Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа - интернат» 655650 Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Кирова, д.2 Тел.: 8 (39041) 3-37-75; 3-33-86 Факс: 8 (39041) 3-37-75 E-mail: school_19_270 @mail.ru ОТЧЕТ О РЕЗУЛЬТАТАХ САМООБСЛЕДОВАНИЯ за 2022год I. Аналитическая часть 1. Общие сведения об образовательной организации Наименование образовательной организации Директор Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа - интернат» Кузнецова Светлана Владимировна Адрес организации 655650, Республика Хакасия, Алтайский район, с. Белый Яр, ул. Кирова, 2 Телефон, 8 (39041) 3-37-75; 3-33-86 факс 8 (39041) 3-37-75 Адрес электронной почты bshi@r-19.ru Web-сайт Korschool.edusite.ru Учредитель Муниципальное образование Алтайский район в лице администрации Алтайского района Дата создания 1967 г. Тип здания учебный корпус - типовое здание (ввод в эксплуатацию 1948г.); спальный корпус приспособленное (ввод в эксплуатацию 2005 г) Проектная наполняемость 108 чел. в одну смену. здания Реальная наполняемость 95 чел. (по состоянию на 31.12.2021г.) Лицензия серия 19 Л № 02, регистрационный № 0000108, от 11 ноября 2015 г. 2. Система управления образовательной организацией Управление МКОУ «Белоярская ШИ» (далее - Учреждение) осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа - интернат». Управление Учреждением осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Единоличным исполнительным органом Учреждения является директор, который осуществляет текущее руководство деятельностью Учреждения. 1 Коллегиальными органами управления Учреждением являются: Общее собрание работников Учреждения и Педагогический совет. Функции органов управления Учреждением распределяются следующим образом: Наименование Функции органа управления органа управления Директор руководство Учреждением в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами, Уставом; организация системной образовательной (учебновоспитательной) и административно-хозяйственной деятельности Учреждения; обеспечение реализации федеральных государственных образовательных стандартов; формирование контингента обучающихся, обеспечение охраны их жизни и здоровья во время образовательного процесса, соблюдение прав и свобод обучающихся и работников Учреждения в установленном законодательством Российской Федерации порядке; определение стратегии, целей и задач развития Учреждения, принятие решения о программном планировании его работы, участие Учреждения в различных программах и проектах, обеспечение соблюдения требований, предъявляемых к условиям образовательного процесса, образовательным программам, результатам деятельности Учреждения и к качеству образования; создание условий для внедрения инноваций, обеспечение формирования и реализации инициатив работников Учреждения, направленных на улучшение работы Учреждения и повышение качества образования; в пределах своих полномочий распоряжение бюджетными средствами, обеспечение результативности и эффективности их использования, открытие лицевых счетов Учреждения в территориальном органе Федерального казначейства; в пределах установленных средств формирование фонда оплаты труда с разделением его на базовую и стимулирующую часть; утверждение структуры и штатного расписания Учреждения; решение кадровых, административных, финансовых, хозяйственных и иных вопросов в соответствии с Уставом Учреждения; принятие мер по обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих требованиям охраны труда; принятие локальных нормативных актов Учреждения, содержащие нормы трудового права, в том числе по вопросам установления системы оплаты труда с учетом мнения профессионального союза работников Учреждения; обеспечение эффективного взаимодействия и 2 сотрудничества с органами государственной власти, местного самоуправления, организациями, общественностью, родителями (законными представителями), гражданами; представление Учреждения в государственных, муниципальных, общественных и иных органах, учреждениях, иных организациях; осуществление иных полномочий, установленных действующим законодательством, Уставом Учреждения и заключенным с ним трудовым договором (контрактом). Общее внесение рекомендаций по вопросам изменений и собрание дополнений в Устав Учреждения, ликвидации и реорганизации работников Учреждения; Учреждения принятие Коллективного договора, правил внутреннего трудового распорядка Учреждения, Положения об оплате труда работников Учреждения; принятие локальных актов (с последующей их рекомендацией к утверждению), регулирующих трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения, включая инструкции по охране труда, положение о комиссии по охране труда, а также рассматривает вопросы трудовых споров (конфликтов) в соответствии с Трудовым Кодексом Российской Федерации; решение вопросов социальной поддержки работников Учреждения; обсуждение вопросов состояния трудовой дисциплины в Учреждении и мероприятия по ее укреплению, рассмотрение фактов нарушения трудовой дисциплины работниками Учреждения; создание при необходимости временных или постоянных комиссий, установление их полномочий, утверждение положений о них; определение размера доплат и надбавок, премий, материальной помощи и других выплат стимулирующего характера в пределах фонда оплаты труда работников; избрание представителей работников в органы и комиссии Учреждения, в том числе в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений; решение организационных вопросов и рассмотрение иных вопросов деятельности Учреждения, вынесенных на рассмотрение директором Учреждения, его органом самоуправления или передавать данные полномочия другим органам управления Учреждением. Педагогический совершенствование организации образовательного процесса совет Учреждения; определение основных направлений развития Учреждения, повышения качества и эффективности образовательного процесса; принятие образовательных программ Учреждения; 3 принятие плана работы учреждения; принятие локальных нормативных актов по вопросам организации образовательной деятельности и содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения; выбор учебных планов, программ, учебников, форм, методов образовательной деятельности и способов их реализации в соответствии с образовательными программами и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об образовании; обсуждение вопросов развития, воспитания и образования обучающихся Учреждения; определение направлений педагогической и инновационной деятельности Учреждения; организация работы по повышению квалификации педагогических работников Учреждения, развитию их творческих инициатив; организация дополнительных образовательных услуг; представление педагогических работников к почетному званию «Заслуженный учитель Российской Федерации», «Заслуженный учитель Республики Хакасия», почетному званию и нагрудному знаку «Почетный работник сферы образования Российской Федерации», другим профессиональным наградам и званиям; осуществление иной деятельности в пределах своей компетенции. В целях учета мнения обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы, по инициативе родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и работников в Учреждении создан Совет родителей, действующий в соответствии с Уставом и Положением о Совете родителей. В целях повышения эффективности деятельности Учреждения направленной на достижение учебных результатов обучающихся, имеющих специальные образовательные потребности на образование и дальнейшую их социализацию в общество в Учреждении действует 3 методических объединения: ШМО учителей и специалистов коррекционно – развивающей области, ШМО воспитателей, ШМО учителей трудового обучения. В 2022г. продолжил работу Совет трудового коллектива, являющийся представительным органом самоуправления трудового коллектива Муниципального казенного общеобразовательного учреждения. Совет трудового коллектива - выборный, постоянно действующий орган, осуществляющий свои функции от имени всего трудового коллектива Учреждения, в том числе и в целях учета мнения работников по вопросам управления Учреждением и при принятии Учреждением локальных нормативных актов, затрагивающих их права и законные интересы. Совет трудового коллектива действует в соответствии с Положением о Совете трудового коллектива работников МКОУ «Белоярская ШИ». 