни правильные ответы. 3. Виды доврачебной помощи. а) Измерение температуры; б) госпитализация; в) обработка ран. 4.Что должно находиться в домашней аптечке? ____________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 5. Первая помощь при ушибе. Выбери один вариант ответа. а) Приложить тепло; б) приложить холод; в) забинтовать. 6. При вывихе нельзя…… Выбери один вариант ответа. а) Вызывать врача; б) вправлять вывих самостоятельно; в) обращаться в травмпункт. 7. Переломы бывают……. Найди и подчеркни правильные ответы. а) Открытые; б) сильные; в) закрытые. 8. Что нужно делать при переломе? А) наложить холод, дать обезболивающее средство; Б) наложить холод, покой поврежденной части; В) наложить шину, доставить пострадавшего в больницу 9. Выбери лекарственные растения, допиши, для чего их применяют. А) ромашка ___________________________________________ Б) тополь _____________________________________________ В) подорожник ________________________________________ Г) вишня _____________________________________________ Д) алоэ _______________________________________________ Е) крапива ____________________________________________ Раздел «ПК» Набор текста по заданию Встреча. Мальчик первый услышал фырканье зверя. Мы притихли. Через полчаса зверь высунул из травы мокрый чёрный нос, похожий на свиной пятачок. Нос долго нюхал воздух и дрожал от жадности. Потом из травы показалась острая морда с чёрными глазками. Наконец показалась полосатая шкурка. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и посмотрел на меня. Зверёк имел забавный вид. Потом он фыркнул и сделал шаг к нам. Скворцы. Из всех певчих самая близкая к человеку птица – скворец. Кто не видал, не знает скворцов, не слушал их весеннего пения! С давних пор русские люди устраивали для скворцов деревянные домики – скворечники. Они украшали их затейливой резьбой, укрепляли под крышами своих домов, подвешивали на шестах и стволах деревьев. Прилетают скворцы ранней весной. Ещё в полях лежит снег. После прилёта скворцы торопливо начинают устраивать свои гнёзда. Они носят в клювах былинки и мягкую подстилку. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне! 8 класс Раздел «Личная гигиена» Выбери правильный ответ. 1. В течение дня лицо нельзя: А) умывать холодной водой; Б) умывать горячей водой; В) трогать грязными руками. 2. Результат закупорки пор отмершими клетками, бактериями, жирными кислотами называют: А) синяк; Б) угри; В) лишай. 3. Для предотвращения появления прыщей нужно: А) правильно и разнообразно питаться; Б) есть только то, что любишь; В) не есть утром и вечером. 4. Душ с резкой сменой температуры воды называется: А) успокаивающий; Б) контрастный; В) бодрящий. 5. Перед работой на руки наносят крем: А) питательный; Б) защитный; В) детский. 6. Уход за кожей: Уход за кожей лица Крем Лосьон Жидкое мыло Жирная Сухая Нормальная Раздел «Одежда» Выбери правильный ответ. 1. Вещи из шерстяной ткани нужно сушить: А) на ровной поверхности; Б) на плечиках; В) на бельевом шнуре. 2. Изделия из какой ткани нельзя стирать при температуре 90°С? А) из хлопка; Б) из шерсти и синтетики; В) из льна. 3. Что нужно делать с мокрым бельем после стирки? А) выбрать отбеливатель; Б) выбрать вид сушки; В) проутюжить. 4. Что нужно делать с сухим бельем после стирки? А) погладить; Б) положить в шкаф; В) повесить на плечики. 5. Где хранить грязное белье? А) в шкафу; Б) в ванной на полу; В) в ванной в корзине для белья. 6. практическая работа: утюжка вещей Раздел «Семья» 1. Укажи цифровую последовательность пеленания грудного ребенка: __А) лента; __Б) пеленка тонкая (ситцевая); __В) ползунки; __Г) одеяло. __Д) пеленка теплая (фланелевая); __Е) распашонки, кофточки; __Ж) подгузник (памперс) 2. Выбери необходимые средства и приспособления для купания грудного ребенка: А) губка; Ж) кувшин или ковш; Б) мочалка; И) детское мыло; В) ванна; К) хозяйственное мыло; Г) полотенце махровое; Л) пенка для купания; Д) термометр; М) скраб для тела; Е) чистое белье Н) кипяченая вода. 3..Игрушки для грудного ребенка лучше покупать: А) пластмассовые и мягкие; Б)пластмассовые и резиновые; В) резиновые и мягкие. 4. Практическая работа: пеленание куклы Раздел «Жилище» 1. Почему при мытье сантехнического оборудования нельзя резко менять температуру? А) неприятно рукам; Б) потрескается эмаль; В) не знаю. 2. Для чего нужно устранить течь из крана? А) раздражает звук капель; Б) образуется желтый налет на эмали; В) для экономии воды. 3.Зачем надо читать инструкцию к моющим средствам? А) это интересно; Б) чтоб потом перескакать; В) чтоб правильно использовать средство. 