Принята Педагогическим советом протокол № 5 от 27.08.2024 г. Утверждена приказом МБОУ «Белоярская ШИ» от 28.08.2024 г. № 125-4 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа - интернат» Рабочая программа по внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» (профессиональная ориентация) 6-9 класс С. Белый Яр, 2024г. Пояснительная записка Основная цель: формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6 класса Задачи курса: содействие профессиональному самоопределению обучающихся; формирование рекомендаций для обучающихся по построению индивидуальной образовательно-профессиональной траектории в зависимости от уровня осознанности, интересов, способностей, доступных им возможностей; информирование обучающихся о специфике рынка труда и системе профессионального образования; формирование у обучающихся навыков и умений карьерной грамотности и других компетенций, необходимых для осуществления всех этапов карьерной самонавигации; формирование ценностного отношения к труду как основному способу достижения жизненного благополучия, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне. Общая характеристика: Программа внеурочной деятельности «Россия – мои горизонты» направлена на: популяризациию культуры труда, связь выбора профессии с персональным счастьем и развитием экономики страны; формирование представлений о развитии и достижениях страны, знакомство с отраслями экономики; знакомство с миром профессий, профессиональными навыками и качествами, системой профессионального образования в стране; создание обучающимся равных условий для самоопределения, карьерной навигации и профессионального развития с учетом персональных интересов и мотивов на благо процветания и благополучия страны. Личностные результаты: В сфере трудового воспитания: ‒ осознание важности трудолюбия, обучения труду, накопления навыков трудовой деятельности на протяжении жизни для успешной профессиональной самореализации в российском обществе; ‒ установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, образовательной организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; ‒ интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода; ‒ осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; ‒ готовность адаптироваться в профессиональной среде; ‒ уважение к труду и результатам трудовой деятельности; ‒ осознанный выбор и построение индивидуальной образовательной траектории и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей. Ожидаемые результаты: - владеть навыками получения информации из источников разных типов, самостоятельно осуществлять поиск, анализ, систематизацию и интерпретацию информации различных видов и форм представления; - владеть различными способами общения и взаимодействия; - делать осознанный выбор, аргументировать его, брать ответственность за решение. В 6 классе: тематическое содержание занятия построено на обсуждении и осознании трех базовых компонентов, которые необходимо учитывать при выборе: ‒ «ХОЧУ» – ваши интересы; ‒ «МОГУ» – ваши способности; ‒ «БУДУ» – востребованность обучающегося на рынке труда в будущем. Информирование обучающихся о профессиях с постепенным расширением представлений о мире профессионального труда в общем: формирование системного представления о мире профессий и значимости трудовой деятельности, например, как различные качества или навыки могут по-разному реализовываться в разных профессиональных направлениях. Помощь в выборе увлечения, в котором обучающийся может реализовать свои интересы, развивать возможности и помогать окружающим. Поиск дополнительных занятий и увлечений. Календарно – тематическое планирование 6 класс № урока п/п Тема Кол-во часов Дата проведения 1 Вводный урок «Моя Россия — мои горизонты» 1 07.09 2 «Открой своё будущее» 1 14.09 1 3 Профориентационная диагностика № 1 «Мой профиль» и разбор результатов 4 «Система образования России» 1 5 «Пробую профессию в сфере науки и образования» 1 6 «Россия в деле» (часть 1) 1 «Россия промышленная: узнаю достижения страны в сфере промышленности и производства» «Пробую профессию в сфере промышленности» «Россия цифровая: узнаю достижения страны в области цифровых технологий» «Пробую профессию в области цифровых технологий» 1 «Россия в деле» (часть 2) 1 7 8 9 10 11 Основные виды деятельности обучающихся. Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 21.09 28.09 05.10 12.10 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 19.10 1 26.10 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 09.11 1 16.11 23.11 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Примечание «Россия инженерная: узнаю достижения страны в области инженерного дела» «Пробую профессию в инженерной сфере» «Государственное управление и общественная безопасность» «Пробую профессию в сфере управления и безопасности» 1 «Моё будущее — моя страна» 1 «Россия плодородная: узнаю о достижениях агропромышленного комплекса страны» «Пробую профессию в аграрной сфере» «Россия здоровая: узнаю достижения страны в области медицины и здравоохранения» «Пробую профессию в области медицины» «Россия добрая: узнаю о профессиях на благо общества» «Пробую профессию на благо общества» «Россия креативная: узнаю творческие профессии» 1 24 «Пробую творческую профессию» 1 29.02 Беседа, ответы на вопросы 25 «Один день в профессии» (часть 1) 1 07.03 Беседа, ответы на вопросы 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Беседа, ответы на вопросы 30.11 1 1 1 07.12 14.12 21.12 28.12 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 11.01 1 18.01 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 1 25.01 1 1 1 1 01.02 08.02 15.02 22.02 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы 26 «Один день в профессии» (часть 2) 1 14.03 Беседа, ответы на вопросы 27 «Билет в будущее» (часть 1) 1 21.03 Беседа, ответы на вопросы 28 «Билет в будущее» (часть 2) 1 04.04 Беседа, ответы на вопросы «Пробую профессию в инженерной сфере» «Пробую профессию в цифровой сфере» «Пробую профессию в сфере промышленности» «Пробую профессию в области медицины» «Пробую профессию в креативной сфере» 1 «Мое будущее – моя страна» 1 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 11.04 18.04 25.04 02.05 16.05 23.05 Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы Беседа, ответы на вопросы