4 3. Оценка образовательной деятельности Документы, в соответствии с которыми ведется образовательная деятельность: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 №1599; Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарноэпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.07.2015 № 26; Устав МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденный Постановлением администрации Алтайского района от 26.08.2015 № 425; Программа развития МКОУ «Белоярская ШИ» на 2021 - 2025 годы, утвержденная приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 08.12.2020 № 40-4; Положение об Общем собрании работников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа – интернат», утвержденное приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 16.11.2018 №26-7; Положение о Педагогическом совете Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа – интернат», утвержденное приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 16.11.2018 № 26-7; Положение о Совете трудового коллектива, утвержденное приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 22.02.2019 № 63; Правила приема граждан в Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Белоярская школа – интернат», утвержденные приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 06.11.2020 №26-6; Порядок и основание перевода, отчисления обучающихся, оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между Муниципальным казенным общеобразовательным учреждением «Белоярская школа – интернат», обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, утвержденный приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 16.11.2018 №26-7; Положение об организации пропускного режима в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Белоярская школа – интернат», утвержденное приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 01.09.2016 №14-1; Положение об интернате Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа – интернат», утвержденное приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 01.10.2015 №93-8; Положение о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости, промежуточной, итоговой аттестации обучающихся Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа - интернат», утвержденное приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 16.11.2018 №267; 5 Правила внутреннего трудового распорядка работников Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа – интернат», утвержденные приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 31.08.2016 №350; Положение о комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Белоярская школа – интернат», утвержденное приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 31.08.2018 №110-20; Положение об организации питания обучающихся в Муниципальном казенном общеобразовательном учреждении «Белоярская школа – интернат», утвержденное приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 10.11.2016 №114; решения Педагогического совета МКОУ «Белоярская ШИ»; инструкции по правилам техники безопасности; должностные инструкции; приказы и распоряжения директора МКОУ «Белоярская ШИ»; расписания и графики. 3.1. Класс 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Всего: Количество обучающихся, классов-комплектов по состоянию на 31.12.2022г. Количество классовкомплектов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 3.2. Количество обучающихся 11 8 7 10 7 11 11 15 15 95 Из них Детей инвалидов 4 1 0 3 2 1 3 5 6 25 Интернированных 8 3 4 5 5 9 5 5 7 51 Режим образовательной деятельности Образовательный процесс в МКОУ «Белоярская ШИ» организован по пятидневной учебной неделе, в одну смену и осуществляется по четвертям: 1 четверть – 9 недель; 2 четверть – 7 недель; 3 четверть – 10 недель; 4 четверть – 8 недель. Учебные занятия начинаются с 1 сентября в 8 часов 30 минут. Учебные занятия проводятся в соответствии с утвержденным расписанием. Продолжительность уроков составляет: в 2 - 9 классах - по 40 минут каждый урок; 6 в 1 классе обучение осуществляется с соблюдением «ступенчатого» режима: сентябрь, октябрь по 3 урока в день по 30 минут каждый, ноябрь, декабрь по 4 урока в день по 30 минут, с января по май - 4 урока по 40 минут. В процессе освоения общеобразовательных программ обучающимся предоставляются каникулы. Продолжительность каникул на протяжении учебного года 30 календарных дней. Продолжительность летних каникул 13 календарных недель. Для обучающихся 1 класса устанавливаются дополнительные каникулы в количестве 7 дней в феврале месяце. Сроки начала, окончания и продолжительности каникул определяются календарным учебным графиком, утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ». Режим внеурочной деятельности и коррекционных занятий организуется в соответствии с требованиями СанПиН. 3.3. Формы обучения по состоянию на 31.12.2022г. Класс Количество обучающихся Обучающихся по Учебному плану Учреждения 1 2 3 4 5 6 7 8 9 Всего: 11 8 7 10 7 11 11 15 15 95 6 7 6 8 6 10 9 10 10 72 3.4. из них: Обучающихся по индивидуальному учебному плану В условиях На дому Учреждения 4 2 1 0 0 1 3 0 0 1 0 2 3 0 2 4 1 4 14 14 Воспитательная деятельность Для организации воспитательной работы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учитывая их психофизическое развитие, индивидуальные возможности разработана Программа воспитательной работы (далее - Программа), утвержденная приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 30.08.2017 № 221-16. Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие, на формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) поддерживается всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию урочной и внеурочной деятельности школьников. В Программе определены формы воспитательной работы: классные часы, воспитательские часы, кружки, акции, фестивали, выставки, конкурсы, 7 соревнования, тематические недели, предметные (дни, недели), театрализованные представления, литературные гостиные. В 2022 году обучающиеся приняли участие в традиционных мероприятиях: Наименование акции Количество участников Международный день памяти жертв Холокоста 45 Декада Мужества 66 Международный день родного языка 65 День воссоединения Крыма и России 23 Гагаринский урок 66 Пропагандистская акция «Дети России!» 66 День пожарной охраны 64 День Победы советского народа в Великой Отечественной 66 войне 1941 – 1945 годов Всероссийская акция «Георгиевская ленточка» 6 День славянской письменности и культуры 60 День знаний 58 День солидарности в борьбе с терроризмом 62 День хакасского языка 61 Международный день распространения грамотности 61 Месячник безопасности детей 65 Международный День учителя 54 День народного единства 62 Всероссийский урок «Экология и энергосбережение» 58 Международный день толерантности 62 День матери в России 65 Международный день инвалидов 48 Всероссийская акция «День неизвестного солдата» 65 Единый урок по безопасности в сети Интернет 65 День Конституции Российской Федерации 45 Всероссийский открытый урок по «Основам безопасности 65 жизнедеятельности» Региональная экологическая акция «Синичкин день» 69 Месячник правовых знаний и профилактики правонарушений 62 и преступлений среди обучающихся Помимо традиционных и запланированных мероприятий в 2022 году обучающиеся также приняли активное участие в следующих всероссийских и республиканских мероприятиях: Наименование акции Количество участников Праздничная неделя #Мы Вместе 19 Акция «Вам любимые» Всероссийская акция «Мечты о космосе» 1 Урок «Мир экологического волонтерства» в рамках 11 Всероссийской акции «День экологических знаний» 8 Всероссийский классный час «Будь здоров!» Единый урок здоровья, приуроченный к Всемирному дню здоровья для обучающихся 1-4 классов по теме: «Правильное питание – основа здорового образа жизни» Урок трезвости 3.5. Дополнительное образование 67 19 18 Учреждение осуществляет образовательную деятельность по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе, по следующим направлениям: спортивно-оздоровительное, социальное и художественное. Формами реализации программы являются секция общей физической подготовки (далее - ОФП) и кружки. Деятельность Учреждения по дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе регламентируется следующими документами: Положением о кружковой работе в МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденное приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 01.10.2015 № 93-8; дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программой, утвержденной приказом МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденной приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 28.08.2020 № 120-16; рабочими программами кружков; расписанием работы кружков на текущий учебный год. В период с 01.01.2022 г. по 31.05.2022 г. в Учреждении работало 2 кружка и 1 секция ОФП № п/п 1. 2. 