4. Практическая работа: мытье кафеля Раздел «Питание» Выбери правильный ответ. 1. Что относится к электрооборудованию кухни? А) терка; Б) мясорубка; В) кухонный комбайн. 2. Что применяют для взбивания яиц, приготовления жидкого теста? А) овощерезка; Б) миксер; В) мясорубка. 3. Что применяют для приготовления фарша? А) терка; Б) мясорубка; В) овощерезка. 4. Как называется процесс заготовки овощей и фруктов впрок с помощью консервантов? А) замораживание; Б) засахаривание; В) консервирование. 5. Как называется процесс сохранения продуктов при воздействии низких температур? А) замораживание; Б) размораживание; В) сушка. 6. Из теста готовят: А) пироги, ватрушки, блины; Б) пирожные, котлеты, печенье; В) торты, шаньги, тефтели. 7. Тесто может быть: А) холодным и горячим; Б) кислым и сладким; В) дрожжевым и бездрожжевым. 8. Песочное, слоеное, бисквитное и заварное тесто относят: А) к дрожжевому тесту; Б) бездрожжевому тесту; В) любому виду теста. 9. Для приготовления блинов не нужны: А) мука и сахар; Б) уксус и сода; В) молоко и вода. Раздел «ПК» Набор и редактирование текста по заданию. Жук на ниточке Хочишь, я превращу тебя в виликана? Мы пойдем с тобой на апушку леса и нагнемся, и расдвинем руками трову. Сматри, сматри... Вот этот стибелек с двумя листочьками - это биреза. Настоящая биреза, только отроду ей один год. А неподалеку топорщаться крохотные иголочьки, почьти паутинки. Это сасна. Тоже самая настоящяя. Вот рядом с этими деревями ты и превратишся в великана. Ты можишь сламать сасну одним пальцем. Ты можеш наступить на бирезу и от нее ничего неостанется... Но ты встаеш и осторожно перешагиваишь чрез деревя. Ты - добрый виликан. Быстро пролитят годы, ты вырастишь. научишся управлять многими машынами. Сможишь горы передвегать, реки вспять поворачивать. Но никогда не забывай, што ты - добрый виликан. Клетка Был серёжа именинник, и много ему разных подорили подарков: и волчки, и кони, и кортинки. Но дороже всех подарков подарил дядя серёже сетку, что бы птиц лавить. Сетка зделана так, что на рамки приделана дощечька, и сетка откинута. Насыпать семя на дощечьку и выставить на двор. Прилитит птичька, сядит на дощечьку, дощечька подвернётся, и сетка сама захлопнеться. Обрадовался Серёжа, прибежал к матери паказать сетку. Мать говорит: Не хороша игрушка. На что тебе птичьки? Зачем ты их мучеть будишь? Я их в клетки посажу. Они будут петь, и я их буду кармить! Достал Серёжа семя, насыпал на дощечьку и выставил сетку в сад. И всё стоял, ждал, что птичьки прилетят. Но птицы его боялись и нелетели на сетку... Раздел «Медицина» 1. Как называется повреждение тканей, возникшее от теплового, электрического,? А) обморожение; Б) ожог; В) отравление. 2. Как называется повреждение тканей в результате воздействия низкой температуры? А) обморожение; Б) ожог; В) отравление. 3. Номер телефона вызова «скорой помощи»: А) 01; Б) 02; В) 03. 4. Употребление в пищу недоброкачественных продуктов вызывает: А) объедание; Б) отравление; В) обморожение. 5. Практическая работа: промывание и перевязка предполагаемой раны 9 класс Раздел «Медицина» 1. Как называется заражение организма болезнетворными микробами? А) травма Б) ожог В) обморожение Г) инфекция 2. Уход за больным включает в себя… А) измерение температуры Б) кормление больного В) развлечение больного Г) выдача лекарств по рецепту врача Д) смена постельного белья 3. Какой документ является освобождением от учебы или работы по болезни? А) рецепт Б) справка В) листок нетрудоспособности Г) объяснительная Раздел «Семья» Выбери правильный ответ. 1. Одним из условий создания семьи является: А) согласие мужчины; Б) согласие женщины; В) взаимное добровольное согласие мужчины и женщины. 2. Брачный возраст: А) 14 лет; Б) 21 год; В) 18 лет. 3. Какой кодекс регулирует условия и порядок вступления в брак? А) уголовный; Б) семейный; В) земельный. 4. Соглашения лиц, вступающих в брак, или супругов, определяющее их имущественные права и обязанности в браке и (или) в случае его расторжения, называется: А) трудовой договор; Б) расписка; В) брачный договор. 5. Для благополучных брачных отношений нужны следующие качества: А) сила воли, настойчивость; Б) доброжелательность, красноречие; В) критичность к себе, терпимость, доверие. 6. Мужчина в доме должен: А) заготовлять и колоть дрова; Б) выполнять ремонт одежды; В) стирать теплые вещи. 7. Женщина в доме должна: А) стирать, готовить еду; Б) мыть посуду, колоть дрова; В) выполнять ремонт мебели. 