Принята Педагогическим советом протокол № 5 от 27.08.2024 г. Утверждена приказом МБОУ «Белоярская ШИ» от 28.08.2024 г. № 125-4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа – интернат» Рабочая программа «Хакасский язык» I- V класс с. Белый Яр, 2024 г. Пояснительная записка Рабочая программа по внеурочной деятельности « Хакасский язык» составлена для образовательного учреждения с использованием материалов: 1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; 2. Стандарта и программы по хакасскому языку для учащихся общеобразовательных учреждений Республика Хакасия; 3.Национального и регионального компонента государственного стандарта общего образования Республики Хакасия Рабочая программа обеспечивает реализацию ФГОС с учетом национальных и этнокультурных особенностей, обеспечивающих духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся Программа включает три раздела: пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии; основное содержание обучения с примерным распределением учебных часов по разделам курса и требования к уровню подготовки учащихся. Программа по курсу « В мире хакасского языка» разработана для обучающихся начальных классов. На изучение в мире хакасского языка отводится 34 часа, 1 раз в неделю через внеурочную деятельность для 1- 4 х классов Цели обучения: - формирование умений общаться на хакасском языке с учетом речевых возможностей и потребностей первоклассников: элементарных коммуникативных умений в говорении, аудировании, чтении и письме; - развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти, воображения; мотивации к дальнейшему овладению хакасским языком; - обеспечение коммуникативно-психологической адаптации первоклассников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании хакасского языка как средства общения; Задачи обучения: - обучать алфавиту хакасского языка, основным буквосочетаниям, звукобуквенным соответствиям, основным правилам чтения- обучать правильно произносить звуки хакасского языка, в том числе долгих и кратких гласных; - обучать ударению и членению предложений на смысловые группы; - дать начальное представление о способах словообразования (аффиксация), о заимствованных из других языков словах Предметные результаты освоения учебного предмета Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность хакасского языка заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Личностные результаты У учащихся будут сформированы: ответственное отношения к учению, готовности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; целостное мировоззрение, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие ответственного и осознанного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. Учащийся получит возможность формирования внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтения социального способа оценки знаний. Метапредметные результаты познавательные универсальные действия Ученик научится: анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; сравнивать по заданным критериям два-три объекта, выделяя несколько существенных признаков; проводить классификацию по заданным критериям; строить суждения в форме связи простых суждений об объекте, свойствах, связях; устанавливать последовательность событий; определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую структуру из двух-трех шагов; понимать информацию в неявном виде (выделяет общий признак группы элементов, характеризует влияние по его описанию); Регулятивные познавательные действия ученик научится: Принимать и сохранять учебные цели и задачи; осуществлять контроль при наличии эталона; планировать и выполнять свои действия в соответствии с поставленной задачей и способом её реализации; оценивать правильность выполнения действия на уровне ретроспективной оценки Коммуникативные универсальные действия Ученик научится: строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора; формулировать вопросы. Предметные результаты Предметными результатами освоения программы « В мире хакасского языка» являются следующие знания и умения: умение сообщать о себе (объем монологического высказывания 4-5 фраз); умение читать текст, соблюдая правильную интонацию предложения и правильно произносить специфичные хакасские звуки (техника чтения должна составлять за 1 минуту 15-20 слов); умение ориентироваться в тексте объемом до 60 слов; уметь полно и точно