3. Направление Название объединения Количество дополнительного обучающихся образования Спортивно«В здоровом теле - здоровый дух» 16 оздоровительное (секция ОФП) Художественное Социальное «Серпантин» «Красивым быть легко» 15 10 Результаты работы кружков широко представлены не только на школьных мероприятиях, свои достижения и умения обучающиеся показали на мероприятиях всероссийского, республиканского и муниципального уровней. № Победители, Количество п/п Мероприятие призѐры участников (количество) 1. Республиканский дистанционный Конкурс 4 "Поклонимся великим тем годам…" 2. Республиканский фестиваль детского 5 творчества "Я люблю тебя, Россия" 3. Смотр художественной самодеятельности "Он сказал: "Поехали!", посвященных 60-й 34 3 годовщине полѐта Ю.А. Гагарина в космос 4. Районный Фестиваль художественной 30 9 5. 6. самодеятельности и декоративно-прикладного творчества «Поверь в себя!» Региональный этап Всероссийского конкурса социальной рекламы "Стиль жизни здоровье! 2021" Республиканский фестиваль настольных спортивных игр среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов 6 - 8 8 Особый интерес у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вызывают соревнования, организованные специально для детей с особыми образовательными потребностями республиканского и муниципального уровней: № п/п 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Название Первенство Республики Хакасия по адаптивным видам настольных спортивных игр "Спорт без границ" Районный турнир по настольным спортивным играм, шахматам и шашкам, среди лиц с ОВЗ, инвалидов, посвященный Международному Дню космонавтики и авиации и 30-летию создания Республики Хакасия Первенство Республики Хакасия по лѐгкой атлетике среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов Районный турнир по адаптивным настольным спортивным играм - новус, джакоолло, шафлборд в рамках проекта "Первенство Республики Хакасия по адаптивным видам настольных спортивных игр "Спорт без границ" при поддержке фонда Президентских грантов" Первенство Республики Хакасия по лѐгкой атлетике среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов Районный шахматно-шашечный турнир среди лиц с ОВЗ, инвалидов, посвященный 30летию создания РХ Республиканский фестиваль настольных спортивных игр среди лиц с ограниченными возможностями здоровья, инвалидов 10 Ко-во человек Победители и призеры (количество) 9 - 9 9 9 22 34 9 5 9 4 4 8 9 В 2021 году из 40 обучающихся, принявших участие в спортивных соревнованиях 30 отмечены дипломами и грамотами победителей и призѐров по разным видам спорта 62 раз. Всего в 2021 году участие в конкурсах международного, российского, республиканского и муниципального уровней приняли 69 человек, что составило 73,4% от общего числа обучающихся. Количество победителей и призеров в 2021 г. увеличилось на 19 человек. В период 2021 года на суд жюри было представлено .165 творческих работ (рисунки, изделия декоративно-прикладного творчества, видеоматериалы), 50 из которых отмечены дипломами победителей или призѐров. Организация работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма строится с учетом индивидуальных особенностей детей с особыми образовательными потребностями и дифференцируется по возрастным особенностям. Профилактические мероприятия посещают обучающиеся разных возрастных групп, что учитывается при подборе материала занятий, форм и методов работы. План мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на 2021 год в МКОУ «Белоярская ШИ» реализован в полном объеме. Традиционные мероприятия по профилактике ДДТТ представлены в следующей таблице: Традиционные мероприятия Количество участников Всероссийская неделя безопасности 62 Единый день безопасности дорожного движения 52 Экскурсия «Перекресток» с инспектором ОГИБДД 15 ОМВД России по Алтайскому району Кинолекторий по ПДД «Дорога ошибок не прощает» 47 Региональная акция по профилактике безопасности 65 дорожного движения «Невидимкой быть опасно!» Республиканская профилактическая акция «Детям 65 Хакасии – безопасные дороги!» Беседа за круглым столом «День памяти жертв ДТП» 52 (минута молчания) с просмотром социальных роликов Видеосалон - мультфильмы по ПДД «Уроки тетушки 15 Совы» Так же традиционными мероприятиями являются: неделя безопасности «На каникулах отдыхай – про безопасность не забывай!», «Месячник безопасности». В рамках недели безопасности проводятся беседы для обучающихся всех классов, классные и воспитательские часы по профилактике ДДТТ, встреча с инспектором ОГИБДД, минутки безопасности, игры для младших школьников по профилактике ДДТТ, просмотр обучающих видеороликов и мультфильмов. Сделать работу по изучению ПДД более содержательной и интересной позволяет использование на занятиях настольных игр, обучающих раскрасок «Правила Дорожного Движения», решение ребусов и кроссвордов, использование на занятиях рабочих тетрадей «Путешествие на зеленый свет» для обучающихся 1 – 6 классов и рабочих тетрадей «Дорожная безопасность», выданными 11 представителями Регионального центра по профилактике детского дорожнотранспортного травматизма «Лаборатория безопасности» для 7 - 9 классов. Большое внимание уделяется соблюдению обучающимися инструктажей, касающихся правил дорожного движения, правил поведения на дороге и в общественном транспорте, когда дети уезжают домой на выходные и каникулы. Классными руководителями, воспитателями проводятся индивидуальные беседы на тему «Дорога в школу и домой», для приходящих обучающихся разработаны маршруты «дом – школа - дом». Учреждение тесно сотрудничает с Госавтоинспекцией Алтайского района. Инспектор по пропаганде безопасного дорожного движения - Мордвинова О.С. регулярно проводит беседы, на которых ребята повторяют правила, участвуют в играх на внимание, разбирают ошибки в поведении пешеходов, участвуют в конкурсах. При этом ребята не только воспроизводят свои знания по ПДД, но и выполняют творческие задания. Также детям предлагаются познавательные мультфильмы и видеоролики по ПДД, которые вызывают у них большой интерес и способствуют лучшему усвоению знаний. Ежегодно, обучающиеся активно участвуют в акции «Невидимкой быть опасно!» - изготавливают светоотражающие элементы на портфели и верхнюю одежду. Совместно с Госавтоинспекцией Алтайского района проводится региональная акция «Детям Хакасии – безопасные дороги!». Дети рисуют рисунки для водителей, раздают листовки. Для ребят проводятся такие мероприятия как, экскурсия к перекрестку совместно с инспектором ГИБДД «Безопасность на дорогах». Дети с большим желанием участвуют в районных, республиканских творческих конкурсах по ПДД и БДД. Обновление информации на информационном стенде и классных уголках по профилактике ДДТТ проводится регулярно в течение учебного года. В 2022 году продолжена работа по реализации программы детской организации «Планета детства» (далее ДО). Деятельность ДО «Планета детства» осуществляется согласно плану мероприятий. Один раз в четверть проводится сбор совета актива ДО «Планета детства», где вносятся поправки в состав актива с торжественным вступлением новых членов актива ДО и обсуждается план мероприятия. Показатели 2021 г. 2022 г. (92 обучающихся -100%) (94 обучающихся -100%) Количество участников 66 участников - 72% 68 участников - 72% Актив ДО 23 обучающихся -25% 24 обучающихся -26% Из данной таблицы видно, что в 2021 году в сравнении с прошлым учебным годом актив детской организации увеличился на 1%. Рост количества активистов ДО свидетельствует о том, что интерес обучающихся к ДО возрастает. Обучающиеся по ИУП на дому не охвачены детской организацией «Планета детства» в силу индивидуальных особенностей. В 2022 году работа ДО «Планета детства» осуществлялась по 6 направлениям: 2021 г. 2022 г. Направление/количество участников Направление/количество участников Культмассовое/5 обучающихся Культмассовое/6 обучающихся Художественное/4 обучающихся Художественное/4 обучающихся Санитарно-гигиеническое/3 Санитарно-гигиеническое/3 12 обучающихся Спортивное/4 обучающихся Патриотическая / 3 обучающихся Волонтерская деятельность/ обучающихся обучающихся Спортивное/4 обучающихся Патриотическая /4 обучающихся 4 Волонтерская деятельность/ 3обучающихся Информация, представленная в таблице, говорит о том, что в 2022 году количество направлений увеличилось, в связи с активной инициативностью обучающихся. В текущем году наряду с уже ставшими традиционными мероприятиями, проводимыми с помощью активистов Детской организации, появились новые инициативы: шефская помощь старшеклассников над 1-4 классами - акция «Хвостики, косички», (помощь в прическах младшим школьникам); участие в общешкольных мероприятиях в роли соведущих; организация флешмобов для общешкольных мероприятий. Участники ДО «Планета детства» продолжают активно участвовать в жизни школы с использованием разнообразных форм работы. Активисты ДО участвуют не только в мероприятиях в рамках плана работы, но и в мероприятиях муниципального и республиканского уровней, активно участвуют в конкурсах различных уровней. Информация об участии и достижениях актива ДО в различных мероприятиях отражается ежемесячно в течение учебного года в школьной газете «Школьные страницы», на стенде регулярно обновляется информация о прошедших и предстоящих мероприятиях с участием активистов ДО. В дальнейшем планируется работа в том же направлении. Таким образом, можно сделать вывод, что в Учреждении наблюдается положительная динамика в деятельности по воспитательной работе и реализации дополнительного образования обучающихся. Новые инициативы внесли разнообразие и многоплановость в воспитательную деятельность МКОУ «Белоярская ШИ». 