8. Что относится к удовлетворению культурных потребностей? А) покупка художественной литературы, покупка билетов в кино, театр; Б) покупка нового платья, мороженого, игрушек; В) покупка новой мебели, посуды. Раздел «Экономика домашнего хозяйства» 1. Выбери статьи расходов: А) зарплата, пенсия, пособие; Б) питание, оплата за телефон, свет, газ; В) пенсии, личные нужды, доход от хозяйства. 2. Выбери верное понятие слова «бюджет»: А) уменьшение суммы первоначальных средств; Б) планирование расходов и доходов; В) обязательные взносы. 3. Выбери названия продуктов, которые можно было не покупать в целях экономии бюджета семьи: А) лук, картофель, молоко; Б) масло, творог, хлеб; В) семечки, чипсы, мороженое. 4. Как называется накопленная сумма денег? А) бюджет; Б) сбережение; В) расходы. Бережливость при расходовании чего-нибудь называется: А) сбережение; Б) экономия; В) заработная плата. Раздел «Питание» 1. Лечебное питание по рекомендации врача называется: А) одноразовое; Б) диетическое; В) однообразное. 2. Детей ясельного возраста лучше кормить: А) картофелем фри, бутербродами Б) каши на молоке, конфеты, чипсы В) овощи, фрукты, каши на молоке 3. Отличается ли меню праздничного стола от обычного? А) да; Б) нет; В) не знаю. 4. Для праздничной сервировки стола нужна: А) цветная скатерть; Б) белая скатерть; В) клеенка. 5. При сервировке праздничного стола мелкие тарелки нужно ставить: А) каждому гостю; Б) одну тарелку на пару гостей; В) стопкой в центре стола. 6. Нож кладут от тарелки: А) слева; Б) справа; В) сверху. 7. Ложки и вилки кладут выпуклой стороной: А) вверх; Б) вниз; В) не знаю. 8. Кто знакомит гостей друг с другом на праздничном вечере? А) хозяева; Б) один из гостей; В) сами между собой. 9. Если гости принесут торт, обязательно ли им угощать, если у вас уже есть торт? А) да – это правило вежливости; Б) необязательно; В) лучше приберечь его для себя. Раздел «ПК» 1.Закончи фразу: 1. Урок, изучающий компьютер – это_______________________________________ 2. 1. 2. 3. Всемирная паутина – это________________________________________________ Переносной компьютер – это_____________________________________________ В дисковод помещают __________________________________________________ Уменьшенное устройство, для хранения информации - ______________________ 2.Найди неверный ответ: Что мы можем делать с информацией: передавать, рисовать, изменять, хранить и создавать. 3.Набор и редактирование текста. Заплатка У Бобки были замечательные штаны: зиленые, вернее сказать, защитного цвета. Бобка их очень любил и всигда хвастался: - Сматрите, ребята, какие у меня штаны. Салдатские! Все рибята, конечьно, завидовали. Ни у кого больше таких зиленых штанов небыло. Однажды Бобка полес через забор, зацепился за гвозть и парвал эти замичательные штаны. От досады он чуть не заплакал, пошол поскорее дамой и стал прасить маму зашить. Мама рассердилась: - Ты будешь по заборам лазить, штаны рвать, а я зашывать должна? - Я больше не буду! Зашей, мама! - Сам зашей. - Так я же ведь не умею! - Сумел парвать, сумей и зашыть. - Ну, я так буду хадить, - проворчал Бобка и пошол водвор. Рибята увидили, что у него на штанах дырка, и стали смеятся. - Какой же ты салдат, - говорят, - если у тебя штаны порваны? А Бобка аправдывается: - Я просил маму зашыть, а она нехочет. - Разве салдатам мамы штаны зашывают? - гаворят рибята. - Салдат сам должен уметь все делать: и заплатку поставить и пуговицу пришыть. Бобке стало стыдно. Пошол он дамой, попросил у мамы иголку, нитку и ласкуток зиленой материи. Из материе он вырезал заплатку величиной с агурец и начал пришывать ее к штанам Раздел «Трудоустройство» 1. Продолжительность рабочей недели для несовершеннолетних является: А) сокращенной; Б) обычной; В) увеличенной. 2. Заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста: А) 10 лет; Б) 12 лет; В) 16 лет. 3. Трудовые договоры могут заключаться: А) на неопределенный и определенный срок; Б) только на неопределенный срок; В) только на определенный срок. 4. Может ли работник по личной инициативе расторгнуть трудовой договор? А) нет; Б) да; В) не знаю. 5. Должна ли указываться должность, на которую принимается работник, в трудовом договоре? А) да; Б) нет; В) не знаю. 6. Должны ли в трудовом договоре указываться особенности режима рабочего времени? А) да; Б) нет; В) не знаю. 7. Должны ли в трудовом договоре указываться размер и срок выплаты заработной платы? А) да; Б) нет; В) не знаю. 8. Листок нетрудоспособности для работающего человека – это: А) справка; Б) заявление; В) больничный лист. 9. При трудоустройстве нужно предъявить: А) паспорт; Б) квитанцию о квартирной плате; В) военный билет; Г) записную книжку; Д) документ об образовании.