понимать содержание текста на основе его информационной переработки (языковой догадки, словообразовательного анализа, использования двуязычного словаря); уметь воспринимать на слух хакасский текст (с пониманием основного содержания, выборочным пониманием содержания, делать выборочный перевод); уметь кратко высказывать о фактах и событиях, используя описание, повествование . сообщение, передавать содержание, основную мысль прочитанного с опорой на текст, делать сообщение в связи с прочитанным или прослушанным текстом (объем монологической речи 4-5 фраз); умение вести диалог с позиции спрашивающего и с позиции отвечающего. уметь обращаться с просьбой и выражать готовность или отказ ее выполнять, дать совет и принять ее, выражать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие с партнером, выражать сомнение, чувства, эмоции (радость, огорчение) по 2 реплики с каждой стороны. К концу года обучения хакасскому языку обучающиеся 2 – 4 класса должны знать: Звуки хакасского языка; Основные правила чтения и орфографии хакасского языка; Особенности интонации основных типов предложения; Понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных, доступных по объему текстов с опорой на зрительную наглядность; время звучания текста для аудирования составляет 1 минуту; Уметь: Участвовать в элементарном этикетном диалоге (знакомства, поздравления, благодарность, приветствие); Расспрашивать собеседника, задавая простые вопросы («кем?», «ниме?», «хайда?», «хачан?») и отвечать на них, используя 4-5 реплик с каждой стороны (использование структуры полного предложения); Кратко рассказывать о себе, своей семье, друге, любимом животном, используя 1-2 фраз; Составлять небольшие описания предметов, картинки (о природе, школе, домашних животных и зверях) по образцу; Читать вслух, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, доступные по объему тексты, построенные на хакасском языковом материале; Читать «про себя», понимать основное содержание доступных по объему текстов, построенных на изученном языковом материале, пользуясь в случае необходимости двуязычным словарем. Выпускник научится: строить понятные для партнера высказывания при объяснении своего выбора; формулировать вопросы. уметь полно и точно понимать содержание текста читать доступные по объему тексты, построенные на хакасском языковом материале произносить специфичные хакасские звуки Выпускник получит возможность научиться: знанию основных правил чтения и орфографии хакасского языка знанию особенностей интонации основных типов предложения; понимать на слух речь учителя, одноклассников, основное содержание облегченных текстов. делать выборочный перевод хакасского текста. Основное содержание Первой содержательной линией являются коммуникативные умения, второй – языковые знания и навыки оперирования ими, третьей – социокультурные знания и умения. Указанные содержательные линии находятся в тесной взаимосвязи. Основной линией следует считать коммуникативные умения, которые представляют собой результат овладения родным хакасским языком на данном этапе обучения. Формирование коммуникативных умений предполагает овладение языковыми средствами, а также навыками оперирования ими в процессе говорения, аудирования, чтения и письма. Таким образом, языковые знания и навыки представляют собой часть названных выше сложных коммуникативных умений. Формирование коммуникативной компетенции неразрывно связано и с социокультурными знаниями. Все три указанные основные содержательные линии взаимосвязаны, и отсутствие одной из них нарушает единство учебного предмета «Хакасский язык». Тематическое планирование 1 класс Название раздела Виды и формы деятельности Количество часов Знакомство День знаний. День хакасского языка. Рассказ о себе. Диалог. Моя семья. 1 1 Всероссийская акция «Всей семьёй» 1 Близкие люди 1 Повторение и обобщение темы «Семья» 1 Продукты питания. Хакасские национальные блюда. 1 Ас-тамах. Накрывай на стол. Дни тюркской письменности и культуры Ас-тамах. Обычай приема гостей. Дом (Тура). Где живешь? 1 1 День народного единства. 1 Практичес кая часть Моя комната. 1 Iдiс-хамыс(Посуда) 1 Дела домашние. 1 Помогаю маме. День матери. Работа. Профессия. 6 1 Дела домашние. Диалог. 1 Я помогаю дома. 1 Моя профессия. Кем быть? Международный день родного языка 2 Домашние животные. Уход за ними. Загадки. 1 Мой кот. 1 Одежда. Кип-азах. 1 Какую одежду любишь носить? 