4. Содержание и качество подготовки обучающихся Сведения о реализуемых основных программах: Годы АООП АООП АООП АООП образования образования обучающихся с обучающихся с обучающихся обучающихся с легкой умеренной, с легкой умеренной умственной тяжелой умственной умственной отсталостью умственной отсталостью отсталостью (интеллектуальны отсталостью (интеллектуал (интеллектуальн ми нарушениями) (интеллектуальным ьными ыми и нарушениями) со нарушениями) нарушениями) сложной вариант 1 вариант 2 структурой дефекта 1,2,3,4 5, 6 1,2,3,4 5, 6 7-9 класс 7-9 класс классы класс классы класс (чел.) (чел.) (чел.) (чел.) (чел.) (чел.) 13 2021 2022 31 20 4 19 3 47 39 2 10 8 Адаптированные основные общеобразовательные программы вариант 1 и вариант 2 разработаны на основании ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждены приказами МКОУ «Белоярская ШИ» от 31.08.2016 №340; №221-20. Адаптированные основные общеобразовательные программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) со сложной структурой дефекта, разработаны с учетом Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 1-4, 5-9 класс в 2-х сб./ под.ред. В.В. Воронковой-М.: Гуманитарного издательского центра Владос, 2011, утверждены приказами МКОУ «Белоярская ШИ» от 30.08.2017 № 221-20; от 30.08.2018 № 109-3;29.08.2019 г. № 112-5; от 28.08.2020 г. № 120-14. Результативностью освоения АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1 (далее АООП В-1) являются предметные и личностные результаты. Личностные результаты освоения АООП В-1 включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Результативностью освоения предметных областей АООП В-1 являются предметные результаты. АООП В-1 определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный. Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержания каждой предметной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности. Показатели Русский язык Чтение Речевая практика Математика Мир природы и человека Природоведение Основы социальной жизни Музыка 2021 г. 1 класс Уровень Мин. Дост. 4 чел. 88% 4 чел. 83% 4 чел. 87% 2 класс Уровень Мин. Дост. 2022г. 3 класс Уровень Мин. Дост. 4 класс Уровень Мин. Дост. 1 класс 2 класс 3 класс Уровень Уровень Уровень Мин. Дост. Мин. Дост. Мин. Дост. 3 чел. 35% 3 чел. 33% 3 чел. 31% 5 чел. 52% 5 чел. 56% 5 чел. 48% 5 чел. 26% 9 чел. 39% 9 чел. 52% 7 чел. 3 чел 30% 60% 7 чел. 3 чел 37% 60% 7 чел. 4 чел 32% 80% 4 чел. 3 чел. 83% 40% 4 чел. 4 чел. 87% 44% 5 чел. 57% 5 чел. 55% 7 чел. 29% 8 чел. 39% 7 чел. 4 чел 28% 80% 7 чел 43%. 1 чел. 20% 1 чел. 20% 3 чел. 60% 3 чел. 60% 3 чел 89% 3 чел 89% 3 чел 89% 3 чел. 77% 2 чел. 66% 3 чел. 53% 4 чел. 50% 4 чел. 65% 5 чел. 40% 4 чел. 37% 4 чел. 57% 4 чел. 56% 5 чел. 27% 5 чел. 27% 2 чел. 66% 3 чел. 58% 4 чел. 50% 5 чел. 55% 3 чел. 50% 4 чел. 47% 9 чел. 72% 9 чел. 77% 9 чел. 81% 3 чел. 62% 5 чел. 52% 9 чел. 63% 7 чел. 3 чел 49% 60% 1 чел. 20% Рисование 4 чел. 75% 5 чел. 24% 9 чел. 22% 7 чел. 34% ч Физкультура 4 чел. 100% 5 чел. 80% 9 чел. 75% 7 чел. 64% 7 ел. 80% 3 чел. 60% 5 чел. 40% 9 чел. 30% 7 чел. 25% 12 ел. 100% ч Ручной труд 4 класс 5 класс Уровень Уровень Мин. Дост. Мин. Дост. 4 чел. 44% Профильный труд (швейное дело) Профильный труд (столярное дело) 2 чел. 33% 3 чел. 100% 3 чел. 83% 3 чел. 100% 5 ел. 56% 8 ел. 79% 10 ел. 65% 13 ел. 100% ч ч ч ч 6 ел. 37% 9 ел. 62% 11 ел. 62% 14 ел. 85% ч 9 чел. 71% ч 9 чел. 80% ч 9 чел. 66% ч 4 чел. 59% 4 чел. 37% 14 Предметные результаты обучающихся: Данные таблицы показывают, что произошло снижение доли обучающихся, полностью освоивших программный материал минимального уровня. Это объясняется тем, что в первый класс пришли дети, имеющие сложные нарушения речи. Доля обучающихся частично освоивших достаточный уровень выросла по русскому языку на 28 %, чтению на 10%, речевой практике на 29%, математике на 9%, миру природы и человека на 16%, музыке на 39%, физкультуре на 52%, ручному труду на 35%. Анализ данных предметных результатов за 2022 г. по классам показывает: 68% обучающихся 1 класса АООП В-1 освоили на минимальном уровне по всем предметам учебного плана и 46% обучающихся освоили достаточный уровень по всем предметам. 89% обучающихся 2 класса АООП В-1 освоили на минимальном уровне, 70% освоили достаточный уровень предметных результатов АООП В-1. В 2020 году у данных обучающихся в 1 классе освоение АООП В-1 было только на минимальном уровне по всем предметам учебного плана за исключением физкультуры (100% обучающихся освоили минимальный уровень). 100% обучающихся 3 класса АООП В-1 полностью освоили на минимальном уровне, 62% освоили достаточный уровень предметных результатов АООП В-1. В 2020 году у данных обучающихся во 2 классе освоение АООП В-1 было 51% освоили достаточный уровень по всем предметам учебного плана. 100% обучающихся 4 класса АООП В-1 полностью освоили на минимальном уровне, 54% освоили достаточный уровень предметных результатов АООП В-1. В 2020 году у данных обучающихся в 3 классе освоение АООП В-1 было на минимальном уровне по всем предметам учебного плана 41% освоили достаточный уровень по всем предметам учебного плана. 100% обучающихся 5 класса АООП В-1 полностью освоили на минимальном уровне, 58% освоили достаточный уровень предметных результатов АООП В-1. В 2020 году у данных обучающихся в 4 классе освоение АООП В-1 было на минимальном уровне по всем предметам учебного плана 38% освоили достаточный уровень по всем предметам учебного плана. АООП В-1 включает в себя внеурочную форму деятельности обучающихся. Программы внеурочной деятельности направлены на приобретение обучающимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Результаты освоения программного материала по программам внеурочной деятельности обучающихся по следующими направлениям: Направление Качественная оценка 2021 г. 1 кл. Спортивно оздоровительное Нравственное 2 кл. 3 кл. 4 кл. Качественная оценка 2022 г. 1 кл. 2 кл. 3 кл. 4 кл. 5 кл. – 62% 63% 75% 88% 59% 60% 68% 76% 89% 74% 69% 92% 96% 72% 74% 75% 95% 98% 15 Социальное Общекультурное 60% 80% 91% 93% 60% 70% 85% 93% 95% 85% 90% 93% 90% 80% 90% 93% 94% 96% Сравнительный анализ данных таблицы показывает, что в 2022 г.: у обучающихся 1-го класса достаточно высокие результаты по освоению программы общекультурного направления (80%), средний показатель освоения программы внеурочной деятельности составил 70%; у обучающихся 2 класса качественная оценка результатов освоения программного материала внеурочной деятельности понизилась по двум направлениям: спортивно – оздоровительное (на 2%), социальному направлению (10%), прослеживается положительная динамика по нравственному направлению и общекультурное (на 5%) у обучающихся 3 класса качественная оценка результатов освоения программного материала внеурочной деятельности повысилась по всем четырем направлениям: спортивно – оздоровительное (на 6%), нравственное (на 8%), социальное (на 5%) и общекультурное (на 3%). у обучающихся 4 класса качественная оценка результатов освоения программного материала внеурочной деятельности также повысилась по всем четырем направлениям: спортивно – оздоровительное (на 1%), нравственное (на 3%), социальное (на 2%) и общекультурное (на 2%). у обучающихся 5 класса качественная оценка результатов освоения программного материала внеурочной деятельности также повысилась по всем четырем направлениям: спортивно – оздоровительное (на 5%), нравственное (на 1%), социальное (на 4%) и общекультурное (на 3%). Результативностью освоения Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - АООП ЛУО) являются количественные показатели (успеваемость) и качественные показатели (доля обучающихся на «4» и «5») освоения учебного материала. Результаты освоения обучающимися АООП ЛУО: Показатели 2021 г. 2022 г. Успеваемость (%) 100% 100% Доля обучающихся на «4» и «5»(%) 44% 49% Данные таблицы свидетельствуют о стабильно высоких показателях успеваемости обучающихся. Повышение доли обучающихся на «4» и «5» на 5% объяснятся переходом с опосредованного обучения (обучение на расстоянии) в период 2021года. С целью контроля за качеством усвоения программного материала обучающихся по АООП ЛУО проводится мониторинг доли обучающихся на «4» и «5» по предметам «Чтение и развитие речи», «Письмо и развитие речи», «Математика» по результатам административных контрольных работ. Результаты административных контрольных работ и итогов за год обучающихся по АООП ЛУО 6-9 класса, 2022 г.: Учебный 16 предмет Чтение и развитие речи Письмо и развитие речи Математика 6 класс, % к/р год 87% 7 класс, % к/р год 8 класс, % к/р год 9 класс, % к/р год 93% 100% 90% 71% 89% 80% 72% 87% 88% 57% 50% 63% 25% 33% 44% 49% 67% 58% 100% 64% 20% 35% 58% Данные таблицы говорят о необъективности оценивания результатов освоения АООП ЛУО обучающимися 5-9 классов, что подтверждает расхождение результатов административных контрольных работ и итогов за год по предметам: чтение и развитие речи, письмо и развитие речи, математика. Из таблицы видны расхождения по освоению предмета: чтение и развитие речи: в 6 классе при показателе 71 % обучающихся на «4» и «5», результаты выполнения контрольной работы на «4» и «5» - 100%; в 9 классе при показателе 81 % обучающихся на «4» и «5», результаты выполнения контрольной работы на «4» и «5» - 70%; письмо и развитие речи: в 7 классе при показателе 44 % обучающихся на «4» и «5», результаты выполнения контрольной работы на «4» и «5» - 75%; в 8 классе при показателе 63 % обучающихся на «4» и «5», результаты выполнения контрольной работы на «4» и «5» - 100%; в 9 классе при показателе 60 % обучающихся на «4» и «5», результаты выполнения контрольной работы на «4» и «5» - 70%; математика: в 5 классе при показателе 67 % обучающихся на «4» и «5», результаты выполнения контрольной работы на «4» и «5» - 80%; в 6 классе при показателе 71 % обучающихся на «4» и «5», результаты выполнения контрольной работы на «4» и «5» - 55%; в 8 классе при показателе 63 % обучающихся на «4» и «5», результаты выполнения контрольной работы на «4» и «5» - 50%, в 9 классе при показателе 60 % обучающихся на «4» и «5», результаты выполнения контрольной работы на «4» и «5» - 100%. Причиной расхождений показателей доли обучающихся на «4» и «5» и доли обучающихся, выполнивших контрольную работу на «4» и «5» являются индивидуальные особенности развития обучающихся. Таким образом, результаты административных контрольных работ обучающихся по АООП ЛУО 5-9 класса свидетельствуют об усвоении обучающимися программного материала на «4» и «5» более чем у 50 % обучающихся. В решении важнейшей задачи интеграции обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и их социальной адаптации, профессионально-трудовое обучение занимает одно из центральных мест в общей системе учебно-воспитательной работы в Учреждении. В АООП В -1 (1-4 классы) профессионально - трудовое обучение представлено учебным предметом «Ручной труд». В АООП ЛУО профессионально – трудовое обучение представлено следующими общеобразовательными предметами (5 – 9 классы): ручной труд; профильный труд (швейное дело, столярное дело); производительный труд. 17 Результатами освоения программного материала по профессиональнотрудовому обучению являются показатели успеваемости обучающихся. В 2022 г. успеваемость обучающихся составила 100%. С целью контроля за качеством освоения программного материала по трудовому обучению проводится мониторинг доли обучающихся на «4» и «5»по итогам административных контрольных работ. Результаты мониторинга доли обучающихся на «4» и «5» по трудовому обучению обучающихся 4, 9 класса: Показатели 4 класс 9 класс (промежуточная аттестация) (итоговая аттестация) Доля на «4» и «5», % 100 89 Таким образом, доля обучающихся, усвоивших основные компоненты программного содержания по профессионально - трудовому обучению, составляет 89%, что создает обучающимся - выпускникам основу для последующего обучения и позволяет им осознанно получать специальность в профессиональном училище. По Адаптированной основной общеобразовательной программе вариант 2 (далее - АООП В-2) к концу 2022 года обучалось 5детей, в том числе обучающийся 2-го и 3-го класса зачисленный на обучение. На основании заключений психологомедико-педагогической комиссии, с учетом мнения родителей (законных представителей) обучение детей осуществлялось по специальным индивидуальным программам развития (далее – СИПР). Целью реализации СИПР являлось обретение обучающимися таких жизненных компетенций, которые позволят им достигать максимально возможной самостоятельности в решении повседневных жизненных задач, обеспечат им включение в жизнь общества на основе индивидуального поэтапного, планомерного расширения жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для них пределах. По итогам освоения СИПР в конце учебного года на каждого обучающегося составлена развернутая характеристика учебной деятельности ребѐнка, в которой оценивается динамика развития их жизненных компетенций. При оценке результативности обучения были учтены особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Положительными результатами освоения СИПР является тот факт, что: один ребенок научился: фиксировать взгляд на лице человека, на неподвижном светящемся предмете; прослеживать взглядом за движущимся предметом; выполнять действия с предметами и дидактическим материалом по подражанию; реагировать на собственное имя и имена членов семьи; узнавать членов своей семьи и педагогов, показывать на них, при произнесении имени в т.ч. на фотографии; второй ребенок научился: фиксировать взгляд на лице человека, на неподвижном светящемся предмете; прослеживать взглядом за движущимся предметом; понимать простые слова, обозначающие действия: пить, есть, стоять, сидеть, бегать, спать, рисовать, играть; 18 самостоятельно просится в туалет, мыть руки, просить пить; выполнять действия с предметами и дидактическим материалом по подражанию; самостоятельно употреблять в речи отдельные звуки; реагировать на собственное имя и имена членов семьи; узнавать членов своей семьи и педагогов, показывать на них, при произнесении имени в т.ч. на фотографии; различать и показывать основные цвета (красный, желтый, зеленый); узнавать домашних животных и домашних птиц; подражать звукам животных; слушать музыку; узнавать и эмоциально реагировать на знакомые песни; сминать бумагу и намазывать клеем. Двое обучающийся за анализируемый период научились: с частичной помощью взрослого узнавать растения (дерево), лиственные и хвойные деревья; отрывать бумагу заданной формы (размеры); сгибать лист бумаги пополам, скручивать лист бумаги; разрезать бумагу ножницами; намазывать все (части) поверхности клеем; собирать изображение объекта из нескольких деталей; конструировать объект из бумаги; узнавать небесные тела (звезды), различать части тела; самостоятельно чистить зубы; идентифицировать себя как мальчика / девочку; узнавать и различает детей и взрослых, в том числе членов своей семьи (жестами). По Адаптированной основной общеобразовательной программе обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями со сложной структурой дефекта (далее - АООП УУО) к концу 2022 года обучалось 10 человек с 7-го по 9-й классы. Для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями со сложной структурой дефекта не может быть единого образовательного стандарта, так как их возможности в развитии, коррекции и адаптации строго индивидуальны, поэтому для каждого обучающегося был составлен индивидуальный учебный план (далее - ИУП) исходя из индивидуальных возможностей ребенка, с учетом индивидуальной программы реабилитации и абилитации ребенка-инвалида. Результаты освоения АООП УУО рассматривались как возможные (примерные) и соразмерные с индивидуальными возможностями и специфическими образовательными потребностями обучающихся. Результаты освоения АООП УУО осматриваются и анализируются по итогам учебного года. В 2022 году результаты освоения АООП УУО включали в себя овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико - ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах. 19 Для всех обучающихся по ИУП третий год ведется мониторинг усвоения программного материала, что позволяет более точно отследить динамику усвоенных знаний, сформированности учебных навыков и способствует составлению индивидуальных рабочих программ на следующий учебный год по предметам, исходя из индивидуальных особенностей каждого ребенка. Из всего выше изложенного следует: все обучающиеся осваивающие АООП В-2 и АООП УУО освоили программный материал по предметам индивидуального учебного плана в полном объеме исходя из своих индивидуальных особенностей развития. Для более успешного усвоения обучающимися учебного материала в Учреждении реализуется система коррекционной работы по следующим направлениям: работа с обучающимися; работа с педагогами; работа с родителями (законными представителями). Данная система направлена на коррекцию (исправление и (или) преодоление) недостатков умственного и (или) физического развития, совершенствование психических и физических функций, сохранной сенсорной сферы и нейродинамических механизмов компенсации дефекта. Система коррекционной работы включала в себя ряд взаимосвязанных специальных приемов и мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития умственно отсталых детей. К организационным формам данного вида деятельности традиционно относились: коррекционные занятия, в том числе индивидуальные с учителямидефектологами, учителями-логопедами и педагогом-психологом; неделя педагога психолога; неделя учителя-дефектолога; неделя учителя-логопеда. С целью создания оптимальных условий обучения, развития, социализации и адаптации обучающихся в Учреждении действует психолого-педагогический консилиум (далее - ППк), который является одной из форм взаимодействия администрации, педагогических работников Учреждения и родителей (законных представителей). В 2022 году обследование на заседаниях ППк прошло 81 человек, что на 6 детей больше, чем в 2021 году. 5. Востребованности выпускников Показателем востребованности выпускников МКОУ «Белоярская ШИ» является устройство выпускников в учреждения среднего профессионального образования по программам профессионального обучения. В 2022 году свидетельства об обучении получили 19 человек, из которых 9 продолжили обучение. Наименование образовательного учреждения, в котором выпускник продолжает обучение ГБПОУ РХ «Хакасский колледж профессиональных технологий, экономики и сервиса» Филиал ГБПОУ РХ «Хакасский политехнический колледж» п. Усть Абакан. 2021 год Количество выпускников / % 1 человек / 7% 2022 год Количество выпускников / % 3 человека / 16% 4 человека / 28% 5 человек / 26% 20 Филиал «Южного аграрного техникума» с. Идра ГБПОУ РХ ПУ № - 15 с. Бея. не обучаются, в том числе: по состоянию здоровья трудоустроены 1 человек / 5% 5 человек / 35% 4 человека / 28% 3 человека / 21% 1 человек / 7 % 9 человек /47% 8 человек / 42% 1 человек / 5 % Данные таблицы показывают снижение количества выпускников продолживших обучение на 20% по сравнению с 2021 годом. Так в 2021 году не продолжили обучение 28% выпускников, из них: 21% - по состоянию здоровья, в 2022 году не продолжили обучение 47% выпускников из них 42% - по состоянию здоровья), 5% – трудоустроено. 6. Оценка кадрового обеспечения Развитие кадрового потенциала, создание условий для профессионального развития каждого педагога является ключевым фактором развития образовательного учреждения. В Учреждении сложилась система традиционных направлений повышения уровня педагогического мастерства: курсовая подготовка; профессиональная переподготовка; самообразование; презентация и тиражирование новаторских и инновационных идей; конкурсы профессионального мастерства, аттестация; работа с молодыми педагогами. В Учреждении 33 педагога, из них 8 воспитателей, 19 учителей, социальный педагог, педагог - организатор, педагог - психолог, учитель - логопед, учитель дефектолог. Кроме того в Учреждении работает 7 учителей– внешних совместителей, реализующих образовательные программы по индивидуальным учебным планам на дому. Образовательный ценз педагогических работников: Показатели для анализа 2021 г. 2022 г. Количество педагогов, имеющих высшее 26 (78%) 26 (78%) образование Количество педагогов, имеющих среднее 7 (21%) 7 (21%) профессиональное образование Количество педагогов, имеющих 33 (100%) 33 (100%) специальное (коррекционное образование) Педагогические работники своевременно проходят курсы квалификации, в том числе курсы, обеспечивающие эффективную реализацию ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Наличие квалификационной подготовки Количество педагогов, имеющих курсовую 21 2021 г. 33 (100%) 2022 г. 33 (100%) подготовку (72 часа), из них Количество педагогов, имеющих курсовую подготовку «Реализация ФГОС в коррекционном образовании» 33 (100%) 33 (100%) Таким образом, в 2022 г. все педагогические работники имеют специальное (коррекционное образование) и курсовую подготовку. В последнее время среди педагогических работников набирают популярность вебинары. В рассматриваемый период 2022 г. более 90% педагогов Учреждения стали участниками республиканских и всероссийских вебинаров по различным актуальным темам. Главной составляющей оценки качества профессионализма педагогических работников является квалификационная категория. Доля педагогов Учреждения, имеющих квалификационную категорию. Показатели для анализа 2021 г. 2022 г. Доля педагогов, имеющих высшую квалификационную 6% 3% категорию, от общего количества педагогов школы Доля педагогов, имеющих первую квалификационную 67% 73% категорию Доля педагогов, имеющих аттестацию с целью 3% 5% подтверждения соответствия занимаемой должности (СЗД) Доля педагогов, не имеющих квалификационную 24% 19% категорию, СЗД Как видно из таблицы в 2022 г. в Учреждении наблюдается положительная динамика доли педагогов, имеющих первую квалификационную категорию и доли педагогов аттестованных на соответствие занимаемой должности. Отраслевые награды педагогических работников МКОУ «Белоярская ШИ» свидетельствует о признании профессионализма работников. Показатели для анализа 2021 г. 2022 г. Количество педагогов, имеющих нагрудный знак 4 4 «Почетный работник общего образования РФ» Количество педагогов, имеющих Почѐтную грамоту 1 1 Министерства образования и науки РФ Количество педагогов, имеющих Почѐтную грамоту 11 11 Министерства образования и науки РХ Итого: 16 16 Общее количество педагогических работников МКОУ «Белоярская ШИ» осталось на прежнем уровне отмеченных отраслевыми наградами Министерства образования и науки РХ. Педагоги школы активно принимают участие в различных мероприятиях не только школьного и муниципального уровня, но и выходят на более высокие уровни: республиканский, всероссийский, международный. Показатели для анализа 2021 г. 2022 г. Количество педагогов – участников 18 (51%) 17(52%) профессиональных конкурсов Количество педагогов – участников муниципальных 10(29%) 6 (18%) 22 мероприятий Количество педагогов – участников республиканских мероприятий Количество педагогов – участников Всероссийских мероприятий Количество педагогов – участников международных мероприятий Количество педагогов, имеющих публикации в профессиональных изданиях 16 (46%) 18 (37%) 13 (37%) 20 (60%) 2 (6%) 1 (3%) 11 (31%) 12 (33%) Данные таблицы свидетельствуют о создании оптимально благоприятных условий для трансляции и тиражирования педагогического опыта. Положительная динамика увеличения количества педагогов, транслирующих и тиражирующих свой опыт прослеживается по ряду, представленных в таблице, показателей. Наиболее значимые - участие во Всероссийских и международных мероприятиях. Показатель среднего возраста педагогов МКОУ «Белоярская ШИ» в сравнении с предыдущим, 2022 г. не изменился и составляет 47 лет. Состав педагогического коллектива по возрасту на 31.12.2022г.: Показатели для анализа Количество педагогов до 30 лет Количество педагогов до 40 лет Количество педагогов до 50 лет Количество педагогов до 55 лет Количество педагогов свыше 55 лет 2021 г. 4 (12%) 5 (15%) 9 (27%) 3 (9%) 12 (36%) 2022 г. 4 (12%) 7 (21%) 10 (30%) 3 (9%) 9 (27%) Анализ данных таблицы показывает: увеличение количества педагогов до 50 лет; уменьшение количества педагогов до 30 ле; увеличение количества педагогов до 40 лет; уменьшение количества педагогов свыше 55 лет. Таким образом, в Учреждении работает стабильный, профессиональный педагогический коллектив, имеющий специальное образование, своевременно повышающий уровень профессионализма. 7. Оценка учебно-методического и библиотечно-информационного обеспечения Учреждение имеет специальную учебно-методическую базу для развития и обучения детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями): 1. Наличие специализированных кабинетов, помещений для реализации рабочих программ и воспитательной деятельности: 1 – 4 классы Русский язык и литература Математика Учитель-логопед 23 Количество 4 2 1 1 2. 