1 Хакасская национальная одежда. 1 Времена года. Хакасский календарь. Всемирный день земли 3 Наблюдения за природой. Всемирный день земли 3 Тематическое планирование 2 класс Название раздела Виды и формы деятельности Количество часов Знакомство День знаний. День хакасского языка Рассказ о себе. Диалог. Моя семья. 1 1 Всероссийская акция «Всей семьёй» 1 Близкие люди 1 Повторение и обобщение темы «Семья» 1 Продукты питания. Хакасские национальные блюда. 1 Ас-тамах. Накрывай на стол. Дни тюркской письменности и культуры Ас-тамах. Обычай приема гостей. Дом (Тура). Где живешь? 1 1 День народного единства. 1 Практичес кая часть Моя комната. 1 Iдiс-хамыс(Посуда) 1 Дела домашние. 1 Помогаю маме. День матери. Работа. Профессия. 6 1 Дела домашние. Диалог. 1 Я помогаю дома. 1 Моя профессия. Кем быть? Международный день родного языка 2 Домашние животные. Уход за ними. Загадки. 1 Мой кот. 1 Одежда. Кип-азах. 1 Какую одежду любишь носить? 1 Хакасская национальная одежда. 1 Времена года. Хакасский календарь. Всемирный день земли 3 Наблюдения за природой. Всемирный день земли 3 Тематическое планирование 3 класс Название раздела Виды и формы деятельности Количество часов Знакомство День знаний. День хакасского языка. Рассказ о себе. Диалог. Моя семья. 1 Всероссийская акция «Всей семьёй» Близкие люди Повторение и обобщение темы «Семья» Ас-тамах. Обычай приема гостей. 1 1 . Продукты питания. Хакасские национальные блюда. Ас-тамах. Накрывай на стол. 1 1 1 Дни тюркской письменности и культуры 1 1 Практичес кая часть Дом (Тура). Где живешь? День народного единства. 1 Моя комната. 1 Iдiс-хамыс(Посуда) 1 Дела домашние. 1 Помогаю маме. День матери. Работа. Профессия. 6 1 Дела домашние. Диалог. 1 Я помогаю дома. 1 Моя профессия. Кем быть? Международный день родного языка 2 Домашние животные. Уход за ними. Загадки. 1 Мой кот. 1 Одежда. Кип-азах. 1 Какую одежду любишь носить? 1 Хакасская национальная одежда. 1 Времена года. Хакасский календарь. Всемирный день земли 3 Наблюдения за природой. Всемирный день земли 3 Тематическое планирование 4-5 класс Название раздела Реализация Количество Практичес кая часть воспитательного часов потенциала урока (виды и формы деятельности) Знакомство День знаний. День хакасского языка. Рассказ о себе. Диалог. Моя семья. Близкие люди 1 1 Всероссийская акция «Всей семьёй» 1 1 Повторение и обобщение темы «Семья» Школьный конкурс рисунков «Минiн, собiрем» Продукты питания. Хакасские национальные блюда. Ас-тамах. Накрывай на стол. Дни тюркской письменности и культуры Ас-тамах. Обычай приема гостей. Дом (Тура). Где живешь? 2 1 2 1 1 1 День народного единства. 1 Моя комната. 1 Iдiс-хамыс(Посуда) 1 Дела домашние. 1 Помогаю маме. День матери. Работа. Профессия. 3 2 Дела домашние. Диалог. 1 Я помогаю дома. 1 Моя профессия. Кем быть? Международный день родного языка 2 1 Домашние животные. Уход за ними. Загадки. 1 Мой кот. 1 Одежда. Кип-азах. 1 Какую одежду любишь носить? 1 Хакасская национальная одежда. 1 Времена года. Хакасский календарь. Всемирный день земли 3 Наблюдения за природой. Всемирный день земли 3 Список литературы 1.Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в РФ» (с последующими изменениями); 2.Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по обществознанию (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.03.2004 г. №1089). 3. Примерная программа по хакасскому языку (Министерство образования и науки Республики Хакасия) 4.Баскаков Н.А. Грамматика хакасского языка. – М. – 417 с. 5.Информационный бюллетень. Сборник правовых актов Республики Хакасия в области образования. – Абакан: Хак. кн. изд-во. – 96 с. 6.Карпов В.Г. Сопоставительная фонетика хакасского и русского языков. Учебное пособие. – Абакан. Хак. кн. изд-во. – 72 с. 7.Пассов Е.И. Программа-концепция коммуникативно-иноязычного образования «Концепция развития индивидуальности в диалоге культур»/Е.И. Пассов. – М.: Русский язык, -277 с. 8.Патачакова Д.Ф., Чанков Д.И. Орфография хакасского языка и орфографический словарь (на хакасском языке). – А. Хак. кн. изд. – 102 с. 9.Программа по хакасскому языку для начинающих изучать родной язык, 1-4 кл./М.С. Арчимаева, З.И. Султрекова и др. – А.: Хак. кн. изд, – 44 с. 10. Программа по хакасскому языку для начинающих изучать родной язык, 1-3 кл./А.Ф. Троякова, М.С. Арчимаева, Н.Я. Толмачева. – А. Хак. кн. изд-во, – 92 с.