3. 4. 5. 6. Учитель-дефектолог/ кабинет профилактики 1/0 Профильный труд 3 Педагог - психолог 1 Спортивный зал /актовый зал 1/0 Музыка 1 СБО 1 Библиотека /читальный зал 1/1 Социальный педагог 1 Прачечная 1 Душевая 3 Информационно-техническое оснащение Количество компьютеров: стационарный 10 ноутбук 20 Мультимедийный проектор 4 Интерактивная доска 2 Подключение к сети Интернет GPON Наличие локальной сети Да Наличие сайта образовательного учреждения в сети Korschool.edusite.ru Интернет Обеспеченность библиотечно-информационными ресурсами: Всего книг, 3294 из них учебники 1704 Наличие специализированных помещений для организации медицинского обслуживания обучающихся Медицинский кабинет 1 Процедурный кабинет 1 Изолятор 1 Наличие специализированных помещений для организации питания Столовая на 60 посадочных мест 1 Наличие условий для организации спортивной работы Спортивный зал 1 Спортивная площадка 1 Игровая площадка 1 Наличие иных условий Теплица 1 Спальный корпус (6 спален, игровая комната) 1 Оснащение учебных кабинетов соответствует требованиям для реализации адаптированных основных общеобразовательных программ. Для формирования предметно-практических действий Учреждение имеет разнообразные по свойствам и внешним признакам материалы, игрушки и др. Двигательное развитие происходит с использованием разнообразного спортивного инвентаря (коньки, лыжи, теннисный стол и др.). 24 В целях эффективного преподавания предмета «Профильный труд» в Учреждении функционируют мастерские швейного и столярного дела соответствующие современным требованиям. Библиотечно-информационное обеспечение Библиотека располагает достаточным количеством учебников, словарей, справочной литературы. Показатели 2021 г. 2022 г. Основной фонд библиотеки 3635 3794 Справочная литература 150 150 Методическая литература 150 150 Учебный фонд 1421 1704 В библиотеке имеется 8 посадочных мест, оборудованных ноутбуками, с выходом в Интернет. На рабочем месте библиотекаря находится компьютер с выходом в Интернет, принтер. Обеспеченность учебниками и учебными пособиями составляет 100%. 8. Оценка материально-технической базы В Учреждении созданы условия для обеспечения доступа в здание учебного корпуса, передвижения по территории Учреждения и зданию учебного корпуса: асфальтовое покрытие для передвижения колясок; пандус; удобная входная группа; расширенные дверные проемы; специальная гигиеническая комната; сменные кресла-коляски – 2 единицы; мобильный лестничный подъемник для людей с ограниченными возможностями здоровья - 1 единица. Для обучения и развития инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудованы кабинеты педагога-психолога, учителей-логопедов, учителей-дефектологов, сенсорная комната в которых имеется: фиброоптическое волокно, сухой бассейн, тактильная дорожка, стол для рисования песком, световой шар, пузырьковая колба; стенды акустической и сенсорной тренировки – 4 единицы; специальная клавиатура для работы на персональном компьютере лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата. В 2022 году материально-техническая база пополнена на 760 940 рублей из республиканского бюджета- бюджета Республики Хакасия, из муниципального бюджета- бюджета Алтайского района выделены денежные средства в размере 40 000 рублей на текущий ремонт, 28 703 рублей на приобретение товаров для нужд школы (писсуар, смесители, строительные материалы). На здании спального корпуса заменен уличный прожектор для безопасного прохождения в темное время суток на сумму 3 272 рублей. Для работы над патриотическим воспитанием учащихся приобретены флаги на сумму 850 рублей и установлен уличный флагшток на сумму 35 000 руб. 25 Произведен капитальный ремонт спортивного зала на сумму 1 479 105 руб. Оборудована спортивная площадка на территории на сумму 1 840 127, 20 рублей. Акт готовности МКОУ «Белоярская ШИ» к 2022 – 2023 учебному году подписан службами без замечаний. 9. Функционирование внутренней системы оценки качества образования Функционирование внутренней системы оценки качества образования (далее ВСОКО) осуществляется в соответствии с Положением о внутренней системе оценки качества образования в МКОУ «Белоярская ШИ», утвержденным приказом МКОУ «Белоярская ШИ» от 16.11.2018 г. № 26-7. ВСОКО включает следующие направления: качество реализации образовательных программ; качество условий реализации образовательных программ; качество образовательных результатов обучающихся. Основными мероприятиями ВСОКО являются: 1. Мероприятия оценки качества реализации АООП ФГОС, АООП: оценка реализуемых в Учреждении АООП ФГОС, АООП требованиям действующего законодательства; контроль полноты реализации рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) и контроль качества преподавания учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей); оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством АООП ФГОС, АООП. 2. Мероприятия оценки качества условий реализации образовательных программ: контроль состояния условий реализации АООП ФГОС, АООП и мониторинг реализации Программы развития в части улучшения условий реализации АООП ФГОС, АООП; оценка условий реализации АООП ФГОС; оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством условий реализации АООП ФГОС, АООП. 3. Мероприятия оценки качества образовательных результатов обучающихся: мониторинг достижения обучающимися планируемых предметных результатов освоения АООП ФГОС, АООП; мониторинг личностного развития обучающихся, в том числе сформированности у обучающихся базовых учебных действий (далее – БУД); оценка удовлетворенности участников образовательных отношений качеством образовательных результатов обучающихся. 4. Систематизация и обработка оценочной информации, подготовка аналитических документов по итогам ВСОКО. По итогам ВСОКО формировался план внутришкольного контроля – включены мероприятия учебно-воспитательной и коррекционно - развивающей работы, требующие особого внимания со стороны администрации Учреждения: контроль за освоением рабочих программ по предметам Учебного плана 26 Учреждения; контроль за освоением рабочих программ по внеурочной деятельности; Учреждения; контроль за освоением рабочих программ дополнительного образования Учреждения; контроль за сопровождением детей – инвалидов; контроль за сопровождением детей с ОВЗ; контроль знаний и умений обучающихся 2-9 классов по предметам: природоведение, биология, география, история Отечества, обществознание, музыка, физкультура, изобразительное искусство; контроль за кадровым обеспечением. По результатам ВСОКО в 2022 году установлено следующее: 1. Содержание Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 1, Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) вариант 2, Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 5-9 класса, Адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, интеллектуальными нарушениями со сложной структурой дефекта, соответствуют требованиям Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральному государственному общеобразовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденному приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 №1599 (экспертная оценка). 2. Рабочие программы по предметам (чтение (чтение и развитие речи), русский язык (письмо и развитие речи), математика, мир природы и человека, природоведение, биология, география, история Отечества, обществознание, ручной труд, профильный труд (швейное дело, столярное дело), производительный труд, социально – бытовая ориентировка) учебного плана Учреждения реализованы в полном объеме. 3. В Учреждении созданы условия для реализации АООП ФГОС и АООП. 4. Систематически проводится мониторинг оценки качества образовательных результатов. В 2022 году мониторинг достижений планируемых результатов показал, что успеваемость по учебным (общеобразовательным) предметам 100%; мониторинг личностного развития обучающихся показал стабильность формирования личностных результатов. 5. Обеспеченность квалифицированными кадрами МКОУ «Белоярская ШИ» составляет 100%. 27 II. Результаты анализа показателей деятельности МКОУ «Белоярская ШИ» за 2022 г. Показатели деятельности МКОУ «Белоярская ШИ» Подлежащей самообследованию за 2022 г. Показатели 1. 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 1.10 1.11 Образовательная деятельность Общая численность учащихся Численность учащихся по образовательной программе начального общего образования Численность учащихся по образовательной программе основного общего образования Численность учащихся по образовательной программе среднего общего образования Численность/удельный вес численности учащихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации, в общей численности учащихся Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по русскому языку Средний балл государственной итоговой аттестации выпускников 9 класса по математике Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по русскому языку Средний балл единого государственного экзамена выпускников 11 класса по математике Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные результаты на государственной итоговой аттестации по русскому языку, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших неудовлетворительные 28 Единица измерения Значение показателя человек человек 95 95 человек - человек - человек/% 39/55 балл - балл - балл - балл - человек/% - человек/% - 1.12 1.13 1.14 1.15 1.16 1.17 1.18 результаты на государственной итоговой аттестации по математике, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по русскому языку, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших результаты ниже установленного минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, не получивших аттестаты об основном общем образовании, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, не получивших аттестаты о среднем общем образовании, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности выпускников 9 класса, получивших аттестаты об основном общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 9 класса Численность/удельный вес численности выпускников 11 класса, получивших аттестаты о среднем общем образовании с отличием, в общей численности выпускников 11 класса Численность/удельный вес численности учащихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах, в общей численности учащихся 29 человек/% - человек/% - человек/% - человек/% - человек/% - человек/% - человек/% 66/72 Численность/удельный вес численности учащихся-победителей и призеров олимпиад, смотров, конкурсов, в общей численности учащихся, в том числе: 1.19.1 Регионального уровня 1.19.2 Федерального уровня 1.19.3 Международного уровня 1.20 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование с углубленным изучением отдельных учебных предметов, в общей численности учащихся 1.21 Численность/удельный вес численности учащихся, получающих образование в рамках профильного обучения, в общей численности учащихся 1.22 Численность/удельный вес численности обучающихся с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения, в общей численности учащихся 1.23 Численность/удельный вес численности учащихся в рамках сетевой формы реализации образовательных программ, в общей численности учащихся 1.24 Общая численность педагогических работников, в том числе: 1.25 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование, в общей численности педагогических работников 1.26 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих высшее образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников 1.27 Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование, в 1.19 30 человек/% 70/76 человек/% человек/% человек/% человек/% 18/20 10/11 11/12 - человек/% - человек/% - человек/% - человек 33 человек/% 26/78,8 человек/% 26/78,8 человек/% 7/21,2 1.28 1.29 1.29.1 1.29.2 1.30 1.30.1 1.30.2 1.31 1.32 1.33 общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, имеющих среднее профессиональное образование педагогической направленности (профиля), в общей численности педагогических работников Численность/удельный вес численности педагогических работников, которым по результатам аттестации присвоена квалификационная категория в общей численности педагогических работников, в том числе: Высшая Первая Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников, педагогический стаж работы которых составляет: До 5 лет Свыше 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте до 30 лет Численность/удельный вес численности педагогических работников в общей численности педагогических работников в возрасте от 55 лет Численность/удельный вес численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших за последние 5 лет повышение квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной организации деятельности, в общей численности педагогических и 31 человек/% 6/18,2 человек/% 25/76 человек/% человек/% 1/3,0 23/70,0 человек/% человек/% человек/% 5/15 12/36 4/13 человек/% 12/36 человек/% 33/100 1.34 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.4.1 2.4.2 2.4.3 2.4.4 2.4.5 2.5 2.6 административно-хозяйственных работников Численность/удельный вес человек/% численности педагогических и административно-хозяйственных работников, прошедших повышение квалификации по применению в образовательном процессе федеральных государственных образовательных стандартов в общей численности педагогических и административно-хозяйственных работников Инфраструктура Количество компьютеров в расчете на единиц одного учащегося Количество экземпляров учебной и единиц учебно-методической литературы из общего количества единиц хранения библиотечного фонда, состоящих на учете, в расчете на одного учащегося Наличие в образовательной организации да/нет системы электронного документооборота Наличие читального зала библиотеки, в да/нет том числе: С обеспечением возможности работы на да/нет стационарных компьютерах или использования переносных компьютеров С медиатекой да/нет Оснащенного средствами сканирования да/нет и распознавания текстов С выходом в Интернет с компьютеров, да/нет расположенных в помещении библиотеки С контролируемой распечаткой да/нет бумажных материалов Численность/удельный вес численности человек/% учащихся, которым обеспечена возможность пользоваться широкополосным Интернетом (не менее 2 Мб/с), в общей численности учащихся Общая площадь помещений, в которых кв.м осуществляется образовательная деятельность, в расчете на одного учащегося 32 33/100 0,06 35,6 да да да нет нет да да 92/100 4,3 кв.м Анализ результатов деятельности МКОУ «Белоярская ШИ» позволяет сделать вывод о том, что МКОУ «Белоярская ШИ» сохраняет основные параметры, стабильно функционирует и динамично развивается, обеспечивая конституционные права граждан на образование, выбор учебных программ, дополнительные образовательные услуги в комфортной, безопасной, здоровьесберегающей среде. Анализ показателей деятельности, подлежащих самообследованию. показал: количество реализуемых адаптированных основных общеобразовательных программ сохранено; снижение численности обучающихся, успевающих на «4» и «5» по результатам промежуточной аттестации; снижение количества детей, обучающихся индивидуально на дому (на 4 обучающихся); 100% выпускников 2022 г. получили свидетельства об обучении; снижение количества обучающихся, посещающих кружки, за счет увеличения количества обучающихся, охваченных курсами внеурочной деятельности, предусмотренными Учебным планом Учреждения; увеличение количества обучающихся, принявших участие в различных олимпиадах, смотрах, конкурсах; снижение численности педагогических работников, имеющих высшую квалификационную категорию; увеличение количества педагогов, имеющих первую квалификационную категорию; своевременное прохождение повышения квалификации/профессиональную переподготовку по профилю педагогической деятельности. Инфраструктура Учреждения не изменилась: количество компьютеров в расчете на одного учащегося, количество экземпляров учебной и учебнометодической литературы в расчете на одного учащегося не значительно увеличилось, площадь помещений, в которых осуществляется образовательная деятельность в расчете на одного учащегося (за счет уменьшения количества обучающихся). В Учреждении функционирует система электронного документооборота. В библиотеке имеется выход в Интернет. Общие выводы по итогам самообследования В результате проведенного самообследования можно сделать следующие выводы: 1. Созданы условия для реализации стратегической цели развития Учреждения –формирование и развитие личности каждого участника образовательных отношений способствующих успешной социализации и адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. 2. Наблюдается сохранение стабильных результатов во всех системах образовательных отношений. 3. Стабильное качество образования достигается за счет формирования ключевых компетенций обучающихся и педагогов, повышения их учебной, профессиональной мотивации, роста культуры интеллектуальной деятельности, осуществления общественно - педагогических акций и событий, организации 33 34